Скачать:TXTPDF
Мишне Тора. Маймонид. Учитель и целитель

монархия возвратится к

евреям, а они вернутся в землю Израиля. Тот монарх сделает столицей

своего царства «Цийо?н»,693 его имя возвеличится и распространится во

всех уголках земли в большей мере, нежели когда-то имя Шломо

(Соломона).694 Народы заключат с ним мир, а государства будут внимать ему, ибо велика его справедливость. Благодаря ему произойдут

великие события, а всякого, кто восстанет против него, Бог сломит и

предаст в его руки. И все стихи Писания подтверждают его успех и наш

успех вместе с ним…

692 Незирут — это воздержание от: 1) употребления вина и любых продуктов из винограда;

2) стрижки; 3) прикасания к мёртвому телу.

693

«« — »????Цийо?н» — «Сион» происходит от корня «цади — юд — нун» — отмечать, обозначать, выделять. «Цийон» — выделенное место, через которое осуществляется связь «небесного» и «земного», иными словами, Иерусалим.

694 Царь Соломон, сына царя Давида.286 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа

…В те дни людям станет весьма доступно пропитание, так что человек благодаря незначительным усилиям извлечёт много пользы. В отношении этого сказали мудрецы: «В будущем земля Израиля будет давать булки и одежду»,695 — ведь люди обычно говорят, когда что-нибудь

получается с лёгкостью или уже приготовлено: «Некто нашёл испечённый хлеб и сваренную пищу»…

И величайшая польза в то время будет заключаться в том, что мы будем освобождены от власти зла, которое удерживает нас от всех добродетелей, и приумножится мудрость, как сказал пророк: «…Ибо

земля будет наполнена знанием Господа…».696 Исчезнут споры и войны, как сказал пророк: «…Не поднимет народ на народ меча…».697 И

тот, кто будет жить в те дни, достигнет великого совершенства, благодаря которому удостоится жизни в грядущем мире.

…Однако пророки и праведники желали наступления мессианской эпохи отнюдь не для того, чтобы приумножить урожай и имущество…, но ради добродетельного объединения и благого управления, и

мудрости, и справедливости царя, …и его близости к Творцу, как сказал ему: «…Ты — сын мой…»;698 и исполнения всей Торы Моше без лености, без забот и без принуждения, как предначертал: «И не будут

учить друг друга…, ибо все будут знать Меня…».699

(Сборник предисловий РаМБаМа к Мишне,

предисловие к гл. «Хелек», с. 138—139)

На первый взгляд это похоже на иллюзию, мечту, невозможность

претворения в жизнь которой, казалось бы, очевидна. Конечно, можно

допустить, что такая модель и могла бы быть реализована среди небольшого количества людей, скажем, в небольшом закрытом поселении, однако даже в рамках одного народа, даже небольшого, убедить

его принять Тору и ограничить себя в её рамках не представляется возможным, а уж тем более всё человечество! Однако как бы это не казалось парадоксальным, большая часть пути уже пройдена. Как известно, и христианской и мусульманской религиями были взяты за основу

книги Священного Писания с кое-какими коррективами и дополнениями. Это касается христианской и мусульманской частей человечества,

которые признали Тору Моше Рабейну частью своих Священных Писаний. А что касается остальных людей, населяющих Землю, то благодаря завоеваниям и миссионерской деятельности этих религий, практически не осталось людей, не знакомых с такими словами как Библия,

Коран, которые зиждутся на Пятикнижии, а также на других книгах, составленных еврейскими пророками и царями. Итак, мессии осталось,

695 Вавилонский Талмуд, трактат «Шабат», 30б.

696

«Иешаягу» — «Исайя», 11: 9.

697

«Миха» — «Михей», 4: 3.

698

«Теилим» — «Псалмы», 2: 7.

699

«Ирмия» — «Иеремия», 31: 33.Человек и его задачи 287

считает Маймонид, только раскрыть людям глаза, указав на тот факт,

что то, что они называют Священным Писанием и признают в качестве

такового, по сравнению с источником искажено:

…Однако человек не способен постичь мысли Создателя мира,

потому что наши пути не Его пути, а наши мысли не Его мысли. Все

слова Иегошуа а-Ноцри (Иисуса из Назарета) и Ишмаэлита (Мухаммада), который был после него, были нужны только, чтобы проторить

дорогу царю-мессии и подготовить весь мир к совместному служению Богу, как сказано: «Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы

все призывали имя Господа и служили Ему единодушно».700

Каким образом это произойдёт? Весь мир уже наполнился словами о мессии, словами о Торе, словами о заповедях; и слова эти

распространились на далёких островах, среди множества народов, закрытых сердцем, — они обсуждают эти слова и эти заповеди

Торы: эти говорят, что эти заповеди были истиной, но уже не актуальны в это время…, а те говорят, что есть скрытые вещи в них, и их

нельзя понимать по-простому… И когда воцарится истинный царьмессия, и он преуспеет, и поднимется, все они сразу осознают, что

их отцы унаследовали ложь, и что их пророки и отцы ввели их в заблуждение.

(РаМБаМ. Кодекс «Мишне Тора»,

кн. «Шофтим», раздел «Мелахим ве милхамот», XI, 4)

Что касается пророчеств, повествующих об изменении законов

природы в мессианскую эпоху, то Рабби Моше с этим не согласен,

считая все описания поэтической аллегорией. Из слов пророков и мудрецов можно извлечь, что этому воцарению будет предшествовать война, а после этого будет установлен мир и власть единого Бога на всей

земле. В это время исчезнут голод, война и зависть, но будут изобилие и

достаток. И тогда настанет то, что мы называем конечным идеалом общества, который выражается в единственном стремлении — заниматься познанием Абсолюта:

Не подумай, что в мессианские дни что-то перестанет идти своим чередом или что будет что-то новое в творении — нет; мир идёт

своим чередом. А то, что сказано у Ишайи (Исайи): «И будет жить

волк вместе с ягнёнком, и леопард будет лежать вместе с козлёнком…

»,701 — аллегория: суть заключается в том, что израильтяне будут в

безопасности вместе со злодеями мира, уподобленными волку и леопарду…

Мудрецы сказали: «Между этим миром и днями мессии есть различие только в подчинении царств».702 Из прямого смысла слов проро-

700

«Цефания» — «Софония», 3: 9.

701

«Ишайя» — «Исайя», 11: 6.

702 Вавилонский Талмуд, трактат «Санэдрин», 91б.288 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа

ков следует, что вначале мессианских дней будет война с Гогом из

Магога703 и что до этой войны появится пророк у израильтян, чтобы направить их на правильный путь и подготовить их сердца,704 как сказано:

«Вот Я посылаю вам Элиягу (Илью) пророка…»705

…И все эти события и подобные им человек не в силах познать, каким образом они будут происходить, пока они не произойдут, потому

что эти события закрыты для понимания у пророков; также у мудрецов

нет полученного знания об этих событиях…, — поэтому у них есть разногласия касательно этих событий; как бы то ни было, распорядок этих

событий и их детали не являются основой в религии.

Пророки и мудрецы желали наступления мессианских дней не

для того, чтобы властвовать над всем миром… и не для того, чтобы есть,

пить и радоваться, а для того, чтобы быть свободными в изучении Торы

и мудрости и этому не было бы препятствующих, чтобы удостоиться

жизни грядущего мира…

В то время не будет ни голода, ни войны, ни зависти и соперничества, потому что будет излито много блага, и всякие наслаждения станут достижимыми как пыль; и занятием всего мира будет исключительно познание Бога…

(РаМБаМ. Кодекс «Мишне Тора»,

кн. «Шофтим», раздел «Мелахим ве милхамот», XII, 1, 2, 4, 5)

После установления власти мессии, согласия во всём мире, освобождения от оков зла люди осознают, что установленное им Теократическое государство обладает значительным преимуществом по сравнению с другими формами правления. И хотя мессия умрёт — установленная им модель человеческого общежития будет продолжать

успешно функционировать:

…Однако мессия умрёт, а его место займут его сын, а затем и

внук. И Всевышний уже возвестил его смерть: «Не ослабеет и не поки-

703 Вавилонский Талмуд, трактат «Санэдрин», 97б.

