Скачать:TXTPDF
Мишне Тора. Маймонид. Учитель и целитель

«Экклезиаст» и

«Песнь песней». А также книги Даниэля, Иова, книга Летописей,

и остальные похожие тексты были составлены от Святого наития, и

потому называются «Писаниями»628 …К этому рангу принадлежали

семьдесят старцев…, а также всякий Первосвященник, опрашиваемый посредством «Урим и Тумим».629 И знай, что также Билам

626 Книга «Шофтим» — «Судей», 14: 6.

627 Сравни с Платоном:

…Значит, мы правильно назовём людьми Божественными тех, о ком только что говорили, — прорицателей и провидцев и всякого рода поэтов; и с неменьшим правом

мы можем назвать Божественными и вдохновенными государственных людей: ведь и

они, движимые и одержимые Богом, своим словом совершают много великих дел, хотя

иногда и сами не ведают, что говорят…

(Платон, трактат «Менон», 99d4 — 11)

628 От ивритского «Ктувим» — пассивная форма от корня «Каф-Тав-Бет» — писать. То есть

были записаны, «продиктованные» Святым наитием.

629 Книга «Шмот» — «Исход», 28: 30:

На нагрудник судный возложи «Урим и Тумим», и они будут на сердце Аарона,

когда предстанет перед Господом; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израиля на

сердце своем перед Господом.268 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа

(Валаам) был из этой категории в свои «правильные» времена —

это имеет в виду Тора, в словах: «…И вложил Господь слово в уста

Билама»,630 — как будто сообщая, что говорит Билам посредством

Духа Божьего…

3. Это начальный уровень пророчества среди тех, кто говорит: «и

было ко мне слово Господне». …Суть заключается в том, что пророк видит аллегорию во сне при выполнении всех тех условий, которые предшествовали проявлению пророчества;631 и в самом

этом пророческом сне станет ясной эта аллегория, в чем её

смысл, — таково, например, большинство аллегорий пророка

Захарии.

4. Это уровень, когда пророк слышит ясные слова в пророческом

сне, но не видит Того, Кто говорит их, как случилось с пророком

Шмуэлем в первое видение…632

5. Это уровень, когда с ним разговаривает муж во сне, как сказано

о некоторых пророчествах Йехезкеля: «И сказал мне этот муж:

«Человек!..».633

6. Когда с ним разговаривает ангел во сне, и это состояние большинства пророков, как сказано: «И сказал мне ангел Божий во сне…».634

7. Когда видит в пророческом сне, будто Он, да вознесётся Он, разговаривает с ним; как сказано в изречении Йешаягу об этом: «…Я

видел Господа…»…635

8. Когда приходит к нему Откровение в пророческом видении, и он видит аллегории, как Авраам в «Видении между частями»636, потому

что те аллегории «приходили» в дневном видении…

Урим и Тумим — важная часть аксессуара одежды первосвященника, посредством которого он отвечал на жизненно важные вопросы. Этот аксессуар (нагрудник

судный) представлял из себя вытканное пятью видами нитей (золотая, голубая, пурпурная, темно-красная и нить тонкого льна) полотно, длина которого в два раза превышала длину ширины. На этом полотне были закреплены двенадцать камней по три в каждом ряду. На каждом камне было выгравировано имя одного из двенадцати колен.

Вдобавок к этому на камнях были распределены буквы еще пяти слов (Авраам, Ицхак,

Яаков, Шивтей, Ешурун) так, чтобы общее количество букв на каждом камне не превышало шести. Это прямоугольное полотно складывалось вдвое, так что приобретало вид

квадрата и носилось на груди первосвященника. Во внутрь образовавшегося кармана

было положено четырехбуквенное, непроизносимое имя Бога, благодаря которому

первосвященник, находясь в состоянии пророческого наития, мог прочесть ответ по выступившим на камнях буквам.

630 Книга «Бемидбар» — «Числа», 23: 5.

631 Совершенство разума, достигаемое с помощью учебы, совершенство воображения

с рождения, совершенство человеческих качеств.

632 Книга «Шмуэль-1» — «1-я Царств», 3: 1—8. Когда Бог впервые обратился к пророку Шмуэлю (Самуилу), будущий пророк посчитал, что его зовет Эли а-коэн. Так продолжалось

еще два раза, пока Эли а-коэн не осознал, что это Бог зовет Шмуэля.

