видовым понятием или наоборот (слово «человек» обозначает одного индивида,
а «Человек» обозначает совокупность всех людей, человечество).
5. Метафоры («лев» говорится о диком животном, а также о бесстрашном человеке, то есть когда характерная особенность одного объекта переносится на другой объект).
Словарь терминовСловарь терминов 327
6. Смещённые слова (слово «молитва» происходит от слова «мольба», «прошение», но впоследствии ему был придан смысл обращения исключительно к Богу).
Науки (теоретические). Включают в себя три разновидности:
1. Божественная наука (Метафизика) изучает:
• Нематериальный мир (Бог и ангелы);
• Далёкие причины бытия.
2. Естественная наука (наука о природе — физика) изучает природные тела в
отрыве от антропогенного фактора (виды растений, животных).
3. Математическая наука занимается изучением принципов, абстрагированных от материи (вычисления, соотношения, гармонии):
• Арифметика;
• Геометрия;
• Астрономия;
• Музыка.
Науки (практические). Политические науки:
1) этика (управление собой путём выработки в себе положительных качеств);
2) экономика (управление домом, домочадцами);
3) политика (управление государством путём осознания истинного успеха и
путей, ведущих к нему; путём осознания зла и путей, отдаляющих от него).
Неопределенная форма. Эта форма состоит из отрицательной частицы «нет»,
«не» и категории «владения» (не видит, не мудрый, не говорит).
Политический. Термин, выражающий необходимость находиться в компании
себе подобных в рамках государства, в отличие от аполитичного желания пребывать в одиночестве.
Признак. Существует три вида признаков:
1. Сущностный. Этот признак формирует то, чем является эта вещь, её самость. Благодаря сущностному признаку виды отличаются друг от друга
(способность рассуждать у человека).
2. Уникальный. Этот признак не формирует самость вещи, но присутствует у
всех представителей данного вида (смех у человека).
3. Случайный. Этот признак не формирует самость вещи и присутствует не у
всех представителей данного вида, а только у части (тёмный окрас волосяного покрова, шерсти). Случайные признаки делятся на две разновидности:
а) не связанные с субъектом-носителем (тепло камня); б) связанные с
субъектом-носителем (белизна снега).
Природа. В биологическом аспекте — это принцип целесообразного строения
и функционированного живого организма, то есть сила, объединяющая все
элементы живого тела, подчиняя их единой цели — достижению наивысшей возможной степени бытия.
Природная склонность. Означает, что от природы нечто потенциально готово к
принятию определённой формы (человек, у которого с рождения темперамент
предрасположен к чему-то).
Простой. То, что не состоит из нескольких частей.328 Словарь терминов
1. Свободный от материи. (Бог, ангелы).
2. Приобретаемый. Разум, приобретаемый человеком путём познания всего
бытия, высшего и низшего, каждого объекта творения насколько это возможно для него на данном эволюционном этапе (см. также «Цельность»).
3. Природный. Осуществляет управление и коммуникацию между биологическими системами организма как необходимое условие выживаемости его
в условиях природной среды.
Род. Объединяет в себе два и более вида по сущностному признаку (живое).
Создание, становление. Процесс оформления, то есть приобретение материей новой формы.
Уничтожение. Описание чего-либо, находящегося в состоянии потери формы и
изменения материи-носителя этой формы до того момента, когда она приобретёт новую форму.
Форма. Многозначное слово, подразумевающее под собой две разновидности
форм:
1. Форма, воспринимаемая пятью органами чувств (внешнее очертание, наружный вид предмета).
2. Форма, не воспринимаемая пятью органами чувств, а только умом. Благодаря умопостигаемой форме становится возможным бытие формообладающей вещи и различие между двумя видами, подпадающими под один
Цельность, совершенство. Совершенство подразделяется на два этапа:
1. Начальное совершенство. Это когда темперамент всего тела человека, а
также темперамент каждого отдельного органа и части тела находятся в
максимально правильных пропорциях, соотношениях. Начальное совершенство предшествует конечному совершенству.
2. Конечное совершенство. Это совершенство души, которая постигает и познает всё то, что только можно постичь о сущем.
Чувство осязания. Чувства разделяются на пять разновидностей:
2. Слух (ухо).
3. Обоняние (нос).
5. Осязание (вся поверхность тела).
Благодаря осязанию становится возможным ощущение влажного, сухого, горячего, холодного, мягкого и твердого. Механизм осязания активизируется в момент пограничного контакта одного тела с другим.
Эманация. «Истечение» из Единого. Этот процесс уподоблен роднику, из которого бьёт струя воды и нисходит на сотворённое бытие, поддерживая его. Эманация в контексте Божественного провидения, управления, наставления и предводительства к конечному благу употребляется также в значении «благодать».Литература на русском языке
1. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. I—III. М., 1981—83.
2. Аристотель. Метафизика / Пер. А. В. Кубицкого. Ростов-на-Дону,
1999.
3. Аристотель. О частях животных /Пер. и прим. В. Карпова. П., 1937.
