кроме трёх этих мечетей.
[901]
Имеется в виду Кааба.
[902]
То есть мечети пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Медине.
[903]
Мечеть в Иерусалиме, куда во время ночного путешествия /исра’/ был перенесён пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
[904]
Имеется в виду, что награда за совершённую там молитву будет больше.
[905]
В селении Куба неподалёку от Медины была построена первая мечеть в истории ислама.
[906]
Сообщается, что по субботам посещал эту мечеть также и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который делал это для поддержания связи с жившими там ансарами. Кроме того, если накануне кто-нибудь из них не присутствовал на пятничной молитве в Медине, он узнавал о причинах этого во время таких посещений.
[907]
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал совершать молитвы по утрам до тех пор, пока солнце не покажется над горизонтом полностью, поднявшись на высоту копья, а также в конце дня до тех пор, пока солнце полностью не скроется за горизонтом.
[908]
Речь идёт о примыкавшей непосредственно к мечети пророка, да благословит его Аллах и приветствует, комнате ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, где он был похоронен.
[909]
В этот водоём впадает текущая в раю река Каусар.
[910]
Речь идёт о возвращении мусульман после переселения в Эфиопию.
[911]
О какой именно молитве идёт речь, точно сказать трудно, но в основном толкователи Корана склонны считать, что здесь подразумевается послеполуденная молитва /‘аср/.
[912]
“Корова”, 238.
[913]
Пол в мечети пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был земляным, и на нём попадались мелкие камешки, которые могли доставлять молящемуся беспокойство.
[914]
Cм. примечание к хадису № 209.
[915]
Город на юге Ирака.
[916]
Имеется в виду, что ему пришлось немного попятиться назад в попытке удержать своего коня.
[917]
Хариджиты были известны своим фанатизмом и нетерпимостью, которые в данном случае нашли своё проявление в том, что этот хариджит начал проклинать Абу Барзу, да будет доволен им Аллах, за то, что он, по его мнению, сделал во время молитвы нечто неподобающее.
[918]
Имеется в виду, что вынужденным нарушениям, которые не делали молитву недействительной, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не придавал значения.
[919]
Имеются в виду солнечные и лунные затмения.
[920]
Такая верблюдица называлась “са’иба”. Имеется в виду, что ‘Амр бин Лухайй был первым человеком среди арабов, который стал обещать идолам, что если они окажут ему помощь в каком-нибудь деле, то в их честь он отпустит на волю определённое количество верблюдиц. За это он и оказался в аду.
[921]
См. примечание к хадису № 551.
[922]
Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, была одной из жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[923]
Абу Умаййа — отец Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах.
[924]
Имеется в виду ангел Джибрил.
[925]
В “Сахихе” Муслима приводится хадис, где сообщается, что эти слова принадлежат пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
[926]
Имеются в виду приглашения на свадьбу, в гости и так далее.
[927]
Имеется в виду, что чихнувшему, который, чихнув, скажет: «Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/», следует сказать: «Да помилует тебя Аллах /Йархаму-кя-Ллах/».
[928]
Названия двух видов тканей на шёлковой основе.
[929]
Здесь перечислены не семь, а шесть запретов, часть из которых распространяется только на мужчин. В другой версии этого хадиса указывается, что седьмой запрет касался подушек в шёлковых чехлах, клавшихся на сёдла верховых животных. Мужчинам запрещается носить золотые украшения и одежду из шёлка, а пользоваться золотой и серебряной посудой запрещается и мужчинам, и женщинам.
[930]
То есть мухаджиры, переселившиеся из Мекки в Медину и не имевшие там домов, а зачастую и никаких средств, были распределены на постой к ансарам.
[931]
Абу-с-Са’иб — кунья ‘Усмана бин Маз‘уна, да будет доволен им Аллах.
[932]
Отец Джабира, да будет доволен Аллах ими обоими, был убит в битве при Ухуде.
[933]
По той причине, что лицо покойного было обезображено: мекканцы отрезали ему уши и нос.
[934]
То есть пока вы не унесли его с поля боя.
[935]
Речь идёт о событиях, относящихся к 630 году.
[936]
Иначе говоря, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал по негусу заупокойную молитву. Заупокойная молитва, подобная этой, читается в тех случаях, когда мусульманин умирает в таком месте, где помолиться за него некому.
[937]
Здесь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщает людям о ходе и завершении сражения между мусульманами и византийцами при Муте (Южная Сирия, 629 г.). Командиром отряда мусульман был первоначально назначен Зайд Ибн Хариса, а его заместителями, соответственно, Джа‘фар бин Абу Талиб и ‘Абдуллах бин Раваха, да будет доволен ими Аллах.
[938]
Имеется в виду, что, отправляя отряд в поход, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не назначал его командиром. Халид бин аль-Валид, да будет доволен им Аллах, принявший ислам незадолго до битвы при Муте, являлся одним из самых выдающихся полководцев раннего периода истории ислама. Умер в 642 году.
[939]
См. примечание к хадису № 67.
[940]
Речь идёт об умершей в 630 году старшей дочери пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Зайнаб, да будет доволен ею Аллах.
[941]
Имеются в виду либо плоды ююбы, которые кипятили в воде, либо её листья, которые сначала размалывали, потом кипятили, а потом использовали полученный отвар для обмывания покойных.
[942]
Речь идёт об умершей в 630 году старшей дочери пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Зайнаб, да будет доволен ею Аллах.
[943]
Имеются в виду либо плоды ююбы, которые кипятили в воде, либо её листья, которые сначала размалывали, потом кипятили, а потом использовали полученный отвар для обмывания покойных.
