и тогда общество станет упорядоченным…
(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. II, гл. 40, с. 254—255)
Однако цель политического объединения людей состоит не только в
удовлетворении естественных нужд индивида и социума или упорядочивании распределения ресурсов, и не для устранения несправедливости
как таковой. Конечно, государство выполняет эти очень важные функции,
создавая людям условия жизни, но главная, основная цель любого человеческого сообщества состоит в коллективном познании сущего. РаМБаМ
наглядно демонстрирует естественную зависимость индивидуума от общества и их обоюдную связь, равно как зависимость конечного этапа совершенства (познание) от начального этапа совершенства (устранение
болезней, голода, несправедливости), ведущего к конечному этапу:
…Уже доказано, что человек обладает потенциально двумя идеалами: начальный идеал — это телесное воплощение совершенства, и
конечный — это душевное воплощение совершенства.
Итак, начальный идеал заключается в том, чтобы быть максимально
здоровым, насколько позволяет состояние тела; а это возможно
только при доступности удовлетворения основных потребностей: в
пище и других телесных нуждах, как например в жилье, купании и других. Однако это не под силу осуществить одному человеку, изолированному от общества; также невозможно каждому в отдельности достичь необходимого без политического объединения677 — ведь известно, что человек по природе политичен.
А конечный идеал заключается в том, чтобы быть разумным актуально, то есть чтобы владеть знанием в актуальном состоянии, а именно:
познавать всю совокупность бытия в конечном воплощении совершенства; ясно, что у конечного идеала отсутствуют действия и качества, а
есть только воззрения…
Также очевидно, что конечного возвышенного идеала можно достичь только после достижения начального идеала, потому что человек
не способен создать представление о чём-либо…, когда он испытывает боль, сильный голод, жажду, жару или сильный холод…
(Там же, ч. III, гл. 27, с. 337)
Как в мировоззрении роль Торы уникальна, так и решения вопросов
о правильном политическом устройстве и нравственном совершенствовании также находятся в ведении Торы:
677 Ведь один человек не способен одинаково хорошо шить, строить, варить, обучать и лечить; но что-то одно ему дается лучше, чем другому человеку; это значит, что ему следует заниматься тем, что он умеет делать лучше всего. А что касается всего остального,
то об этом позаботятся другие члены общества.282 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа
…Поэтому я утверждаю, что Тора, хотя она и «неземного» происхождения, тем не менее, содержит «регуляторы» естественного (т.е. «земного»)…
(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. II, гл. 40, с. 255)
Многозначный текст Торы содержит как бы две составляющие, теоретическую и практическую:
…И истинное учение, как мы уже сказали… (а это учение Моше Рабейну), пришло помочь нам в осуществлении двух идеалов…, а именно: в исправлении отношений людей друг с другом путём устранения
несправедливости и выработки правильных, возвышенных человеческих качеств для возможности сосуществования членов политического
образования…, чтобы каждый из них мог достичь начального идеала;
после чего исправление образа мыслей и распространение правильных воззрений приведёт к достижению конечного идеала.
И Тора прямо уже …сообщила нам, что целью всего учения является достижение этих двух идеалов, как сказал, да превознесётся, Он: «И
заповедал нам Господь исполнять все постановления сии, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего, дабы хорошо было нам во все дни, дабы сохранить нашу жизнь, как и теперь»678 …Известно высказывание мудрецов, комментирующее сказанное Им: «…Чтобы тебе было хорошо и
чтобы продлились дни твои».679 Сказали мудрецы: «Чтобы тебе было хорошо — в мире, который весь суть благой; и чтобы продлились дни
твои — в мире, который весь суть долгий».680 И пояснили: «Дабы хорошо
было нам во все дни»…, — то есть имеется в виду достижение мира, который суть благой и долгий, а именно: вечное существование. И ещё
они сказали: «Дабы сохранить нашу жизнь, как и теперь», — а именно:
телесное существование…, которое «упорядочится» только посредством политического объединения, как мы уже объяснили.
