Скачать:TXTPDF
Мишне Тора. Маймонид. Учитель и целитель

Всевышнего… И о них сказано: «Соберите мне благочестивых моих, заключивших союз со Мной, над

жертвой».60 И сказали,61 благословенной памяти: «Заклял Я вас — дочери Иерусалима…»62 «Заклял Я вас» — на поколения притеснений и гонений, «газелями» — чтобы они создавали Мой образ, а Я буду воссоздавать их облик,63 «или ланями полевыми» — чтобы они проливали свою

кровь за Меня, как кровь газели или оленя, и о них он говорит: «Потому,

что за Тебя убивали нас подённо».64 И человек которого удостоил Творец

подняться на столь высокую ступень, то есть который не пощадит жизни

ради Всевышнего, даже если его грехи были как у Ярава?ма, сына

Нева?та,65 и его соратников, — он наследует долю в грядущем мире…»

(Сборник писем РаМБаМа. Т. I, письмо № 1, с. 51)

60

«Теилим» — «Псалмы», 50: 5.

61

«Шир а-Ширим Раба», 2, 7.

62

«Шир а-Ширим» — «Песнь Песней», 2: 7. Полностью этот стих звучит следующим образом: «Заклял Я вас, дочери Иерусалима, газелями или ланями полевыми: не будите и

не пробуждайте любовь, пока не пожелает она».

63 Слово «газель» — на иврите «цвия?» — « »,????и слово «образ», «облик» — на иврите «цивьён» — « »,?????имеют схожее произношение и написание. В стихе слово «газель» использовано во множественном числе («газелями»), а минимальное количество для образования множественного числа — это два. Поэтому мудрецы («Берешит Раба», 2: 7)

толкуют две газели как два образа (облика): «образ Мой» (Бога) и «их облик» (еврейского народа).

На страницах Талмуда и в Сборниках Мидрашей довольно часто можно встретить высказывания учителей, которые с целью извлечь дополнительный смысл слова,

фразы, пользуются сопоставлением двух слов, схожих по звучанию и написанию, но

разных по значению.

64

«Теилим» — «Псалмы», 44: 23.

65 Согласно Писанию, простолюдин Яравам (Иеровоам), поставленный Богом в качестве

правителя над 10 коленами за то, что последние оставили Его и стали поклоняться богам Цидона (Сидона), Моава и Амона, «отличился» тем, что сделал двух тельцов и объявил их богами, выведшими народ Израиля из Египта. За это был истреблён весь его

род, а сам Яравам лишился доли в грядущем мире.Первые еврейские поселения в Египте появились примерно с 1800

года до н. э., когда праотец Авраам пришёл в Египет из-за голода в земле Кнаан (Ханаан).66 История с Авраамом послужила моделью грядущих событий, произошедших с его потомками в Египте: голод в земле

Кнаан, нахождение в Египте, поражение фараона, высылка из Египта

по приказу фараона с огромным количеством скота и имущества.

Следующее упоминание о Египте — спустя два поколения, когда

праотец Яаков с домочадцами поселились по приглашению сына Йосефа и с позволения фараона в провинции Го?шен.67 При Рамсесе II

(1304—1237 до н. э.) евреи вышли из Египта в количестве шестисот тысяч

мужчин, не считая женщин и детей.68 Исход сопровождался знамениями и чудесами.

Почти тысячу лет не было каких-либо сведений о постоянном пребывании евреев в Египте, несмотря на дружеские отношения между Египтом, Израильским и Иудейским царствами.

В VI—V вв. до н. э. появились сведения о евреях, служивших в регулярных войсках египетской армии. К моменту захвата Египта Александром Великим в 332 гг. до н. э. евреи постоянно проживали в Александрии. Во времена Птолемея I (321—309 гг. до н. э.) в Египте поселилось

большое количество пленных евреев из Иудейского царства.

Первый период расцвета египетских еврейских общин пришёлся

на годы правления Птолемея II. Александрийские общины обладали

юридической автономией. Евреи были заняты почти всюду — в качестве

военных, получивших значительные наделы земли, крестьян, агрономов,

пастухов, земледельцев, ремесленников, торговцев, кредиторов и

сборщиков налогов.

