них быть без места, в котором они будут
покоиться, и без границы, которая будет их сдерживать. Творец, да
возвысится и возвеличится Его имя, следовательно, создаст эти места
и поместит их741 туда. Наличие телесности у людей вынуждает нас обсуждать эту тему,742 однако вместе с тем это уже было упомянуто в стихах. И названы были как: новое «небо» и новая «земля», — чтобы приблизить это нашему пониманию…
(Там же, 6, с. 192)
«Все пророки пророчествовали исключительно о мессианской эпохе, а грядущий
мир — ничей глаз не видел, кроме Тебя, Господь…».
737 Книга «Шмот» — «Исход», 34: 28.
738 Там же, 30.
739 Образ света.
740 Раскрывающих сущность награды и наказания, о которых у автора шла речь ранее в
трактате.
741 Праведников и злодеев.
742 Наличие места для людей в грядущем мире.300 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа
Возражая на это, Рабби Моше обращает внимание на бессмысленность существования физического тела в грядущем мире:
…И когда мы упомянули грядущий мир, мы разъяснили там также,
что это — конечная цель, и выразились так: «…Это награда, ценнее которой нет награды, и благо, выше которого нет благ…».743 После сказанного нашими учителями, что в том мире нет «ни еды, ни питья, ни
интимных отношений»,744 мы также прояснили, что в грядущем мире
отсутствуют тела.745 И глупо, чтобы эти «инструменты» существовали
бы напрасно — не дай Бог действовать Богу напрасно! Ведь если у человека будет рот, желудок, печень и половые органы, а он не будет
есть, пить и рожать — их наличие бессмысленно…
(Сборник писем РаМБаМа. Т. I, письмо № 21, с. 344—345)
Состояние же души после смерти рассматривалось Равом Саадией Гаоном обособленно: после смерти человеческая душа пребывает в «банке» душ в ожидании момента, когда все души исчерпают циклы воплощения на земле. Далее должно было последовать
воскрешение (повторное воплощение) достойных душ для перехода
в новую эпоху — грядущий мир, где душа получает итоговую награду:
…Далее: каково положение души после оставления ею тела?
Вернусь к тому месту, где я упомянул об этом ранее, что она хранится до момента воздаяния, как сказано: «…И хранящий душу твою
знает и воздаст человеку по делам его».746 И будет местом хранения
чистых душ из них вверху, а тёмных — внизу…, как сказали первые
учителя: «Душа праведников хранится под престолом славы, а злодеев бродит по миру, не находя покоя».747
…Время нахождения её без тела будет длиться до тех пор, пока
не соберутся все души, которые мудрость Создателя сочла возможным сотворить, и это произойдёт в конце существования мира. А когда завершится их число, и они соберутся, Он соединит души с их
телами… и вознаградит их, как они того заслуживают…
(РаСаГ. Трактат «Верования и мнения», VI, 7, с. 159—160)
В отличие Рава Саадии Гаона, Маймонид считал, что целенаправленного хода человеческой истории к «финишу» как такового не существует: мессианская эпоха ни в коей мере не связана с завершающим этапом истории, — приход мессии возможен в любой момент,
743 Кодекс «Мишне Тора», кн. «Мада», раздел «Тшува», VIII, 3.
744 Вавилонский Талмуд, трактат «Брахот», 17а.
745 Кодекс «Мишне Тора», кн. «Мада», раздел «Тшува», VIII, 2.
746
«Мишлей» — «Притчи», 24: 12.
747 Вавилонский Талмуд, трактат «Шабат», 152б.Конечное воздаяние в грядущем мире 301
независимо от времени.748 Мессианская эпоха — это эпоха идеального общества, которой чаяли пророки и мудрецы как возможности посвящать всё наличное время мудрости и постижению Бога. Что касается воскрешения — оно также не связано с переходом из этого мира в
грядущий мир, но представляет собой «рядовое» сверхъестественное
событие, не имеющее объяснения, как его не имеет Божественная
мудрость.749
На склоне лет РаМБаМа началась и затем в течение нескольких десятков лет велась острая полемика вокруг его идей о существовании
души в грядущем мире. Ведь если грядущий мир — вне связи с повторным воплощением, то, возможно, автор и воскрешение интерпретировал иносказательно — как окончательную свободу души от тела?!750
748 См. Сборник предисловий РаМБаМа к Мишне. Предисловие к гл. «Хелек», с. 138—139.
