Скачать:TXTPDF
Мишне Тора. Маймонид. Учитель и целитель

всех норм поведения

человека…, которая в равной мере отдалена от двух крайностей…, поэтому первые мудрецы повелели, чтобы человек всегда занимался нормами своего поведения, оценивал их и направлял их по среднему пути,

чтобы стать цельным.

Каким образом это реализуется на практике? С одной стороны, не

быть гневливым, легко приходящим в ярость, а с другой — не мёртвым

телом, которое бесчувственно; но придерживаться среднего пути: приходить в ярость только для виду из-за чего-то значительного, ради чего стоит приходить в ярость, чтобы впредь такого больше не происходило…

Средний путь в поведении — это общее правило, у которого есть

некоторые исключения. Среди них такие качества как скромность, которое является антиподом высокомерия и надменности, и внутреннее

спокойствие, которое является полной противоположностью гнева. В

обоих случаях человеку необходимо всеми силами отдаляться от одной

крайности (высокомерие; гнев) и приближаться к другой (скромность;

внутреннее спокойствие). Эти две исключительные нормы поведения

заимствованы РаМБаМом от мудрецов Талмуда, чьи взгляды он разделял, будучи религиозным лидером и учителем:

А есть такие нормы поведения, в формировании которых человеку

запрещено руководствоваться средним путём, но ему следует отдаляться от них к другой крайности. И это высокомерие. Потому что неверно быть человеку лишь скромным, но следует быть уничижённым… Поэ-Человек и его задачи 277

тому сказано о Моше Рабейну: «очень скромный»,664 — но не сказано

только «скромный», поэтому повелели мудрецы: «Чрезвычайно старайся

быть уничижённым».665 И ещё сказали мудрецы: «Каждый, кто становится

высокомерным, отвергает основы»,666 — как сказано: «И станет высокомерным сердце твоё, и забудешь ты Господа, Бога твоего…».667

…И также гнев весьма вредное состояние, поэтому следует человеку отдаляться от него к другой крайности. …Сказали первые мудрецы: «Каждый, кто гневается, как будто поклоняется идолам»…,668 поэтому повелели дистанцироваться от гнева, пока не доведёт себя до такого состояния, когда уже не будет волноваться даже из-за вещей, которые обычно вызывают гнев

(РаМБаМ. Кодекс «Мишне Тора», раздел «Деот», II, 3)

Исключением являются также и люди, которые страдают от самых

разных крайностей в поведении. Поэтому желающим избавиться от

вредных черт, рекомендуется временно «примерить» противоположные качества, пока не сформируется привычка. А как известно, привычка — вторая натура:

…Если человек близок к одной крайности, пусть приблизится к

другой крайности, и ведёт себя так длительное время, пока не вернётся

к правильному пути, суть которого средняя мера

(Там же, 2)

Сама возможность приобретения человеком качеств предполагает свободу выбора. По Аристотелю, Бог не осведомлен о происходящем с отдельными индивидами, а только с тем, что вечно и неизменно,

а именно: о человеческом виде как о целом образовании. И эта неосведомлённость даёт возможность человеку самостоятельно принимать решения и действовать. Однако, по Маймониду, Бог осведомлён

о происходящем с отдельными индивидами, потому что, по его мнению, общих понятий (универсалий), таких как человеческий вид, вне умственных категорий не существует, а существуют реально только

индивидуумы.669 Более того, Его осведомлённость распространяется не

только на прошлое и настоящее, но и на будущее. И РаМБаМ уже ответил нам, что осведомлённость Бога не выводит событие из возможного состояния: Он знает единым с Ним знанием, которое ни в коем случае не вынуждает человека поступать против его воли. Однако это также не означает, что Бог совсем не реагирует на людские поступки и не

664 Книга «Бемидбар» — «Числа», 12: 3.

665 Вавилонский Талмуд, трактат «Авот», гл. IV, ст. 4.

666 Там же, трактат «Сота», 4б.

667 Книга «Дварим» — «Второзаконие», 8: 14.

668 Вавилонский Талмуд, трактаты «Шабат», 105б; «Недарим», 22а.

