Скачать:TXTPDF
Избранные произведения о духе законов

гигантских размеров. Им была покорена Греция, завоевано персидское царство и Египет. В Средней Азии войска Александра захватили Бактрию и Согдиану. Он предпринял также поход Примечания в Западную Индию. После смерти Александра Македонского госуд;1рспю его скоро распалось. Для развития торговли походы Александра Македонского имели большое значение. — 65. 14 Демосфен (384 — 322 гг. до п. э.) — выдающийся афинский оратор и политический деятель, возглавлял антимакедонскую партию в Афинях, боролся за сохранение рабовладельческой демократии и за независимость Афин от Македонии, в которой царствовал Филипп II. Сохранилась запись около 40 его речей. — 68. 15 Монтескье имеет в виду историю с римским легатом Попилием, который очертил круг около Антиоха и сказал ему: «Раньше, чем выйти из этого круга, дай ответ, когорый я мог бы передать сенату». Лнтиох после небольших колебаний ответил: «Я исполню все то, что требует сенат». — 75. 16 Монтескье имеет в виду отношение Людовика XV к английскому королю Якову II, свергнутому с престола во время революции 1688 г. — 76. 17 Цезарь Гай Юлий (ок. 100 — 44 гг. до н. э.) — политический деятель древнего Рима, выдающийся полководец. Стремясь к единовластию, Цезарь не пренебрегал никакими мерами для захвата власти. Он ненавидел аристократию и демократию, хотя но происхождению был аристократом, и из демагогических целей организовал разгромленную Суллой демократическую партию. Цезарь презирал религию, хотя был верховным жрецом римского государства. Стремясь свергнуть власть сената, он использовал римскую демократию для давления на сенат. Понятие «цезаризм» впоследствии становится обозначением военно-абсолютистской власти, лавирующей между социальными группировками. Юлий Цезарь пал жертвой заговора сенатских кругов. Монтескье, описывая законы германских народов, пользовался известной работой Цезаря «Ле Ье11о Оа1Нсо». — 86. 18 Эпикур (ок. 341 — ок. 270 гг. до п. э.) — выдающийся древнегреческий философ-материалист, продолжатель «линии Демокрита» в философии. На основании накопленного после Демокрита опыта Эпикур развил дальше демокритовский атомизм. В учении Эпикура выражена догадка о внутреннем источнике движения материи. Признавая движение материи вечным, он пытался объяснить причину движения тяжестью. В теории познания Эпикур был сенсуалистом. Эпикур представляет интерес и как теоретик государства. У него впервые встречается представление о том, что государство покоится на общественном договоре. 89. 19 Цицерон Марк Туллий (106 — 43 гг. до н. э.) — римский политический деятель, философ-эклектик, близкий стоикам, автор ряда произведений на политические и философские темы. В трактате «Республика» он освещает вопрос о лучших формах государственного устройства. Конституцию римской республики Цицерон рассматривал как удачное сочетание демократии, аристократии и монархии. В трактате «О законах» он расценивает законы Рима как образец для всякого законодательства. Монтескье с большим интересом изучал работы Цицерона. — 89. 20 Аппиан (конец I в. — II в.) — древнеримский историк, излагавший историю отдельных областей Римской империи от начала их борьбы с римлянами и до завоевания этих областей Римом. Аппиан — приверженец монархического строя. Значение его трудов состоит в том, что он обратил известное внимание на роль классовой борьбы. Маркс дал высокую оценку его работ, отмечая, что он старался «докопаться до материальной основы… гражданских войн». — 90. 21 Плиний Старший (23 — 79 гг.) — видный римский ученый и писатель, автор «Естественной истории», состоящей из 36 книг и представ 762 Примечания ляющсй собою сборник по биологии, ботанике, космогонии, географии, этнографии и другим наукам. — 109. 22 Тацит (Публий) Корнелий (ок, 55 — ок. 120 гг.) — известный римский историк эпохи ранней империи. Симпатизируя римской аристократии, Тацит выступал против деспотизма римских императоров, в то же время он не был сторонником республики. Энгельс называл его последним представителем староримского патрицианского образа мыслей. Большое значение имеет его произведение «Германия», в котором описываются нравы и быт древних германцев. Этот труд использован Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». — 118. 23 Августин Аврелий (354 — 430 гг.) — епископ, один из первых христианских богословов, сторонник неоплатонизма. Ревностный защитник рабства, частной собственности и социального неравенства. Августин вел пропаганду мирового владычества церкви. История, по воззрениям Августина, есть борьба между сторонниками христианской церкви и сторонниками «сатаны». — 131. 24 Юстиниан (483 — 565 гг.) — византийский император. Стремясь создать сильную самодержавную власть, Юстиниан боролся с влиятельным сенатским сословием и пытался ограничить рост крупного землевладения Опорой власти императора стала бюрократическая верхушка. При Юстиниане был создан «Свод гражданского права» («СогризлшзстИз»). Это сборник законов, представляющий кодификацию римского права. являющегося, по словам Энгельса, наиболее совершенной формой права, покоящегося на частной собственности. — 135. 25 Монтескье имеет в виду выдающегося французского математика и. физика Б.Паскаля (1623 — 1662). — 144. 26 Геродот (ок. 484 — 425 гг. до н. э.) — древнегреческий историк, автор «Истории греко-персидских войн», сторонник афинской рабовладельческой демократии. Наряду со строгим, критическим отношением к источникам его труд изобилует фольклорным материалом, принятым на веру. — 147. О ДУХЕ ЗАКОНОВ Работа Монтескье «О духе законов» — основное произведение французского мыслителя, систематизирующее его философские, социологические, исторические, экономические и юридические взгляды. Над ним Монтескье работал около 20 лет — с 1728 по 1748 г. Женевское издание труда опубликовано в 1748 г. Труд вошел во все собрания сочинений Монтескье. В основу настоящего издания положен перевод А. Г. Горн-фельда — М. М. Ковалевского 1900 г., просмотренный и исправленный А. И. Рубиным по французским изданиям сочинений Монтескье. 