Скачать:TXTPDF
Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов)

когда же Он не оставит (в живых) ни одного обладающего знанием, люди станут избирать (для себя) невежественных руководителей[208]. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить решения, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!”»

Глава 66: Следует ли назначать специальный день для того, чтобы наставлять женщин (в религии)?

86 (101). Cообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) женщины сказали пророку, да благословит его Аллах и приветствует: “Мужчины не дают нам возможности поговорить с тобой[209], выдели же для нас (особый) день по своему усмотрению!” И он пообещал (женщинам выделять для них такой) день, (с наступлением которого) встретился с ними, стал наставлять их и давать им свои веления (относительно установлений религии). Среди прочего (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал им: “Для любой из вас, у которой умрут трое её детей, они обязательно послужат защитой от огня”.[210] Одна женщина спросила: “А (если их будет) двое?” Он ответил: “И двое”».

В другой версии этого хадиса, передаваемой со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…трое детей, не достигших совершеннолетия…»

Глава 67: О том, кто услышал нечто (, не понял этого) и переспросил, чтобы понять.

87 (103). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, у кого потребуют полного отчёта[211], будет подвергнут наказанию».

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

Я спросила: «Разве Аллах Всевышний не говорит: “…он непременно будет рассчитан расчётом лёгким…”[212]?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Это касается только представления[213], но тот (человек, дела) которого будут обсуждаться[214], погибнет!»

Глава 68: Пусть присутствующий известит отсутствующего.

88 (104). Сообщается, что Абу Шурайх, да будет доволен им Аллах, сказал:

Я слышал, что сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на следующий день после завоевания Мекки[215]. Я слышал эти слова своими ушами, усвоил их своим сердцем, и я видел его собственными глазами, когда он говорил это. (Сначала пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) воздал Аллаху хвалу и восславил Его, а потом сказал: «Поистине, Мекку объявил священной Аллах, а не люди, и поэтому непозволительно человеку, верующему в Аллаха и в Последний день, ни проливать в (этом городе) кровь, ни вырубать в нём деревья. Если же кто-нибудь посчитает это для себя допустимым (, ссылаясь на то, что) в Мекке сражался посланник Аллаха[216], скажите ему: “Поистине, Аллах разрешил это Своему посланнику, но не разрешал вам!” Да и мне Он позволил делать это только в течение части этого дня, и сегодня она вновь стала столь же священной, как и вчера, так пусть же присутствующий известит (об этом) отсутствующего!»

Глава 69: Грех того, кто возводит ложь на пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

89 (107). Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не возводите на меня ложь[217], ибо, поистине, тот, кто сделает это, непременно займёт своё место в огне!”»

90 (109). Сообщается, что Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Человек,) который станет приписывать мне то, чего я не говорил, непременно займёт своё место в огне!”»

91 (110). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Вы можете) называть себя моим именем, но не используйте мою кунью[218], называя себя! Если кто-нибудь из вас увидит меня во сне, (это будет означать, что) он (действительно) увидел меня, ибо шайтан не может принимать мой облик. Если же кто-нибудь станет намеренно возводить на меня ложь, он непременно займёт своё место в огне!»

Глава 70: Письменная фиксация знания.

92 (112). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах не допускает убийств в Мекке (или: не допустил к ней слона[219]), однако Он дал власть над ними[220] посланнику Аллаха и верующим. Поистине, никому до меня не позволялось (сражаться) в (этом городе) и никому не будет позволено это после меня! Поистине, и для меня это стало дозволенным лишь на определённое время в течение дня, а сейчас (Мекка), несомненно, (снова) является священной территорией, где нельзя ни срезать колючки, ни вырубать деревья, ни поднимать найденное, если только человек не делает это для того, чтобы объявить о своей находке (людям). Если же кого-нибудь убьют, то (его ближайшие родственники) могут выбирать одно из двух: либо получить выкуп /дийа/ за убитого[221], либо воздать убийце равным».

(Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах,) сказал:

«Тут подошёл какой-то человек из Йемена и сказал: “Запиши для меня (эти слова), о посланник Аллаха”, и тогда он велел: “Запишите (это для него)”. А после этого один курайшит воскликнул: “Кроме душистого тростника, о посланник Аллаха,[222] ведь мы используем его в наших домах и на наших могилах[223]!” — и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кроме душистого тростника, кроме душистого тростника”».

93 (114). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Когда (предсмертные) страдания пророка, да благословит его Аллах и приветствует, усилились, он сказал: “Принесите мне (принадлежности для) письма, и я напишу[224] для вас то, благодаря чему вы не собъётесь с правильного пути”. Однако ‘Умар сказал: “Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, серьёзно болен, а у нас есть Коран, и этого нам достаточно!” Тут мнения (присутствовавших) разделились, поднялся шум, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Оставьте меня, не следует спорить в моём присутствии!”»