При римлянах, в начале I века н. э., во время раздела территории

между греческим и египетским населением, встал вопрос о гражданском статусе евреев, которые рассчитывали получить александрийское

гражданство наравне с греками. Это привело к возникновению напряжённых отношений между двумя этническими группами. Конфликт принял серьёзные масштабы во времена Гая Калигулы (37—41 гг.). По указанию наместника Плакуса были размещены статуи кесаря в синагогах

города, учинены погромы, а самих евреев к тому же заставили жить отдельно от других горожан. Со смертью Гая положение изменилось. Император Клавдий своим указом восстановил еврейское население в тех

правах, которыми они обладали во время правления Птолемеев.

В 116 году вспыхнуло восстание евреев в Александрии, которое

очень быстро и с особой жестокостью было подавлено. С этой поры

евреи потеряли свой привилегированный статус.

66 Книга «Берешит» — «Бытие», 12: 10—20.

67 Там же, 47: 4.

68 Книга «Шмот» — «Исход», 12: 37.

ЕГИПЕТ40 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории

От момента захвата Египта арабами и вплоть до конца X века до

нас дошли лишь туманные сведения о египетских евреях. Скорей всего, еврейские общины имели автономию. В Фостате образовалась

большая община, а с X века в городе начало действовать духовное училище. Однако, евреи-уроженцы Египта не отличились особым рвением

в изучении религиозной литературы, но зарекомендовали себя как составители серьёзных трудов по медицине.

В XII веке численность египетских евреев колебалась от 10 до 20 тысяч: 2000 еврейских семейств находились в Каире; 3000 — в Александрии, в Билбейсе (Фелбесе) — 3000, в Дамире — 700, в Махале — 500, в

Манифите, Бубаиге и в портовом городе Дамиетте — 200.69

Когда Маймонид поселился в Александрии в конце 1165 года, он

вряд ли ожидал, что ему придётся стать свидетелем стольких событий,

кардинально изменивших ход египетской истории в последующие десятилетия. Интересно, что великий раввин, философ, врач и общественный деятель оказался в Египте одновременно с легендарным Саладином, чья головокружительная карьера в Египте открыла новую главу в

истории восточного средиземноморья.70 Саладин (Салах ад-Дин) военачальник курдского происхождения, был назначен Нуреддином визирем при дворе фатимидского халифа. После смерти халифа в 1171

году он стал единоличным правителем Египта. Вплоть до смерти Нуреддина в 1174 году он считал себя подданным и исполнителем воли своего

покровителя.

Очутившись на египетской земле на год раньше Маймонида, в 1164

году, Саладин отличился в ходе египетской кампании, возглавляемой

его дядей, Ширкухом, который был

послан в Каир Нуреддином в помощь Шавару, фатимидскому визирю.

Восстановленный во власти,

Шавар нарушил свои финансовые

обязательства перед Ширкухом,

чем спровоцировал военное вмешательство с его стороны. Спасая

себя и разваливающийся фатимидский режим, Шавар обратился

за помощью к крестоносцам. Эта

конфронтация разрешилась соглашением, в соответствии с которым войска сирийцев и крестоносцев ушли из Египта. В 1167 году Ширкух привёл ещё одну армию в Египет. Как и в прошлый раз, Саладин

69

«Энциклопедия а-иврит», статья «Мицраим: толдот а-йехудим».

70 Ehrenkreutz. «Saladin’s Egypt and Mimonides», p. 303.

СаладинЕгипет 41

сыграл важную роль в сирийской экспедиции, но также как в 1164

году, он был вынужден возвратиться ни с чем, поскольку крестоносцы

поторопились защитить интересы Шавара. Крестоносцам было дозволено оставить в Каире символический гарнизон — его наличие демонстрировало протекционистское отношение к уязвимой египетской власти.

В 1164 году еврейские общины испытывали трудности, связанные с

военными действиями между сирийцами и крестоносцами, а с мая

по август 1167 года евреи и другие граждане Александрии пребывали

в нужде во время упорной защиты Саладином осаждённого города от

превосходящих сил крестоносцев и египтян.

Осенью-зимой 1168—1169 гг. наступил переломный момент. Крестоносцы, действовавшие совместно с пизанскими военно-морскими

силами, предприняли широкомасштабное вторжение в нижний Египет. 5 ноября 1168 года крестоносцы захватили Билбейс (Фелбес), который был разграблен и подожжён, а граждане, не успевшие спастись

бегством, были или убиты, или порабощены. 14 ноября армия крестоносцев осадила столицу Фатимидов. Кварталы, расположившиеся вне

стен города, включая Фостат, были сожжены и разграблены. Фатимидский халиф аль-Адид обратился к Нуреддину, который поспешно снарядил ещё одну армию, также под командованием Ширкуха и его племянника — Саладина. Прибытие сирийцев в январе 1169 года заставило крестоносцев убраться восвояси, забрав с собой двенадцать тысяч

пленных, среди которых были и евреи.

