Скачать:TXTPDF
Избранные произведения о духе законов

удовольствия в Пизе, смотря на изображение реки Арно, катящей свои воды среди небес. В Генуе мне также не доставил никакого удовольствия вид святых, претерпевающих мучения на небе. Эти произведения настолько грубы, что их неприятно видеть. Когда во втором действии «Фиеста» Сенеки слышишь, как старцы из Аргоса говорят, словно римские граждане — современники Сенеюи, о парфянах и квиритах, о сенаторах и плебеях, как они бранят ливийскую пшеницу, сарматов, которые преграждают им доступ в Каспийское море, и королей, покоривших даков, подобное невежество в серьезном произведении вызывает смех. Это похоже на то, как если бы на подмостках Лондонского театра появился Марий и стал говорить, что при благосклонности палаты общин он не боится вражды палаты лордов или что он предпочитает добродетель всем сокровищам, которые знатные римские семьи выписывают из Потози. Если предмет противоречит разуму в известном отношении, но нравится нам в другом, то ради самого нашего удовольствия мы должны считать его разумным и сделать так, чтобы он по возможности лучше согласовался с разумом, например оперы. В Италии я не мог выносить вида Катона и Це заря, поющих арии на сцене. Взяв из истории сюжеты своих опер, итальянцы проявили меньше вкуса, чем мы, почерпнувшие их из мифологии и романов. Элемент чудесного придает естественность пению, ибо необычному более свойственнаформа далекая от природы. Говорят, кроме того, что в чародействе и в общении богов между собой пение может иметь силу, не свойственную словам. Следовательно, оно здесь более разумно, и мы хорошо сделали, что его ввели. Мысли о более выгодном положении Наиболее обычным источником удовольствия большинства игр и забав являются мелкие случайности, посредством которых кто-нибудь другой, а не мы, попадает в затруднительное положение, например, падает, не может убежать, догнать… То же и в комедиях: мы испытываем удовольствие при виде человека, совершающего ошибку, которой мы не сделали бы. Видя, что кто-нибудь падает, мы убеждаем себя, что он испуган более, чем следует, и это нас забавляет. То же и в комедиях: мы смеемся, если человек растеряется сверх меры. Когда серьезный человек делает что-нибудь нелепое или попадает в положение, которое в наших глазах не вяжется с его серьезностью, нас это развлекает. То же и в комедиях: если старик бывает обманут, мы испытываем удовольствие, видя, что, несмотря на благоразумие и жизненный опыт, он оказался жертвой любви или скупости. Но когда падает ребенок, мы не смеемся, а жалеем его, так как в сущности это не его вина, а следствие его слабости. Точно так же, когда в ослеплении страсти юноша совершает безумие, женясь на любимой девушке, и бывает наказан за это отцом, нас огорчает его несчастье, ведь он только последовал естественной склонности и поддался общечеловеческой слабости. Наконец, когда падает женщина, все обстоятельства, усиливающие ее смущение, лишь увеличивают наше удовольствие. То же и в комедиях: нас развлекает все, что может усилить смущение некоторых действующих лиц. Все эти удовольствия основаны на свойственном нам недоброжелательстве или на неприязни, которую наше расположение к одним людям внушает нам по отношению к другим. Следовательно, подлинное комедийное искусство состоит в умелом использовании как и этого расположения, так и этой неприязни; оно не должно возбуждать в нас противоречивых чувств во время действия, а также отвращения или раскаяния по поводу того, что мы любили или ненавидели. Мы допускаем. чтобы злодей стал привлекательным лишь в том случае, если предпосылки такого превращения имеются в его характере и дело идет о каком-нибудь выдающемся поступке, кою-рый нас поражает и может способствовать развязке пьесы, Удовольствие, вызванное играми, развязкой пьес и контрастами В пикете нам доставляет удовольствие догадываться о неизвестном посредством известного, и интерес игры заключается в том, что при видимой ясности все же многое остается скрыто, а это подстрекает наше любопытство. То же и в театральных пьесах. Мы бываем заинтересованы, когда нам показывают не все сразу, позволяя догадываться об остальном; мы испытываем удивление, видя, что события развертываются не так, как мы думали, и понимаем, что наши предположения оказались ложными. Удовольствие от игры в ломбер заключается в любопытстве, связанном с неизвестностью относительно трех возможных исходов игры, так как партию можно выиграть, отложить или проиграть. То же и с театральными пьесами. Мы смотрим их, затаив дыхание, испытывая чувство неуверенности, ибо не можем предугадать, чем они кончатся. И такова сила нашего воображения, что если пьеса хороша, то, хотя бы мы смотрели ее тысячу раз, наше волнение, смею сказать, наше неведение относительно ее развязки не исчезнут. Действительно, мы бываем слишком поглощены всем происходящим на сцене и потому воспринимаем лишь то, что там говорят, и то, что должно случиться по ходу действия. Все, что мы знали, все, что сохранилось лишь в нашей памяти, уже не производит на нас никакого впечатления. ПРИМЕЧАНИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРИЧИНАХ ВЕЛИЧИЯ И ПАДЕНИЯ РИМЛЯН* Один из главных трудов Монтескье, явившийся результатом огромной работы автора над историческими и философскими источниками древности, с которыми Монтескье основательно ознакомился еще в период своего обучения з коллеже. При жизни автора это сочинение было издано два раза — в 1734 и в 1748 гг. Последнее издание было исправлено Монтескье. В основу настоящего русского перевода, выполненного А. И. Ру-биным, положено издание 1748 г. \ Тарквиний Гордый (правил с 534 по 509 г. до н. э.) — седьмой и последний царь так называемого царского периода Римской империи. Своей политикой он вызвал недовольство родовой знати. Восстание против Тарквиния закончилось его изгнанием, падением царской власти и заменой ее республикой. — 50. 