Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Мишне Тора. Маймонид. Учитель и целитель

и тогда общество станет упорядоченным…

(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. II, гл. 40, с. 254—255)

Однако цель политического объединения людей состоит не только в

удовлетворении естественных нужд индивида и социума или упорядочивании распределения ресурсов, и не для устранения несправедливости

как таковой. Конечно, государство выполняет эти очень важные функции,

создавая людям условия жизни, но главная, основная цель любого человеческого сообщества состоит в коллективном познании сущего. РаМБаМ

наглядно демонстрирует естественную зависимость индивидуума от общества и их обоюдную связь, равно как зависимость конечного этапа совершенства (познание) от начального этапа совершенства (устранение

болезней, голода, несправедливости), ведущего к конечному этапу:

…Уже доказано, что человек обладает потенциально двумя идеалами: начальный идеал — это телесное воплощение совершенства, и

конечный — это душевное воплощение совершенства.

Итак, начальный идеал заключается в том, чтобы быть максимально

здоровым, насколько позволяет состояние тела; а это возможно

только при доступности удовлетворения основных потребностей: в

пище и других телесных нуждах, как например в жилье, купании и других. Однако это не под силу осуществить одному человеку, изолированному от общества; также невозможно каждому в отдельности достичь необходимого без политического объединения677 — ведь известно, что человек по природе политичен.

А конечный идеал заключается в том, чтобы быть разумным актуально, то есть чтобы владеть знанием в актуальном состоянии, а именно:

познавать всю совокупность бытия в конечном воплощении совершенства; ясно, что у конечного идеала отсутствуют действия и качества, а

есть только воззрения…

Также очевидно, что конечного возвышенного идеала можно достичь только после достижения начального идеала, потому что человек

не способен создать представление о чём-либо…, когда он испытывает боль, сильный голод, жажду, жару или сильный холод

(Там же, ч. III, гл. 27, с. 337)

Как в мировоззрении роль Торы уникальна, так и решения вопросов

о правильном политическом устройстве и нравственном совершенствовании также находятся в ведении Торы:

677 Ведь один человек не способен одинаково хорошо шить, строить, варить, обучать и лечить; но что-то одно ему дается лучше, чем другому человеку; это значит, что ему следует заниматься тем, что он умеет делать лучше всего. А что касается всего остального,

то об этом позаботятся другие члены общества.282 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа

Поэтому я утверждаю, что Тора, хотя она и «неземного» происхождения, тем не менее, содержит «регуляторы» естественного (т.е. «земного»)…

(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. II, гл. 40, с. 255)

Многозначный текст Торы содержит как бы две составляющие, теоретическую и практическую:

…И истинное учение, как мы уже сказали… (а это учение Моше Рабейну), пришло помочь нам в осуществлении двух идеалов…, а именно: в исправлении отношений людей друг с другом путём устранения

несправедливости и выработки правильных, возвышенных человеческих качеств для возможности сосуществования членов политического

образования…, чтобы каждый из них мог достичь начального идеала;

после чего исправление образа мыслей и распространение правильных воззрений приведёт к достижению конечного идеала.

И Тора прямо уже …сообщила нам, что целью всего учения является достижение этих двух идеалов, как сказал, да превознесётся, Он: «И

заповедал нам Господь исполнять все постановления сии, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего, дабы хорошо было нам во все дни, дабы сохранить нашу жизнь, как и теперь»678 …Известно высказывание мудрецов, комментирующее сказанное Им: «…Чтобы тебе было хорошо и

чтобы продлились дни твои».679 Сказали мудрецы: «Чтобы тебе было хорошо — в мире, который весь суть благой; и чтобы продлились дни

твои — в мире, который весь суть долгий».680 И пояснили: «Дабы хорошо

было нам во все дни»…, — то есть имеется в виду достижение мира, который суть благой и долгий, а именно: вечное существование. И ещё

они сказали: «Дабы сохранить нашу жизнь, как и теперь», — а именно:

телесное существование…, которое «упорядочится» только посредством политического объединения, как мы уже объяснили.

