будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Есть два слова[3481], которые любит Милостивый, и они легки для языка, а на Весах они будут тяжелы. (Это слова) “Слава Аллаху и хвала Ему, слава Аллаху Великому! /Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи, субхана-Ллахи-ль-‘Азым!/”».
[1]
“Сунна” — обычай, пример. Сунна состоит из сообщений о поступках /фи‘ль/ пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его высказываниях /кауль/ и невысказанном одобрении /такрир/ поступков или слов других людей, а также о его качествах.
[2]
“Звезда”, 3.
[3]
“Сонмы”, 21.
[4]
“Женщины”, 80.
[5]
Хадис — отдельное сообщение о том, что сказал или сделал пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Вся совокупность хадисов и составляет собой сунну.
[6]
Каждый хадис состоит из двух частей: “иснада” — перечисления людей, передававших друг другу то или иное сообщение, и “матна” — собственно сообщения или же информационной части хадиса.
[7]
Мухаддис — человек, занимающийся собиранием и критикой хадисов.
[8]
Термин “сахих” служит для обозначения такого хадиса с непрерывным иснадом, каждый передатчик которого от первого до последнего отличался беспристрастностью и точностью, в силу чего в иснаде такого хадиса нет никаих отклонений или недостатков. Ибн Хаджар аль-‘Аскалани даёт термину “хасан” такое определение: «Хорошим является хадис с непрерывным иснадом, все передатчики которого отличались добросовестностью. Такой хадис является лишь немногим менее точным, чем подобные ему, а передатчики передали его безо всяких отклонений или недостатков». Подобно достоверным, хорошие хадисы можно приводить в качестве доводов шариата, несмотря на то что такой же силой эти доводы обладать не будут. Термин “да‘иф” служит для обозначения такого сообщения, которое не может считаться хорошим, если оно не удовлетворяет хотя бы одному необходимому условию. Слабые хадисы не должны иметь отношения к догматам веры и в них не должны содержаться разъяснения таких установлений шариата, которые имеют отношение к дозволенному и запретному. Это значит, что с целью побуждения или устрашения их можно приводить в наставлениях, рассказах и тому подобных случаях.
[9]
Некоторые главы “Сахиха” не имеют названий. Кроме того, в целом ряде случаев названия глав не соответствуют содержанию хадисов, относящихся к этой главе. Это обьясняется тем, что в данный сборник вошли не все хадисы, приводимые аль-Бухари, а названиям глав в таких случаях соответствуют хадисы, которые не были включены аз-Зубайди в его сборник.
[10]
Нисба — относительное имя, обозначающее происхождение по племени, роду, городу, местности и т.д.
[11]
Кунья — имя по отцу или по сыну, например Абу ‘Абдуллах (отец ‘Абдуллаха) или Ибн Мухаммад (сын Мухаммада).
[12]
Имеются в виду те слова, которые следует произнести в конце встречи в том случае, когда в ходе её люди не поминали Аллаха или вели пустые разговоры. Сообщается, что мать правоверных[13] ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встречался с кем-либо, читал Коран или совершал молитву, в конце (встречи) он обязательно произносил слова “Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя, прошу Тебя о прощении и приношу Тебе своё покаяние /Субхана-кя, Аллахумма, ва би-хамди-кя, ашхаду алля иляха илля Анта, астагфиру-кя, ва атубу иляй-кя/”».
[13]
Мать правоверных /умм аль-му’минин/ — утвердившийся в мусульманской литературе почётный эпитет жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[14]
«Таби’уна» — так называли людей, встречавшихся со сподвижниками пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и умерших в Исламе.
[15]
Имеется в виду один из известнейших последователей[16] аль-Хасан аль-Басри (842 — 728), который пользовался огромным авторитетом среди своих современников.
[16]
Иначе говоря, 30 рамадана.
[17]
Речь идёт об извлечении /истинбат/ правовых решений из основополагающих источников шариата по непредусмотренным этими источниками прямо случаям.