2 Туллий Сервий (578 — 535 гг. до н. э.) — шестой царь царского периода Римской империи. С его именем связана новая конституция Рима, «опиравшаяся на греческие образцы, особенно на Солона…» (Ф. Энгельс). Все население, способное носить оружие, было разделено на 6 классов по имущественному цензу. В результате реформы Сервия Туллия власть в Риме сосредоточилась в руках наиболее состоятельной части населения и была направлена не только против рабов, но и против римских пролетариев. Монтескье пытается вскрыть классовый характер реформы Сервия Туллия. — 51. 3 Ганнибал (ок. 247 — 183 гг. до н. э.) — знаменитый карфагенский полководец. Прославился военными действиями против римлян. Особенно отличился Ганнибал во время второй пунической войны. Монтескье интересовался Ганнибалом как политиком и полководцем. — 53. * Гомер — полулегендарный поэт древней Греции, автор поэм «Илиады» и «Одиссеи». Монтескье неоднократно обращался к гомеровскому эпосу как замечательному памятнику древнего творчества. — 55. 5 Марий Гай (ок. 156 — 86 гг. до н. э.) — римский полководец и политический деятель, консул. Представитель интересов сословия «всадников». Провел реформу римской армии, заменив гражданское ополчение постоянной наемной армией. — 56. 6 Полибий (ок. 201 — ок. 120 гг. до н. э.) — историк древней Греции. Принимал активное участие в ее политической жизни. В труде «Всеобщая история» Полибий осветил политическую историю отдельных стран. Он был сторонником такой формы правления, в которой сочетались бы монархические, аристократические и демократические установления. Таким идеальным политическим устройством он считал римский государственный сгрой. Монтескье привлекали компромиссные идеи Поли-бия. — 57. * Примечания составлены Р. С. Миндлиной. Примечания ? Ликург (ок. VIII в. до н. э. — легендарный создатель спартанского государственного строя. Личность его, так же как и приписываемые ему реформы, недостоверна. Согласно этим реформам вся земля была разделена па 9 или 10 тысяч равных участков и отдана в собственность жителям Спарты. В этой реформе нашел отражение переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому классовому обществу. — -59. 8 Ливии Тит (59 г. до н. э. — 17 г. н. э.) — историк Рима, давший описание быта и нравов древних римлян. Симпатии Ливия на стороне республики, тем не менее он не был в оппозиции к политическому режиму империи. Трудами Ливия Монтескье пользовался как источниками древности. — 59. » Гракхи Тибериы (163 — 132 гг. до н. э.) и Гай (153—121 гг. до н. э.) политические деятели древнего Рима, Целью проводимых ими реформ было возрождение свободного крестьянства и укрепление римского войска, Тиберий, будучи народным трибуном, выдвинул законопроект о наделении землей неимущих римских граждан. Эта реформа была направлена против крупного землевладения. Т. Гракх был убит выступившими против него сенаторами. Гай Гракх продолжил работу по проведению аграрного закона и провел ряд других демократических реформ (дешевая продажа хлеба в Риме, облегчение военной службы, организация колоний для неимущих граждан). Им был выдвинут проект о даровании союзникам прав римского гражданства. Все эти реформы вызвали со стороны аристократии сильную оппозицию и не были доведены до конца. Г. Гракх погиб, преследуемый своими противниками. — 59. 10 Плутарх (ок. 46 — 126 гг.) — писатель древнего мира. Его произведения посвящены вопросам этики, религии, истории и биографиям греческих и римских деятелей. В них он выступает как философ-моралист, как приверженец монархического строя и поклонник Римской империи. Монтескье с большим уважением относился к Плутарху, считая его выдающимся мыслителем античности. — 60. 11 Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.) — выдающийся древнегреческий мыслитель. В своих трудах он разрабатывал вопросы философии, логики, естествознания, психологии, истории, политики, этики, эстетики и т. д, Аристотельсторонник рабства, которое он оправдывает при помощи ссылок на биологию. Много внимания уделяет он проблеме государства и права. Для философских взглядов Аристотеля характерны колебания между материализмом и идеализмом. В отличие от Платона Аристотель признавал объективное существование природы. Каждая вещь состоит из материи и формы. Последняя является началом, организующим и одухотворяющим мертвую материю. В результате соединения материи и формы образуются новые вещи. Ленин отмечает элементы диалектики у Аристотеля. Монтескье интересовался Аристотелем как теоретиком государства и права, выдающимся историком. Он критиковал Аристотеля за оправдание рабства. — 63. 12 Дионисий Галикарнасский (I в. до н. э. — I в. н. э.) древнегреческий историк. В труде «Римская археология», посвященном древнейшему периоду Рима, автор задался целью доказать мудрость римских законов и показать римскую доблесть, что должно было, по его мысли, примирить греков с римским господством. — 64. 13 Александр Македонский (356 — 323 гг. до н. э.) — царь Македонии, выдающийся полководец и государственный деятель, прославился своими военными походами, благодаря которым маленькое государство Македония разрослось до

Скачать:TXTPDF

Избранные произведения о духе законов Монтескьё читать, Избранные произведения о духе законов Монтескьё читать бесплатно, Избранные произведения о духе законов Монтескьё читать онлайн