Скачать:TXTPDF
Мишне Тора. Маймонид. Учитель и целитель

богословами, читал «катехизис», специально составленный для него. Ибн-Шаддад уверяет, что Саладин верил

в воскрешение из мёртвых и ненавидел философов, еретиков и материалистов.76 Он испытывал религиозное наслаждение, слушая цитаты

73 Ehrenkreutz. «Saladin’s Egypt and Mimonides», p. 304—306.

74 Gabrieli. «Arab historians of the crusades», pp. 57—113.

75 Ehrenkreutz. «Saladin», pp. 175, 185, 193, 207, 236.

76 Gabrieli. «Arab historians…», pp. 7, 10.44 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории

из Корана, и это часто доводило его до слёз. Особо замечали его

страсть к нравоучительным предостережениям — хадисам: в своём

восхищении ими он пошёл на беспрецедентные поступки, приказав

цитировать хадисы на поле битвы.77 В представлении Ибн-Шаддада, Саладин не просто глубоко религиозный правитель, но аскет, почти святой. Он воздерживался от аморальных деяний, не носил одежды, противоречащей исламу, в его присутствии было запрещено смеяться. Он

постоянно был окружён богословами и никогда не слушал советов

астрологов, а полагался только на Бога. Саладин оказывал помощь

тем, кто собирался совершить хадж в Мекку, и это сделало его популярным в народе. Когда Саладин был еще фатимидским визирем и

подчинённым Нуреддина, он завоевал Элу, расположенную на побережье залива Акаба. Это позволило паломникам проходить сквозь

вновь завоёванную крепость. В результате пошлина в количестве семи

с половиной египетских динаров, которые был обязан платить каждый

паломник по дороге в Мекку, была упразднена.

Однако вопреки всем услугам, которые он оказал исламу, и персональной набожности, сам Саладин не совершил хадж в Мекку (обязанность, возложенная на каждого мусульманина).78 А путешественники не были освобождены от таможенных сборов в пользу нуждающихся, благодаря которым незаконные сборы исподволь обретали законную форму.79

Саладин был ловким политическим лидером, постоянно заботившимся о своём имидже, и ему в этом помогали «профессионалы». Он

придерживался строгих мусульманских стандартов или, скорее, пытался создать подобное впечатление в глазах своих подданных. Он преуспел в реставрации суннизма в Египте после двухвекового правления

Фатимидов-шиитов, создав мощную структуру исламских учреждений

и сильный суннитский ислам, уверенный в себе, а значит и терпимый к

религиозным меньшинствам.80

Реформы

Внезапное падение фатимидского халифата, под чьим относительно терпимым режимом немусульманское меньшинство пережило период процветания, вызвало неблагоприятные последствия для еврейского сообщества Фостата не сразу. Финансовый декрет 1171 года, который включал пункт, освобождающий жителей Каира и Фостата, а также

всех тех, кто проходил сквозь порты аль-Макс и аль-Мания, от налогов,

сборов и формальностей, был сначала воспринят с воодушевлением.

77 Winter. «Saladin’s Religious Personality, Policy and Image», p. 312.

78 Там же.

79 Там же, p. 319.

80 Там же.Египет 45

Что касается РаМБаМа, то вскоре после изменения режима он

стал главой еврейской общины и на этом посту был признан новым режимом в качестве официального лица.81

Возвращение Египта в лоно суннизма означало курс на сближение

с аббасидским халифом, находившимся в Багдаде. Повседневная

жизнь египтян после возвращения к суннизму характеризовалась следующими чертами:

Внешние символы фатимидской власти были упразднены. Ярчайшим признаком этого послужило изменение содержания традиционных проповедей в сентябре 1171 года: отныне в них прославлялось правление аббасидского халифа и превозносились последние суннитские

герои.82 Монеты с фатимидскими надписями были изъяты из оборота,

взамен же были отчеканены новые, содержащие суннитские формулы. Фатимидские серебряные надписи в мечетях Каира были

уничтожены.83 Сокровища Фатимидов были проданы, а величественные

дворцы утратили свою былую значимость.

Здания, где при старом режиме осуществлялось правосудие, были

отданы под академии. Это позволило Саладину провозгласить, что время зла и угнетений закончилось и начался период учёбы и знания.

Началось строительство большого количества религиозных школ и

мечетей, на благотворительность тратились большие денежные суммы.

Правовая система была реформирована, шиитских судей уволили, а вместо них наняли новых.

