благословит его Аллах и приветствует, Са‘д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, был правителем Куфы с 639 по 642 год.
[684]
Иными словами, совершая первые два раката вечерней молитвы Са‘д, да будет доволен им Аллах, читал Коран более долго.
[685]
Передатчик данного хадиса.
[686]
Имеется в виду, что такая молитва будет недействительной.
[687]
Иначе говоря, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел ему прочесть немного из того, что он помнил наизусть.
[688]
То есть делай это, не торопясь и ничего не пропуская.
[689]
Имеется в виду 77-я сура Корана “Посылаемые”.
[690]
Здесь речь идёт либо о сурах “Преграды” и “Скот”, либо о сурах “Преграды” и “Трапеза”.
[691]
Речь идёт о чтении вслух во время совершения первых двух ракатов этой молитвы.
[692]
То есть 84-ю суру Корана “Раскалывание”.
[693]
Имеется в виду совершение земного поклона после прочтения 21-го айата этой суры, где есть упоминание о земном поклоне.
[694]
Иными словами, до самой смерти.
[695]
То есть 95-ю суру Корана “Смоковница”.
[696]
Речь идёт о совершении тех же обязательных молитв.
[697]
‘Укяз — урочище в 100 километрах восточнее Мекки, где в месяце зу-ль-када, незадолго до начала периода хаджжа, устраивалась ежегодная ярмарка. В данном хадисе рассказывается о событиях 619 года.
[698]
В сурах “Аль-Хиджр”, 18 и “Поэты”, 221 — 223, а также в некоторых хадисах сообщается, что шайтаны подслушивают откровения, ниспосылаемые ангелам, и передают то, что им удаётся подслушать, прорицателям, но часть из них при этом поражает небесный огонь /шухуб/.
[699]
Название прибрежной полосы вдоль восточного берега Красного моря.
[700]
Нахля — урочище, находящееся на расстоянии дневного перехода от Мекки.
[701]
“Джинны”, 1 — 2.
[702]
“Джинны”, 1. Имеется в виду ниспослание всей этой суры.
[703]
[704]
“Марйам”, 64.
[705]
“Сонмы”, 21.
[706]
См. примечание к хадису № 393.
[707]
Имеется в виду чтение каких-нибудь двух из числа вышеупомянутых сур при совершении каждого раката.
[708]
Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал по две из числа вышеупомянутых сур.
[709]
Имеются в виду мелкие прегрешения.
[710]
Имеются в виду мелкие прегрешения.
[711]
В полной мере это относится лишь к земному поклону, так как при совершении поясного поклона человек произносит слова такбира только перед тем, как склониться.
[712]
Отец Мус‘аба Са‘д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, был одним из ближайших сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[713]
Речь идёт о том времени, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стоя читал Коран при совершении любого раката.
[714]
Здесь имеется в виду время сидения после совершения двух ракатов молитвы, когда произносятся слова ташаххуда.
[715]
Смысл этих слов: свидетельствую, что слава Твоя выше всего неподобающего, что Тебе приписывают.
[716]
Велений такого рода в Коране немало. Так, например, Аллах Всевышний сказал: «…прославляй Господа твоего хвалою и проси у Него прощения…» (“Помощь”, 3).
[717]
Конкретно здесь имеются в виду обращения к Аллаху со словами мольбы /кунут/ во время молитвы, а именно — во время последнего раката до или после поясного поклона. См. хадис № 515.
[718]
Здесь перечислены имена сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на тот момент времени находившихся в плену у его противников.
[719]
Общее название североаравийских племён, к числу которых относились и курайшиты.
[720]
Имеется в виду сильный голод, продолжавшийся в течение семи лет.
[721]
В другой версии данного хадиса указывается, что люди не узнают Господа в первый раз, так как Он предстанет перед ними не в том облике, который они ожидали увидеть, исходя из известных им указаний на атрибуты Аллаха, о которых упоминается в Коране и сунне.
[722]
Сират — мост.
[723]
Колючее сладковатое на вкус растение, используемое в качестве корма для скота.
