Скачать:TXTPDF
Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов)

регионов могли значительно отличаться друг от друга. В данном случае речь идёт о каноническом мудде периода возникновения Ислама, объём которого составлял от 1,053 до 1,055 литра. Другой мерой объёма, о которой часто упоминается в “Сахихе”, является са‘. Канонический са‘ равен четырём муддам или же 4,212 литра.

[325]

Аль-Мугира решил, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, желает снять их для совершения омовения.

[326]

Савик — походное блюдо быстрого приготовления. Его основу составляла пшеничная или ячменная крупа, проваренная с жиром, мёдом или финиками, которую перед употреблением увлажняли.

[327]

Оазис к северу от Медины, население которого составляли иудеи и исповедовавшие иудаизм арабы, враждебно настроенные по отношению к пророку, да благословит его Аллах и приветствует. В 628 году полуторатысячный отряд мусульман под его предводительством после полуторамесячной осады захватил этот оазис, населению которого было позволено продолжать обрабатывать земли оазиса на особых условиях.

[328]

Имеются в виду ограды садов или кладбищ.

[329]

Подразумевается, что сами покойные не считали тяжкими эти грехи.

[330]

Здесь имеется в виду передача слов одних людей другим для того, чтобы поссорить их друг с другом.

[331]

Иными словами, для того, чтобы способствовать обращению людей в истинную веру, а не для того, чтобы отталкивать их от Ислама.

[332]

Имеется в виду “истихада” — постоянное или почти постоянное (с короткими перерывами на один-два дня) истечение крови у женщин.

[333]

Имеется в виду удаление засохших следов путём трения.

[334]

То есть следы семени.

[335]

Имеется в виду, что со стороны было видно, что те места, которые застирывались, всё ещё остаются влажными.

[336]

В качестве средства лечения.

[337]

В связи с этим пророку, да благословит его Аллах и приветствует, было ниспослано соответствующее откровение (см.: “Трапеза”, 37 — 38).

[338]

Харра — лавовые поля, окружающие Медину.

[339]

Здесь речь идёт о топлёном масле /самн/.

[340]

Иными словами, такая молитва не будет отвергнута Аллахом.

[341]

Один из представителей мекканской знати и ярый враг пророка, да благословит его Аллах и приветствует, погибший в битве при Бадре в 624 году.

[342]

То есть, если бы было кому поддержать меня в Мекке, я бы сам убрал это со спины пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[343]

Дочь пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[344]

То есть в Мекке.

[345]

См. примечание к хадису № 18.

[346]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал это, чтобы показать своим сподвижникам, как следует вести себя во время молитвы.

[347]

Имеется в виду ранение, полученное пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в битве при Ухуде.

[348]

Здесь и далее во всех случаях имеются в виду зубочистки, сделанные из корней и ветвей арака (Salvadora persica). Кончик прутика арака разжёвывается, после чего используется для очищения зубов.

[349]

Для совершения дополнительной ночной молитвы /витр/.

[350]

То есть привёл свою душу к покорности Тебе.

[351]

То есть предоставил Тебе решать всё.

[352]

Имеется в виду стремление к получению награды Аллаха.

[353]

Иначе говоря, перед наказанием в мире вечном.

[354]

“Фитра”. Это слово образовано от корня ф-т-р. От этого же корня образовано и слово “фатр” — изобретение; начинание. Слово “фитра” обозначает состояние, иными словами “фитра” есть пребывание в состоянии естественной предрасположенности. Ибн Касир пишет: «Это означает, что человек появляется на свет, уже обладая определёнными врождёнными свойствами и будучи по природе своей готовым к восприятию религии, и если предоставить его самому себе, то он будет неуклонно следовать своему естеству, а отклоняющийся отклоняется от него только под воздействием людей или установившихся традиций» (“Ан-Нихайа”, 3/457).Ибн Хаджар пишет: «Среди людей не было единодушия относительно того, как следует понимать слово “фитра”, но, согласно наиболее распространённому мнению, имеется в виду Ислам. Ибн ‘Абд аль-Барр сказал: “Так его понимала большая часть наших предшественников, что же касается обладающих знанием, то во всех их толкованиях указывается, что в словах Всевышнего “(…с) естеством (, что дано тебе) Аллахом, Который сотворил людей так…”[355] под “естеством” подразумевается Ислам (покорность воле Аллаха)”» (“Фатх аль-Бари” 3/248).

