Скачать:TXTPDF
Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов)

Иерусалим и его вознесение на небеса. Об этом упоминается в 1-м айате суры “Ночное путешествие”. См. также: “Звезда”, 12 — 17. Согласно наиболее распространённому мнению, ночное путешествие и вознесение /ми‘радж/ состоялись в 27-ю ночь месяца раджаб за год до хиджры (то есть в 621 г.).

[420]

Замзам — священный источник, находящийся в пределах аль-Масджид аль-Харам, главной мечети Ислама, в непосредственной близости от Каабы.

[421]

Ибн Шихаб — один из передатчиков этого хадиса.

[422]

Имеется в виду скрип тех перьев, которыми ангелы записывают на Хранимой Скрижали (небесном прототипе всех Священных Писаний) судьбы людей в соответствии с велениями Аллаха.

[423]

Речь идёт о том, что за совершение пяти ежедневных молитв при жизни мусульманина ожидает награда в десятикратном размере после смерти.

[424]

См.: “Звезда”, 14.

[425]

Мужская одежда того времени могла состоять из изара, длинной рубахи, накидки, в которую можно было завернуться полностью, и т. д. Бедные люди зачастую обходились только одним из этих предметов.

[426]

Имеется в виду ‘Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах.

[427]

“Духа” — период времени, начинающийся тогда, когда солнце поднимается над горизонтом примерно на высоту копья и заканчивающийся незадолго до полудня. В это время пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рекомендовал людям совершать дополнительную молитву, количество ракатов которой может составлять от двух до восьми.

[428]

Вопрос был связан с тем, что Джабир, да будет доволен им Аллах, завернулся в свою одежду таким образом, что она мешала ему молиться, или он не мог высвободить руки или же вынужден был придерживать руками её края, чтобы не обнажиться.

[429]

То есть оборачивай её только вокруг бёдер, прикрывая тело от пупка до колен.

[430]

Женщины принимали участие в общих молитвах в мечети, выстраиваясь в ряды позади мужчин.

[431]

То есть не поднимайте их после совершения земного поклона.

[432]

Джубба — верхняя мужская одежда с широкими рукавами.

[433]

Имеются в виду курайшиты.

[434]

Речь идёт о перестройке Каабы, датируемой 603 — 605 гг., в которой принимал участие и пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

[435]

То есть так, чтобы это мешало человеку поднимать её края или высвобождать из-под одежды руки.

[436]

“Лимас” — речь идёт о таких сделках, перед заключением которых покупатель только ощупывал товар, не осматривая и не проверяя его должным образом.

[437]

“Нибаз” — имеются в виду такие сделки, перед заключением которых продавец бросал свой товар покупателю, после чего тот обязательно должен был купить его. При этом продавец не давал покупателю возможности осмотреть, ощупать или как-нибудь иначе проверить его должным образом. Оба вышеупомянутых вида сделок широко практиковались в доИсламской Аравии, что приводило к возникновению конфликтов.

[438]

См. примечание к хадису № 232.

[439]

Имеется в виду хаджж, который состоялся в феврале — начале марта 631 года и предшествовал прощальному паломничеству пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Этот хаджж возглавлял Абу Бакр, да будет доволен им Аллах.

[440]

Здесь имеются в виду глашатаи.

[441]

Кааба являлась объектом паломничества арабов и в доИсламские времена. Принадлежность к культу идолов, находившихся в этом храме, объединяла между собой целую группу племён, главным из которых являлось племя курайш. Во время хаджжа люди из этих племён совершали ритуальный обход Каабы в своей собственной одежде, а все остальные паломники при первом посещении святыни должны были либо за деньги на время брать одежду у кого-нибудь из них, либо совершать обход обнажёнными.

[442]

Сначала ‘Али, да будет доволен им Аллах, остался в Медине, а караван с паломниками выступил в путь, направившись в Мекку, но через день или два пророку, да благословит его Аллах и приветствует, были ниспосланы новые откровения, и он послал ‘Али вдогонку за караваном, велев ему прочитать людям новую суру Корана.