4. Большой Толковый словарь русского языка. С. П., 2000.
5. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М., 1980.
6. Грец Г. История евреев / Под ред. д-ра В. Шерешевского. Одесса,
1906.
7. Декарт Рене. Избранные произведения. Письмо автора к французскому переводчику начал философии / Пер. с фр. В. Н. Ивановского. М., 1950.
8. Декарт Рене. Трактат «О методе» / Пер. с фр. М. М. Скиада. Воронеж, 1873.
9. Декарт Рене. Трактат «Правила для руководства ума» / Пер. с лат.
В. И. Пикова. Москва — Ленинград, 1936.
10. Декарт Рене. Трактат «Размышления о первой философии». С. П.,
1903.
11. Лайтман М. Кабала, тайное еврейское учение. Ч. 1—3, Израиль,
1984.
12. Книга Зоар / Пер. и коммент. М. Лайтмана. Израиль, 1995.
13. Книга Ликутей амарим — Тания / Пер. и коммент. Г. Липша, Н. З. Рапопорта, М. Шнейдера. Иерусалим, 1998.
14. Коран. В двух томах. Т. II. М, 1990.
15. Леманн Альфред. Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней / Пер. др-ра Петерсона.
М., 1901.
16. Логический словарь «Дефорт». М., 1994.
17. Мельвиль М. История ордена Тамплиеров / Перевод с фр. Г. Ф. Цыбулько. С. П., 2000.
18. Мельвиль Ю. К. Чарльз Пирс и прагматизм (у истоков американской
буржуазной философии XX века). М., 1968.
19. Наука: возможности и границы. М., 2003.
Список использованной литературы330 Список использованной литературы
20. Платон, Филеб, Государство, Тимей, Критий. М., 1999.
21. Плотин, Избранные трактаты. Т. I—II. М., 1994.
22. Полосин А. В. Преодоление язычества. М., 2001.
23. Путеводитель растерянных. Ч. I / Пер. с араб. и коммент. М. Шнейдера. Москва — Иерусалим, 2000 — 5761.
24. Сагадеев А. В. Ибн-Рушд. М., 1973.
25. Сагадеев А. В. Ибн-Сина. М., 1980.
26. Спиноза. Богословско-политический трактат. М., 1998.
27. Средневековая арабская философия: проблемы и решения,
сборник научных статей. М., 1998.
28. Тверский И. Галаха и философия. Израиль, 2001.
29. Тора, Пророки, Писания / Пер. Д. Йосифона. Иерусалим, 1975—
1978.
30. Фаулз Д. Аристос. М., 2002.
31. Феймановские лекции по физике. Т. I. М., 1967.
32. Философский Энциклопедический Словарь. М., 2000.
33. Чанышев А. Н. Аристотель. М., 1981.
34. Штейнзальц А. Введение в Талмуд. / Пер. З. Мешкова. М., 1993.
Литература на иврите
1. А-история шель Эрец Исраэль: шильтон а-муслемим ве а-цалваним
(634—1291) — История Земли Израиля под властью мусульман и
крестоносцев (634—1291). Т. VI. Иерусалим, 1981.
2. Ашлаг И. Сефер а-Акдамот — Книга предисловий. Иерусалим,
5736 — 1976.
3. Динур Б. Ц. Исраэль бе гола. Т. II. Иерусалим, 1970.
4. Идель М. А-хавая а-мистит эцель Авраам Абулафия — Мистический опыт у Авраама Абулафии. Иерусалим, 2002.
5. МаГаРаЛь. Бээр а-Гола: бээр а-ришон. Израиль, 1980.
6. МаГаРаЛь. Хидушей агадот. Т. II. Израиль, 1980.
7. Масехет Авот / Перуш РаШИ, Рабби Овадия ми Бертиноро, Икар
Тосафот Йом Тов, Рабейну Йона — Трактат Авот /Коммент. РаШИ,Список использованной литературы 331
Рабби Овадии из Бертиноро, Икар Тосафот Йом Тов, Рабейну Йона.
Израиль, 1970.
8. Мидраш Танхума / Перуш Эц Йосеф ве Анаф Йосеф — Мидраш
Танхума / Коммент. Эц Йосеф и Анаф Йосеф. Бней Брак, 5758 —
1998.
9. Мишнат софрим аль гилхот СТаМ — Комментарий «Мишнат софрим» на законы написания свитка Торы, тфилина, мезузы. Бней
Брак, 5752 — 1992.
10. Рабби Иегуда а-Леви. Трактат «Кузари» / Пер. Иегуды Эвен Шмуэля.
Израиль, 1972.
11. РаЛьБаг. Милхамот А-д-о-н-ай — Войны Господни. Лейпциг, 1866.
12. РаМБаМ. Акдамот а-РаМБаМ ле Мишна — Предисловия РаМБаМа
к Мишне / Пер. с араб. Шилата И. Иерусалим, 5756 — 1996.