(Там же, ч. III, гл. 27, с. 337 — 338)
Назначение и внутренний смысл заповедей
Продолжая наше повествование, напомним, что у заповедей Торы,
среди прочего, два основных назначения:
678 Книга «Дварим» — «Второзаконие», 6: 24. Первая часть фразы «…дабы хорошо было
нам во все дни» говорит об усвоении правильного мировоззрения, которое обеспечивает человеку вечное существование (об этом говорит обстоятельство времени «во все
дни» — в том числе посмертного существования) в мире чистого разума (см. далее
раздел «Конечное воздаяние в грядущем мире»). А вторая часть фразы «…дабы сохранить нашу жизнь, как и теперь» говорит о правильном общественно-политическом
устройстве (об этом говорит обстоятельство времени «как и теперь»).
679 Там же, 22: 7.
680 Вавилонский Талмуд, трактат «Кидушин», 39б.Человек и его задачи 283
1. Устранение несправедливости в обществе и стимулирование выработки в людях хороших, достойных черт характера, которые могут и
должны привести к здоровым общественным взаимоотношениям.681
2. Формирование правильных представлений об устройстве мироздания, концепции о единстве Бога, о творении.682
Рабби Моше все заповеди разбил на четырнадцать групп, которые,
на первый взгляд, не имеют смыслового родства. Однако, внимательный читатель обнаружит, что все они могут быть сведены к упомянутым
выше двум позициям:
Я решил поделить все заповеди …на четырнадцать групп:
1. Включает в себя заповеди, являющиеся основополагающими — те,
что мы перечислили в разделе «Основы Торы»…683
2. Включает в себя заповеди, связанные с запретом идолопоклонства — те, что мы перечислили в разделе «Идолопоклонство». …И
смысл этой группы понятен, ведь все они нацелены на укрепление истинных воззрений среди людей…
3. Включает в себя заповеди, связанные с подготовкой качеств — те,
что мы перечислили в разделе «Этические воззрения». Напомним,
что благодаря воспитанию правильных качеств у индивидуума
налаживаются людские и общественные отношения…
4. Включает в себя заповеди, которые связаны с благотворительностью, ссудами, добрыми делами, и всё, что с этим связано…, все
заповеди, которые мы перечислили в книге «Посевы», кроме раздела «Смешение» и «Первые плоды».684 И смысл всех этих заповедей ясен, так как он обратим: человек, богатый сегодня, он или
его потомство — беден завтра; а человек, бедный сегодня, он или
его потомство — богат завтра.
5. Включает в себя заповеди, которые связаны с препятствованием
грабежу и несправедливости; это те, которые включила в себя книга «Ущербы» нашего труда Мишне Тора. Польза от этой группы
заповедей ясна.
6. Включает в себя заповеди, которые связаны с наказаниями, как,
например, право685 вора и грабителя или право лжесвидетелей,
681 Здесь идёт речь об уровнях духовного совершенствования, а именно: уровне «трепета
перед Богом». Ибо человек, придерживаясь этих правил, преследует «земные» цели,
такие как мир и благополучие в обществе и т. п., иными словами, такой человек еще
не осознал, что соблюдение заповедей имеет ценность само по себе — ведь они даны
Абсолютом.
682 А здесь идёт речь о высшем уровне — любви к Богу, так как формирование правильной концепции о Боге и т. п. не должно преследовать посторонних целей, это ценно
само по себе.
683 См. здесь и далее по списку: книга первая, раздел «Кодекс «Мишне Тора».
684 Эти заповеди относятся ко второй группе.