Чтобы выкупить евреев из плена, в 1170 году Рабби Моше предпринял интенсивную кампанию по сбору средств, разослав письма с приРазвалины средневекового Фостата42 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории

зывом о помощи еврейским общинам Египта.71 Известны четыре послания и одна расписка о получении суммы в размере девяти золотых

египетских динаров. Это была акция, которая подтвердила его роль общественного лидера.

В это время Ширкух и Саладин пытаются закрепиться на землях вторжения. 18 января 1169 года Саладин вероломно избавляется от Шавара,

и его место занимает мусульманин-суннит Ширкух. А 26 марта 1169

года, три дня спустя после смерти Ширкуха, Саладин был провозглашён

новым визирем и главнокомандующим сирийскими войсками.

В 1171 году Маймонид переселился в город Фостат, расположившийся рядом с Каиром. Он поселился в богатом районе Маацица, а

не в еврейском гетто.72

Оказавшись у власти, Саладин провёл ряд административных, военных, экономических и религиозных (суннитских) реформ, ослабивших фатимидские (т. е. шиитские) структуры. В этом ему энергично

помогали отец Аюб, братья и другие родственники, а также опытный

египетский чиновник — Кади аль-Фадил.

В сентябре 1171 года Саладин не позволил взойти на престол фатимидскому преемнику покойного аль-Адида, открыв новую главу в египетской истории — эру династии Аюбидов.

В марте 1174 года был раскрыт и безжалостно ликвидирован фатимидский заговор. В течение нескольких дней жители столицы были свиде-

71 Сборник писем РаМБаМа. Т. I, письмо № 2.

72

«Энциклопедия а-иврит», статья «РаМБаМ».

Современный КаирЕгипет 43

телями ужасающих событий: многие из прежней египетской элиты были

умерщвлены, а их тела были повешены на центральной площади Каира.

Ближе к концу июля 1174 года Саладин отразил мощную норманнскую атаку на Александрию. Чтобы укрепить свою власть, он провёл военную кампанию в Северной Африке, Нубии и Йемене, а со смертью

Нуреддина воспользовался шансом распространить свою власть и на

Сирию. 28 октября того же года Саладин установил контроль над Дамаском, а затем инициировал серию кампаний против крестоносцев и

своих мусульманских соперников в Сирии и северной Месопотамии.

Это в конечном счёте привело к покорению Алеппо в 1183 году и Мосула в 1186 году. 4 июля 1187 года в битве при Карней Хиттин он нанёс почти смертельный удар королевству крестоносцев, что значительно ослабило сопротивление последних при осаде Иерусалима 2 октября. Только третий крестовый поход в 1189—91 гг. остановил Саладина.73

4 марта 1193 года Саладин умер. После смерти Саладина его место заняли наследники аль-Азис (1193—98), аль-Мансур, аль-Афдал

(1198—1200) и аль-Адил (1200—18).

Личность Саладина

Саладин — харизматическая и неоднозначная личность. Баха адДин ибн Шаддад, секретарь и его доверенное лицо, сообщает, что

султан был очень привязан к своей семье, однако он не колеблясь

оставлял её, если этого требовали государственные или военные обязанности. Автор рассказывает со смесью ужаса и восхищения, как однажды Саладин, бесстрашно глядя в пучину бушующего моря, выразил

готовность отказаться от власти над Сахилом (Сирийско-Палестинское

побережье) и отправиться в море преследовать неверных — пока ни

одного из них не останется в живых на земле, или же умереть, выполняя

эту великую миссию.74

Однако заявления Саладина о желании объединить ислам нисколько не мешали ему тратить бо?льшую часть времени своей карьеры на

войны с собственными же религиозными сподвижниками.75

Ибн-Шаддад в своём пространном вступлении к биографии Саладина сообщает нам, что личная набожность султана считалась безупречной даже ревнителями самых строгих суннитских канонов. Он изучал религию с компетентными

Скачать:TXTPDF

. Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать бесплатно, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать онлайн