регионов могли значительно отличаться друг от друга. В данном случае речь идёт о каноническом мудде периода возникновения Ислама, объём которого составлял от 1,053 до 1,055 литра. Другой мерой объёма, о которой часто упоминается в “Сахихе”, является са‘. Канонический са‘ равен четырём муддам или же 4,212 литра.
[325]
Аль-Мугира решил, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, желает снять их для совершения омовения.
[326]
Савик — походное блюдо быстрого приготовления. Его основу составляла пшеничная или ячменная крупа, проваренная с жиром, мёдом или финиками, которую перед употреблением увлажняли.
[327]
Оазис к северу от Медины, население которого составляли иудеи и исповедовавшие иудаизм арабы, враждебно настроенные по отношению к пророку, да благословит его Аллах и приветствует. В 628 году полуторатысячный отряд мусульман под его предводительством после полуторамесячной осады захватил этот оазис, населению которого было позволено продолжать обрабатывать земли оазиса на особых условиях.
[328]
Имеются в виду ограды садов или кладбищ.
[329]
Подразумевается, что сами покойные не считали тяжкими эти грехи.
[330]
Здесь имеется в виду передача слов одних людей другим для того, чтобы поссорить их друг с другом.
[331]
Иными словами, для того, чтобы способствовать обращению людей в истинную веру, а не для того, чтобы отталкивать их от Ислама.
[332]
Имеется в виду “истихада” — постоянное или почти постоянное (с короткими перерывами на один-два дня) истечение крови у женщин.
[333]
Имеется в виду удаление засохших следов путём трения.
[334]
То есть следы семени.
[335]
Имеется в виду, что со стороны было видно, что те места, которые застирывались, всё ещё остаются влажными.
[336]
В качестве средства лечения.
[337]
В связи с этим пророку, да благословит его Аллах и приветствует, было ниспослано соответствующее откровение (см.: “Трапеза”, 37 — 38).
[338]
Харра — лавовые поля, окружающие Медину.
[339]
Здесь речь идёт о топлёном масле /самн/.
[340]
Иными словами, такая молитва не будет отвергнута Аллахом.
[341]
Один из представителей мекканской знати и ярый враг пророка, да благословит его Аллах и приветствует, погибший в битве при Бадре в 624 году.
[342]
То есть, если бы было кому поддержать меня в Мекке, я бы сам убрал это со спины пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[343]
Дочь пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[344]
То есть в Мекке.
[345]
См. примечание к хадису № 18.
[346]
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал это, чтобы показать своим сподвижникам, как следует вести себя во время молитвы.
[347]
Имеется в виду ранение, полученное пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в битве при Ухуде.
[348]
Здесь и далее во всех случаях имеются в виду зубочистки, сделанные из корней и ветвей арака (Salvadora persica). Кончик прутика арака разжёвывается, после чего используется для очищения зубов.
[349]
Для совершения дополнительной ночной молитвы /витр/.
[350]
То есть привёл свою душу к покорности Тебе.
[351]
То есть предоставил Тебе решать всё.
[352]
Имеется в виду стремление к получению награды Аллаха.
[353]
Иначе говоря, перед наказанием в мире вечном.
[354]
“Фитра”. Это слово образовано от корня ф-т-р. От этого же корня образовано и слово “фатр” — изобретение; начинание. Слово “фитра” обозначает состояние, иными словами “фитра” есть пребывание в состоянии естественной предрасположенности. Ибн Касир пишет: «Это означает, что человек появляется на свет, уже обладая определёнными врождёнными свойствами и будучи по природе своей готовым к восприятию религии, и если предоставить его самому себе, то он будет неуклонно следовать своему естеству, а отклоняющийся отклоняется от него только под воздействием людей или установившихся традиций» (“Ан-Нихайа”, 3/457).Ибн Хаджар пишет: «Среди людей не было единодушия относительно того, как следует понимать слово “фитра”, но, согласно наиболее распространённому мнению, имеется в виду Ислам. Ибн ‘Абд аль-Барр сказал: “Так его понимала большая часть наших предшественников, что же касается обладающих знанием, то во всех их толкованиях указывается, что в словах Всевышнего “(…с) естеством (, что дано тебе) Аллахом, Который сотворил людей так…”[355] под “естеством” подразумевается Ислам (покорность воле Аллаха)”» (“Фатх аль-Бари” 3/248).