27 Платон (ок. 427 — ок. 347 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, основоположник объективного идеализма, представитель реакционной афинской рабовладельческой аристократии. Платон много занимался проблемами государства. Созданное им «идеальное государство» было, по словам Маркса, афинской идеализацией .египетского кастового строя. Монтескье интересуют главным образом политические идеи Платона. — 159. 28 Сократ (ок. 469 — ок. 399 гг. до п. э.) — древнегреческий философ-идеалист, противник афинской демократии. Сократ излагал свои взгляды в устной форме, интересуясь главным образом этическими проблемами. Любимым учеником Сократа был Платон, всячески идеализировавший своего учителя. В этом смысле Монтескье говорит о временах Сократа в Предисловии» к работе «О духе законов». — 159.  Примечания составлены Р. С. Миндлиной. Использованы некоторые примечания, имеющиеся в издании Л. Ф. Пантелеева, 1900 г. Примечания 763 2В Гоббс (1588 — 1679 гг.) — выдающийся английский философ, современник английской буржуазной революции, представитель механистического и метафизического материализма. Труды Гоббса «О гражданине», «Левиафан» и др. специально посвящены вопросам права и государства. По утверждению Гоббса, государству предшествовало «естественное состояние», в котором происходила «война всех против всех» и царствовал принцип — «человек человеку волк». В результате общественного договора образовалось государство, которое Гоббс называет именем мифического чудовища — «Левиафан». Монтескье, как и все французские просветители, положительно оценивает учение Гоббса об общественном договоре. Вместе с тем он под верг Гоббса критике за характеристику естественного состояния как войны всех против всех. — 166. 80 См. «Размышления о причинах величия и падения римлян», гл. IX. — 170. 31 К,сенофонт (ок. 430 — ок. 355 гг. до н. э.) — древнегреческий историк, ученик Сократа, противник демократии. Монтескье интересуется Ксеиофонтом как автором и политическим деятелем, высказавшим ряд ценных суждений об отдельных событиях древней истории. 171. 32 Солон (ок. 638 — ок. 558 гг. до н. э.) — древнегреческий законодатель, впоследствии причисленный к «семи мудрецам». Он провел реформу, освободившую должников от долговых обязательсга. Она была направлена против крупных землевладельцев (эвпатридов). Впредь запрещалось закабаление личности и продажа в рабство. По введенной им конституции все население делилось на четыре класса по имущественному цензу. Этим были уничтожены политические привилегии эвпатридов. Монтескье подчеркивает демократический характер реформ Солона. — 171. 83 Говоря об аристократии. Монтескье всегда имеет в виду Венецию. — 173. 84 Прежде сенаторы назначались консулами. — 174. зй В данном случае Монтескье имеет в виду французскую монархию. — 175. зв Здесь Монтескье имеет в виду Францию. — 176. э7 Говоря о деспотизме, Монтескье имеет в виду восточные государства, в частности Турцию — /77. 88 Имеется в виду Кромвель. ~ 180. 80 Выражение «порядочный человек» (Гпоппее Ьотте) в XVII  — XVIII вв. означало человека дворянского происхождения. — 189. 40 Имеется в виду утопический роман «История севарамбов» французского писателя XVII в. Вераса дАлле, рисующего общество, в котором частная собственность заменена общественной, нет, сословий и труд обязателен для всех, но наряду с этим сохраняется монархическая власть. Идея этого романа перекликается с социальными идеями эпоха Просвещения. — 192. 41 См. «Размышления о причинах величия и падения римлян», гл. I. Монтескье неправильно считал сабинян и самнитян потомками спартанцев. — 192. 42 Т. е. иезуитам. — 193. 43 Теофраст (ок. 370 — 285 гг. до н. э.) — древнегреческий ученый и философ, ученик Аристотеля. Работы Теофрасга сыграли большую роль в истории ботаники. — 194. 44 Страбон (ок. 65 г. до н. э. — ок. 25 г. н. э.) — известный историк и географ древнего мира, много путешествовал по Ближнему Востоку, Греции и Италии. До нас дошла его «География» в 17 книгах, представляющая сборник сведений по географии древнего мира. Монтескье особенно интересовался Страбоном в связи со своей теорией общественного развития. — 194. 45 Сенека (ок. 4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) — римский философ-стоик.. Особенно его интересовали этические проблемы. Главное в его учении проповедь «апатии», т. е. безразличия к славе, богатству, ко всем жизненным наслаждениям. Борясь с материализмом, Сенека распространял реакционные- космополитические идеи равнодушия к родине. — 200. 46 В Риме должностные лица назначались на год, а сенаторы — пожизненно. — 203, 47 На юге Франции совершеннолетие считалось с 25 лет. — 204. 48 Здесь, так же как и в следующей, XI главе, Монтескье имеет в виду французскую монархию. — 209. 49 Имеются в виду стрельцы. — 212. 60 Бантам — государство на о. Ява, возникшее в XV в. В конце XVII в. оно было завоевано голландцами, — 213. 51 Воден Жан (1530 — 1596 гг.) — выдающийся французский мыслитель, идеолог абсолютизма, экономист и теоретик государственного права. Воден утверждал, что основной причиной государственных переворотов является имущественное неравенство,

Скачать:TXTPDF

Избранные произведения о духе законов Монтескьё читать, Избранные произведения о духе законов Монтескьё читать бесплатно, Избранные произведения о духе законов Монтескьё читать онлайн