669 Трактат «Путеводитель заблудших», ч. III, гл. 18.278 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа

вмешивается в них, наоборот, Рабби Моше подчёркивает, что человек

как носитель разума близок «разумному» Богу, Который откликается на

его поведение, воздавая всегда по справедливости. В этом особом отношении человек исключителен, тогда как все остальные виды, населяющие подлунный мир, отданы на произвол случаю:

…Я считаю, что механизм Божественного надзора670 действует в

этом нижнем мире, то есть находящемся под сферой Луны, исключительно в отношении особей человеческого вида. …И добро и зло

причитаются им по заслугам, как сказано: «…Потому что все пути Его

справедливы…».671

Потому что я не считаю, что от Него что-то скрыто… Но я считаю, что

механизм надзора сопровождает разум человека и необходим ему,

так как механизм надзора осуществляется только от разумного…

(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. III, гл. 17, с. 312, 314)

Из вышесказанного вытекает, что мера Божественного надзора прямо пропорциональна мере разумного постижения человеком, которое происходит, как нам известно, через приобщение к Божественной

эманации. Чем глубже человек постигает, тем внимательней к нему

Вышнее:

Поэтому несомненно, что Его надзор за пророками будет более

пристальным…, Его надзор за праведными и благочестивыми людьми — по мере их праведности и благочестию… Однако о глупцах и злодеях (поскольку по мере отсутствия у них хоть лепты от сей Божественной эманации, их значимость упала, и были включены в систему

остальных особей животного мира) царь Давид иносказательно изрек: «…Скоту уподобились…»,672 — поэтому их убийство было «облегчено», и даже было заповедано (!!!) это делать ради общей пользы…673

(Там же, гл. 18, с. 315)

Сурово (а по нашим временам — неоднозначно), но по мнению

Маймонида — справедливо,674 потому что за многочисленными зада-

670 То есть наблюдение с целью охраны и контроля.

671 Книга «Дварим» — «Второзаконие», 32: 4.

672

«Теилим» — «Псалмы», 49: 13 и 21.

673 РаМБаМ имеет в виду тех людей, чьи воззрения принципиально неверны (буквально:

«люди, повернутые спиной к Царю»; к ним относятся различные группы идолопоклонников). Чем основательнее они придерживаются этих воззрений, тем дальше они от «царского двора». Такие люди хуже чем те, что пусты вообще от каких-либо воззрений, так

как они способны сбить с правильного пути.

674 РаМБаМ в Комментарии на трактат «Бава Кама», IV, 3 пишет:

…И не удивляйся этому…, несмотря на то, что они не совершили ничего плохого,

ибо тот, кто не достиг цельности в человеческих качествах, по правде говоря, не является человеком, а всё его назначение служить человеку…

(Комментарий к Мишне, раздел «Незикин», с. 16)Человек и его задачи 279

чами, стоящими перед всем многообразием бытия подлунного мира,

стоит одна единственная цельпроизвести на свет цельную личность,

всё существо которой будет направленно на постижение Истины, из

которого самым возвышенным и одновременно трудным является осознание единства Бога. Человек же, который не ставит себе таковое целью, просто остаётся на животном уровне, с которого он начинает свой

жизненный путь:

…И когда обнаружили, что целью всех этих объектов подлунного мира

является существование человека — это привело нас к необходимости

исследовать также, зачем появился человек и какова цель его создания.

…И обнаружили, что цель эта — в одном лишь назначении…, а именно:

верификация доказательств и познание истин — каковы они. Ибо невозможно, чтобы назначение человека заключалось в потреблении пищи, питье, интимных отношениях, строительстве стен или царствовании, ведь это

всё случайные состояния, которые увы не наполняют его сущность. И

ещё: в данных качествах он подобен другим видам живых существ, но мудрость — это то, что добавляет цельность к его сущности…

…Ибо человек, преследующий насыщение похотей, отдающий

предпочтение ощущениям и подчиняющий свой разум вожделению —

превращается в скот, который ничего иного не знает, кроме пищи, питья и спаривания. В таком случае Божественная мощь в нём не проявится, я хочу сказать: «Разум», и будет он подобен плавающей болванке в

