Скачать:TXTPDF
Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов)

принято Аллахом.

[802]

Это означало, что её можно было использовать только как обычную пищу, но жертвенным животным она считаться не могла.

[803]

Марван был назначен правителем Медины после 661 года.

[804]

Абу Са‘ид, да будет доволен им Аллах, хотел обратить внимание Марвана на то, что сначала нужно помолиться.

[805]

Здесь речь идёт о праздничных молитвах.

[806]

11-й, 12-й и 13-й дни месяца зу-ль-хиджжа.

[807]

Имеются в виду первые десять дней зу-ль-хиджжа.

[808]

Имеются в виду дни ташрика.

[809]

Иначе говоря, павший на поле брани и ставший шахидом.

[810]

См. примечание к хадису № 128.

[811]

Имя полумифического прародителя эфиопов.

[812]

Подразумевается время наступления обязательной утренней молитвы.

[813]

Другими словами, иногда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал витр незадолго до появления зари.

[814]

Конкретно имеется в виду определённый период времени, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал это в течение месяца, взывая к Аллаху с мольбами за некоторых людей и проклиная некоторых других. Поступать подобным образом можно в различных трудных обстоятельствах.

[815]

Речь идёт о группе неимущих сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, живших под навесом мечети и прекрасно знавших Коран. См. примечание к хадису № 349.

[816]

Имеется в виду вероломное убийство этих людей, направленных к многобожникам для того, чтобы призывать их к Исламу. Спастись удалось только одному из семидесяти.

[817]

То есть изнаночной стороной наверх, наизнанку, в результате чего правая его сторона оказалась слева, а левая — справа.

[818]

Здесь имеется в виду засуха и вызванный ею голод.

[819]

Напоминаем, что с этой мольбой пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к Аллаху только в течение определённого времени.

[820]

См. примечания к хадису № 436.

[821]

Имеются в виду курайшиты.

[822]

Как считает Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, здесь речь идёт о засухе и голоде, поразивших курайшитов. Согласно мнению других толкователей Корана, здесь содержится указание на одно из десяти больших предзнаменований Дня воскресения.

[823]

Имеется в виду, что курайшиты всё равно вернутся к многобожию.

[824]

В данном случае подразумевается битва при Бадре, в которой курайшиты потерпели чувствительное поражение от мусульман.

[825]

“Дым”, 10 — 16.

[826]

“Лизам”. Здесь Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, имеет в виду 129-й айат суры “Та ха”, где говорится о том, что наказание за грехи откладывается до определённого срока, в противном же случае оно последовало бы незамедлительно.

[827]

См.: “Румы”, 2 — 3. В этих айатах сообщается о том, что румы (византийцы) потерпели поражение, но потом они одержат победу. Имеется в виду поражение византийцев от персов в войне 613 — 614 гг., закончившейся утратой обширных территорий, и их победа над персами в конце 627 — начале 628 года.

[828]

В тексте — “абйад” (белый), что может служить указанием как на белизну кожи посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так и на его внутреннюю чистоту. Здесь речь идёт о случае, имевшем место в детстве пророка, которого его дед ‘Абд аль-Мутталиб, по сообщениям арабских историков, однажды привлёк к участию в молении о ниспослании дождя. Во время этого моления малолетний Мухаммад стоял, прислонившись спиной к Каабе.

[829]

Часть длинной касыды, состоящей из 210 бейтов (полустиший).

[830]

Таким образом, просить живых людей, чтобы они обратились к Аллаху с мольбой о ниспослании дождя, вполне допустимо, но обращение с подобными просьбами к покойным будет уже проявлением многобожия.

[831]

Имеется в виду, что коровы и овцы погибли, а верблюды ослабели настолько, что на них невозможно ездить.

[832]

Гора Саль‘ находится в окрестностях Медины.

[833]

В данном случае пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стоял на минбаре лицом к людям, произнося пятничную проповедь.

[834]

Имеется в виду, что коровы и овцы погибли, а верблюды ослабели настолько, что на них невозможно ездить.

[835]

Гора Саль‘ находится в окрестностях Медины.

[836]

В данном случае пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стоял на минбаре лицом к людям, произнося пятничную проповедь.

[837]

См. примечание к хадису № 516.

[838]

Возможно, что Анас, да будет доволен им Аллах, видел, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднимает руки, только во время молений о ниспослании дождя, поскольку в других хадисах, например в тех, где сообщается о хаджже пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывается, что он поднимал руки, взывая к Аллаху со своими мольбами и после того, как бросал камешки в идолов, а именно — в “аль-джамрат ад-дунйа” и “аль-джамрат аль-вуста”.

[839]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, опасался, что сильный ветер может быть послан как наказание Аллаха людям.

[840]

Ас-Саба — название восточного ветра.

[841]

Ад-Дабур — название западного ветра, который обычно приносил с собой пыльные бури и зной. Во многих айатах Корана сообщается, что адиты были истреблены за неповиновение направленному к ним пророку Худу именно этим ветром.

[842]

Под Недждом здесь подразумеваются плоскогорья к востоку от Медины, включая и Ирак.

[843]

Имеется в виду, что там дьявол проявит себя и покажет свою силу.

[844]

См.: “Лукман”, 34.

[845]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спешил и поэтому не успел накинуть её на плечи как следует.

[846]

То есть посредством солнечных и лунных затмений.

[847]

Затмение, о котором упоминается в данном хадисе, произошло в 631 году.

[848]

Под “жизнью” в данном случае подразумевается рождение.

[849]

“Гайра”. Имеется в виду не только ревность как таковая, но и любые проявления гнева, когда действия одних людей задевают честь и достоинство других.

[850]

См. хадис № 27.

[851]

Имеются в виду мужья.

[852]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал людей освобождать рабов постоянно, а не только во время затмений.