[724]
Этот жест означал, что при совершении земного поклона земли следует касаться и лбом, и носом.
[725]
Одно из возможных толкований этого сообщения состоит в том, что действия человека, который перед земными поклонами станет подбирать волосы и одежду, чтобы они не касались земли, будут проявлением гордыни.
[726]
Имеется в виду, что не надо ни касаться локтями земли, ни прижимать их к телу.
[727]
В комментариях указывается, что этот элемент молитвы обязательным не является. Небольшая задержка может быть вызвана необходимостью, например, усталостью, болезнью и т.д.
[728]
Ташаххуд — слова, которые следует произносить после каждых двух рак‘атов молитвы, а также в конце молитвы перед произнесением слов таслима
[729]
Внук ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах.
[730]
Имеется в виду, что левую ногу необходимо просунуть под правую.
[731]
То есть скрещиваешь ноги.
[732]
Этот элемент молитвы именуется “такбират аль-ихрам”.
[733]
Из содержания нижеследующего хадиса следует, что это мнение является ошибочным.
[734]
Иначе говоря, скажет: “Мир вам и милость Аллаха /Ас-саляму ‘аляй-кум ва рахмату-Ллах/”.
[735]
Эти земные поклоны /суджуд ас-сахв/ были совершены в качестве искупления за невнимательность во время молитвы, выразившуюся в том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, забыл, что после первых двух ракатов следует сидя произнести слова ташаххуда.
[736]
“Салям” — одно из имён Аллаха Всевышнего. Одно из значений корня этого слова указывает на отсутствие каких бы то ни было недостатков.
[737]
Речь идёт о выражении особого почтения Аллаху как обладателю абсолютной власти.
[738]
То есть грешил.
[739]
См. примечание к хадису № 95.
[740]
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поступал так, чтобы мужчины, следовавшие его примеру, дали женщинам без помех покинуть место молитвы.
[741]
В соответствии с некоторыми комментариями, с этим вопросом обратился один из передатчиков этого хадиса к другому, а не Абу Хурайра к пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
[742]
“Джадд”. В “Фатх аль-Бари” Ибн Хаджар указывает, что в данном случае имеется в виду либо богатство, либо удел человека в этом мире в более широком смысле этого слова, а именно: и богатство, и положение, и многочисленное потомство и т. д. Кроме того, некоторые комментаторы считают, что здесь следует читать не “джадд”, а “джидд”, что означает “усердие”. Таким образом, здесь возможны различные варианты перевода.
[743]
См. примечание к хадису № 7.
[744]
Передают также, что он сказал: «…его неприятный запах».
[745]
Имеются в виду ангелы.
[746]
Имеется в виду, что делать это настоятельно рекомендуется.
[747]
Здесь подразумевается близкое родство Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, который любил его и обращался к Аллаху с мольбами о том, чтобы Он наделил его знанием.
[748]
Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, родился в 619 году, а в год смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ему было тринадцать лет.
[749]
О необходимости выполнения ими их религиозных обязанностей.
[750]
То есть мы, мусульмане, стали последней по времени общиной.
[751]
Имеется в виду, что члены этой общины первыми будут собраны, первыми предстанут на Суд, первыми пройдут по Сирату и первыми войдут в рай.
[752]
Речь идёт об иудеях и христианах.
[753]
То есть особо выделять пятницу для поклонения Аллаху и поминания Его.
[754]
Имеется в виду ясное указание на это в Коране. См.: “Аль-Джум‘а”, 9.
[755]
Иначе говоря, получит за это такую же награду.
[756]
То есть позднее.
[757]
Иначе говоря, когда имам поднимется на минбар и приступит к чтению хутбы.
[758]
Таким образом, тот, кто придёт позже начала хутбы уже не будет особо отмечен ангелами, которые записывают приходящих на пятничную молитву до начала хутбы.
[759]
Масло использовалось для приведения в порядок и украшения волос.
[760]
‘Утарид бин Хаджиб возглавлял делегацию племени бану тамим, прибывшую к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в 631 или 632 году. Среди подарков ‘Утарида пророку, да благословит его Аллах и приветствует, были и шёлковые одежды.