[18]
Слово “та‘лик” (подвешивание) образовано от глагола “‘алляка” — подвешивать что-то к чему-либо. Иснады такого вида стали называть “подвешенными”, поскольку они связаны только с верхней частью хадиса, а с нижней частью связи не имеют, и это делает их похожими на то, что подвешивается к потолку или к чему-нибудь ещё.
[19]
Фетва — решение по религиозно-юридическому вопросу, которое выносит авторитетное лицо.
[20]
Факих — законовед, имеющий право выносить решения по религиозно-правовым вопросам.
[21]
Нисба имама относится не к названию города, а к названию йеменского племени зубайда.
[22]
Аль-Ма’мун (813 — 833) — халиф из династии Аббасидов.
[23]
После того как в 644 году халиф ‘Умар, да будет доволен им Аллах, был смертельно ранен, он назвал имена шести других сподвижников в качестве членов совета, из числа которых предстояло избрать его преемника.
[24]
Речь идёт не только о хиджре — переселении мусульман из Мекки в Медину ради сохранения своей религии, но и вообще о переселении мусульманина из любого места, где он не может свободно исповедовать свою религию, туда, где это можно будет делать.
[25]
Поводом для этого высказывания пророка, да благословит его Аллах и приветствует, послужил конкретный случай, связанный с переселением из Мекки в Медину одного человека, который сделал это не по религиозным соображениям, а потому, что он хотел жениться на женщине по имени Катиля, кунья (имя по сыну) которой была Умм Кайс, согласившейся выйти за него замуж только при условии его переселения в Медину. Впоследствии этого человека стали называть “мухаджир Умм Кайс” (переселенец Умм Кайс). Значение этого и многих других хадисов, где речь также идёт о намерениях, состоит в том, что в них сформулирован важнейший принцип, в соответствии с которым награда или наказание ожидает человека не только и не столько за добрые или дурные дела как таковые, но в первую очередь за то, каким было истинное намерение человека, совершившего какое-либо дело, поскольку многие поступки, представляющиеся хорошими со стороны, на самом деле могут быть продиктованы дурными намерениями.
[26]
Это значит, что человек, сделавший что-либо не ради Аллаха (в данном случае совершивший переселение из Мекки в Медину), не получит за это награды в мире вечном, а должен будет довольствоваться лишь тем, что достанется ему за его дело в земной жизни.
[27]
Имеется в виду шум, издававшийся крыльями ангела Джибрила, который передавал пророку, да благословит его Аллах и приветствует, слова Аллаха. Этот шум являлся предвестником откровения как такового.
[28]
То есть истинного.
[29]
Имеются в виду такие сновидения, в истинности которых не оставалось никаких сомнений.
[30]
Эта гора, которая находится поблизости от Мекки, ныне именуется Джабаль ан-нур.
[31]
То есть для уединения в пещере.
[32]
Хадиджа бинт Хувайлид, да будет доволен ею Аллах, была первой женой пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[33]
“Сгусток”, 1 — 3.
[34]
“Джахилийа” — невежество. Это слово используется для обозначения доисламской эпохи язычества в Аравии.
[35]
Ко времени возникновения Ислама иудейские поселения имелись во многих оазисах Аравийского полуострова. Сообщение о том, что Варака знал древнееврейскую письменность и пользовался ею, свидетельствует о его постоянных контактах с иудеями, которые могли быть либо евреями, либо принявшими иудаизм арабами.
[36]
То есть до того дня, когда тебя станут изгонять.
[37]
Здесь под скверной подразумевается идолопоклонство.
[38]
“Завернувшийся”, 1 — 5.
[39]
“Воскресение”, 16.
[40]
Речь идёт о том, что в начальный период ниспослания откровений пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начинал повторять слова айатов Корана сразу после того, как их произносил Джибрил, то есть едва дождавшись, когда он закончит. Он поступал так из опасений, что забудет ниспосылаемое ему свыше, и старался поскорее запомнить всё до ухода Джибрила.