749 Сборник писем РаМБаМа. Т. I, письмо № 21, часть V. В послании РаМБаМ намекает,
что воскрешение всё-таки играет роль воздаяния для тела, а в предисловии к главе «Хелек» он добавляет, что воскрешение из мёртвых припасено как воздаяние лишь для
праведников.
750 Полемику вокруг трудов Маймонида можно разделить на два этапа: при жизни РаМБаМа — с его идеями, и после смерти — вокруг их сторонников. Первые «стрелы» критики
обрушил раввин из Багдада — Шмуэль бен Али. На сегодняшний день сохранились
фрагменты нескольких писем РаМБаМА, свидетельствующие о политической подоплёке данной дискуссии (см. Книга первая, раздел «О воскрешении»). Вокруг собственно трудов и мировоззрения Маймонида полемика, в которой он лично не участвовал, разразилась уже на склоне его лет и продолжалась несколько десятков лет после
его смерти, переместившись географически в Европу — на территорию Испании и
Южной Франции. Данная дискуссия отражена в переписке между испанским раввином Ме?иром Абула?фией (РаМА?) и его французскими коллегами. Чувство удручённости, в котором находились люди после прочтения трудов Рабби Моше, прекрасно описал близкий друг Рабби Меира а-Леви Абулафии — а-Ярхи?:
Когда я приехал в Испанию, я обнаружил людей в нескольких местах, которые говорили, опираясь на слова Моше бен Маймона, что их надежда сменилась отчаянием, а их ожидания стали тщетными, потому что они (слова Рабби Моше в кодексе
«Мишне Тора») отрицали воскрешение. Вот, смотри, говорили они, учитель сказал,
что мёртвые не оживут, а тени не восстанут. Только души будут парить близ мира и порхать в воздухе как ангелы
(Higger M., ed., “Yarhi’s Commentary on Kallah Rabbati”,
Jewish Quarterly Review 24 (1934): 342).
Как отмечал РаМБаН — Нахманид, позиция РаМБаМа не нова. Уже примерно за
сто пятьдесят лет до него (примерно с 1050 г. н. э.) появилась иносказательная интерпретация грядущего мира (см. Torat ha-Adam in Kitvey ha-Ramban, ed. C. Chavel,
Jerusalem, 1964, II, 311). Однако именно после того, как это чётко и ясно сформулировал Маймонид, это приобрело угрожающую форму. И действительно, кодекс «Мишне
Тора» довольно быстро распространялся и становился известным среди людей, для которых телесность не ассоциировалась с трагедией, и уж тем более смерть никак не
отождествлялась с благом. Поэтому уже сам Рабби Меир а-Леви Абулафия, заботясь
о религиозных чувствах соотечественников, выразил досаду последних в следующих
словах:
…Смотри, сказали они, кто исцелит нас? Наша надежда потеряна! Мы сломлены!…
(Septimus B. Hispano-Jewish Culture in Transition, Controversy of Ramah, p.42).302 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа
После Маймонида обсуждение эсхатологических751 тем продолжилось в трудах другого великого еврейского мыслителя и комментатора,
Рабби Моше бен Нахмана — РаМБаНа (1194, Герона — 1270, Акко). В
относительно небольшом по объёму трактате «Шаа?р а-гмуль» — «Врата воздаяния», посвящённом апокалипсису, он синтезировал подходы
Рава Саадии Гаона и РаМБаМа, добавив к периоду ожидания душой
грядущего воскрешения в «банке» душ период очищения души, проводимый ею в месте, именуемом «« — »?????геино?м» — «геенна огненная».
«Геино?м» — место, куда попадают души людей «средней» праведности
сразу после смерти:
Это наказание в геиноме настигает человека тут же после смерти.