[761]
[762]
[763]
В данном случае имеются в виду женщины и дети.
[764]
См. хадис № 465, версией которого является данный хадис, и примечания к нему.
[765]
То есть с какого расстояния?
[766]
Имеются в виду их дома, расположенные поблизости от мечети.
[767]
См. примечание к хадису № 322.
[768]
Иными словами, немедленно после полудня.
[769]
То есть сразу же как только наступало установленное для неё время.
[770]
Анас да будет доволен им Аллах, имел в виду пятничную молитву.
[771]
Под первыми двумя подразумеваются призыв на молитву /азан/ и объявление о её начале /икама/.
[772]
Название места на рынке Медины.
[773]
То есть занимал своё место на минбаре.
[774]
То есть “И я свидетельствую”.
[775]
Чтобы не поворачиваться спиной к кибле.
[776]
См. хадис № 241.
[777]
Имеется в виду последняя стадия беременности.
[778]
Эти слова используются для отделения традиционного начала хутбы, состоящего из определённых слов поминания и прославления Аллаха, от хутбы как таковой.
[779]
Красные или же рыжие верблюды наиболее высоко ценились арабами.
[780]
Имеется в виду последняя встреча с людьми в мечети, на которую пророк, да благословит его Аллах и приветствует, смог прийти без посторонней помощи.
[781]
Само собой разумеется, что речь не шла о преступлениях, наказание за которые /хадд/ установлены шариатом и которые следует применять неукоснительно.
[782]
Речь идёт о совершении двух лёгких ракатов в знак приветствия мечети.
[783]
Речь идёт о молитве в два раката в знак приветствия мечети.
[784]
То есть попроси Аллаха, чтобы Он ниспослал дождь.
[785]
Это означало, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начал произносить слова мольбы.
[786]
Дело не в том, что слова эти неверны по своей сути, так как человек действительно должен молча, внимательно и не отвлекаясь слушать хутбу, а в том, что человек, который делает отвлекающемуся замечание, и сам отвлекается от слушания, вследствие чего его собственная награда за присутствие на пятничной молитве будет неполной.
[787]
Имеется в виду не час как таковой, а определённый промежуток времени.
[788]
“Аль-Джум‘а”, 11.
[789]
Иными словами, один ракат.
[790]
В данном случае речь идёт о второй группе людей, молившихся вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и подразумевается, что все молившиеся первыми также совершили второй ракат своей молитвы самостоятельно.
[791]
Имеется в виду, что в случае серьёзной опасности внезапного нападения допускается совершение молитвы в любой форме, даже если не будет возможности совершения всех необходимых её элементов /аркaн/.
[792]
Иными словами, один ракат.
[793]
В данном случае речь идёт о второй группе людей, молившихся вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и подразумевается, что все молившиеся первыми также совершили второй ракат своей молитвы самостоятельно.
[794]
Имеется в виду, что в случае серьёзной опасности внезапного нападения допускается совершение молитвы в любой форме, даже если не будет возможности совершения всех необходимых её элементов /аркaн/.
[795]
То есть только обозначая определёнными движениями необходимые элементы молитвы в том случае, когда положение становится крайне опасным.
[796]
См. примечание к хадису № 283.
[797]
Это означало, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призвал своих сподвижников двинуться в поход против исповедующего иудаизм племени бану курайза, чтобы покарать его за предательство.
[798]
Имются в виду сподвижники.
[799]
Бу‘ас — название урочища в двух милях от Медины, где в 619 или 620 году произошло сражение между отрядами племён аус и хазрадж, в котором победили ауситы и погибло много людей, после чего эти племена в течение определённого времени враждовали друг с другом. Впоследствии людей именно из этих племён стали именовать ансарами.
[800]
Пение без использования музыкальных инструментов разрешается только женщинам, собирающимся в своём кругу по случаю праздников или каких-либо торжеств. См.: “Лукман”, 6 — 7; см. также хадис № 1842.
[801]
То есть такое жертвоприношение будет