бездне хаоса…

(Сборник предисловий РаМБаМа к Мишне,

предисловие к комментарию на Мишну, с. 56—57)

Планету Земля населяет огромное количество людей, среди которых доля людей, занимающихся постижением единства Творца, управления Создателем духовного и материального миров, — стремится к

нулю. В то время как все остальные люди занимаются этим либо время

от времени, не ставя себе таковое за цель всей жизни, или вообще об

этом не думают, а полностью поглощены бытовыми проблемами, в

кругу которых проходит вся их жизнь. Какова цель их существования в

контексте аксиомы отсутствия у Бога напрасных поступков? Читаем у

Маймонида:

Существование всех этих людей обусловлено двумя причинами:

Первая — прислуживать тому единственному мудрецу. Ведь если

бы все люди занимались поисками мудрости и философствовали —

тогда бы мир разрушился, а человеческий вид исчез с лица земли за

короткое времяПоэтому были созданы все эти люди, чтобы они занимались бытовыми делами, необходимыми в государстве, и тогда

мудрец сможет найти всё, в чём у него есть потребность

Вторая причина сотворения тех, у кого нет мудрости, в том, что

люди мудрости весьма малочисленны. И так было обусловлено Боже-280 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа

ственной мудростью, и нельзя вопрошать о том…: «Зачем Он сотворил так это?». Так же как нельзя спросить: «Зачем сфер создано девять, блуждающих небесных тел — семь, а элементов — четыре?» …И

потому были созданы массы людей, чтобы служить благородным людям «социумом»…

(Сборник предисловий РаМБаМа к Мишне,

предисловие к комментарию на Мишну, с. 58—60)

Итак, очевидно, что главная цель человека достижима, во-первых,

только в полном телесном здравии, когда образ жизни человека, его

рацион сбалансированы: человек не способен чем-либо заниматься,

когда он испытывает недомогание. Во-вторых, только в процессе самовоспитания, после выработки уравновешивающих душу и характер качеств и свойств. Как считал Рабби Моше, подлинно мудрый человек никак не может вожделеть или испытывать телесные страсти сверх нормальных физиологических потребностей.

Такие же задачи стоят и перед социумом, который необходим для

формирования цельного индивида. Как уже отмечалось, человек живёт

в обществе себе подобных, в которых у него есть естественная нужда:

он, в отличие от животных, настолько беспомощен в своём самостоятельном существовании, что если бы не жизнь в группе подобных ему

индивидов, он очень быстро исчез бы с лица земли. Человеческий индивид нуждается в целом комплексе необходимых для его выживания

услуг, которые он не способен обеспечить себе самостоятельно. Сюда

входит благоустройство жилища, пошив одежды, готовка пищи, создание семьи и многое другое. Следовательно, неизбежно объединение и

распределение обязанностей среди заинтересованных участников,

составляющих общество.

Но этому объединению препятствуют различия между людьми, такие

как цвет кожи, врождённые способности, культурное и религиозное наследия, воспитание, привычки, образование, порой приводящие к тому,

что сосуществование становится невыносимым, если, конечно, нет установленных правил, с которыми все члены группы готовы считаться ради

общих целей. Итак, человек по природе — политическое существо:

Уже было хорошо разъяснено, что человек по природе политичен675

и что в его природе потребность быть внутри сообщества. И он не такой как остальные животные, у которых нет потребности быть в коллективе: из-за множества составляющих у этого вида676 (ведь, как тебе известно, он был создан последним) возросли различия между особями

до такой высокой степени, что, возможно, ты вовсе не обнаружишь

даже двух индивидов, схожих хоть в каком-нибудь качестве…

675 От слова «polis» — город-государство в древней Греции. Политикаискусство управления одной из форм общежития — государством (см. Аристотель, трактат «Политика», I, 7—8).

676 Неживое, растительное, животное, человеческое.Человек и его задачи 281

И поскольку в природе каждой особи есть такое отличие, но общность тем не менее особям необходима, то невозможно никоим образом, чтобы общество преуспело без помощи лидера, который сбалансировал бы их действия…, пока не устранит естественные различия…,

Скачать:TXTPDF

. Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать бесплатно, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать онлайн