[944]
В тексте “сахулийа”, что может означать либо “сделанный в Сахуле”, селении в Йемене, где производили такие ткани, либо “отбеленный”.
[945]
Из сказанного ясно, что дело происходило во время прощального паломничества в феврале 632 года.
[946]
Один из предводителей племени хазрадж, умерший в 631 году. Он был известен среди первых мусульман как “глава лицемеров” и не пользовался доверием пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[947]
То есть дай мне знать, когда тело будет готово к погребению.
[948]
“Покаяние”, 80.
[949]
“Покаяние”, 84.
[950]
Имеется в виду сплёвывание с выделением очень малого количества слюны.
[951]
Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обмотал его вокруг бёдер.
[952]
То есть подари его мне.
[953]
Иначе говоря, женщинам провожать погребальные носилки не рекомендовалось, но и не запрещалось абсолютно.
[954]
Траур по мужу является для женщины обязательным /ваджиб/. В течение этого срока она не должна покидать своего дома, украшаться и использовать благовония.
[955]
Имеется в виду, что это удивило женщину, считавшую, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, должен жить подобно царям.
[956]
Имеется в виду Зайнаб, да будет доволен ею Аллах.
[957]
Передатчик этого хадиса сказал: «Я думаю, что Усама сказал: “…подобно кожаному бурдюку…”».
[958]
Здесь речь идёт об Умм Кульсум, жене ‘Усмана бин ‘Аффана, да будет доволен Аллах ими обоими.
[959]
Имеются в виду такие случаи, когда человек завещает близким делать это.
[960]
Имеется в виду душа.
[961]
Смысл этих слов в том, что ни один человек не будет отвечать за чужие грехи.
[962]
“Создатель”, 18.
[963]
То есть поступает вопреки сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[964]
Иначе говоря, ведёт себя на похоронах так, как это было принято делать в доисламские времена.
[965]
В данном случае имеются в виду даже не расходы на пропитание жены в целом, а те кусочки, которыми муж в шутку кормит свою жену с рук.
[966]
Иначе говоря, Са‘д спрашивает, не умрёт ли он в Мекке?
[967]
После этого Са‘д действительно прожил ещё около сорока лет.
[968]
Имеются в виду, соответственно, верующие и многобожники.
[969]
Таким образом, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просит Аллаха не возвращать своих сподвижников в Мекку, которую они любили ради Аллаха, но покинули из-за людей, и выражает сожаление в связи со смертью одного из своих сподвижников по имени Са‘д бин Хауля, да будет доволен им Аллах, который умер в Мекке в 632 году.
[970]
Она начала громко плакать, решив, что её муж умер.
[971]
Имеются в виду женщины, которые громко кричат, обривают себе головы и разрывают на себе одежду в знак скорби по покойному.
[972]
См. примечание к хадису № 604.
[973]
Этот человек хотел сказать, что они не желают подчиняться.
[974]
Имеется в виду, что она обмыла тело сына и завернула его в саван.
[975]
То есть посчитал, что мальчику стало легче, и он заснул.
[976]
Подразумевается, что каждый из них знал Коран наизусть.
[977]
Ибрахим — умерший во младенчестве последний сын пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от его наложницы Марии, христианки родом из Египта.
[978]
Имеются в виду громкие причитания. См. примечание к хадису № 618.
[979]
Иначе говоря, до того, как носилки пронесут мимо него и он окажется позади них.
[980]
Имеется в виду Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах.
[981]
Подразумевается, что эти слова произносит дух покойного.
[982]
В другом хадисе сообщается, что речь идёт не об обычном карате, известном как мера веса для драгоценных камней, а о карате величиной с гору Ухуд, то есть об огромной награде.
[983]
Иначе говоря, Ибн ‘Умар посчитал, что Абу Хурайра, да будет доволен Аллах ими обоими, ошибся.
[984]
Имеется в виду, что ‘Аиша подтвердила правильность того, как Абу Хурайра, да будет доволен Аллах ими обоими, передал слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[985]
Иначе говоря, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал это незадолго до смерти.
[986]
Имеется в виду, что пророка, да благословит его Аллах и приветствует, похоронили бы не в его доме и сделали бы доступ к месту его погребения свободным.
[987]
Когда молитва читается по мужчине, имам становится у изголовья.
[988]
То есть пусть люди знают, что так же поступал в подобных случаях и пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
[989]
То есть не читал Коран и не следовал за читавшими его.
[990]
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передаёт слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[991]
Муса, мир ему, не знал, что это ангел, поскольку он явился к ему в образе человека и вошёл к нему без разрешения.
[992]
Этих людей хоронили в одной могиле, либо заворачивая по два тела в один саван, либо разрезая один кусок ткани на две части.
[993]
Эти слова были сказаны пророком, да благословит его Аллах и приветствует, незадолго до смерти.
[994]
То есть подростку, не достигшему половой зрелости.
[995]
Речь идёт о подростке необычной внешности из числа иудеев, относительно которого у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, возникли подозрения, что он является Антихристом.
[996]
Здесь подразумеваются арабы, не имевшие Священного Писания до возникновения ислама. Таким образом, Ибн Саййад противоречит пророку, да благословит его Аллах и приветствует, заявившему о том, что он послан ко всем людям.
[997]
То есть спутано шайтаном.
[998]
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, желавший показать Ибн Саййаду, что тот не является посланником Аллаха, предлагает ему сказать, что именно он имеет в виду.
[999]
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду 10-й айат суры “Дым” (“Ад-Духан”), где использовано это слово, которое Ибн Саййад не смог произнести полностью. Это и послужило доказательством того, что