Глава 71: Знание и увещание ночью.

94 (115). Сообщается, что Умм Салама[225], да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Однажды ночью пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проснулся и воскликнул: “Преславен Аллах! /Cубхана-Ллах!/ Какие бедствия были ниспосланы сегодня ночью[226] и какие сокровищницы открыты![227] Разбудите обитательниц комнат[228], ведь может получиться так, что одетая в мире этом окажется обнажённой в мире ином[229]!”»

Глава 72: Ночной разговор о знании.

95 (116). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(Однажды, уже) в конце своей жизни, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил с нами вечернюю молитву, произнёс в конце её слова таслима[230], поднялся и сказал: “Понимаете ли вы, что это за ночь? Поистине, через сто лет после этой ночи не останется на земле ни одного из живущих на ней (ныне)[231]!”»

96 (117). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(Однажды) я остался на ночь в доме своей тётки Маймуны бинт аль-Харис, жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, находившегося в ту ночь у неё. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил вечернюю молитву (в мечети), вернулся домой, совершил молитву в четыре раката[232] и лёг спать. (Через некоторое время) он встал и спросил: “Мальчик[233] поспал?” (Или же он сказал нечто подобное.) Затем он встал на молитву, я же встал слева от него, но он поставил меня справа, совершил пять ракатов молитвы, а потом ещё два, после чего (снова) заснул, и я услышал его храп, а (ещё через некоторое время) он пошёл на (утреннюю) молитву».

Глава 73: Сохранение знания.

97 (118). Сообщается, что (как-то раз) Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Люди говорят, что Абу Хурайра (передал много хадисов), однако если бы не два айата из Книги Аллаха, то я не передал бы ни одного».

Затем он прочитал (следующие айаты): «Поистине, тех, кто скрывает ниспосланные Нами ясные знамения и истинное руководство после того, как Мы разъяснили всё это людям в Писании, проклянёт Аллах и проклянут проклинающие, кроме тех, которые раскаялись, и исправили[234] и (стали) разъяснять (истину). Я приму покаяние таких, ибо Я — Приемлющий покаяние, Милосердный»[235]

(, после чего сказал): «Поистине, наши братья из числа мухаджиров были заняты торговыми сделками, а наших братьев из числа ансаров занимали дела, связанные с их имуществом[236], тогда как Абу Хурайра, довольствовавшийся лишь тем, что могло насытить его[237], неотступно следовал за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, присутствуя там, где отсутствовали они, и запоминая то, чего не запомнили они».

98 (119). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) я сказал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “О посланник Аллаха, поистине, я слышу от тебя многое, но забываю это!” Тогда он велел: “Распахни свою накидку”, и я распахнул её».

(Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах,) сказал:

«И он сделал своими руками такое движение, будто наполнил их чем-то, (а потом как будто бы положил что-то в мою накидку) и велел: “Запахнись!” Тогда я сдвинул края накидки и после этого уже ничего не забывал».

99 (120). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Из (сказанного) посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я запомнил (то, что относится к) двум видам знания. Что касается первого, то я распространил его (среди людей), что же касается второго, то, если бы я распространил и его, (мне) обязательно перерезали бы горло[238]!»

Глава 74: Необходимо молча прислушиваться к словам знающих.

100 (121). Передают со слов Джарира, да будет доволен им Аллах, что во время прощального паломничества пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел ему: «Скажи людям, чтобы они молчали и слушали!» после чего сказал: «Не становитесь после меня[239] неверными, которые рубят друг другу головы!»

Глава 75: Какой ответ желательно дать знающему, если его спросят: «Кто из людей обладает наибольшим знанием?»

101 (122). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Убайй бин Ка‘б, да будет доволен им Аллах, сообщил им, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Однажды) пророка Мусу, обратившегося с проповедью к израильтянам, спросили: “Кто из людей обладает наибольшим знанием?” — и он ответил: “Самым знающим являюсь я”, oднакo Аллах выразил ему (за это) порицание, ибо Муса должен был ответить, что это известно только Аллаху. И Аллах ниспослал ему в откровении: “Поистине, у места слияния двух морей (живёт) один из рабов Моих[240], который знает больше, чем ты!” (Муса) спросил: “О Господь мой, как мне найти его?” — и ему было сказано: “Положи в корзину рыбу (и отправляйся в путь, а раб

Скачать:TXTPDF

Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать бесплатно, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать онлайн