принято Аллахом.
[802]
Это означало, что её можно было использовать только как обычную пищу, но жертвенным животным она считаться не могла.
[803]
Марван был назначен правителем Медины после 661 года.
[804]
Абу Са‘ид, да будет доволен им Аллах, хотел обратить внимание Марвана на то, что сначала нужно помолиться.
[805]
Здесь речь идёт о праздничных молитвах.
[806]
11-й, 12-й и 13-й дни месяца зу-ль-хиджжа.
[807]
Имеются в виду первые десять дней зу-ль-хиджжа.
[808]
Имеются в виду дни ташрика.
[809]
Иначе говоря, павший на поле брани и ставший шахидом.
[810]
См. примечание к хадису № 128.
[811]
Имя полумифического прародителя эфиопов.
[812]
Подразумевается время наступления обязательной утренней молитвы.
[813]
Другими словами, иногда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал витр незадолго до появления зари.
[814]
Конкретно имеется в виду определённый период времени, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал это в течение месяца, взывая к Аллаху с мольбами за некоторых людей и проклиная некоторых других. Поступать подобным образом можно в различных трудных обстоятельствах.
[815]
Речь идёт о группе неимущих сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, живших под навесом мечети и прекрасно знавших Коран. См. примечание к хадису № 349.
[816]
Имеется в виду вероломное убийство этих людей, направленных к многобожникам для того, чтобы призывать их к Исламу. Спастись удалось только одному из семидесяти.
[817]
То есть изнаночной стороной наверх, наизнанку, в результате чего правая его сторона оказалась слева, а левая — справа.
[818]
Здесь имеется в виду засуха и вызванный ею голод.
[819]
Напоминаем, что с этой мольбой пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к Аллаху только в течение определённого времени.
[820]
См. примечания к хадису № 436.
[821]
Имеются в виду курайшиты.
[822]
Как считает Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, здесь речь идёт о засухе и голоде, поразивших курайшитов. Согласно мнению других толкователей Корана, здесь содержится указание на одно из десяти больших предзнаменований Дня воскресения.
[823]
Имеется в виду, что курайшиты всё равно вернутся к многобожию.
[824]
В данном случае подразумевается битва при Бадре, в которой курайшиты потерпели чувствительное поражение от мусульман.
[825]
“Дым”, 10 — 16.
[826]
“Лизам”. Здесь Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, имеет в виду 129-й айат суры “Та ха”, где говорится о том, что наказание за грехи откладывается до определённого срока, в противном же случае оно последовало бы незамедлительно.
[827]
См.: “Румы”, 2 — 3. В этих айатах сообщается о том, что румы (византийцы) потерпели поражение, но потом они одержат победу. Имеется в виду поражение византийцев от персов в войне 613 — 614 гг., закончившейся утратой обширных территорий, и их победа над персами в конце 627 — начале 628 года.
[828]
В тексте — “абйад” (белый), что может служить указанием как на белизну кожи посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так и на его внутреннюю чистоту. Здесь речь идёт о случае, имевшем место в детстве пророка, которого его дед ‘Абд аль-Мутталиб, по сообщениям арабских историков, однажды привлёк к участию в молении о ниспослании дождя. Во время этого моления малолетний Мухаммад стоял, прислонившись спиной к Каабе.
[829]
Часть длинной касыды, состоящей из 210 бейтов (полустиший).
[830]
Таким образом, просить живых людей, чтобы они обратились к Аллаху с мольбой о ниспослании дождя, вполне допустимо, но обращение с подобными просьбами к покойным будет уже проявлением многобожия.
[831]
Имеется в виду, что коровы и овцы погибли, а верблюды ослабели настолько, что на них невозможно ездить.
[832]
Гора Саль‘ находится в окрестностях Медины.
[833]
В данном случае пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стоял на минбаре лицом к людям, произнося пятничную проповедь.
[834]
Имеется в виду, что коровы и овцы погибли, а верблюды ослабели настолько, что на них невозможно ездить.
[835]
Гора Саль‘ находится в окрестностях Медины.
[836]
В данном случае пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стоял на минбаре лицом к людям, произнося пятничную проповедь.
[837]
См. примечание к хадису № 516.
[838]
Возможно, что Анас, да будет доволен им Аллах, видел, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднимает руки, только во время молений о ниспослании дождя, поскольку в других хадисах, например в тех, где сообщается о хаджже пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывается, что он поднимал руки, взывая к Аллаху со своими мольбами и после того, как бросал камешки в идолов, а именно — в “аль-джамрат ад-дунйа” и “аль-джамрат аль-вуста”.
[839]
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, опасался, что сильный ветер может быть послан как наказание Аллаха людям.
[840]
Ас-Саба — название восточного ветра.
[841]
Ад-Дабур — название западного ветра, который обычно приносил с собой пыльные бури и зной. Во многих айатах Корана сообщается, что адиты были истреблены за неповиновение направленному к ним пророку Худу именно этим ветром.
[842]
Под Недждом здесь подразумеваются плоскогорья к востоку от Медины, включая и Ирак.
[843]
Имеется в виду, что там дьявол проявит себя и покажет свою силу.
[844]
См.: “Лукман”, 34.
[845]
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спешил и поэтому не успел накинуть её на плечи как следует.
[846]
То есть посредством солнечных и лунных затмений.
[847]
Затмение, о котором упоминается в данном хадисе, произошло в 631 году.
[848]
Под “жизнью” в данном случае подразумевается рождение.
[849]
“Гайра”. Имеется в виду не только ревность как таковая, но и любые проявления гнева, когда действия одних людей задевают честь и достоинство других.
[850]
См. хадис № 27.
[851]
Имеются в виду мужья.
