Скачать:TXTPDF
Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов)

идёт о соплеменниках и домочадцах.

[142]

То есть о том, что из них является дозволенным, а что запретным.

[143]

“Хантам” — кувшины, изготовлявшиеся из глины, в которую добавляли шерсть и кровь. Прежде в таких кувшинах в Медину привозили вино. Впоследствии запрет на использование таких сосудов был отменён, но запрет на употребление любых алкогольных напитков остался в силе.

[144]

“Дубба” — сосуды для вина из высушенных тыкв.

[145]

“Накир” — сосуды для вина, выдолбленные из корней пальмы.

[146]

“Музаффат” и “мукаййар” — сосуды для вина, бока которых обмазывались смолой. Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил употреблять то, для чего эти сосуды и кувшины предназначались.

[147]

См. примечания к хадису № 1.

[148]

“Садака” — добровольная помощь нуждающимся; подаяние; милостыня. И Коран, и сунна поощряют людей помогать нуждающимся, обещая за это большую награду Аллаха. В данном случае имеется в виду, что человек, расходующий средства на содержание своей семьи, получит такую же награду, как и человек, расходующий свои средства на садаку.

[149]

“Насиха” — благожелательное и искреннее отношение.

[150]

Искренность по отношению к Аллаху проявляется в подчинении Его велениям и отказе от совершения всего того, что запрещено Им.

[151]

Здесь имеется в виду оказание им помощи в их делах, если они стараются вести мусульман по прямому пути, и указание им на их ошибки, если они впадают в заблуждение.

[152]

Здесь подразумевается побуждение мусульман к одобряемому шариатом /ма‘руф/ и удержание от неодобряемого /мункар/, доброе отношение к ним, стремление помочь и старание выполнять всё то, к чему побуждал людей посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в сфере взаимоотношений друг с другом.

[153]

См. примечание к хадису № 8.

[154]

В данном случае под “отданным на хранение” понимается Ислам, требующий от людей выполнения определённых велений Аллаха и отказа от того, что Он запретил им. См. примечание к хадису № 2020.

[155]

Имеется в виду либо поддержание дела Ислама, либо обладание властью.

[156]

То есть проводили по ним влажными руками вместо того, чтобы омывать ноги по всем правилам.

[157]

‘Абдуллах Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, постеснялся отвечать, так как помимо него у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, находились старшие, в том числе и его отец.

[158]

То есть остальные присутствовавшие.

[159]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сравнивает мусульманина с пальмой, желая сказать, что он, подобно пальме, должен постоянно служить источником всяческой пользы и блага.

[160]

То есть “Ты ли сын ‘Абд аль-Мутталиба?” Здесь слово “сын” следует понимать как “потомок”, поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приходился ‘Абд аль-Мутталибу не сыном, а внуком.

[161]

Здесь имеется в виду закят, который в первые годы существования Ислама называли также и садакой.

[162]

Димам хотел сказать, что oн состоит в родстве с людьми из этого племени, которые приходились пророку, да благословит его Аллах и приветствует, родственниками по матери.

[163]

Имеется в виду не остров, а область с таким же названием на восточном побережье Аравийского полуострова. Правители этих земель находились в зависимости от сасанидского Ирана.

[164]

Речь идёт о царе Ирана Хосрове II.

[165]

Ибн аль-Мусаййаб — имя одного из передатчиков этого хадиса.

[166]

Имеется в виду, что он, да благословит его Аллах и приветствует, продиктовал это письмо.

[167]

Имеются в виду правители, которых пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призывал к Исламу в этих посланиях.

[168]

То есть оказал ему Свою милость.

[169]

Имеется в виду, что теперь Аллах не станет подвергать его наказанию.

[170]

Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, рассказывает о том, что происходило во время прощального паломничества /хиджжат аль-вида’/ пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в феврале 632 года.

[171]

Иначе говоря, жизнь.