[355]

“Румы”, 30.

[356]

В комментариях указывается, что в данном хадисе перечислены все необходимые действия, совершаемые человеком во время полного омовения, но перечислены они не в порядке очерёдности, так как прежде всего следует омыть половые органы, а потом делать всё остальное.

[357]

Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, переходил на другое место.

[358]

В комментариях указывается, что этот сосуд вмещал три са‘ воды, но высказывались и другие мнения.

[359]

Абу Джа‘фар — один из последователей.

[360]

Джабир, да будет доволен им Аллах, имел в виду пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[361]

Последнее указывает как на скромность Джабира, так и на то, что, если на человеке есть только один предмет одежды, например изар, который представляет собой кусок ткани, прикрывающий тело от пупка до колен, совершать молитву можно.

[362]

Имеется в виду сосуд, в который вмещалось столько воды, сколько молока давала за один раз верблюдица.

[363]

Разночтение имеет место вследствие того, что в первом случае к числу жён были отнесены и наложницы.

[364]

Более подробно об этом см. хадисы под №№ 216 — 220.

[365]

Подразумевается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[366]

Двоюродная сестра пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[367]

Здесь выражение удивления.

[368]

См.: “Покаяние”, 28. Это означает, что верующий может находиться в состоянии ритуального осквернения /“хадас” или “джанаба”/, когда нельзя совершать молитву, но нечистым /наджис/ он быть не может.

[369]

Имеется в виду осквернение вследствие полового сношения.

[370]

Здесь имеются в виду либо руки и ноги женщины, либо части её половых органов.

[371]

Сариф — место в одиннадцати километрах от Мекки.

[372]

Здесь речь идёт о периодах пребывания в мечети в течение определённого времени /и‘тикaф/ с целью постоянного поклонения Аллаху, когда человек покидает мечеть только в силу крайней необходимости, например для удовлетворения своих естественных потребностей, участия в похоронах мусульман и в тому подобных случаях.

[373]

Комната ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, примыкала непосредственно к мечети пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[374]

“Нифас” — послеродовое очищение. Имеется в виду, что и во время послеродового очищения, и во время месячных на женщину распространяются одни и те же установления, связанные с исполнением религиозных обязанностей.

[375]

“Хамиса” — плотная ткань наподобие обшитого каймой бархата или же шерсти. Возможно также, что речь идёт об одежде чёрного цвета вроде рубахи с узорами.

[376]

См. примечание № 2 к хадису № 199.

[377]

Имеются в виду жёны пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[378]

То есть либо в десятый день месяца зу-ль-хиджжа, либо после завершения рамадана.

[379]

Иначе говоря, доводить его до совершения неподобающих поступков.

[380]

В Коране сказано: «В качестве свидетелей берите двух из ваших мужчин, а если не найдётся двух мужчин, то — одного мужчину и двух женщин…» (“Корова”, 282).

[381]

Таким образом, речь идёт о невозможности исполнения женщиной религиозных обязанностей в полном объёме.

[382]

Речь идёт о полосатых йеменских плащах из очень грубой ткани, которая была соткана из уже окрашенной пряжи.

[383]

Название лёгких йеменских благовоний. Возможно, что имеются в виду курения.

[384]

Можно использовать хлопок или что-нибудь подобное.

[385]

“Хаджж ат-таматту‘” — совершение и малого /умра/, и большого /хаджж/ паломничества, когда паломник, прибывающий в Мекку, сначала совершает умру, а потом снимает ихрам, надевая его снова в восьмой день месяца зу-ль-хиджжа для совершения обрядов хаджжа. Если паломник пригоняет жертвенный скот с собой, то совершение “хаджж ат-таматту‘” не допускается, о чём более подробно говорится в “Книге хаджжа”.

[386]

То есть ночи, предшествующей стоянию на ‘Арафате.

[387]

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, не могла совершить умру вовремя из-за месячных, так как в этот период женщине запрещено совершать обход Каабы /таваф/, являющийся одним из трёх основных обрядов малого паломничества.