(Там же, ч. III, гл. 27, с. 337 — 338)

Назначение и внутренний смысл заповедей

Продолжая наше повествование, напомним, что у заповедей Торы,

среди прочего, два основных назначения:

678 Книга «Дварим» — «Второзаконие», 6: 24. Первая часть фразы «…дабы хорошо было

нам во все дни» говорит об усвоении правильного мировоззрения, которое обеспечивает человеку вечное существование (об этом говорит обстоятельство времени «во все

дни» — в том числе посмертного существования) в мире чистого разума (см. далее

раздел «Конечное воздаяние в грядущем мире»). А вторая часть фразы «…дабы сохранить нашу жизнь, как и теперь» говорит о правильном общественно-политическом

устройстве (об этом говорит обстоятельство времени «как и теперь»).

679 Там же, 22: 7.

680 Вавилонский Талмуд, трактат «Кидушин», 39б.Человек и его задачи 283

1. Устранение несправедливости в обществе и стимулирование выработки в людях хороших, достойных черт характера, которые могут и

должны привести к здоровым общественным взаимоотношениям.681

2. Формирование правильных представлений об устройстве мироздания, концепции о единстве Бога, о творении.682

Рабби Моше все заповеди разбил на четырнадцать групп, которые,

на первый взгляд, не имеют смыслового родства. Однако, внимательный читатель обнаружит, что все они могут быть сведены к упомянутым

выше двум позициям:

Я решил поделить все заповеди …на четырнадцать групп:

1. Включает в себя заповеди, являющиеся основополагающими — те,

что мы перечислили в разделе «Основы Торы»…683

2. Включает в себя заповеди, связанные с запретом идолопоклонства — те, что мы перечислили в разделе «Идолопоклонство». …И

смысл этой группы понятен, ведь все они нацелены на укрепление истинных воззрений среди людей…

3. Включает в себя заповеди, связанные с подготовкой качеств — те,

что мы перечислили в разделе «Этические воззрения». Напомним,

что благодаря воспитанию правильных качеств у индивидуума

налаживаются людские и общественные отношения

4. Включает в себя заповеди, которые связаны с благотворительностью, ссудами, добрыми делами, и всё, что с этим связано…, все

заповеди, которые мы перечислили в книге «Посевы», кроме раздела «Смешение» и «Первые плоды».684 И смысл всех этих заповедей ясен, так как он обратим: человек, богатый сегодня, он или

его потомство — беден завтра; а человек, бедный сегодня, он или

его потомство — богат завтра.

5. Включает в себя заповеди, которые связаны с препятствованием

грабежу и несправедливости; это те, которые включила в себя книга «Ущербы» нашего труда Мишне Тора. Польза от этой группы

заповедей ясна.

6. Включает в себя заповеди, которые связаны с наказаниями, как,

например, право685 вора и грабителя или право лжесвидетелей,

681 Здесь идёт речь об уровнях духовного совершенствования, а именно: уровне «трепета

перед Богом». Ибо человек, придерживаясь этих правил, преследует «земные» цели,

такие как мир и благополучие в обществе и т. п., иными словами, такой человек еще

не осознал, что соблюдение заповедей имеет ценность само по себе — ведь они даны

Абсолютом.

682 А здесь идёт речь о высшем уровне — любви к Богу, так как формирование правильной концепции о Боге и т. п. не должно преследовать посторонних целей, это ценно

само по себе.

683 См. здесь и далее по списку: книга первая, раздел «Кодекс «Мишне Тора».

684 Эти заповеди относятся ко второй группе.