[443]

Имеется в виду 9-я сура Корана “Покаяние” /Тауба/, которая называется также “Непричастность” /Бара’а/ по первому её слову. Одной из её тем является веление Аллаха пророку, да благословит его Аллах и приветствует, относительно необходимости его полного разрыва с идолопоклонниками и отречения от них.

[444]

См. примечание к хадису № 153.

[445]

Имеется в виду, что отряды мусульман состояли из пяти частей: правого и левого крыла, авангарда, арьергарда и центра.

[446]

До завоевания Хайбара Сафиййа, ставшая восьмой женой пророка, да благословит его Аллах и приветствует, была замужем за одним из вождей племени бану ан-надир Кинаной бин Абу-ль-Хукайком, казнённым после поражения.

[447]

Сабит — человек, которому Анас передал данный хадис.

[448]

Махр — имущество, выделяемое мужем жене при заключении равноправного брака. Махр принадлежит только жене и обеспечивает её в случае смерти мужа или развода по его требованию.

[449]

Умм Суляйм — мать Анаса, да будет доволен Аллах ими обоими, со слов которого передаётся этот хадис.

[450]

Хайс — блюдо, приготовляемое из фиников, творога или муки и топлёного масла.

[451]

Абу Джахм ‘Убайдуллах бин Хузайфа — один из известных сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, подаривший ему эту одежду.

[452]

Анбиджанийа — грубая шерстяная верхняя одежда, на которой не было никаких узоров и украшений.

[453]

Имеется в виду хамиса.

[454]

То есть отвлекают меня.

[455]

Верхняя одежда с разрезом сзади.

[456]

См. примечание к хадису № 140.

[457]

См. прим. к хадису № 67.

[458]

Минбар — возвышение в мечети, на которое по лестнице поднимается имам для чтения пятничной проповеди.

[459]

Например, на мостах, настилах и т.д.

[460]

См. хадис № 484.

[461]

Имеется в виду подстилка, сделанная из пальмовых листьев и листьев других растений.

[462]

Речь идёт о вольноотпущеннике пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по имени Думайра.

[463]

Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, становился напротив середины её тела, а голова ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, находилась по правую руку от него.

[464]

Имеется в виду, что он принял Ислам незадолго до смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Подобная реакция товарищей Джарира, да будет доволен им Аллах, объяснялась тем, что его слова разрешили возникший между ними спор. Одни считали, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, протирал руками кожаные носки только до ниспослания суры “Трапеза”, другие возражали, но поскольку Джарир принял Ислам после её ниспослания, спор был решён в пользу последних.

[465]

Корова”, 125.

[466]

Камень со следами человеческих ног, на котором стоял пророк Ибрахим, мир ему, во время строительства Каабы. Около этого места паломник совершает молитву после обхода Каабы.

[467]

Ритуальный бег /са‘й/ между этими холмами, находящимися близ Каабы, является одним из обязательных обрядов и умры, и хаджжа. Таким образом, этот человек спрашивает, можно ли выходить из состояния ихрама сразу после обхода Каабы.

[468]

Речь идёт о событиях, имевших место после вступления мусульманских отрядов в Мекку 12 января 630 года и окончательной победы Ислама в Аравии.

[469]

См. хадис № 38.

[470]

Речь идёт о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, смотрел на небо, ожидая откровения относительно изменения киблы.

[471]

Корова”, 144.

[472]

См.: “Корова”, 142.

[473]

Корова”, 142.

[474]

Речь идёт о дополнительных добровольных молитвах.

[475]

Ибрахим, передававший этот хадис со слов ‘Алькамы, который слышал его от Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я не знаю, увеличил он эту молитву или уменьшил[476]».

[476]

Имеется в виду, что во время совершения одной из обязательных молитв пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил больше или меньше ракатов, чем положено.

[477]

Люди хотели узнать, не было ли во время молитвы ниспослано новое откровение относительно изменения количества ракатов.

[478]

То есть вместо положенного количества ракатов ты совершил их столько-то.

[479]

Иначе говоря, если кто-нибудь забудет, сколько ракатов он совершил, или будет испытывать неуверенность относительно других элементов молитвы.