633 Книга «Йехезкель» — «Иезикииль», 40: 4.

634 Книга «Берешит» — «Бытие», 31: 11.

635 Книга «Ишайя» — «Исайя», 6: 1.

636 Книга «Берешит» — «Бытие», 15: 9—10.Пророчество 269

9. Когда слышит слова в видении, как сказано об Аврааме: «И вот слово Господне к нему говорит: не будет он твоим наследником…».637

10. Когда видит мужа, разговаривающего с ним в пророческом видении. И это подобно тому, как было с Авраамом в дубраве Мамре,638

а также с Йегошуа в Йерихо (Иерихоне).639

11. Когда видит ангела, разговаривающего с ним в видении, как Авраам в момент «Связывания Ицхака».640 И это, по-моему, вершина

пророческих уровней, о которых свидетельствуют наши Святые книги…, кроме, разумеется, пророческого дара Моше Рабейну.

(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших»,

ч. II, гл. 45, с. 262—266)

Во всех вышеперечисленные пророческих и предпророческих моделях обязательно участвует воображение, которое является посредником, или, если использовать религиозную терминологию — ангелом.

Единственное исключение — пророчество Моше Рабейну:

…Ты можешь спросить меня: «Ты перечислил пророческие уровни, в том числе те, где пророк непосредственно слышит речь Бога, Который разговаривает с ним, как с Йешаягу… Однако возможно ли такое, — ведь утверждалось, что каждый пророк слышит речь посредством ангела, — за исключением Моше Рабейну, о котором сказано:

«Устами к устам говорю Я с ним…»641?

Знай же, что посредником здесь является воображение…, ведь Бог

не разговаривает с ним наяву, а только в пророческом сне, ну а с

Моше Рабейну — из пространства над крышкою Ковчега Завета, между двумя «Крувим»,642 без использования воображения…

(Там же, с. 266)

Пророчество Моше Рабейну

Пророчество Моше Рабейну — уникально, находится на отдельном

уровне от «рядовых» пророчеств, и отличается от них принципиально —

отсутствием непременной составляющей остальных — фактором воображения:

637 Книга «Берешит» — «Бытие», 15: 4.

638 Там же, 18: 1—2:

И явился ему Господь в дубраве Мамре; а он сидит при входе в шатер во время

зноя дневного. И поднял очи свои и увидел, и вот три мужа перед ним…

639 Книга «Иегошуа» — «Иисус Навин», 5: 13—15.

640 Книга «Берешит» — «Бытие», 22: 9—12.

641 Книга «Бемидбар» — «Числа», 12: 8.

642 Книга «Шмот» — «Исход», 25: 22. «Крувим» — две фигурки младенцев мужского и женского пола завершали конструкцию ковчега завета, являясь неотъемлемой частью

крышки ковчега.270 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа

…Пророчество Моше Рабейну выделяется из пророчеств всех

остальных пророков четырьмя отличиями:

1. Кем бы ни был пророк, Бог будет разговаривать с ним только через

посредника, а с Моше Рабейну — без посредника…

2. Любого пророка «настигает» пророчество или во время сна…, или

днём, когда пророк впадает в транссостояние, когда у него перестают функционировать органы чувств и освобождаются мысли… К Моше же Бог обращается днём, когда он стоит между двумя «Крувим»…

3. В момент пророческого наития, хотя оно и происходит в видении и

при посредничестве ангела, у пророка ослабевает его телесный

темперамент…,643 а также его одолевает сильнейший трепет

душа чуть не покидает тело… А с Моше не так: речь Всевышнего

доходит до него, и при этом трепет нисколько не охватывает его…

4. Всех пророков пророчество настигает не по их воле, а по воле Бога:

бывает, пророк ожидает в течение нескольких лет, однако пророчество не посещает его… И мы уже наблюдали среди них того, кто

подготавливал себя к пророческому откровению путём умиротворения души и очищения мысли, как делал Элиша, сказав: «А сейчас

возьмите мне музыканта…»,644 — и снизошло на него пророчество.

Однако не факт, что когда пророк подготовит себя должным образом, то станет пророчествовать.