[41]
Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, обращается к слушавшим его людям.
[42]
Аллах говорит, что Он Сам позаботится о том, чтобы собрать всё содержание Корана в сердце пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и научить его читать все айаты правильно.
[43]
“Воскресение”, 16 — 17.
[44]
То есть когда Аллах передаст тебе тот или иной айат через Джибрила.
[45]
“Воскресение”, 18.
[46]
“Воскресение”, 19.
[47]
То есть ветер, посылаемый Аллахом на благо людям. Имеется в виду северный ветер, приносивший с собой в Аравию дожди и облегчение от жары. См. хадис № 1725.
[48]
До 630 года Абу Суфйан Сахр бин Харб являлся одним из предводителей врагов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Мекке, но в конечном счёте принял Ислам. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был женат на Рамле, дочери Абу Суфйана, сын которого Му‘авийа Ибн Абу Суфйан, да будет доволен ими Аллах, стал основателем династии Омеййадов и правил Халифатом с 661 по 680 год.
[49]
Ираклий или Гераклий I — император Византии, правивший с 610 по 641 год.
[50]
Племя курайш, к которому принадлежал и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, населяло Мекку и её окрестности.
[51]
Шам — старое название территорий, на которых ныне расположены такие страны, как Сирия, Ливан, Иордания и Палестина.
[52]
Речь идёт о перемирии сроком на десять лет, заключённом между мусульманами и курайшитами в марте 628 года в Худайбийе, местности на западной границе священной территории /харама/ Мекки. Пребывание Абу Суфйана в Шаме относится к 628 или 629 году.
[53]
Илийа — старое название Иерусалима (арабское название — Байт аль-Макдис или аль-Кудс).
[54]
Рум — арабское название Византии.
[55]
Ираклия интересует, объявлял ли себя пророком кто-нибудь из курайшитов раньше.
[56]
То есть до того, как он объявил себя пророком.
[57]
Абу Суфйан указывает, что больше он ничего не мог сказать против пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[58]
Ираклий имеет в виду, что о появлении пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сообщается в Евангелии.
[59]
Ираклий опасался, что ему может воспрепятствовать в этом его же собственное окружение.
[60]
В знак уважения.
[61]
Дихйа бин Халифа аль-Кальби, да будет доволен им Аллах, был одним из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[62]
Бусра — город в Южной Сирии на полпути между Мединой и Дамаском.
[63]
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имеет в виду, что крестьяне, иными словами подданные Ираклия, последуют примеру своего правителя, за что ему придётся держать ответ перед Аллахом.
[64]
Обладателями или же людьми Писания называли иудеев и христиан.
[65]
Аллах велит пророку, да благословит его Аллах и приветствует, призвать иудеев и христиан к признанию того, что ниспосылалось в откровениях всем пророкам и посланникам и раньше. Речь идёт о признании необходимости поклонения одному лишь Аллаху.
[66]
“Муслимуна” — мусульмане, люди покорившиеся воле Аллаха.
[67]
“Семейство ‘Имрана”, 64.
[68]
То есть “сын Абу Кабши”. Абу Кабша не являлся отцом пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Так звали либо одного из его предков, либо отца его кормилицы Халимы. Подобное обращение к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, являлось проявлением враждебности и неуважения по отношению к нему со стороны Абу Суфйана.
[69]
Так арабы называли византийцев.
[70]
Это было в 628 году после победы византийских войск над персами.
[71]
Патрикий — византийский придворный титул высшего ранга, дававший право занимать самые высокие должности в империи.
[72]
Гассаниды — арабские князья, являвшиеся вассалами Византии и владевшие территориями от Евфрата до Акабского залива. Конкретно здесь имеется в виду аль-Харис Ибн Абу Шимр.
[73]
Румийа и Химс — города на территории Сирии.
[74]
[75]
Имеется в виду его предложение принять