[480]

Tак, например, если человек не уверен, сколько ракатов он совершил — три или четыре, пусть исходит из того, что было совершено три раката.

[481]

В качестве искупления за невнимательность /сахв/.

[482]

Корова”, 125.

[483]

См.: “Сонмы”, 59.

[484]

См.: “Запрещение”, 5.

[485]

Иначе говоря, на стене, обращённой в сторону Мекки.

[486]

Это не следует понимать буквально. Подобное выражение было использовано только для того, чтобы подчеркнуть значение киблы.

[487]

В мечети пророка, да благословит его Аллах и приветствует, были земляные полы.

[488]

То есть неужели вы считаете, что если во время молитвы я смотрю только в сторону киблы, то скрытым от меня остаётся всё остальное?

[489]

Это свойство относилось к числу особенностей пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[490]

“Бану фулян” — сыны такого-то. Типичное название арабских племён и родов, например “бану азд” (сыны Азда), “бану ‘амр бин ‘ауф” (сыны ‘Амра бин ‘Ауфа) и т. д.

[491]

В подготовку лошадей к скачкам входила их тренировка, особый режим питания и т.д.

[492]

Название места близ Медины.

[493]

Название горного перевала.

[494]

Речь идёт о ста тысячах дирхемов.

[495]

Дядя пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[496]

Аль-‘Аббас имеет в виду битву при Бадре, в которой на стороне врагов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, принимал участие он сам и его племянник ‘Акиль. В результате поражения курайшитов оба они попали в плен и аль-‘Аббасу пришлось заплатить выкуп за освобождение.

[497]

Вади — сухое русло; долина.

[498]

Хазира представляет собой нечто вроде каши или густого супа: мелко нарезанное постное мясо варится в воде и посыпается в конце варки мукой.

[499]

То есть искренне.

[500]

Умм Хабиба и Умм Салама, да будет доволен Аллах ими обоими, — жёны пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вышедшие за него замуж после смерти своих мужей, с которыми они в 615 году на время переселились в Эфиопию из-за конфликтов первых мусульман с курайшитами в Мекке. Это переселение называют также первой хиджрой.

[501]

Речь идёт о переселении пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из Мекки в Медину в 622 году.

[502]

Эти люди являлись родственниками пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по материнской линии.

[503]

Речь идёт об обнесённом стеной участке земли.

[504]

Иначе говоря, они отказывались от денег, надеясь на награду Аллаха.

[505]

Имеется в виду, что он использовал верблюда как преграду, отделявшую его от всех прочих людей во время молитвы.

[506]

Здесь речь идёт о дополнительных добровольных молитвах.

[507]

Могилы здесь упомянуты в связи с тем, что молитвы на кладбищах совершать запрещается.

[508]

Речь идёт только о тех людях, которые превратили могилы пророков и праведников в объекты почитания и стали возводить над ними строения.

[509]

Имеется в виду эта бывшая рабыня.

[510]

В других версиях этого хадиса, приводимых в других сборниках, сообщается, что, когда эту женщину обыскивали, позоря её, она воззвала с просьбой о помощи к Аллаху, Который сделал так, что коршун снова вернулся туда же, после чего она и решила принять Ислам.

[511]

Абу Тураб — буквально “отец пыли”, то есть извалявшийся в пыли. Впоследствии ‘Али, да будет доволен им Аллах, гордился этим прозвищем и любил, когда его так называли.

[512]

Один из последователей и передатчиков этого хадиса.

[513]

В 657 г. ‘Аммар погиб в битве при Сиффине, сражаясь на стороне ‘Али бин Абу Талиба против Муа‘вийи Ибн Абу Суфйана, да будет доволен всеми ими Аллах.

[514]

Хассан бин Cабит, да будет доволен им Аллах, — oдин из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, являвшийся поэтом и прославлявший его в своих стихах.

[515]

Имеется в виду ангел Джибрил, мир ему.

[516]

Имеется

Скачать:TXTPDF

Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать бесплатно, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать онлайн