налево, каждый раз произнося при этом слова “Мир вам и милость Аллаха /Ас-саляму ‘аляй-кум ва рахмату-Ллах/”.
[231]
Таким образом, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал своим сподвижникам на скоротечность земной жизни.
[232]
Каждая молитва состоит из определённого количества ракатов. Ракатом называется цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением строго определённых молитвенных формул и чтением различных айатов Корана по желанию молящегося. Единственным исключением является первая сура Корана “Аль-Фатиха”, которая читается в обязательном порядке.
[233]
Здесь имеется в виду передавший этот хадис Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, который в то время был подростком.
[234]
То есть исправили то зло, которое они совершили.
[235]
“Корова”, 159 — 160.
[236]
Конкретно здесь имеется в виду то, что ансары занимались своими посевами.
[237]
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, хочет сказать, что только необходимость добывать себе какой-то минимум средств на пропитание отвлекала его от постоянного следования пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
[238]
Считается, что в хадисах, имеющих отношение ко второму виду знания, говорилось о плохих правителях и назывались конкретные имена.
[239]
То есть после моей смерти.
[240]
Имеется в виду аль-Хадир, которого именуют также аль-Хидр, Хизр и т. д. Аль-Хадир являлся одним из пророков, живших во времена Мусы, мир им обоим.
[241]
Библейский Иисус Навин.
[242]
См.: “Пещера”, 61.
[243]
См.: “Пещера”, 62.
[244]
См.: “Пещера”, 63.
[245]
См.: “Пещера”, 64.
[246]
См.: “Пещера”, 66 — 67.
[247]
См.: “Пещера”, 69.
[248]
Иными словами, не уменьшило его совсем.
[249]
См.: “Пещера”, 71.
[250]
Cм.: “Пещера”, 72.
[251]
См.: “Пещера”, 73.
[252]
Имеется в виду обещание Мусы не задавать вопросы аль-Хадиру, мир им обоим.
[253]
См.: “Пещера”, 74.
[254]
Cм.: “Пещера”, 75.
[255]
См.: “Пещера”, 77.
[256]
Там же.
[257]
См.: “Пещера”, 78.
[258]
Имеется в виду сражение только ради защиты своего племени, родственников или чего-нибудь ещё, что очень дорого человеку.
[259]
“Ночное путешествие”, 85.
[260]
Большинство комментаторов считает, что речь идёт о душе человека, но некоторые полагают, что имеется в виду Джибрил. На этот счёт высказывались и другие мнения.
[261]
Это означает, что знанием о природе духа обладает только Аллах, лишь немногое поведавший об этом людям.
[262]
“Ночное путешествие”, 85.
[263]
Один из видных сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который назвал его “лучшим знатоком дозволенного и запретного”. Му‘аз бин Джабаль, да будет доволен им Аллах, принимал участие во многих военных походах и одно время являлся наместником и судьёй /кади/ Йемена. Умер в 639 году в возрасте 33 лет.
[264]
То есть будут надеяться, что этого окажется достаточно для того, чтобы попасть в рай, и перестанут выполнять свои религиозные обязанности.
[265]
В Коране сказано: «Вы непременно будете разъяснять (Писание) людям и не станете скрывать его» (“Семейство ‘Имрана”, 187).
[266]
То есть Аллах не велит проявлять стыдливость там, где дело касается истины.
[267]
Речь идёт о моментах интимных ласк.
[268]
Сподвижник пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из числа первых мусульман.
[269]
Здесь речь идёт об объявлении паломником о своём намерении совершить хаджж, умру или то и другое вместе. Слово “ихрам” служит также для обозначения особой одежды, в которую облачается человек, совершающий большое /хаджж/ или малое /умра/ паломничество. Ихрам состоит из двух кусков чистой белой нескроенной материи. Один кусок паломник (мужчина) набрасывает на шею и левое плечо, а другой /изар/, представляющий собой кусок ткани, которая опускается ниже колен, обматывает вокруг бёдер. Женщина совершает паломничество в такой одежде, которую она обычно надевает при совершении молитвы. Далее фраза “надевать ихрам” может указывать не только на облачение в одежду паломника, но и на вхождение в определённое состояние, связанное с известными запретами, о чём подробно говорится в “Книге хаджжа”. Место, где паломник входит в состояние ихрама, именуется микатом.