Как только злодей умирает, его душа связывается со сферой огня, а затем присоединяется к огненной реке, спускающейся из-под Престола
Славы, который является основой сферы огня и силой всех огней752 в
мире. Она753 спускается в геином, и вместе с ней засасывается душа
грешника и спускается туда же…
Эта душа, возвращающаяся в стихию огня…, желает подняться и
прилепиться к Высшим, так же как жаждет природа всех остальных
сотворённых возвратиться к источнику. Однако толща грехов754 и грубость проступков, отдаливших её от Создателя, удерживают её от возвращения к источнику, поэтому она засасывается и присоединяется к
огню геинома…
(РаМБаН. Трактат «Врата воздаяния»,
параграфы 182—183, с. 256—257)
Попытаемся резюмировать вышесказанное в общих чертах. Далее
сделаем попытку проанализировать детали, существенно уточняющие
Забота о религиозных чувствах соотечественников и привела РаМА к ответным
мерам, вплоть до призывов к борьбе с последователями РаМБаМа, извращавших порой учение последнего (там же, «The Resurrection Controversy»), несмотря на то, что
Рабби Моше посвятил вопросу о воскрешении целое послание, где в категоричной
форме заявил о вере в телесное воскрешение (см. Книга первая, раздел «О воскрешении»): рационалистически настроенные последователи Маймонида стремились к
философской интерпретации акта воскрешения, как это имело место у некоторых
арабских мыслителей.
751 Эсхатология происходит от греческого eschatos — последний, конечный и logos — учение. Учение о конце дней — апокалипсисе.
752 Источник, выходящий из-под Престола Славы, утончённей и подвижней, нежели стихия
огня. Согласно еврейской традиции, подвижность является одним из свойств духовности, тогда как грузность является аспектом материи, поэтому, кстати говоря, Устная
Тора характеризует коэнов (служителей в Иерусалимском Храме) как проворных и
расторопных — «« — »????? ?????? ??коани?м — зризи?м хем». Именно воздействию источника огня, изливающемуся из-под Престола Славы, подвержены будут души грешников
после смерти.
753 Огненная река.
754 Вавилонский Талмуд, трактат «Сота», 3б:
Всякий, кто совершает один проступок, «обматывается» этим проступком, «сопровождающим» его до дня Суда…Конечное воздаяние в грядущем мире 303
сходные модели и значительно сближающие во многом различные
взгляды.
Итак, по РаСаГу, человеческая душа после смерти пребывает в
хранилище в ожидании грядущего воскрешения, плавно трансформирующегося в грядущий мир. По РаМБаМу, после смерти душа праведника (или среднего человека) отбывает в грядущий мир, а закоренелого грешника — аннигилируется. Наконец, по РаМБаНу, после смерти
праведная душа попадает в «« — »?? ???Ган Э?ден» — «Эденский Сад»
(Эдем), а грешная полыхает в огне в течение двенадцати месяцев, затем она превращается в прах земной, а дуновение ветра распыляет её
под стопы праведников.
РаМБаН в трактате «Врата воздаяния», обсуждая «ощущения» души
праведника в течение двенадцати месяцев после смерти, говорит о
своего рода психологической привычке к земной жизни:
Согласно высказываниям в текстах агады, наши учителя верят также, что в упомянутом нами нижнем Эденском саду755 есть доля в награде и наслаждении у душ праведников. И это несмотря на то, что они
бестелесны и что им уже определили место с Высшими созданиями.756
Объясняется вышеупомянутая «модель» в соответствии с высказыванием мудрецов: до «Двенадцати месяцев его тело существует, а его
душа поднимается и опускается; после двенадцати месяцев его тело
исчезает, а его душа поднимается и больше не спускается»,757 — …
ведь в течение двенадцати месяцев телесная сила всё ещё присутствует, а душа склонна к его (тела) привычкам и поступкам, когда она была
с ним вместе…
И несмотря на то, что она поднимается с целью познания в мир
душ, всё же она спускается к состоянию, которое у неё было.758
После двенадцати месяцев она окончательно поднимается над
материальными мыслями и надевает царские одежды…
(РаМБаН. Трактат «Врата воздаяния», параграф 271, с. 356—357)
Рав Саадия высказывает аналогичную мысль о «привычке» души к
телу, однако у души расставание с телом может проходить довольно
мучительно:
…Первое время после разделения души и тела душа в течение
некоторого времени будет не спокойна в своём пристанище, пока
755 Нижний Эденский сад — это скрытое от человеческих глаз райское место на земле,
которое будет открыто в будущем (см. РаМБаН, трактат «Врата воздаяния», параграфы
244—245, с. 324—327).