[355]
“Румы”, 30.
[356]
В комментариях указывается, что в данном хадисе перечислены все необходимые действия, совершаемые человеком во время полного омовения, но перечислены они не в порядке очерёдности, так как прежде всего следует омыть половые органы, а потом делать всё остальное.
[357]
Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, переходил на другое место.
[358]
В комментариях указывается, что этот сосуд вмещал три са‘ воды, но высказывались и другие мнения.
[359]
Абу Джа‘фар — один из последователей.
[360]
Джабир, да будет доволен им Аллах, имел в виду пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[361]
Последнее указывает как на скромность Джабира, так и на то, что, если на человеке есть только один предмет одежды, например изар, который представляет собой кусок ткани, прикрывающий тело от пупка до колен, совершать молитву можно.
[362]
Имеется в виду сосуд, в который вмещалось столько воды, сколько молока давала за один раз верблюдица.
[363]
Разночтение имеет место вследствие того, что в первом случае к числу жён были отнесены и наложницы.
[364]
Более подробно об этом см. хадисы под №№ 216 — 220.
[365]
Подразумевается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[366]
Двоюродная сестра пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[367]
[368]
См.: “Покаяние”, 28. Это означает, что верующий может находиться в состоянии ритуального осквернения /“хадас” или “джанаба”/, когда нельзя совершать молитву, но нечистым /наджис/ он быть не может.
[369]
Имеется в виду осквернение вследствие полового сношения.
[370]
Здесь имеются в виду либо руки и ноги женщины, либо части её половых органов.
[371]
Сариф — место в одиннадцати километрах от Мекки.
[372]
Здесь речь идёт о периодах пребывания в мечети в течение определённого времени /и‘тикaф/ с целью постоянного поклонения Аллаху, когда человек покидает мечеть только в силу крайней необходимости, например для удовлетворения своих естественных потребностей, участия в похоронах мусульман и в тому подобных случаях.
[373]
Комната ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, примыкала непосредственно к мечети пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[374]
“Нифас” — послеродовое очищение. Имеется в виду, что и во время послеродового очищения, и во время месячных на женщину распространяются одни и те же установления, связанные с исполнением религиозных обязанностей.
[375]
“Хамиса” — плотная ткань наподобие обшитого каймой бархата или же шерсти. Возможно также, что речь идёт об одежде чёрного цвета вроде рубахи с узорами.
[376]
См. примечание № 2 к хадису № 199.
[377]
Имеются в виду жёны пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[378]
То есть либо в десятый день месяца зу-ль-хиджжа, либо после завершения рамадана.
[379]
Иначе говоря, доводить его до совершения неподобающих поступков.
[380]
В Коране сказано: «В качестве свидетелей берите двух из ваших мужчин, а если не найдётся двух мужчин, то — одного мужчину и двух женщин…» (“Корова”, 282).
[381]
Таким образом, речь идёт о невозможности исполнения женщиной религиозных обязанностей в полном объёме.
[382]
Речь идёт о полосатых йеменских плащах из очень грубой ткани, которая была соткана из уже окрашенной пряжи.
[383]
Название лёгких йеменских благовоний. Возможно, что имеются в виду курения.
[384]
Можно использовать хлопок или что-нибудь подобное.
[385]
“Хаджж ат-таматту‘” — совершение и малого /умра/, и большого /хаджж/ паломничества, когда паломник, прибывающий в Мекку, сначала совершает умру, а потом снимает ихрам, надевая его снова в восьмой день месяца зу-ль-хиджжа для совершения обрядов хаджжа. Если паломник пригоняет жертвенный скот с собой, то совершение “хаджж ат-таматту‘” не допускается, о чём более подробно говорится в “Книге хаджжа”.
[386]
То есть ночи, предшествующей стоянию на ‘Арафате.
[387]
‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, не могла совершить умру вовремя из-за месячных, так как в этот период женщине запрещено совершать обход Каабы /таваф/, являющийся одним из трёх основных обрядов малого паломничества.