[270]
Название селения в 10 километрах к юго-западу от Медины.
[271]
Населённый пункт, расположенный примерно на полпути между Меккой и Мединой.
[272]
Название горы, находяшейся к востоку от Мекки.
[273]
Гора неподалёку от Мекки.
[274]
[275]
“Хуффейн” — двойственное число от “хуфф”. Название подобия обуви в виде доходящих до щиколоток кожаных носков.
[276]
Название одного из районов Йемена.
[277]
То есть отмеченные белыми звёздами во лбу и белыми кольцами на руках и ногах.
[278]
Имеется в виду, что эти места будут сиять.
[279]
Речь идёт об усилении сияния, что может быть достигнуто за счёт совершения омовения должным образом.
[280]
Имеется в виду человек, которому показалось, что он испустил ветры.
[281]
Сон не делал недействительным омовение пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но, даже если бы во сне с ним произошло что-нибудь, он узнал бы об этом, так как спали только его глаза, но не сердце.
[282]
То есть пока он не убедится в том, что действительно осквернился.
[283]
Муздалифа — долина близ Мекки, где паломники, совершающие хаджж, останавливаются в ночь с 9 на 10 зу-ль-хиджжа.
[284]
Речь идёт о совершении омовения каждой части тела по одному разу с использованием небольшого количества воды.
[285]
Имелось в виду, что молитву предстоит совершить в Муздалифе.
[286]
Возможно также, что под “хубус” и “хаба’ис” имеются в виду злые духи обоего пола.
[287]
Киблой называется направление на Мекку, а точнее — на Каабу из любого данного места. С этими словами пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к жителям Медины, расположенной севернее Мекки.
[288]
Следовательно, это допускается, если человек находится не на открытом пространстве, а в помещении или за какой-нибудь преградой, например за стеной или за чем-нибудь ещё.
[289]
Об этом говорится в трёх айатах Корана. См.: “Свет”, 31, а также “Сонмы”, 53 и 59.
[290]
Имеется в виду нечто вроде небольшого копья, которое было подарено пророку, да благословит его Аллах и приветствует, императором Эфиопии.
[291]
“Раус” — навоз мулов, лошадей или ослов.
[292]
Здесь и далее имеются в виду только те части тела, которые следует омывать во время частичного омовения /вуду/.
[293]
Речь идёт о всевозможных мелких прегрешениях, поскольку для искупления тяжких грехов необходимо принести особое покаяние. Имам ан-Навави сказал: «Улемы говорили: “Следует приносить покаяние за каждый совершённый грех. Если прегрешение касается только (совершившего его) раба и Аллаха Всевышнего, а никого из людей это никак не затрагивает, покаяние должно удовлетворять трём условиям. Во-первых, человеку следует отказаться от совершения такого греха, во-вторых, — раскаяться[294] в том, что он совершил это, и, в-третьих, — принять твёрдое решение никогда не совершать подобного впредь. Если же хоть одно из вышеупомянутых условий соблюдено не будет, покаяние не может считаться правильным (в полной мере). В том случае, когда совершённый кем-либо грех так или иначе затрагивает другого человека, покаяние должно удовлетворять уже четырём условиям, а именно — трём вышеупомянутым (и ещё одному, суть которого состоит в том), чтобы загладить свою вину перед тем, кто пострадал от его прегрешения. Так, если речь идёт о (присвоенных или украденных) деньгах или иных материальных ценностях, их следует вернуть[295] владельцу; если дело касается клеветы или любого иного греха, за совершение которого, в соответствии с Кораном или сунной, человек подлежит обязательному наказанию /хадд/, виновному следует добровольно дать подвергнуть себя этому наказанию или испросить прощения у потерпевшего, а если это связано с возведением хулы[296], то виновному следует испросить разрешения у потерпевшего[297]. Покаяние следует приносить за все грехи без исключения, если же человек покается только за часть их, покаяние его, по мнению придерживающихся сунны, может считаться правильным, но он должен будет принести покаяние и за всё остальное, ибо на обязательность покаяния указывают и Коран, и сунна, и единодушное мнение улемов”».