[172]

Речь идёт о Мекке и прилегающей к ней территории, которая является харамом, то есть священной территорией, где запрещается убивать и наносить вред не только людям, но и вообще всему живому, а также и растениям. Естественно, что в особой мере это касается периода хаджжа. Таким образом, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подчёркивает, что неприкосновенность личности является одним из основных принципов Ислама в области взаимоотношений /му‘амалят/ между людьми.

[173]

Имеется в виду День воскресения.

[174]

Джуммар — съедобная сердцевина пальмы.

[175]

См. хадис № 55.

[176]

Здесь имеется в виду так называемая белая зависть, иначе говоря, желание обладать тем же, чем обладает и другой, когда при этом человек, испытывающий зависть, не желает, чтобы этот другой лишился того, что он имеет.

[177]

Речь идёт обо всём том, что угодно Аллаху.

[178]

Здесь имеется в виду либо знание и понимание Корана, либо мудрость как нечто противоположное невежеству и удерживающее человека от всего мерзкого.

[179]

То есть Корану.

[180]

Речь идёт о том, что имеет отношение к сообщениям о словах и делах пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[181]

Имеется в виду тот возраст, начиная с которого дееспособный мусульманин /мукаллаф/ должен выполнять все обязанности, возлагаемые на него шариатом, за что он несёт полную ответственность. Имам аш-Шафи’и считал, что совершеннолетним человек становится в пятнадцать лет, а имам Абу Ханифа — в восемнадцать.

[182]

Минa — долина близ Мекки, где паломники, совершающие хаджж, бросают камешки в каменные столбы, символизирующие собой Иблиса.

[183]

Подразумевается, что перед пророком, да благословит его Аллах и приветствует, который молился на открытом месте, находилась палка или какой-то предмет /сутра/, отделявший его от тех, кто не был занят молитвой, указывавший направление киблы (направление на Мекку, точнее говоря, на Каабу из любого данного места) и служивший указанием на то, что во время молитвы между этой преградой и молящимся проходить запрещается (см. раздел под названием “Главы о преграде перед молящимся”).

[184]

Слова ‘Абдуллаха бин ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, следует понимать как указание на то, что он прошёл за тем, что служило молившимся в качестве преграды /сутра/.

[185]

Фетва — решение по религиозно-юридическому вопросу, которое выносит авторитетное лицо.

[186]

Дело происходило во время солнечного затмения, являющегося знамением Аллаха, когда полагается совершить особую молитву.

[187]

Передатчик этого хадиса сказал: «Я не знаю, что именно сказала Асма».

[188]

“Аль-масих ад-даджжаль” — ложный мессия, Антихрист, о котором часто упоминается в хадисах. Как видно из содержания данного хадиса, испытание могилы будет заключаться в том, что два ангела станут задавать покойным в их могилах определённые вопросы, которые позволят определить, кто из них является верующим, а кто — неверным. Испытание, связанное с Антихристом, который появится на земле незадолго до Дня воскресения, будет подобно испытанию могилы в двух отношениях: по своей тяжести, поскольку его появлению будут сопутствовать всевозможные бедствия, и по своим результатам, так как в ложного мессию уверуют только неверные, которых по этому признаку можно будет отличить от истинно верующих.

[189]

Эти вопросы будут задавать два ангела: Мункар и Накир.

[190]

Имеется в виду пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.

[191]

Передатчик этого хадиса сказал: «Я не знаю, что именно сказала Асма».

[192]

То есть с явными доказательствами истинности своего пророчества и руководством Аллаха.

[193]

Передатчик этого хадиса сказал: «Я не знаю, что именно сказала Асма».

[194]

Таким образом, эта женщина сообщила ‘Укбе, да будет доволен им Аллах, что его жена является его молочной сестрой, а в Исламе такие браки запрещены.

[195]

‘Укба, да будет доволен им Аллах, жил в Мекке.

[196]

Название предместья Медины.

[197]

Имеется в виду ‘Умар, да будет доволен им Аллах.

[198]

Более подробно об этом сообщается в “Книге брака”.

[199]

Хафса — дочь ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, и жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[200]

Речь идёт об общей молитве в мечети.

