не имели ни средств, ни родственников в Медине и жили под навесом мечети. Всего известны имена 93 человек, живших под навесом в разное время, но одновременно там находилось до 30 сподвижников.
[611]
Передатчик этого хадиса сказал: «И я не знаю, сказал ли ‘Абд ар-Рахман также: “…моя жена и слуга, прислуживавший и нам, и Абу Бакру”».
[612]
Имеется в виду, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, совершил вечернюю молитву в мечети.
[613]
Из страха перед гневом отца.
[614]
То есть женщина из племени бану фирас.
[615]
“Икама” — объявление о начале молитвы. По форме икама идентична азану, если не считать того, что она в два раза короче, так как всё то, что во время азана произносится четырежды, здесь произносится дважды, а повторяемое во время азана дважды здесь произносится один раз. Ещё одно отличие состоит в том, что после слов “Спешите к спасению!” во время икамы дважды повторяются слова “Молитва началась /Кад камати-с-салят/”.
[616]
Возможен перевод: «…лишь Аллах даёт силу и мощь». О том, как следует понимать эти слова, говорится в хадисе, который приводит аль-Баззар. Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то раз) я произнёс (эти слова), когда находился у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он спросил меня: “Знаешь ли ты, каков их смысл?” Я сказал: “Аллах и посланник Его знают об этом лучше”. (Тогда) он сказал: “(Это значит:) только с помощью Аллаха можно избежать ослушания Аллаха и только Он даёт силу, позволяющую проявлять покорность Аллаху”».
[617]
“Василя” — название высшей ступени рая, предназначенной только для пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[618]
Имеется в виду такое положение, занимать которое достоин раб Аллаха в полном смысле этого слова, иными словами — лучший из рабов Его, каковым является пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.
[619]
Подразумевается, что человек, занимающий такое место, достоин всяческих похвал.
[620]
Распространённый в доИсламской Аравии способ решения споров, когда мужчины писали свои имена на стрелах, а потом вытягивали одну из них из общей связки.
[621]
Речь идёт о периоде поста во время рамадана.
[622]
Об этом человеке упоминается в 80-й суре Корана “Нахмурился”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, высоко ценил Ибн Умм Мактума, да будет доволен им Аллах, и даже оставлял его руководить общиной на время своих отлучек из Медины.
[623]
Иначе говоря, чтобы напомнить занятым ночными добровольными молитвами о том, что необходимо отдохнуть и поесть перед рассветом.
[624]
Один из передатчиков этого хадиса.
[625]
Он сделал это, желая показать, как занимается заря по всему горизонту.
[626]
Иными словами, между азаном и икамой.
[627]
Сподвижник пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который был членом делегации племени бану ляйс бин бакр бин ‘абд манаф бин кинана, направленной в Медину с целью принятия Ислама.
[628]
То есть совершите пропущенные вами ракаты сразу же после завершения общей молитвы.
[629]
Здесь речь идёт о вечерней молитве.
[630]
Имеется в виду, что это чтение будут слушать ангелы ночи и ангелы дня.
[631]
См.: “Ночное путешествие”, 78.
[632]
Здесь выражается надежда на то, что каждый мусульманин, который погибнет такой смертью, попадёт в рай подобно мученику /шахид/, павшему в бою за веру, однако это не значит, что положение всех таких людей будет таким же, как и положение шахидов.
[633]
См. хадис № 357.
[634]
См. примечание к главе № 8 “Книги призыва на молитву”.
[635]
Иными словами, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не хотел, чтобы окрестности Медины обезлюдели, в результате чего город остался бы без прикрытия.
[636]
Имеется в виду, что каждый шаг, сделанный человеком на пути в мечеть, учитывается и за него мусульманину полагается награда.
[637]
Имеется в виду человек, сердце которого неразрывно связано с мечетями.
[638]
Иначе говоря, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который всегда сам был имамом, велел занять своё место Абу Бакру, да будет доволен им Аллах.
[639]
Эти слова произнесла ‘Аиша, имея в виду, что Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, плачет, читая Коран.
[640]
Поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имеет в виду женщин вообще, используется местоимение множественного числа, хотя в данном конкретном случае он обращается только к ‘Аише, да будет доволен ею Аллах. Под “увидевшими Йусуфа” /савахиб Йусуф/ имеются в виду женщины, которых пригласила к себе жена египетского вельможи, пытавшаяся соблазнить Йусуфа. В суре “Йусуф” (айаты под №№ 30 и 31) рассказывается о том, что, когда жена вельможи потерпела неудачу в своих попытках, другие женщины стали осуждать её, и тогда она пригласила их к себе якобы для угощения, а на самом деле — для того, чтобы они увидели неземную красоту Йусуфа и признали, что её можно понять. Сравнивая жену вельможи с ‘Аишей, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что обе они действовали не без задней мысли, поскольку, ссылась на мягкосердечие Абу Бакра, ‘Аиша, которая была его дочерью, на самом деле опасалась, что, когда люди увидят его на месте пророка, да благословит его Аллах и приветствует, они сочтут это дурным знаком, придут в волнение и будут связывать с именем Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, горестные для всех мусульман события, связанные с болезнью и кончиной пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[641]
Имеется в виду примыкавшая непосредственно к мечети комната ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах.
[642]
То есть повторял за пророком, да благословит его Аллах и приветствует, все его движения.
