Иерусалим и его вознесение на небеса. Об этом упоминается в 1-м айате суры “Ночное путешествие”. См. также: “Звезда”, 12 — 17. Согласно наиболее распространённому мнению, ночное путешествие и вознесение /ми‘радж/ состоялись в 27-ю ночь месяца раджаб за год до хиджры (то есть в 621 г.).
[420]
Замзам — священный источник, находящийся в пределах аль-Масджид аль-Харам, главной мечети Ислама, в непосредственной близости от Каабы.
[421]
Ибн Шихаб — один из передатчиков этого хадиса.
[422]
Имеется в виду скрип тех перьев, которыми ангелы записывают на Хранимой Скрижали (небесном прототипе всех Священных Писаний) судьбы людей в соответствии с велениями Аллаха.
[423]
Речь идёт о том, что за совершение пяти ежедневных молитв при жизни мусульманина ожидает награда в десятикратном размере после смерти.
[424]
См.: “Звезда”, 14.
[425]
Мужская одежда того времени могла состоять из изара, длинной рубахи, накидки, в которую можно было завернуться полностью, и т. д. Бедные люди зачастую обходились только одним из этих предметов.
[426]
Имеется в виду ‘Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах.
[427]
“Духа” — период времени, начинающийся тогда, когда солнце поднимается над горизонтом примерно на высоту копья и заканчивающийся незадолго до полудня. В это время пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рекомендовал людям совершать дополнительную молитву, количество ракатов которой может составлять от двух до восьми.
[428]
Вопрос был связан с тем, что Джабир, да будет доволен им Аллах, завернулся в свою одежду таким образом, что она мешала ему молиться, или он не мог высвободить руки или же вынужден был придерживать руками её края, чтобы не обнажиться.
[429]
То есть оборачивай её только вокруг бёдер, прикрывая тело от пупка до колен.
[430]
Женщины принимали участие в общих молитвах в мечети, выстраиваясь в ряды позади мужчин.
[431]
То есть не поднимайте их после совершения земного поклона.
[432]
Джубба — верхняя мужская одежда с широкими рукавами.
[433]
Имеются в виду курайшиты.
[434]
Речь идёт о перестройке Каабы, датируемой 603 — 605 гг., в которой принимал участие и пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
[435]
То есть так, чтобы это мешало человеку поднимать её края или высвобождать из-под одежды руки.
[436]
“Лимас” — речь идёт о таких сделках, перед заключением которых покупатель только ощупывал товар, не осматривая и не проверяя его должным образом.
[437]
“Нибаз” — имеются в виду такие сделки, перед заключением которых продавец бросал свой товар покупателю, после чего тот обязательно должен был купить его. При этом продавец не давал покупателю возможности осмотреть, ощупать или как-нибудь иначе проверить его должным образом. Оба вышеупомянутых вида сделок широко практиковались в доИсламской Аравии, что приводило к возникновению конфликтов.
[438]
См. примечание к хадису № 232.
[439]
Имеется в виду хаджж, который состоялся в феврале — начале марта 631 года и предшествовал прощальному паломничеству пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Этот хаджж возглавлял Абу Бакр, да будет доволен им Аллах.
[440]
Здесь имеются в виду глашатаи.
[441]
Кааба являлась объектом паломничества арабов и в доИсламские времена. Принадлежность к культу идолов, находившихся в этом храме, объединяла между собой целую группу племён, главным из которых являлось племя курайш. Во время хаджжа люди из этих племён совершали ритуальный обход Каабы в своей собственной одежде, а все остальные паломники при первом посещении святыни должны были либо за деньги на время брать одежду у кого-нибудь из них, либо совершать обход обнажёнными.
[442]
Сначала ‘Али, да будет доволен им Аллах, остался в Медине, а караван с паломниками выступил в путь, направившись в Мекку, но через день или два пророку, да благословит его Аллах и приветствует, были ниспосланы новые откровения, и он послал ‘Али вдогонку за караваном, велев ему прочитать людям новую суру Корана.