Новый режим объявил о строгом соблюдении законов Шариата.

Это заявление получило среди египтян широкую поддержку. Среди

предпринятых реформ были следующие:

1. Упразднение незаконных и чересчур тягостных налогов.

2. Изменение денежной системы: изъятие сомнительных монет и ввод

в обращение монет лучшего качества.

3. Освобождение немусульман, в основном евреев, от государственных постов.

4. Принудительная общественная молитва.

81 Ehrenkreutz. «Saladin’s Egypt and Mimonides», p. 305. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что вопрос о признании Маймонида новыми властями официальным руководителем еврейской общины (“Rais al-Yahud”) остаётся открытым. Более

правдоподобным, по их мнению, является утверждение, что РаМБаМ выступал в качестве неофициального представителя еврейской диаспоры в Египте, выполняя функции

«Rais-а». Судебная коллегия, во главе которой стоял Рабби Моше, издавала постановления, обязательные для исполнения всеми остальными судами и судьями; невыполнение требований, установленных судом Маймонида, грозило ослушникам отлучением

от общины. Подобными полномочиями обладал исключительно признаваемый властями глава еврейской общины. После смерти Саладина, на рубеже XII века, РаМБаМ

получил официальный статус «Rais-а», о чём свидетельствует поздравительное письмо,

направленное Рабби Моше бен Маймону в последние годы его жизни. Для более детального ознакомления с данным вопросом см. Was Maimonides “Rais al-Yahud” in

Egypt? by Jacob Lavinger in Studies in Maimonides. Twersky Isadore, p. 83—93.

82 Ehrenkreutz. «Saladin», p. 89.

83 Там же, p. 104.46 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории

5. Отмена сборов с паломников, совершающих хадж в Мекку и Медину, и введение вместо них пошлины в пользу бедных. Часть этой

пошлины шла на выкуп из рабства и на финансирование войн против неверных.

6. Ограничение в использовании одурманивающих веществ — к ним

причислялось и пиво.

Новая власть поддерживала также развитие медицины, общественного здоровья и гигиены. Испанский путешественник Ибн-Джибаур описывает внушительные каирские больницы, построенные Саладином,

различные отделения, включая стационары для душевнобольных пациентов и аптеки, отдельные медицинские учреждения для женщин.

Все эти драматические события и политические реформы, тем не

менее, нисколько не повлияли на статус РаМБаМа. Несмотря на то, что

спустя несколько лет после отбытия Саладина в Сирию он перестал занимать пост главы еврейской общины, Маймонид не потерял ни престижа, ни влияния в аюбидских (т. е. приверженцев правящей династии)

кругах Каира. Он писал: «Я должен сказать тебе, что в медицинской

практике я достиг большой славы среди великих, таких как: главный судья, эмиры, дом аль-Фадила, а также среди других знатных граждан

города».84 В другом письме Рабби Моше, делясь с адресатом распорядком своих дел, также писал: «Каждое утро меня вызывают к правителю…, даже если нет ничего серьёзного, я никогда не попадаю домой

раньше обеда».85

84 Сборник писем РаМБаМа. Т. I, письмо № 20, с. 313.

85 Lewis B. «Maimonides, Lionheart and Saladin», 70—75. См. также Сборник писем РаМБаМа. Т. II, письмо № 35, с. 550.

Синагога Ибн Эзра, купленная

Авраамом ибн Эзрой в 882 году, Фостат

Внутренний интерьер синагоги Ибн Эзра, ФостатПредисловие к комментарию

В 1168 году, спустя три года после прибытия в Египет, в возрасте

тридцати лет, РаМБаМ закончил свой первый обширный труд, над которым он трудился с двадцатитрёхлетнего возраста. В основу этого труда

легла Мишна — законодательная основа Устной Торы.

В результате гонений еврейское население мусульманских стран

столкнулось с проблемой неграмотности и отхода от традиции. Рабби

Моше ясно осознавал отсутствие у арабоязычных евреев навыков изучения закона непосредственно, исходя из текста Талмуда, поэтому его

труд был написан в виде комментария на Мишну? на доступном его соплеменникам арабском языке.

Комментарий на Мишну Маймонид снабдил предисловием, в котором он детально повествует о возникновении и развитии Устной Торы,

вплоть до первой записи её текста во II—III вв. н. э. Там же РаМБаМ даёт

обзор комментариев к Мишне, созданных его предшественниками —

учителями Вавилона и Израиля, благодаря которым этот комплексный

труд нашёл отражение в Вавилонском и Иерусалимском Талму?дах. В

конце предисловия Рабби Моше раскрывает цели и задачи своего

комментария.

