Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
О педантизме

Тускуланские беседы, V, 36.

[13] Нужно не разговаривать, а действовать (лат). — Сенека. Письма, 108, 37.

[14] Ненавижу мудрого, который не мудр для себя (греч.). — парафраза стиха Еврипида; Цицерон. Письма к друзьям, XIII, 15.

[15] На основании чего Энний: нет пользы мудрецу в мудрости, если он сам себе не может помочь (лат.). — Цицерон. Об обязанностях, III, 15.

[16] Если он жаден, лгун и купить его легче, чем евганейскую овцу (лат.). — Ювеиал. Сатиры, VIII, 15.

[17] Ибо мы должны не только копить мудрость, но и извлекать из нее пользу (лат.). — Цицерон. О высшем благе м высшем зле, I, I.

[18] …но не соблюдающими eе на деле. — Диоген Лаэрций, VI, 27.28. Монтень здесь не совсем точен: Диоген Лаэрций называет не Дионисия, а философa Диогена.

[19] …о которых… говорит Платон… — Менон, 91 а-е.

[20] …правило, предложенное Протагором… — Платон. Протагор, 338 с.; Протагор — древнегреческий философ-софист (V в. до н. э.).

[21] Гален — знаменитый римский врач, родом грек (131 — ок. 200 г. н. э.) оставил много трудов, пользовавшихся широкой известностью. Для средневековой медицины Гален (наряду с Цельсом) — непререкаемый авторитет.

[22] О род патрициев! Вы, кому подобает жить, не оборачиваясь назад, остерегайтесь, как бы не стали потешаться над вами за вашей спиной (лат.). Персий, I, 61.

[23] Адриан Турнеб (1512-1565) — видный французский филолог, которому принадлежит большое количество переводов из древних авторов и комментариев к ним. Оценку, данную Турнебу Монтенем, разделяло большинство его современников.

[24] Души, которых при помощи благостного искусства вылепил из лучшей глины Титан (т.е. Прометей) (лат.). — Ювенал. Сатиры, XIV, 35.

[25] …к чему наука, если нет разумения? — Стобей. Антология, III, 25.

[26] Мы учимся не для жизни, а для школы (т.е. учимся не тому как надо действовать ? жизни, а только рассуждать) (лат.). — Сенека. Письма, 106, 12.

[27] Так что было бы лучше совсем не учиться (лат.). — Цицерон. Тускуланские беседы, 11. 4.

[28] …Франциску, герцогу Бретонскому. — Имеется в виду Франциск I, герцог Бретонский с 1442 по 1450 г.

[29] После того, как появились люди ученые, нет больше хороших людей (лат.). — Сенека. Письма, 95, 13.

[30] Из школы Аристиппа выходят распутники, из школы Зенона — брюзги (лат.). — Цицерон. О природе богов, 111, 31.

[31] Платон говорит… — В «Алкивиаде I», 121 а-122 b.

[32] …когда Антипатр потребовал у спартанцев выдачи… детей… Антипатр (397-319 гг. до н. э.) — один из крупнейших полководцев и государственных деятелей Македонии.

[33] Выслушав Гиппия… — Гиппий — софист из Элиды (V в. до н. э.).

[34] …империя турок, народа, воспитанного… в презрениин к наукам. Этот пример, а также дальнейшие, приводимые Монтенем в сделанной им позднее вставке, начинающейся с абзаца «Весьма любопытно видеть Сократа…» и до конца главы, — несомненно недоказательны. Может создаться впечатление, что Монтень впадает здесь в противоречие с основным положением, доказываемым в этой главе, — о пользе истинной науки в отличие от схоластической лжеучености. Однако такие парадоксы у Монтеня не редкость, особенно когда речь идет о добавлениях, сделанных долгое время спустя после написания основного текста. В действительности противоречие это лишь кажущееся: Монтень остается верен своему тезису и здесь, ибо приводимые им примеры относятся к странам и народам, у которых наука находилась в зачаточном состоянии или была «в презрении», как выражается Монтень. Что же касается последнего приведенного Монтенем примера с Италией, относящегося ко времени войн французских феодалов за обладание Италией, то Монтень здесь приводит объяснение, дававшееся приближенными Карла VIII, сам же Монтень прекрасно знал и указывал в другом месте, что очень недолгий и непрочный успех Карла VIII в Италии был вызван противоречием интересов в стане других захватчиков, также зарившихся на Италию.

[35] Тамерлан, или Тимур (1333-1405) — основатель второй монгольской империи, завоеватель обширнейших территорий в Средней н Малой Азии, Индии, Персии; совершил походы на Оттоманскую империю, Русь; умер во время похода в Китай. Орды Тамерлана производили страшные опустошения, и его имя, наряду с именами Аттилы и Чингисхана, осталось в народной памяти как олицетворение беспредельной жестокости, необузданности, бессмысленного н беспощадного истребления.

[36] …когда наш король Карл VIII… увидел себя властелином… доброй части Тосканы… — Речь идет о неаполитанском походе Карла VIII, который в 1496 г. с поразительной легкостью завоевал обширные территории. Впрочем, в том же году под нажимом объединенных сил палы римского, германского императора и венецианцев французам пришлось уйти из Италии.

Скачать:PDFTXT

О педантизме Мишель читать, О педантизме Мишель читать бесплатно, О педантизме Мишель читать онлайн