[388]

См. примечание к хадису № 749.

[389]

Название места, в те времена находившегося за пределами Мекки.

[390]

Подразумевается, что родной брат ‘Аиши, ‘Абд ар-Рахман, да будет доволен Аллах ими обоими, сопровождал её от начала и до конца.

[391]

Паломник, совершающий умру, должен громко сказать: «О Аллах, вот я перед Тобой, cовершая умру! /Аллахумма, ляббай-кя ‘умратан!/» — а совершающий хаджж говорит: «О Аллах, вот я перед Тобой, совершая хаджж! /Аллахумма, ляббай-кя хаджжан!/»

[392]

Один из передатчиков этого хадиса.

[393]

То есть для совершения этой умры.

[394]

Имеется в виду, что поскольку умра, которую сначала намеревалась совершить ‘Аиша, не состоялась по независящим от неё причинам, для повторного её совершения не понадобилось предпринимать никаких действий в качестве искупления.

[395]

Харура — деревня близ иракского города Куфы, где собралось двенадцать тысяч человек, покинувших лагерь ‘Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, и отколовшихся от остальных мусульман. Именно там и было положено начало хариджитскому (раскольническому) движению в Исламе. Хариджиты считали, что после очищения женщина должна возместить все пропущенные ею молитвы.

[396]

Имеется в виду одежда, специально предназначенная для подобных случаев.

[397]

См. хадис № 201 и примечания к нему.

[398]

Имеются в виду девушки на выданье, которых родители прячут подальше от посторонних глаз.

[399]

Если праздничная молитва проводится в мечети, то женщине, у которой продолжаются месячные, входить туда запрещается.

[400]

Речь идёт об обходе Каабы, который совершается паломниками в десятый день месяца зу-ль-хиджжа (день жертвоприношения) и является одним из основных обрядов хаджжа.

[401]

В этом хадисе речь идёт о прощальном паломничестве.

[402]

Сафиййа, да будет доволен ею Аллах, была одной из жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[403]

Эти слова обращены к Сафиййи, да будет доволен ею Аллах.

[404]

Трапеза”, 6.

[405]

Речь идёт о походе на племя бану аль-мусталик, состоявшемся в 626 году.

[406]

Абу Бакр был отцом ‘Аиши, да будет доволен Аллах ими обоими.

[407]

См.: “Женщины”, 43; ”Трапеза”, 6.

[408]

Усайд бин Худайр, да будет доволен им Аллах, — видный сподвижник из числа ансаров.

[409]

Это, естественно, распространяется и на всех мусульман в целом.

[410]

Имеется в виду заступничество за людей перед Аллахом в День воскресения.

[411]

Колодец близ Медины.

[412]

Слово “Салям”, являющееся составной частью традиционного мусульманского приветствия, является и одним из имён Аллаха, и поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который находился в состоянии осквернения, совершил очищение песком, прежде чем произнести это имя.

[413]

Один из первых мусульман и виднейших сподвижников, относившийся к числу тех десяти человек, которым, как сообщается в одном из хадисов, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обещал рай. Этими людьми были Са‘д бин Абу Ваккас, Абу Бакр ас-Сиддик, ‘Умар бин аль-Хаттаб, ‘Усман бин ‘Аффан, ‘Али бин Абу Талиб, Тальха бин ‘Убайдуллах, аз-Зубайр бин аль-‘Аввам, ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф, Са‘ид Ибн Зайд и Абу ‘Убайда бин аль-Джарраха, да будет доволен всеми ими Аллах. В других хадисах упоминаются имена и других таких людей.

[414]

Из-за отсутствия воды.

[415]

‘Аммар бин Йасир, да будет доволен им Аллах, имитировал акт полного омовения.

[416]

‘Имран бин Хусайн, да будет доволен им Аллах, имеет в виду предположения сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что во сне ему могут ниспосылаться откровения.

[417]

Имеется в виду то, что они проспали молитву.

[418]

То есть отступником от религии предков, идолопоклонства.

[419]

Имеется в виду ночное путешествие /исра’/ пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из Мекки в

Скачать:TXTPDF

Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать бесплатно, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать онлайн