[853]

Имеется в виду День воскресения.

[854]

Таким образом, по сравнению с обычными молитвами, состоящими из двух ракатов, количество поясных поклонов в данном случае увеличивается вдвое.

[855]

Здесь, как и в остальных случаях, словостарец” /шaйх/ не обязательно указывает на преклонный возраст человека в современном понимании. При жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так могли именовать мужчин старше сорока лет.

[856]

Этот человек был убит во время битвы при Бадре.

[857]

Многобожник является нечистым и духовно, поскольку он не верит в Единого Бога, и физически, так как не следит за чистотой своего тела должным образом.

[858]

Имеется в виду, что чтение этой суры оказывало огромное впечатление на всех присутствовавших.

[859]

Имеется в виду сураЗвезда”.

[860]

Этот хадис не может служить указанием на необязательность совершения земного поклона в подобных обстоятельствах, так как речь идёт только о данном конкретном случае. Возможным объяснением может служить, например, то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не совершил омовения /вуду/, или же не поклонился по какой-нибудь иной уважительной причине. Таким образом, в определённых условиях земной поклон можно не совершать.

[861]

Имеется в виду 84-я сура Корана “Раскалывание”.

[862]

Здесь речь идёт о пребывании пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Мекке в январе 630 года, когда мусульмане овладели городом.

[863]

В этом хадисе упоминается о совершении “прощального паломничества” в январе — феврале 632 года.

[864]

Имеются в виду все обязательные молитвы, за исключением закатной /магриб/, которая всегда состоит из трёх ракатов.

[865]

Речь идёт о периоде хаджжа.

[866]

Иначе говоря, вместо совершения полуденной, послеполуденной и вечерней молитв в сокращённом виде ‘Усман, да будет доволен им Аллах, стал совершать их в четыре раката. Комментаторы высказывали разные мнения относительно причины этого, однако в любом случае не приходится сомневаться в том, что причина была уважительной.

[867]

В Коране сказано: «А когда вы находитесь в пути, то не будет на вас греха, если вы укоротите молитву, опасаясь дурного[868] со стороны тех, кто не уверовал» (“Женщины”, 101).

[868]

В данном случае имеется в виду угроза нападения во время ведения военных действий.Во время путешествия молитва сокращается, даже если путнику ничего не угрожает.

[869]

Здесь эти слова служат выражением удивления в связи с тем, что ‘Усман, да будет доволен им Аллах, не сделал того, что является наиболее предпочтительным.

[870]

Имеется в виду “махрам” — такой близкий родственник, с которым, по шариату, нельзя вступить в брак. В других версиях этого хадиса наряду с родственниками упоминается и муж.

[871]

“Сонмы”, 21.

[872]

Имеется в виду, что в подобном случае необходимо лечь на правый бок и повернуться лицом к кибле.

[873]

См.: “Свет”, 35.

[874]

То есть я веду споры с теми, кто не верует и упорствует, используя те доводы и доказательства, на которые Ты мне указываешь.

[875]

Это значит: прошу Тебя рассудить меня с теми, кто отрицает истину.

[876]

См.: “Победа”, 2.

[877]

См. примечание к хадису № 355.

[878]

Хафса — одна из жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и родная сестра Ибн ‘Умара.

[879]

Имеются в виду только дополнительные молитвы.

[880]

Пещера”, 54.

[881]

См. примечание к хадису № 224. Слова ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, означают, что она никогда не видела, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершает эту молитву, или же что он не совершал её неуклонно.

[882]

То есть когда ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, спрашивала, почему он молится так долго.

[883]

Иначе говоря, такие дела, которые человек совершает неуклонно, даже если их будет немного.

[884]

Масрук хотел узнать, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднимался ото сна для совершения ночной молитвы.

[885]

Само собой разумеется, что речь идёт не о рамадане, а о другом месяце и дело касается не обязательного, а добровольного поста.

[886]

Это делается либо для того, чтобы узел был покрепче, либо для того, чтобы человек ничего не чувствовал.

[887]

См. хадис № 138.

[888]

См. примечание к хадису № 355.

[889]

‘Абдуллах бин Раваха, да будет доволен им Аллах, — сподвижник пророка, да благословит его Аллах и приветствует, погибший в битве при Муте летом 629 года.

[890]

То есть Книгу Аллаха.

[891]

То есть для моей жизни в мире вечном.

[892]

Здесь речь идёт о дополнительной добровольной молитве в два раката, совершаемой перед обязательной утренней молитвой.

[893]

Буквально — “умм аль-Куран” (мать Корана).

[894]

В данном случае удивление ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, вызывало то обстоятельство, что во время совершения других добровольных молитв пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как правило, читал Коран очень долго.

[895]

См. примечание к хадису № 224.

[896]

Имеется в виду пророк, да благословит его Аллах и приветствует. См. примечание к хадису № 286.

[897]

Здесь, как и в некоторых других случаях, название главы не соответствует содержанию хадиса. Комментаторы высказывали разные мнения о причине этого, а в других хадисах приводятся сообщения о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал перед полуденными молитвами дополнительные молитвы не только в четыре, но и в два раката.

[898]

Речь идёт о совершении дополнительной молитвы в два раката.

[899]

Эти слова не означают, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, считал совершение этой молитвы по его примеру нежелательным. Имеется в виду, что он подчёркивал добровольный характер этой молитвы с учётом трудности неуклонного её совершения для некоторых людей.

[900]

Имеется в виду, что лишь молитвы в трёх упомянутых в данном хадисе мечетях предпочтительнее молитв, совершаемых в любых иных местах, и поэтому нет смысла отправляться в дальний путь, если цель поездки состоит только в совершении молитвы в какой-либо,

Скачать:TXTPDF

Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать бесплатно, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать онлайн