Однако когда желал Моше Рабейну пророческого откровения, то

говорил: «…Стойте, а я услышу, что повелит вам Господь».645 И ещё

Всевышний сказал: «…Скажи Аарону, брату твоему, чтобы он не во всякое время входил…»,646 — и сказали мудрецы, расшифровывая данное повеление: «К Аарону относится повеление «чтобы не входил»,

но не к Моше».647

(Сборник предисловий РаМБаМа к Мишне,

предисловие к главе «Хелек», принцип VII, с. 143—144)

Хотя вышеприведённые отличия и переводят пророчество Моше Рабейну на качественно иной уровень, тем не менее, общность пророчества Моше Рабейну и пророчества всех остальных пророков, которые

когда-либо были и будут, зиждется на едином принципе и сводится к

следующей модели: Бог — информацияпророк. Однако, согласно

Маймониду, эти модели по сути отличаются друг от друга так, как отли-

643 Темпераментсоотношение в различных пропорциях 4-х типов жидкостей в теле человека: крови, слизи, черной желчи и желтой (или белой) жидкости.

644 Книга «Мелахим — 2» — «4-я Царств», 3: 15. Полный стих звучит так: «А сейчас возьмите

мне музыканта! И когда музыкант играл на инструменте, тогда рука Господа коснулась Элиши».

645 Книга «Бемидбар» — «Числа», 9: 8.

646 Книга «Ваикра» — «Левит», 16: 2.

647

«Сифра» на книгу «Ваикра» — «Левит», 16: 2.Пророчество 271

чаются между собой сущности так называемых «сомнительных» слов.648

Таким образом, не удивительно, что РаМБаМ в тринадцати принципах

веры, кроме, собственно, пророчества выделил отдельным пунктом

пророчество Моше Рабейну. Ведь многие из предшественников Моше

Рабейну получали откровения свыше, дававшие конкретные указанияповеления к той или иной деятельности, или, наоборот, к воздержанию

от тех или иных поступков, и этого было достаточно до определённого

момента. Но из-за сложившейся ситуации на Земле необходимо было

из ряда вон выходящее событие, которое бы по своим масштабам напоминало бы акт первоначального творения мира, а также необходим

был для этих целей подобающий лидер. Акт творения в миниатюре —

это выход целой общности людей из египетского рабства,649 и рождение народа, а лидер — Моше Рабейну, который должен был руководить этим процессом. Но на этом его полномочия не прекратились. На

него также было возложено быть уполномоченным лицом в принятии

всей полноты Божественного знания, которое было им принято и материально зафиксировано в Торе. Это учение послужило залогом дальнейшего существования мира, поэтому было очень важно обеспечить

дальнейшую передачу этого знания — что и было предпринято Моше. А

то, что имело быть до этих событий (до Синайского Откровения), так

сказать, записывалось в одну книгу, а после этих событий — в совершенно иную книгу, которой мы руководствуемся по сей день. Читаем в

Комментарии на главу VII трактата «Хули?н»:

…И обрати своё внимание на этот великий принцип, включённый в

эту мишну: сказано ими: «С горы Синай запрещено», — тебе следует

знать, что всё, что мы делаем сегодня или от чего предостережены… —

исключительно вследствие повелений Бога через Моше, а не потому,

что Бог повелел это предшествовавшим Моше пророкам. Например,

мы не станем есть часть от живого не потому, что Бог запретил Ноаху

(Ною) есть часть от живого,650 а потому, что Моше запретил нам есть

часть от живого… И точно также мы не станем обрезать крайнюю плоть

потому, что Авраам обрезал крайнюю плоть себе и домочадцам мужского пола,651 а потому, что Бог повелел нам через Моше, чтобы мы делали обрезание, так же как сделал обрезание Авраам…

(РаМБаМ. Комментарий к Мишне. Раздел «Кодашим», с. 140—141)

После Синайского откровения последующие пророки также могли

лишь наставлять, увещевать и побуждать людей придерживаться того

пути, который был однажды намечен на горе Синай. Но уже никто с тех

пор не мог и не сможет добавить, придать новый смысл или отменить

648 О сомнительных словах см. словарь терминов в конце книги.

649 Десять египетских казней против десяти речений, с помощью которых был создан

мир.

650 Книга «Берешит» — «Бытие», 9: 4.

651 Там же,

Скачать:TXTPDF

. Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать бесплатно, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать онлайн