В предисловии Маймонид пишет, что все законы, данные Богом на

горе Синай предводителю евреев и величайшему пророку Моше

Рабейну,86 имели комментарий.87

Творец диктовал строку из Священного Писания, а затем сообщал

подробные уточнения по содержанию этого стиха. Моше входил в шатёр, и к нему по очереди присоединялись другие — вначале его брат

Ааро?н, которому он прочитывал стих вместе с разъяснениями, после

чего Аарон занимал место по правую руку от Моше Рабейну. Вслед за

Аароном в шатёр входили сыновья Аарона — Элаза?р и Итама?р, и процедура повторялась, после чего один из них занимал место по левую

руку от Моше, а другой по правую от Аарона. Затем заходили 70 старцев, а вслед за ними — остальные евреи. Когда Моше выходил из шатра, Аарон в его отсутствие публично повторял услышанное. Затем он

86 Моше Рабейну = Моисей наш учитель. Священное Писание в книге «Шмот» — «Исход»,

2: 10, повествует, что имя «Моше» мальчику было дано не случайно. «Моше» этимологически происходит от «« — »?? ???? ??????мин а-ма?им мешити?гу» — «из воды извлекла я его».

Рабби Иегуда Лива бен Бецалель — МаГаРаЛь (1512, Познань — 1609, Прага), проводя

параллель между водной стихией и бесформенной материей (и то и другое не существует в природе в неоформленном состоянии, но всегда в виде сосуда, предмета,

водоема и т. д.), указывает, что акт извлечения Моше из воды сформировал в нём понятие о цели, потому что «сухость», «суша», определяя границы, является для водной

среды формой — целью. Сказано в книге «Берешит» — «Бытие», 1: 9: «И сказал Бог:

пусть соберётся вода под небом в одно место, и появится суша…». Обращая внимание на чудесное избавление еврейского младенца, Тора указывает читателю на важный принцип, впоследствии легший в основу сущности Моше Рабейну как лидера,

способного вести группу людей к цели. (См. МаГаРаЛь, «Хидушей агадот». Т. II, с. 131).

87 Предисловие РаМБаМа к комментарию на Мишну, начало.

КОММЕНТАРИЙ К МИШНЕ48 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории

также покидал шатёр, и наступала очередь Элазара, Итамара и семидесяти старцев. Каждый еврей внимал стихи Торы с разъяснениями

по четыре раза. Священное Писание, записанное на свитках, быстро

распространялось. Главы народа постановили выучить Письменную

Тору наизусть, чтобы впоследствии добавить к ней разъяснения, полученные непосредственно от Моше.88

На исходе сорокалетнего странствия евреев по пустыне, первого

числа месяца шват (январьфевраль), Моше Рабейну, предвидя свой

смертный час, собрал всех и ещё раз повторил пропустившим или чтото подзабывшим людям весь текст Торы с комментариями. Повторная

учёба продолжалась до 7-го ада?ра (мартапрель), после чего Моше

взошёл на гору и остался там.

После его смерти всё наследие Устной Торы перешло к Иегошу?а

бин Нуну (Иисусу Навину), преемнику Моше.

Касательно комментария, полученного непосредственно из уст

Моше, среди учителей не возникало никаких разногласий. Однако

разъяснения, которые не были получены непосредственно от Моше,

приходилось искать Иегошуа бин Нуну с помощью толкования Священного Писания.89

С помощью правил толкования Торы был сформулирован свод законов, не вызывавший разногласий. Однако по поводу других законов существовали различные мнения: одна сторона могла вывести из общих

принципов одну деталь, а другая — другую. Как считает РаМБаМ, мнение, что одна сторона ошиблась, а другая оказалась права, некорректно, потому что Тора, предполагая такое развитие ситуации, указала на

правило в книге «Дварим» — «Второзаконие», 17: 9: «И придёшь… к судье,

который будет в те дни…». Даже если современный судья менее проницателен, чем предыдущийтого, возможно, не возникло бы затруднения в данном вопросе), тем не менее есть прямое указание его

88 Например, сказано в книге «Ваикра» — «Левит», 23: 42: «Сидите в шалашах

Скачать:TXTPDF

. Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать бесплатно, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать онлайн