[443]
Имеется в виду 9-я сура Корана “Покаяние” /Тауба/, которая называется также “Непричастность” /Бара’а/ по первому её слову. Одной из её тем является веление Аллаха пророку, да благословит его Аллах и приветствует, относительно необходимости его полного разрыва с идолопоклонниками и отречения от них.
[444]
См. примечание к хадису № 153.
[445]
Имеется в виду, что отряды мусульман состояли из пяти частей: правого и левого крыла, авангарда, арьергарда и центра.
[446]
До завоевания Хайбара Сафиййа, ставшая восьмой женой пророка, да благословит его Аллах и приветствует, была замужем за одним из вождей племени бану ан-надир Кинаной бин Абу-ль-Хукайком, казнённым после поражения.
[447]
Сабит — человек, которому Анас передал данный хадис.
[448]
Махр — имущество, выделяемое мужем жене при заключении равноправного брака. Махр принадлежит только жене и обеспечивает её в случае смерти мужа или развода по его требованию.
[449]
Умм Суляйм — мать Анаса, да будет доволен Аллах ими обоими, со слов которого передаётся этот хадис.
[450]
Хайс — блюдо, приготовляемое из фиников, творога или муки и топлёного масла.
[451]
Абу Джахм ‘Убайдуллах бин Хузайфа — один из известных сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, подаривший ему эту одежду.
[452]
Анбиджанийа — грубая шерстяная верхняя одежда, на которой не было никаких узоров и украшений.
[453]
Имеется в виду хамиса.
[454]
То есть отвлекают меня.
[455]
Верхняя одежда с разрезом сзади.
[456]
См. примечание к хадису № 140.
[457]
См. прим. к хадису № 67.
[458]
Минбар — возвышение в мечети, на которое по лестнице поднимается имам для чтения пятничной проповеди.
[459]
Например, на мостах, настилах и т.д.
[460]
См. хадис № 484.
[461]
Имеется в виду подстилка, сделанная из пальмовых листьев и листьев других растений.
[462]
Речь идёт о вольноотпущеннике пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по имени Думайра.
[463]
Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, становился напротив середины её тела, а голова ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, находилась по правую руку от него.
[464]
Имеется в виду, что он принял Ислам незадолго до смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Подобная реакция товарищей Джарира, да будет доволен им Аллах, объяснялась тем, что его слова разрешили возникший между ними спор. Одни считали, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, протирал руками кожаные носки только до ниспослания суры “Трапеза”, другие возражали, но поскольку Джарир принял Ислам после её ниспослания, спор был решён в пользу последних.
[465]
“Корова”, 125.
[466]
Камень со следами человеческих ног, на котором стоял пророк Ибрахим, мир ему, во время строительства Каабы. Около этого места паломник совершает молитву после обхода Каабы.
[467]
Ритуальный бег /са‘й/ между этими холмами, находящимися близ Каабы, является одним из обязательных обрядов и умры, и хаджжа. Таким образом, этот человек спрашивает, можно ли выходить из состояния ихрама сразу после обхода Каабы.
[468]
Речь идёт о событиях, имевших место после вступления мусульманских отрядов в Мекку 12 января 630 года и окончательной победы Ислама в Аравии.
[469]
См. хадис № 38.
[470]
Речь идёт о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, смотрел на небо, ожидая откровения относительно изменения киблы.
[471]
“Корова”, 144.
[472]
См.: “Корова”, 142.
[473]
“Корова”, 142.
[474]
Речь идёт о дополнительных добровольных молитвах.
[475]
Ибрахим, передававший этот хадис со слов ‘Алькамы, который слышал его от Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я не знаю, увеличил он эту молитву или уменьшил[476]».
[476]
Имеется в виду, что во время совершения одной из обязательных молитв пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил больше или меньше ракатов, чем положено.
[477]
Люди хотели узнать, не было ли во время молитвы ниспослано новое откровение относительно изменения количества ракатов.
[478]
То есть вместо положенного количества ракатов ты совершил их столько-то.