13. РаМБаМ. Игерот а-РаМБаМ — Письма РаМБаМа / Пер. с араб. Шилата И. Т. I—II. Иерусалим, 5747 — 1987.
14. РаМБаМ. Пиркей Моше — Медицинские сочинения. Т. I—IV. Иерусалим, 1957—1969.
15. РаМБаМ. Милот а-Игайон — Об искусстве логики. Иерусалим,
1987.
16. РаМБаМ. Кодекс «Мишне Тора». Иерусалим — Бней Брак, 5761 —
2001.
17. РаМБаМ. Море а-невухим — Путеводитель заблудших / Пер. с араб.
на иврит и коммент. Й. Капаха. Иерусалим, 5737 — 1977.
18. РаМБаМ. Море а-невухим — Путеводитель заблудших / Пер. с араб.
на иврит Шмуэля ибн Тибона. Иерусалим, 5720 — 1960.
19. РАМБаМ. Море а-невухим — Путеводитель заблудших / Пер. с арабского на иврит — проф. М. Шварца. Тель-Авив, 2004.
20. РаМБаМ. Пируш ле мишна — Комментарий к Мишне /Пер. с араб.
на иврит и комментарии Й. Капаха. Т. I—VII. Иерусалим, 5731 —
1971.
21. РаМБаН. Шаар а-гмуль — Врата воздаяния / Коммент. Й. Сперки.
Иерусалим, 5758 — 1998.
22. РаСаГ. А-эмунот ве а-деот — Верования и мнения / Пер. с араб. на
иврит и коммент. Й. Капаха. Иерусалим, 5747 — 1987.
23. Сдей Хемед. Бней Брак, 1978.
24. Сефер а-Багир — Книга «Багир» / Коммент. Ор а-гануз. Иерусалим, 5734 — 1974.332 Список использованной литературы
25. Талмуд Вавилонский. Иерусалим, 1981.
26. Талмуд Иерусалимский. Иерусалим, 1975.
27. Фрайман А. Х. Шалшелет а-яхасут шель мишпахат а РаМБаМ — Генеалогическое древо семьи РаМБаМа. Иерусалим, 1936.
28. Хамиша Хумшей Тора (Микраот Гдолот) — Пятикнижие Моисеево /
Коммент. РаШИ, Сифтей Хахамим, РаШБаМ, РаМБаН, Ибн-Эзра,
Бааль а-турим, Ор а-Хаим, Кли Якар, Сфорно, Толдот Аарон. Иерусалим, 5750 — 1990.
29. Шолем Г. Кабала. Иерусалим, 1974.
30. Шолем Г. Ми хокер ле мекубаль (агадат а-мекубалим аль
а-РаМБаМ) — От исследователя к каббалисту (каббалистическая
легенда о РаМБаМе) из Сефер а-РаМБаМ шель а-тарбиц. Иерусалим, 5695 — 1935.
31. Шолем Г. Решит а-Кабала — Начало каббалы. Тель-Авив, 1948.
32. Энциклопедия а-Иврит — Еврейская энциклопедия. Израиль, 1988.
33. Энциклопедия талмудит — Энциклопедия Талмуда. Иерусалим,
1981—1990.
Литература на английском языке
1. Dienstag J. I. The relationship of Maimonides to his non-jewish predecessors. An alphabetical survey in Studies in Maimonides and St. Thomas
Aquinas. NY, 1975.
2. Ehrenkreutz A. S. Saladin. NY, 1972.
3. Encyclopedia Britannica. Great Britain, 1956.
4. Feldman W. M. Maimonides as Physician and Scientist in Moses Maimonides / Ed. by Dr. Epstein I. London, 1935.
5. Finkel J. Maimonides’ treatise on resurrection : a comparative study in
Essays on Maimonides. NY, 1941.
6. Gabrieli F. Arab historians of the crusades. London, 1969.
7. Graziani J. S. Arabic medicine in the eleventh century as represented in
the works of Ibn Jazlah. Pakistan, 1980.
8. Guttmann J. Philosophies of Judaism. London, 1964.
9. Ivri A. L. Neoplatonic Currents in Maimonides’ Thought in Perspectives
on Maimonides. Great Britan, 1991.Список использованной литературы 333
10. Lavinger J. Was Maimonides “Rais al-Yahud” in Egypt? in Studies in Maimonides. Pp. 83—93. London, 1990.
11. Levi Ben Gershom (Gersonides). The wars of the Lord / Tran. by Feldman
S. Vol. I. Philadelphia, 1984.
12. Levi Ben Gershom (Gersonides). The wars of the Lord / Tran. by Feldman
S. Vol. II. Philadelphia, New York, Jerusalem, 1987.
13. Lewis B. Maimonides, Lionheart, and Salladin. Jerusalem, 1964.
14. Moses Ben Maimon. Two treatises on the regimen of health / Ed. and
tran. Bar-Sela A., Hoff H., Faris E. Philadelphia, 1964 Transactions of the
American Philosophical Society, N. S. 54, pt. 4.
15. Pines S. What was original