[294]
То есть выразить своё сожаление по этому поводу.
[295]
Если невозможно вернуть присвоенное как таковое, необходимо полностью компенсировать пострадавшему его убытки.
[296]
Имеются в виду такие высказывания о другом человеке в его отсутствие, слушать которые ему было бы неприятно.
[297]
То есть лично сообщить ему о том, что он говорит у него за спиной, и испросить его разрешения на то, чтобы отзываться о нём подобным образом.
[298]
Таким образом, из содержания трёх предыдущих глав ясно, что при совершении омовения можно омывать части тела либо один, либо два, либо три раза, но последнее является более предпочтительным.
[299]
‘Урва — один из передатчиков этого хадиса.
[300]
“Корова”, 159.
[301]
Это следует делать, набирая в нос воду, а затем с силой выпуская её наружу.
[302]
Имеется в виду очищение после удовлетворения большой нужды.
[303]
Это следует делать, набирая в нос воду, а затем с силой выпуская её наружу.
[304]
Имеется в виду очищение после удовлетворения большой нужды.
[305]
Имеется в виду посещение Мекки во время хаджжа.
[306]
То есть в первый день месяца зу-ль-хиджжа.
[307]
Тальбийа — особая формула, которую начинает произносить в микате паломник при вхождении в состояние ихрама. Человек, намеревающийся совершить умру или хаджж, произносит общие для обоих случаев слова: «Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой; поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе и владычество, нет у Тебя cотоварища! /Ляббай-кя, Аллахумма, ляббай-кя, ля шарикя ля-кя, ляббай-кя; инна-ль-хамда, ва-н-ни‘мата ля-кя ва-ль-мулька, ля шарикя ля-кя!/» Однако совершающий умру должен сказать: «О Аллах, вот я перед Тобой, cовершая умру! /Аллахумма, ляббай-кя ‘умратан!/» — а совершающий хаджж говорит: «О Аллах, вот я перед Тобой, совершая хаджж! /Аллахумма, ляббай-кя хаджжан!/»
[308]
Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, надевал сандалию сразу же после того, как он омывал ногу.
[309]
Абу Тальха Зайд бин Сахль Ибн Асвад аль-Ансари — один из ближайших сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[310]
Тогда у мечети ещё не было дверей, которые поставили через непродолжительное время.
[311]
Имеется в виду, что если человек совершит обязательную молитву в мечети и останется там до начала следующей молитвы, то всё это время молитва его как бы будет продолжаться в том смысле, что он получит за этот период такую же награду, как и за молитву, и всё это время ангелы будут продолжать возносить мольбы за него подобно тому, как они делают это и во время молитвы.
[312]
Имеется в виду, что в это время этот человек спал со своей женой.
[313]
Впоследствии указания, о которых речь идёт в хадисах под №№ 135 и 136, были отменены. Это значит, что после совершения полового сношения в любых случаях требуется совершить полное омовение /гусль/. См. хадис № 197.
[314]
Иначе говоря, выполнил всё то, что положено делать при омовении перед молитвой.
[315]
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал это по той причине, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, встал не справа, а слева от него.
[316]
Имеется в виду, что чтение айатов Корана заняло при этом мало времени.
[317]
Верующие желали приобщиться к той благодати /барака/, которую приобрела эта вода благодаря прикосновению к ней пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[318]
Для совершения молитвы.
[319]
Имеется в виду период, предшествовавший ниспосланию айата о необходимости ношения женщинами покрывала.
[320]
Здесь речь идёт о родственниках по боковой линии.
[321]
См.: “Женщины”, 176.
[322]
Один из передатчиков этого хадиса.
[323]
Имеются в виду такие бурдюки, в которые не могло попасть ничего такого, что осквернило бы собой воду.
[324]
Мудд — мера объёма. Мудды разных периодов времени и разных