[852]
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал людей освобождать рабов постоянно, а не только во время затмений.
[853]
Имеется в виду День воскресения.
[854]
Таким образом, по сравнению с обычными молитвами, состоящими из двух ракатов, количество поясных поклонов в данном случае увеличивается вдвое.
[855]
Здесь, как и в остальных случаях, слово “старец” /шaйх/ не обязательно указывает на преклонный возраст человека в современном понимании. При жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так могли именовать мужчин старше сорока лет.
[856]
Этот человек был убит во время битвы при Бадре.
[857]
Многобожник является нечистым и духовно, поскольку он не верит в Единого Бога, и физически, так как не следит за чистотой своего тела должным образом.
[858]
Имеется в виду, что чтение этой суры оказывало огромное впечатление на всех присутствовавших.
[859]
[860]
Этот хадис не может служить указанием на необязательность совершения земного поклона в подобных обстоятельствах, так как речь идёт только о данном конкретном случае. Возможным объяснением может служить, например, то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не совершил омовения /вуду/, или же не поклонился по какой-нибудь иной уважительной причине. Таким образом, в определённых условиях земной поклон можно не совершать.
[861]
Имеется в виду 84-я сура Корана “Раскалывание”.
[862]
Здесь речь идёт о пребывании пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Мекке в январе 630 года, когда мусульмане овладели городом.
[863]
В этом хадисе упоминается о совершении “прощального паломничества” в январе — феврале 632 года.
[864]
Имеются в виду все обязательные молитвы, за исключением закатной /магриб/, которая всегда состоит из трёх ракатов.
[865]
Речь идёт о периоде хаджжа.
[866]
Иначе говоря, вместо совершения полуденной, послеполуденной и вечерней молитв в сокращённом виде ‘Усман, да будет доволен им Аллах, стал совершать их в четыре раката. Комментаторы высказывали разные мнения относительно причины этого, однако в любом случае не приходится сомневаться в том, что причина была уважительной.
[867]
В Коране сказано: «А когда вы находитесь в пути, то не будет на вас греха, если вы укоротите молитву, опасаясь дурного[868] со стороны тех, кто не уверовал» (“Женщины”, 101).
[868]
В данном случае имеется в виду угроза нападения во время ведения военных действий.Во время путешествия молитва сокращается, даже если путнику ничего не угрожает.
[869]
Здесь эти слова служат выражением удивления в связи с тем, что ‘Усман, да будет доволен им Аллах, не сделал того, что является наиболее предпочтительным.
[870]
Имеется в виду “махрам” — такой близкий родственник, с которым, по шариату, нельзя вступить в брак. В других версиях этого хадиса наряду с родственниками упоминается и муж.
[871]
“Сонмы”, 21.
[872]
Имеется в виду, что в подобном случае необходимо лечь на правый бок и повернуться лицом к кибле.
[873]
См.: “Свет”, 35.
[874]
То есть я веду споры с теми, кто не верует и упорствует, используя те доводы и доказательства, на которые Ты мне указываешь.
[875]
Это значит: прошу Тебя рассудить меня с теми, кто отрицает истину.
[876]
См.: “Победа”, 2.
[877]
См. примечание к хадису № 355.
[878]
Хафса — одна из жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и родная сестра Ибн ‘Умара.
[879]
Имеются в виду только дополнительные молитвы.
[880]
“Пещера”, 54.
[881]
См. примечание к хадису № 224. Слова ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, означают, что она никогда не видела, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершает эту молитву, или же что он не совершал её неуклонно.
[882]
То есть когда ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, спрашивала, почему он молится так долго.
[883]
Иначе говоря, такие дела, которые человек совершает неуклонно, даже если их будет немного.
[884]
Масрук хотел узнать, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднимался ото сна для совершения ночной молитвы.
[885]
Само собой разумеется, что речь идёт не о рамадане, а о другом месяце и дело касается не обязательного, а добровольного поста.
[886]
Это делается либо для того, чтобы узел был покрепче, либо для того, чтобы человек ничего не чувствовал.
[887]
См. хадис № 138.
[888]
См. примечание к хадису № 355.
[889]
‘Абдуллах бин Раваха, да будет доволен им Аллах, — сподвижник пророка, да благословит его Аллах и приветствует, погибший в битве при Муте летом 629 года.
[890]
То есть Книгу Аллаха.
[891]
То есть для моей жизни в мире вечном.
[892]
Здесь речь идёт о дополнительной добровольной молитве в два раката, совершаемой перед обязательной утренней молитвой.
[893]
Буквально — “умм аль-Куран” (мать Корана).
[894]
В данном случае удивление ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, вызывало то обстоятельство, что во время совершения других добровольных молитв пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как правило, читал Коран очень долго.
[895]
См. примечание к хадису № 224.
[896]
Имеется в виду пророк, да благословит его Аллах и приветствует. См. примечание к хадису № 286.
[897]
Здесь, как и в некоторых других случаях, название главы не соответствует содержанию хадиса. Комментаторы высказывали разные мнения о причине этого, а в других хадисах приводятся сообщения о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал перед полуденными молитвами дополнительные молитвы не только в четыре, но и в два раката.
[898]
Речь идёт о совершении дополнительной молитвы в два раката.
[899]
Эти слова не означают, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, считал совершение этой молитвы по его примеру нежелательным. Имеется в виду, что он подчёркивал добровольный характер этой молитвы с учётом трудности неуклонного её совершения для некоторых людей.
[900]
Имеется в виду, что лишь молитвы в трёх упомянутых в данном хадисе мечетях предпочтительнее молитв, совершаемых в любых иных местах, и поэтому нет смысла отправляться в дальний путь, если цель поездки состоит только в совершении молитвы в какой-либо,