[201]

То есть не слишком затягивает молитву.

[202]

Более подробно об этом сообщается в “Книге молитвы”.

[203]

Имеется в виду, что на бурдюках ставилась метка хозяина и что верблюд сам может найти дорогу домой.

[204]

Люди могли задавать подобные вопросы в тех случаях, когда между ними возникали какие-нибудь конфликты или споры, в пылу которых соперники иногда пытались унизить друг друга обвинениями в безродности, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, слово которого было решающим, выступал здесь в качестве третейского судьи.

[205]

То есть мы раскаиваемся в том, что разгневали тебя.

[206]

Это делалось либо с целью предупреждения хозяев о том, что в дом пришёл гость, либо для того, чтобы приветствие услышали все присутствующие.

[207]

Иными словами, иудею или христианину, принявшему Ислам.

[208]

Имеются в виду духовные лидеры.

[209]

То есть они постоянно окружают тебя.

[210]

При том условии, что женщина станет терпеливо переносить такую утрату в надежде на награду Аллаха.

[211]

В День воскресения.

[212]

“Раскалывание”, 8.

[213]

Имеется в виду представление дел людей для расчёта или же взвешивание их на Весах, когда каждому будет показано всё, что он совершил, чтобы он понял, сколь великую милость оказывает ему Аллах, прощая его прегрешения.

[214]

Иными словами, тот, у кого потребуют полного отчёта за его дела.

[215]

То есть после окончательной победы мусульман над курайшитами и вступления их войск в город 12 января 630 года.

[216]

В целом вступление мусульман в Мекку проходило беспрепятственно, если не считать стычки колонны под предводительством Халида бин аль-Валида, да будет доволен им Аллах, с немногочисленным отрядом мекканцев, потерявших в этом бою пятнадцать человек убитыми.

[217]

Имеется в виду сознательное возведение лжи на пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[218]

Кунья пророка, да благословит его Аллах и приветствует, — Абу-ль-Касим (отец Касима), а запрет на её использование действовал только при его жизни.

[219]

Сомнение передатчика, располагавшего несколькими копиями данного хадиса, скорее всего объясняется ошибкой переписчика, так как разница в написании арабских слов “катль” (убийство) и “филь” (слон) состоит лишь в расположении и количестве диакритических точек под имеющими одинаковую форму буквами или же над ними. Упоминание о слоне связано с сообщениями об имевшем место в 570 г.н.э. походе на Мекку эфиопской армии под предводительством Абрахи аль-Ашрама, который закончился полным уничтожением всего его войска. Об этом событии упоминается в 105-й суре Корана “Слон”.

[220]

Имеются в виду неверные, жившие в Мекке.

[221]

Этот выкуп или же вира за кровь выплачивался верблюдами, представлявшими собой особую ценность для жителей Аравии того времени. Животных стреноживали путами и оставляли во дворе дома покойного.

[222]

То есть вели, чтобы не срезали и не вырубали ничего, кроме душистого тростника.

[223]

Душистым тростником арабы покрывали крыши домов и затыкали им дыры между кирпичами, из которых выкладывались могильные ниши.

[224]

То есть продиктую.

[225]

Одна из жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[226]

Имеется в виду, что этой ночью пророку, да благословит его Аллах и приветствует, было ниспослано откровение, в котором сообщалось, что после его смерти мусульманскую общину постигнут многие бедствия.

[227]

Далее в этом откровении сообщалось, что мусульманам будут дарованы огромные сокровища. О “сокровищницах милости твоего Господа” упоминается в 9-м айате суры “Сад”.

[228]

Имеются в виду жёны пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[229]

Имеется в виду, что если женщина является женой праведного человека, но сама не совершает никаких благочестивых дел, то праведность её мужа не послужит её защитой в мире вечном.

[230]

Таслим — завершающий элемент /рукн/ молитвы, когда молящийся поворачивает голову направо и

Скачать:TXTPDF

Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать бесплатно, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать онлайн