[643]
Просьба пророка, да благословит его Аллах и приветствует, была обусловлена тем, что он должен был проводить ночи с каждой из своих жён по очереди.
[644]
Один из последователей.
[645]
То есть в своих домах.
[646]
Иными словами, Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, не хотел доставлять людям беспокойство, связанное с тем, что им пришлось бы добираться до мечети по грязи.
[647]
Имеется в виду присутствие на общих молитвах в мечети вместе со всеми остальными мусульманами.
[648]
Имеется в виду период времени, именуемый “духа”. См. примечание к хадису № 224.
[649]
Малик хотел сказать, что совершаемая им дополнительная молитва не являлась ни искупительной, ни такой, которую он совершал ежедневно в это время, так как единственная цель её совершения состояла в том, чтобы показать на конкретном примере, как именно молился пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
[650]
Хафса — одна из жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и дочь ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах.
[651]
См. примечание к хадису № 377.
[652]
Имеется в виду красота и белизна лица.
[653]
Эти люди жили в селении Куба, где была построена первая в истории Ислама мечеть.
[654]
Они делали это, чтобы привлечь внимание Абу Бакра.
[655]
Абу Кухафа — кунья отца Абу Бакра, да будет доволен им Аллах. Абу Бакр назвал себя “сыном Абу Кухафы”, чтобы подчеркнуть более высокое по сравнению со своим положение пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[656]
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упал с лошади и страдал от боли в правом боку, который он поранил.
[657]
Ханафиты и шафииты считают, что данное веление было отменено в силу последних велений пророка, да благословит его Аллах и приветствует, относительно молитвы, о которых говорится в предыдущем хадисе.
[658]
Эти слова произносятся имамом во время молитвы перед выпрямлением после поясного поклона.
[659]
То есть для того, чтобы вы следовали их примеру.
[660]
Здесь речь идёт как о совершении обязательной молитвы в установленное для неё время, так и о правильном совершении всех её элементов.
[661]
Подразумевается, что в подобном случае награду получат и те, и другие, так как в другой версии этого хадиса, приводимой имамом Ахмадом, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…и если они всё сделают правильно, то (награда достанется) и вам, и им…»
[662]
Если имам без уважительной причины совершит нечто такое, что сделает проведённую им молитву недействительной, он понесёт на себе бремя греха. Примером может служить проведение имамом молитвы до или после установленного для неё периода времени. В хорошем хадисе, передаваемом со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, и приводимом ан-Наса’и, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Возможно, доживёте вы (до такого времени, когда) люди будут проводить молитвы несвоевременно. (В подобных случаях) совершайте молитвы у себя дома в (установленное) для них время, а потом молитесь вместе с ними, совершая такие молитвы как дополнительные». Если же имам допустит нечто такое, что сделает недействительной только его молитву, например, проведёт её с людьми в состоянии осквернения, ему лично надо будет совершить молитву заново, но это не значит, что из-за этого недействительной станет молитва тех, кто молился за ним.
[663]
Известны другие хадисы, в которых говорится о том, что после глубокого сна омовение совершать обязательно. В связи с этим авторитетные знатоки Ислама и комментаторы хадисов высказывали различные мнения, указывая, что, возможно, в данном хадисе речь идёт об особенностях пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сердце которого никогда не спало. Другие считали, что этот хадис является указанием на то, что сон не делает омовение недействительным, третьи отмечали, что необходимость омовения отпадает, если человек спал сидя, а Аллах знает об этом лучше.
[664]
Самая длинная сура Корана.
[665]
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что затягивание Му‘азом молитвы может внушить людям отвращение к участию в общих молитвах.
[666]
“Муфассаль” — так именуется вторая половина Корана, начиная с 50-й суры “Каф” и до конца.
[667]
Имеется в виду сокращение чтения айатов Корана с сохранением всех основных столпов /аркан/ молитвы.
[668]
См. хадис № 393.
[669]
Имеются в виду, соответственно, 87-я (“Высочайший”), 91-я (“Cолнце”) и 92-я (“Ночь”) суры Корана.
[670]
Здесь речь идёт не только о выравнивании рядов во время икамы, но и о заполнении в них пустот.
[671]
В комментариях указывается, что эти слова, возможно, являются иносказанием, которое следует понимать следующим образом: «…иначе Аллах обязательно посеет меж вами раздоры».
[672]
Подразумевается, что эта стена была низкой. Что касается комнаты, то имеется в виду либо комната одной из жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует, либо особое место в мечети, которое отгораживалось циновкой из пальмовых листьев.
[673]
Передатчик этого хадиса сказал: «Я думаю, что он сказал: “…из циновок”».
[674]
Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, должным образом оценил благочестивые устремления своих сподвижников.
[675]
Иными словами, после того, как он выпрямлялся.
[676]
То есть чтением “Аль-Фатихи”, первой суры Корана.
[677]
Такбир — произнесение слов “Аллаху акбар”.
[678]
Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разогнулся, продолжая сидеть на пятках.
[679]
Передатчик этого хадиса сказал: «Я думаю, что он сказал: “…которую царапала кошка…”»
[680]
Передатчик этого хадиса сказал: «И я думаю, что он сказал: “…(поедая) то, что ползает по земле”».
[681]
Это допускается только в случае необходимости.
[682]
Крупный город, находившийся на территории Ирака.
[683]
Один из ближайших сподвижников пророка, да