Скачать:TXTPDF
Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства

это не его вина, а следствие его слабости. Точно так же, когда в ослеплении страсти юноша совершает безумие, женясь на любимой девушке, и бывает наказан за это отцом, нас огорчает его несчастье, ведь он только последовал естественной склонности и поддался общечеловеческой слабости.

Наконец, когда падает женщина, все обстоятельства, усиливающие ее смущение, лишь увеличивают наше удовольствие. То же и в комедиях: нас развлекает все, что может усилить смущение некоторых действующих лиц.

Все эти удовольствия основаны на свойственном нам недоброжелательстве или на неприязни, которую наше расположение к одним людям внушает нам по отношению к другим.

Следовательно, подлинное комедийное искусство состоит в умелом использовании как и этого расположения, так и этой неприязни; оно не должно возбуждать в нас противоречивых чувств во время действия, а также отвращения или раскаяния по поводу того, что мы любили или ненавидели. Мы допускаем. чтобы злодей стал привлекательным лишь в том случае, если предпосылки такого превращения имеются в его характере и дело идет о каком-нибудь выдающемся поступке, кою-рый нас поражает и может способствовать развязке пьесы,

Удовольствие, вызванное играми, развязкой пьес и контрастами

В пикете нам доставляет удовольствие догадываться о неизвестном посредством известного, и интерес игры заключается в том, что при видимой ясности все же многое остается скрыто, а это подстрекает наше любопытство.

То же и в театральных пьесах. Мы бываем заинтересованы, когда нам показывают не все сразу, позволяя догадываться об остальном; мы испытываем удивление, видя, что события развертываются не так, как мы думали, и понимаем, что наши предположения оказались ложными.

Удовольствие от игры в ломбер заключается в любопытстве, связанном с неизвестностью относительно трех возможных исходов игры, так как партию можно выиграть, отложить или проиграть. То же и с театральными пьесами. Мы смотрим их, затаив дыхание, испытывая чувство неуверенности, ибо не можем предугадать, чем они кончатся. И такова сила нашего воображения, что если пьеса хороша, то, хотя бы мы смотрели ее тысячу раз, наше волнение, смею сказать, наше неведение относительно ее развязки не исчезнут.

Действительно, мы бываем слишком поглощены всем происходящим на сцене и потому воспринимаем лишь то, что там говорят, и то, что должно случиться по ходу действия. Все, что мы знали, все, что сохранилось лишь в нашей памяти, уже не производит на нас никакого впечатления.

Скачать:TXTPDF

Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства Монтескьё читать, Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства Монтескьё читать бесплатно, Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства Монтескьё читать онлайн