[388]
См. примечание к хадису № 749.
[389]
Название места, в те времена находившегося за пределами Мекки.
[390]
Подразумевается, что родной брат ‘Аиши, ‘Абд ар-Рахман, да будет доволен Аллах ими обоими, сопровождал её от начала и до конца.
[391]
Паломник, совершающий умру, должен громко сказать: «О Аллах, вот я перед Тобой, cовершая умру! /Аллахумма, ляббай-кя ‘умратан!/» — а совершающий хаджж говорит: «О Аллах, вот я перед Тобой, совершая хаджж! /Аллахумма, ляббай-кя хаджжан!/»
[392]
Один из передатчиков этого хадиса.
[393]
То есть для совершения этой умры.
[394]
Имеется в виду, что поскольку умра, которую сначала намеревалась совершить ‘Аиша, не состоялась по независящим от неё причинам, для повторного её совершения не понадобилось предпринимать никаких действий в качестве искупления.
[395]
Харура — деревня близ иракского города Куфы, где собралось двенадцать тысяч человек, покинувших лагерь ‘Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, и отколовшихся от остальных мусульман. Именно там и было положено начало хариджитскому (раскольническому) движению в Исламе. Хариджиты считали, что после очищения женщина должна возместить все пропущенные ею молитвы.
[396]
Имеется в виду одежда, специально предназначенная для подобных случаев.
[397]
См. хадис № 201 и примечания к нему.
[398]
Имеются в виду девушки на выданье, которых родители прячут подальше от посторонних глаз.
[399]
Если праздничная молитва проводится в мечети, то женщине, у которой продолжаются месячные, входить туда запрещается.
[400]
Речь идёт об обходе Каабы, который совершается паломниками в десятый день месяца зу-ль-хиджжа (день жертвоприношения) и является одним из основных обрядов хаджжа.
[401]
В этом хадисе речь идёт о прощальном паломничестве.
[402]
Сафиййа, да будет доволен ею Аллах, была одной из жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[403]
Эти слова обращены к Сафиййи, да будет доволен ею Аллах.
[404]
“Трапеза”, 6.
[405]
Речь идёт о походе на племя бану аль-мусталик, состоявшемся в 626 году.
[406]
Абу Бакр был отцом ‘Аиши, да будет доволен Аллах ими обоими.
[407]
См.: “Женщины”, 43; ”Трапеза”, 6.
[408]
Усайд бин Худайр, да будет доволен им Аллах, — видный сподвижник из числа ансаров.
[409]
Это, естественно, распространяется и на всех мусульман в целом.
[410]
Имеется в виду заступничество за людей перед Аллахом в День воскресения.
[411]
[412]
Слово “Салям”, являющееся составной частью традиционного мусульманского приветствия, является и одним из имён Аллаха, и поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который находился в состоянии осквернения, совершил очищение песком, прежде чем произнести это имя.
[413]
Один из первых мусульман и виднейших сподвижников, относившийся к числу тех десяти человек, которым, как сообщается в одном из хадисов, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обещал рай. Этими людьми были Са‘д бин Абу Ваккас, Абу Бакр ас-Сиддик, ‘Умар бин аль-Хаттаб, ‘Усман бин ‘Аффан, ‘Али бин Абу Талиб, Тальха бин ‘Убайдуллах, аз-Зубайр бин аль-‘Аввам, ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф, Са‘ид Ибн Зайд и Абу ‘Убайда бин аль-Джарраха, да будет доволен всеми ими Аллах. В других хадисах упоминаются имена и других таких людей.
[414]
Из-за отсутствия воды.
[415]
‘Аммар бин Йасир, да будет доволен им Аллах, имитировал акт полного омовения.
[416]
‘Имран бин Хусайн, да будет доволен им Аллах, имеет в виду предположения сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что во сне ему могут ниспосылаться откровения.
[417]
Имеется в виду то, что они проспали молитву.
[418]
То есть отступником от религии предков, идолопоклонства.
[419]
Имеется в виду ночное путешествие /исра’/ пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из Мекки в