685 В значении совокупности законов о воре, грабителе, лжесвидетеле.284 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа
а также большая часть из того, что мы перечислили в книге «Судьи». Польза от этих заповедей ясна, ведь если не будет наказан
вредитель, то вред никак не будет устранён и не исчезнет всякий
7. Включает в себя вещное право, которое связано с взаимоотношениями людей, как например сделки, аренда, залог, купля-продажа
и тому подобное, а также наследственное право из этой категории. Это заповеди, которые мы перечислили в книгах «Приобретение» и «Гражданские законы». Польза от этой группы ясна и очевидна, так как такие имущественные и партнёрские отношения нужны
людям в каждом государстве, и нужно установить справедливые законы, регламентирующие эту деятельность…
8. Включает в себя заповеди о запрещённых днях,686 то есть о субботе
и праздничных днях. Писание уже пояснило причину выделения и
смысл каждого дня, который заключается в постижении воззрения687 и отдыхе тела…
9. Включает в себя остальные практические служения, как например,
молитва, чтение «Шма» и другие, которые мы перечислили в книге
«Любовь», кроме заповеди обрезания.688 Польза от этой группы заповедей ясна, ведь все они суть действия, которые укрепляют воззрения о любви к Богу, а также в том, что следует знать о Нём689 и что
относить к Нему.690
10. Включает в себя заповеди, которые связаны с Храмом, его утварью
и служением. Это заповеди, которые мы перечислили в части книги
«Служба». Мы уже упомянули выше о пользе этой группы.691
11. Включает в себя заповеди, которые связаны с жертвоприношениями. Это заповеди, большинство из которых мы перечислили в книге
«Служба» и книге «Жертвы»…
12. Включает в себя заповеди, которые связаны с ритуальной чистотой
и нечистотой. Общая цель их — «отдаление» от частого хождения в
Храм, чтобы в душах царствовали величие, трепет и страх…
686 Включающие заповеди о днях, в которые запрещена работа.
687 Например, в смысл субботнего дня заключены две основные концепции: 1) о творении
мира; 2) об освобождении из египетского рабства. Концепция свободы из египетского
рабства символизирует свободу от материального рабства, а концепция творения
мира — что эта свобода всё ещё ограничена и не окончательна.
688 Эта заповедь относится к четырнадцатой группе.
689 Что Он воздает добром за соблюдение Его заповедей и наказывает за нарушение
(прим. — Капах Й.).
690 Что Он отвечает на мольбы людей (прим. — Капах Й.).
691 См. трактат «Путеводитель заблудших», ч. III, гл. 32. РаМБаМ считал, что группа заповедей о жертвоприношениях в Храме преследовала, среди прочих, также и воспитательные цели: чтобы получившие новый Закон люди постепенно смогли отойти от идолопоклонства. Разрешив жертвоприношения (что является, согласно Маймониду, отголоском языческих культов), Тора «пошла» на уступку, но с условием, чтобы приносить
жертвы не образам людей и животных, а Незримому, и не где пожелает сердце, а там,
куда Он укажет.Человек и его задачи 285
13. Включает в себя заповеди, которые связаны с запретом некоторых
видов пищи… Это заповеди, которые мы перечислили в разделах
«Запрещённая пища» и «Разрешённый способ убоя скота». Обеты
и «незирут»692 — из этой группы. У всех этих заповедей целью является — обрубить вожделение похотливости и разнузданности в постоянных поисках наслаждений …
14. Включает в себя заповеди, которые связаны с запретом некоторых
интимных отношений. Мы их перечислили в книге «Женщины» и в
разделе «Запрещенные интимные отношения». …У этих заповедей целью также является снижение половой активности, обуздание сексуального желания насколько это возможно, а также — чтобы не ставить это себе целью, как это делают неразумные люди.
(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших»,
ч. II, гл. 35, с. 353—355)
Идеальным обществом называется такое объединение людей, в котором соблюдены все вышеперечисленные требования. Это общежитие, где царят мир, достаток и процветание, которые освобождают человека от траты времени и сил на решение бытовых проблем и урегулирование конфликтов между людьми, а высвободившееся время человек использует на приобретение мудрости. Это объединение имеет
одну систему ценностей и взглядов — Тору, и признает одну власть —
Теократию. Модель идеального государства РаМБаМ связывает с приходом царства мессии, при котором как раз и должны воплотиться
идеалы мира, справедливости, подчинения Высшей воле Бога и полное
знание о Нём: