то же время толерантная обстановка в Египте позволила Маймониду написать самые значительные произведения в области религии,
философии и медицины. При этом ни в одном из них, и даже в письмах, нет ни малейшего намека на политическую или военную обстановку в Египте, хотя он лично был знаком с лидерами, непосредственно
участвовавшими в войне против крестоносцев.41 Можно с уверенностью сказать, что он чувствовал себя в этой среде достаточно комфортно.
39 Мельвиль М. История ордена Тамплиеров, с. 11—26.
40 Lewis B. «Islam in history», p. 173.
41 Сборник писем РаМБаМа. Т. II, письмо № 35, с. 550, где он пишет: «…Неизбежно для
меня посещение правителя утром каждого дня…».Ранее, в период гонений при Альмохадах, Маймонид написал
послание-ответ на письмо-обвинение человека, имени которого Рабби Моше не упоминает. Точная дата послания не известна, предполагается, что оно было составлено или в Марокко, или вскоре после переезда в Святую Землю.
Целью послания была поддержка единоверцев, вынужденных под
давлением режима Альмохадов пойти на признание истинности их
учения (т.е. на переход в ислам), оставаясь втайне приверженцами иудейского вероисповедания.
Корреспондент, оппонент РаМБаМа, обвинял признавших Мухаммада пророком в отречении от Бога: такой еврей приобретал статус
язычника со всеми вытекающими последствиями. Даже если еврей
продолжал придерживаться своей традиции дома, то, по мнению обвинителя, такой человек не мог считаться евреем, поскольку публично
выдавал себя за нееврея. Самым беспощадным стало заявление о совершении двойного греха — одновременного поклонения и идолу, и
Богу. Это, по мысли обвинявшего, происходило в случае, когда еврей,
выдавая себя за нееврея, вынужден был вести двойную жизнь: заходя в
мечеть, он оставался безучастным к молитве мусульман, а затем возвращался домой молиться по правилам еврейского закона. На Небесах такая молитва не могла быть принята, а на земле таких евреев не
следовало допускать в качестве свидетелей в суде, как не допускают к
судопроизводству злодеев.
В ответном послании РаМБаМ демонстрирует всеобъемлющие познания в Торе, аргументированно полемизируя с неизвестным.
Открывая послание, Маймонид резко критикует автора обвинительных речей в адрес евреев, притеснённых режимом Альмохадов. Он
подкрепляет свои слова историей о самом Моше Рабейну (т.е. о
Моисее),42 который был наказан за то, что позволил себе усомниться в
праведности еврейского народа:
…Распространены слова наших учителей,43 благословенна их память, что во времена Моше, до исхода из Египта, евреи сбились с пути,
нарушив завет обрезания. Среди них не было ни одного обрезанного,
за исключением колена Леви…
И также сказали,44 благословенной памяти, что они были развращены, со слов Бога: «Человек, у которого две жены — дочери одной
матери…»45
42 Моше Рабейну = Моисей — наш Учитель.
43
«Шмот Раба», 1, 8; «Шир а-Ширим Раба», 1, 12.
44 Вавилонский Талмуд, трактат «Йома», 75а.
45
«Иехезкель» — «Иезикииль», 23: 2.
«ОБ ОСВЯЩЕНИИ ИМЕНИ ВСЕВЫШНЕГО»Послание «Об освещении имени Всевышнего» 35
И несмотря на то, что они были в сём плохом состоянии, за то, что
сказал Моше Рабейну, мир над ним: «…А если они не поверят мне…
»46 — обвинил его Всевышний, да возвысится имя Его: «Они верующие,
сыновья верующих»47, как сказано: «И поверил народ…».48 Также написано: «И поверил Богу…»49 Однако ты, в конечном счёте не уверуешь, как
сказано: «…Из-за того, что вы не поверили Мне…»50 — и тут же был наказан, как сказали, благословенной памяти: «Тот кто подозревает праведных — будет битым.51 Откуда мы это учим — из Моше Рабейну…»
(Сборник писем РаМБаМа. Т. I, письмо № 1, с. 35)
Касательно обозначенной оппонентом непосредственной связи
между признанием Мухаммада пророком и статусом язычника, Маймонид на основании Устной Традиции разъясняет, что все заповеди
Торы делятся на две фундаментальные группы:
Первая группа — в эту группу входят запреты на идолопоклонство,
разврат, убийство другого человека. Здесь действует правило: в случае
принуждения преступить одну из них, человек обязан отдать жизнь, но не
преступить. Это правило действует для еврея всегда и везде, независимо от преследуемой цели, где под словом «всегда» имеется в виду как
во время гонений, так и в мирное время, а под словом «везде» имеется
в виду как публично (десять и более евреев), так и тайно (менее десяти
евреев); под фразой «независимо от преследуемой цели» имеется в
виду мотивация преследователя, то есть, желает ли он лишь простого
послушания со стороны преследуемого или — специально ввести в
грех преследуемого, зная о запрете этого деяния для него, иными словами: есть ли умысел.
Вторая группа — в эту группу входят все остальные заповеди. Они, в
зависимости от умысла со стороны преследователя, делятся на две
группы:
а) если умысла ввести в грех нет, то еврей обязан преступить, но сохранить свою жизнь, независимо от наличия гонений (фактор времени)
и публичности события (фактор места);
б) если умысел ввести в грех со стороны преследователя существует, то во время религиозных гонений еврей обязан отдать жизнь, но не
преступить заповедь, независимо от того, публично это происходит или
тайно. Если происходящее относится к мирному времени и тайно — он
обязан преступить, но сохранить жизнь, в мирное время и публично —
обязан расстаться с жизнью, но не преступить, даже если это касается
несущественных деталей традиции.
46 Книга «Шмот» — «Исход», 4: 1.
47 Вавилонский Талмуд, трактат «Шабат», 97а.
48 Книга «Шмот» — «Исход», 4: 31.
49 Книга «Берешит» — «Битие», 15: 6.
50 Книга «Бемидбар» — «Числа», 20: 12.
51 Вавилонский Талмуд, трактат «Шабат», 97а.36 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории
Далее Рабби Моше уточняет, что все эти правила распространяются на случаи, когда от преследуемых требуется совершение конкретных действий или воздержание от них. Там, где этого не требуется, а достаточно лишь произнести словесные формулы, выражающие веру в
Мухаммада, имея тайную возможность соблюдать все 613 заповедей,
перечисленные в Торе, то такое поведение не называется идолопоклонством, так как еврей опровергает своими действиями слова, произносимые им лишь для успокоения властей.
Строки послания не оставляют равнодушным читателя. Величайший
гуманизм Торы не каждому дано постичь, и если кто и преуспел в этом,
так это Рабби Моше бен Маймон:
…Однако тот, кто приходит спросить нас, погибнуть ему или признать — отвечают ему, чтобы он признал, но не погиб, при условии, что
он не останется в государстве того царя…
(Сборник писем РаМБаМа. Т. I, письмо № 1, с. 54).
Как указывает РаМБаМ, даже если от преследуемого требуется выполнить конкретные действия поклонения идолу, а не просто произнести определенную словесную формулу, такой человек, хотя и поступает очень плохо, тем не менее, не заслуживает ни одной из семи казней,
предусмотренных Торой,52 ибо это происходит по принуждению.
В подтверждение своих слов Маймонид приводит историю из книги
Даниэля о том, как вавилонский царь Невухаднецар (Навуходоносор)
приказал всем, в том числе и евреям, поклоняться возведённому по его
повелению идолу, а тех, кто отказывался, как, например, Хана?ния,
Мишаэ?ль (Мисаил) и Аза?рия, отправлять в печь:
…Известно то, что произошло с евреями во времена правления злодея Невухаднецара: каждый, кто находился в Вавилоне, поклонялся образу, кроме Ханании, Мишаэля и Азарии… 53 Однако никто и никогда
не называл их злодеями, неевреями, теми, кто не может свидетельствовать в суде. Всевышний, да превознесётся Он, не вменил им греха идолопоклонства потому, что они вынуждены были делать то, что сделали…
(Там же, с. 41)
Общее талмудическое правило гласит, что «человек, совершивший
что-либо под принуждением — освобождён от ответственности».54 Данное правило, конечно же, предполагает исключения. Например, человеку запрещено убивать другого человека, независимо от того, принуж-
52 Семь разновидностей казней за нарушение заповедей, повелевающих не делать
какое-то действие: 1) Бичевание, 2) Смерть от руки Небес, 3) Уничтожение души, 4) Удушение, 5) Отрубание головы, 6) Сожжение, 7) Побиение камнями.
53 Книга «Даниэля», гл. 1—4.
54 Вавилонский Талмуд, трактат «Недарим» 27а.Послание «Об освещении имени Всевышнего» 37
дают его к этому или нет, так как в том же самом источнике, в Вавилонском Талмуде, трактате «Санэдри?н», 74а, сформулировано другое
правило: «…Кто сказал, что твоя кровь краснее? Может быть, кровь того
человека краснее…»
Рассуждая о том, что молитвы людей, вынужденных под давлением
обстоятельств вести двойную жизнь, могут быть не приняты Всевышним,
РаМБаМ опровергает и это. Он приводит слова мудрецов, которые
анализируют несколько фрагментов из Священного Писания о моавитском царе Эгло?не, принёсшем много бед евреям, но одновременно
почитавшем Всевышнего. Поскольку Эглон отдал дань уважения Небу,
привстав со своего трона при упоминании имени Бога, ему было воздано тем, что из его рода вышла Рут-моавитянка (Руфь-моавитянка). От
неё произошёл царь Давид, из рода которого впоследствии должен появиться мессия. По мнению мудрецов, это лишний раз доказывает, что
Пресвятой, благословен Он, не лишил царя награды.55
То же можно сказать об Эса?ве, старшем сыне Ицхака, который в
один день совершил сразу пять преступлений: идолопоклонство, убийство, имел интимную связь с обручённой, отрёкся от веры в воскрешение из мёртвых и опозорил своё первородство. Однако за то, что он педантично исполнял заповедь «Почитай отца и мать свою»,56 ему и его
потомкам было даровано царство вплоть до прихода мессии.57
Более того, о каждом человеке мудрецы прямо говорят, что Пресвятой, благословен Он, не лишает никого награды.58 Таким образом, указывает Маймонид, если Всемогущий не лишил даже этих злодеев воздаяния за небольшие заслуги, то как же Он может лишить награды принуждённый гонениями соблюдать заповеди тайно народ Израиля?! Тот,
кто делает подобного рода заявления, по его мнению, не делает различия между исполнением и неисполнением заповедей!
В конце своего послания Рабби Моше рекомендует всем, кто подвергся преследованиям, постараться покинуть места гонений, а до тех
пор, пока эти люди находятся там, они рассматриваются как близкие к
статусу «оскорбитель имени Всевышнего по доброй воле». При этом
исполнение заповеди во время гонений более ценно, чем в мирное
время, потому что человек исполняет её бескорыстно, не для того, чтобы другие восхищались его набожностью, как сказано в Священном
Писании: «Когда воззовёшь ко Мне всем сердцем твоим и всей душой
твоей».59
При внимательном исследовании строк послания «Об освящении
имени Всевышнего» в памяти оживает диалог между Александром Македонским и еврейскими мудрецами, состоявшийся в ранний период
55
«Рут раба», 2: 9.
56 Книга «Шмот» — «Исход», 20: 12.
57 См. также комментарий РаШИ на книгу пророка Захарии, 2: 12.
58 Вавилонский Талмуд, трактат «Бава Кама», 38б.
59 Книга «Дварим» — «Второзаконие», 4: 29.38 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории
создания Мишны. Эта история изложена на страницах Вавилонского
Талмуда, в трактате «Тами?д» — «Постоянная жертва», 32а. Великого завоевателя интересовал среди прочих вопрос: кого считать мудрецом?
На что ему был дан ответ, что мудрецом следует считать того, кто предвидит последствия происходящего. Несомненно, РаМБаМ руководствовался при написании послания этим принципом, ускользавшим от понимания его современников. Ещё раз поражаешься тому, что, с одной
стороны, Маймонид мыслит ёмко и всеобъемлюще, с другой стороны — не упускает ни единой детали:
Знай, что всякий раз, когда сказали, благословенной памяти: «Умереть, но не преступить» — если отдал жизнь, то уже освятил имя Всевышнего. А если это было в присутствии десяти евреев — освятил имя
публично, как Ханания, Мишаэль и Азария, и Даниэль, и десять погибших от Властителей (в Риме), и семеро сыновей Ха?ны и остальные сыновья Израиля, погибшие за имя