[479]
Иначе говоря, если кто-нибудь забудет, сколько ракатов он совершил, или будет испытывать неуверенность относительно других элементов молитвы.
[480]
Tак, например, если человек не уверен, сколько ракатов он совершил — три или четыре, пусть исходит из того, что было совершено три раката.
[481]
В качестве искупления за невнимательность /сахв/.
[482]
“Корова”, 125.
[483]
См.: “Сонмы”, 59.
[484]
См.: “Запрещение”, 5.
[485]
Иначе говоря, на стене, обращённой в сторону Мекки.
[486]
Это не следует понимать буквально. Подобное выражение было использовано только для того, чтобы подчеркнуть значение киблы.
[487]
В мечети пророка, да благословит его Аллах и приветствует, были земляные полы.
[488]
То есть неужели вы считаете, что если во время молитвы я смотрю только в сторону киблы, то скрытым от меня остаётся всё остальное?
[489]
Это свойство относилось к числу особенностей пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[490]
“Бану фулян” — сыны такого-то. Типичное название арабских племён и родов, например “бану азд” (сыны Азда), “бану ‘амр бин ‘ауф” (сыны ‘Амра бин ‘Ауфа) и т. д.
[491]
В подготовку лошадей к скачкам входила их тренировка, особый режим питания и т.д.
[492]
[493]
Название горного перевала.
[494]
Речь идёт о ста тысячах дирхемов.
[495]
Дядя пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[496]
Аль-‘Аббас имеет в виду битву при Бадре, в которой на стороне врагов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, принимал участие он сам и его племянник ‘Акиль. В результате поражения курайшитов оба они попали в плен и аль-‘Аббасу пришлось заплатить выкуп за освобождение.
[497]
[498]
Хазира представляет собой нечто вроде каши или густого супа: мелко нарезанное постное мясо варится в воде и посыпается в конце варки мукой.
[499]
То есть искренне.
[500]
Умм Хабиба и Умм Салама, да будет доволен Аллах ими обоими, — жёны пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вышедшие за него замуж после смерти своих мужей, с которыми они в 615 году на время переселились в Эфиопию из-за конфликтов первых мусульман с курайшитами в Мекке. Это переселение называют также первой хиджрой.
[501]
Речь идёт о переселении пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из Мекки в Медину в 622 году.
[502]
Эти люди являлись родственниками пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по материнской линии.
[503]
Речь идёт об обнесённом стеной участке земли.
[504]
Иначе говоря, они отказывались от денег, надеясь на награду Аллаха.
[505]
Имеется в виду, что он использовал верблюда как преграду, отделявшую его от всех прочих людей во время молитвы.
[506]
Здесь речь идёт о дополнительных добровольных молитвах.
[507]
Могилы здесь упомянуты в связи с тем, что молитвы на кладбищах совершать запрещается.
[508]
Речь идёт только о тех людях, которые превратили могилы пророков и праведников в объекты почитания и стали возводить над ними строения.
[509]
Имеется в виду эта бывшая рабыня.
[510]
В других версиях этого хадиса, приводимых в других сборниках, сообщается, что, когда эту женщину обыскивали, позоря её, она воззвала с просьбой о помощи к Аллаху, Который сделал так, что коршун снова вернулся туда же, после чего она и решила принять Ислам.
[511]
Абу Тураб — буквально “отец пыли”, то есть извалявшийся в пыли. Впоследствии ‘Али, да будет доволен им Аллах, гордился этим прозвищем и любил, когда его так называли.
[512]
Один из последователей и передатчиков этого хадиса.
[513]
В 657 г. ‘Аммар погиб в битве при Сиффине, сражаясь на стороне ‘Али бин Абу Талиба против Муа‘вийи Ибн Абу Суфйана, да будет доволен всеми ими Аллах.
[514]
Хассан бин Cабит, да будет доволен им Аллах, — oдин из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, являвшийся поэтом и прославлявший его в своих стихах.
[515]
Имеется в виду ангел Джибрил, мир ему.
[516]
Имеется