В йеменском послании РаМБаМ написал, что в стихе пророка «Иермиягу» — «Иеремии», 30: 7: «…Время бедствий для Яакова, но он будет избавлен от него», — содержится намек на войну Гога из Магога и что это будет после того, как явится мессия, но

до его воцарения, ибо именно он подарит человечеству мир и согласие. Царь Гог из

земли Магог — персонаж из пророчеств пророка «Йехезкеля» — «Иезекииля», 38-39, который должен собрать огромное войско и прийти с северных краев в Израиль, где он

должен, согласно пророчеству, потерпеть решительное поражение. Это событие знаменует собой начало мирного этапа человеческой истории, где миром будет править

Божественная справедливость.

704 К раскаянию. В кодексе «Мишне Тора», книге «Мада», разделе «Тшува», VII, 5, РаМБаМ

написал, что избавление наступит лишь вследствие раскаяния; и Тора уже пообещала,

что евреи раскаются в конце периода изгнания и тогда сразу наступит избавление…

А в йеменском послании РаМБаМ разъяснил, что возвращение пророчества предшествует мессии, как сказано у пророка «Йоеля» — «Иоиля», 3: 1—2: «…И будут пророчествовать ваши сыновья…»

705

«Малахи» — «Малахия», 3: 23.Человек и его задачи 289

нет, доколе на земле не установит правосудия…»706 И его власть продлится весьма долго…, не исключено, что… тысячи лет, ведь мудрецы

уже сказали: «Добродетельное собрание, когда соберётся — не сразу

распадётся».707

(Сборник предисловий РаМБаМа к Мишне,

предисловие к главе «Хелек», с. 138—139)

Подведение итогов

РаМБаМ разделял точку зрения Аристотеля в том, что приобретение

правильных черт характера происходит через становление (или лечение) души, где уравновешенность во всём и служит показателем здоровья. Однако если для Стагирита самоё средний путь в поведении

представлял собою благо, то для Маймонида средний путь служил

лишь средством для достижения высшего блага — постижения Истины.

Здесь нам потребуются некоторые разъяснения.

К числу заслуг Аристотеля относятся определение и классификация наук, или видов знания.708 Он разделил науки на три большие группы: 1) теоретические (умозрительные), 2) практические и 3) творческие (производительные, созидательные). К первым философ отнёс

философию, математику и физику; ко вторым — этику и политику, а

к третьим — искусства, ремёсла и прикладные науки. Этика означала

жизненную мудрость, «практические» знания относительно того, что

такое счастье и каковы средства его обретения. В отличие от теоретического знания, для которого познание является самоцелью, практическое знание занимается получением знания для реализации идеала.

В области практических и производительных наук цель мышления не

познание, но поступки, деятельность.709 Согласно Аристотелю, цель

практической науки составляет не столько созерцание, сколько осуществление его: ведь недостаточно только знать добродетель, но нужно и обладать ею и стараться осуществить её или каким-либо иным

путём стать хорошим человеком.710 При этом этика Стагирита телеологична. Она исходит из принципа, что в человеке заложено внутреннее стремление к благой цели и высшему благу как движителю всего.

В этом проявляется зависимость этических взглядов Аристотеля от метафизических, где всё вращается благодаря Первому движителю. Поэтому основной вопрос этики — вопрос о цели жизни. Аристотель от-

706

«Ишайя» — «Исайя», 42: 4.

707 Похожее высказывание есть в трактате «Авот» — «Отцы», IV, 14:

Рабби Йохана?н а-Сандла?р говорит: Всякое собрание с намерениями ради Неба

состоится, а без таковых — не состоится.

708 Episteme.

709 Трактат «Никомахова этика», кн. I, гл. 1.

710 Там же, кн. X, гл. 10.290 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа

вечает, что целью является счастье. При этом счастье — это такое благо, которое является таковым само по себе, а это познание истины.

Следовательно, возникает вопрос: если

Скачать:TXTPDF

. Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать бесплатно, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать онлайн