685 В значении совокупности законов о воре, грабителе, лжесвидетеле.284 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа

а также большая часть из того, что мы перечислили в книге «Судьи». Польза от этих заповедей ясна, ведь если не будет наказан

вредитель, то вред никак не будет устранён и не исчезнет всякий

злоумышленник

7. Включает в себя вещное право, которое связано с взаимоотношениями людей, как например сделки, аренда, залог, купля-продажа

и тому подобное, а также наследственное право из этой категории. Это заповеди, которые мы перечислили в книгах «Приобретение» и «Гражданские законы». Польза от этой группы ясна и очевидна, так как такие имущественные и партнёрские отношения нужны

людям в каждом государстве, и нужно установить справедливые законы, регламентирующие эту деятельность

8. Включает в себя заповеди о запрещённых днях,686 то есть о субботе

и праздничных днях. Писание уже пояснило причину выделения и

смысл каждого дня, который заключается в постижении воззрения687 и отдыхе тела…

9. Включает в себя остальные практические служения, как например,

молитва, чтение «Шма» и другие, которые мы перечислили в книге

«Любовь», кроме заповеди обрезания.688 Польза от этой группы заповедей ясна, ведь все они суть действия, которые укрепляют воззрения о любви к Богу, а также в том, что следует знать о Нём689 и что

относить к Нему.690

10. Включает в себя заповеди, которые связаны с Храмом, его утварью

и служением. Это заповеди, которые мы перечислили в части книги

«Служба». Мы уже упомянули выше о пользе этой группы.691

11. Включает в себя заповеди, которые связаны с жертвоприношениями. Это заповеди, большинство из которых мы перечислили в книге

«Служба» и книге «Жертвы»…

12. Включает в себя заповеди, которые связаны с ритуальной чистотой

и нечистотой. Общая цель их — «отдаление» от частого хождения в

Храм, чтобы в душах царствовали величие, трепет и страх

686 Включающие заповеди о днях, в которые запрещена работа.

687 Например, в смысл субботнего дня заключены две основные концепции: 1) о творении

мира; 2) об освобождении из египетского рабства. Концепция свободы из египетского

рабства символизирует свободу от материального рабства, а концепция творения

мира — что эта свобода всё ещё ограничена и не окончательна.

688 Эта заповедь относится к четырнадцатой группе.

689 Что Он воздает добром за соблюдение Его заповедей и наказывает за нарушение

(прим. — Капах Й.).

690 Что Он отвечает на мольбы людей (прим. — Капах Й.).

691 См. трактат «Путеводитель заблудших», ч. III, гл. 32. РаМБаМ считал, что группа заповедей о жертвоприношениях в Храме преследовала, среди прочих, также и воспитательные цели: чтобы получившие новый Закон люди постепенно смогли отойти от идолопоклонства. Разрешив жертвоприношения (что является, согласно Маймониду, отголоском языческих культов), Тора «пошла» на уступку, но с условием, чтобы приносить

жертвы не образам людей и животных, а Незримому, и не где пожелает сердце, а там,

куда Он укажет.Человек и его задачи 285

13. Включает в себя заповеди, которые связаны с запретом некоторых

видов пищи… Это заповеди, которые мы перечислили в разделах

«Запрещённая пища» и «Разрешённый способ убоя скота». Обеты

и «незирут»692 — из этой группы. У всех этих заповедей целью является — обрубить вожделение похотливости и разнузданности в постоянных поисках наслаждений …

14. Включает в себя заповеди, которые связаны с запретом некоторых

интимных отношений. Мы их перечислили в книге «Женщины» и в

разделе «Запрещенные интимные отношения». …У этих заповедей целью также является снижение половой активности, обуздание сексуального желания насколько это возможно, а также — чтобы не ставить это себе целью, как это делают неразумные люди.

(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших»,

ч. II, гл. 35, с. 353—355)

Идеальное общество

Идеальным обществом называется такое объединение людей, в котором соблюдены все вышеперечисленные требования. Это общежитие, где царят мир, достаток и процветание, которые освобождают человека от траты времени и сил на решение бытовых проблем и урегулирование конфликтов между людьми, а высвободившееся время человек использует на приобретение мудрости. Это объединение имеет

одну систему ценностей и взглядов — Тору, и признает одну власть

Теократию. Модель идеального государства РаМБаМ связывает с приходом царства мессии, при котором как раз и должны воплотиться

идеалы мира, справедливости, подчинения Высшей воле Бога и полное

знание о Нём:

…Мессианская эпоха — это время, когда

Скачать:TXTPDF

. Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать бесплатно, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать онлайн