Скачать:TXTPDF
Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов)

с этого количества нужно будет отдать всё ту же одну овцу вместо положенных трёх, что и запрещается делать. С другой стороны, в данном хадисе подразумевается, что сборщики закята не должны искусственно разделять собственность одного владельца с целью увеличения сборов.

[1089]

Таким образом, доля закята каждого должна быть прямо пропорциональна доле принадлежащего ему имущества.

[1090]

Дирхем — серебряная монета весом в 3,5 грамма.

[1091]

Так, например, если один человек имеет от сорока до ста двадцати овец, он должен отдать в качестве закята одну овцу. Если же у троих людей будет по сорок овец, но они объявят их собственностью одного человека, тогда с этого количества нужно будет отдать всё ту же одну овцу вместо положенных трёх, что и запрещается делать. С другой стороны, в данном хадисе подразумевается, что сборщики закята не должны искусственно разделять собственность одного владельца с целью увеличения сборов.

[1092]

Таким образом, доля закята каждого должна быть прямо пропорциональна доле принадлежащего ему имущества.

[1093]

Дирхем — серебряная монета весом в 3,5 грамма.

[1094]

Так, например, если один человек имеет от сорока до ста двадцати овец, он должен отдать в качестве закята одну овцу. Если же у троих людей будет по сорок овец, но они объявят их собственностью одного человека, тогда с этого количества нужно будет отдать всё ту же одну овцу вместо положенных трёх, что и запрещается делать. С другой стороны, в данном хадисе подразумевается, что сборщики закята не должны искусственно разделять собственность одного владельца с целью увеличения сборов.

[1095]

Таким образом, доля закята каждого должна быть прямо пропорциональна доле принадлежащего ему имущества.

[1096]

Имеется в виду, что при условии соблюдения всех установлений ислама, в том числе и выплаты закята, награда человека не обойдёт его стороной и не станет меньше, независимо от того, где он будет жить.

[1097]

Имеется в виду, что при условии соблюдения всех установлений ислама, в том числе и выплаты закята, награда человека не обойдёт его стороной и не станет меньше, независимо от того, где он будет жить.

[1098]

Примерно 640 граммов.

[1099]

Иначе говоря, если он не найдёт ничего лучшего.

[1100]

Семейство ‘Имрана”, 92.

[1101]

См. хадис № 203.

[1102]

Чтобы разогреться и благодаря этому побыстрее освободиться от содержимого своего желудка.

[1103]

Один из передатчиков этого хадиса.

[1104]

То есть на своего мужа.

[1105]

Имеется в виду обязательный закят.

[1106]

Абу Салама — прежний муж Умм Саламы, да будет доволен Аллах ими обоими, после смерти которого она вышла замуж за пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[1107]

В данном айате перечислены категории людей, имеющих право на получение помощи из средств, собранных в качестве закята.

[1108]

Имеется в виду, что Халид, да будет доволен им Аллах, истратил средства, предназначенные для закята, на приобретение военного снаряжения.

[1109]

Последние слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, следует понимать как побуждение к проявлению щедрости, а не как возложение обязанности выплаты закята в двойном размере.

[1110]

То есть к тому, чтобы ни о чём не просить у людей, а довольствоваться тем, что имеет.

[1111]

Иначе говоря, только из алчности.

[1112]

То есть после смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и во время правления Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.

[1113]

Речь идёт о тех, кого не вынуждает к этому необходимость, поскольку они обладают средствами, достаточными для поддержания жизни.

[1114]

То есть о том минимуме средств, обладая которым человек уже не имеет права просить о чём-нибудь других.

[1115]

Иначе говоря, истинно бедным и имеющим право на подаяние является не такой человек, который обращается с просьбами к людям, а тот, кто, несмотря на свою бедность, воздерживается от обращений с просьбами к другим.

[1116]

Речь идёт о том, что для определения размера закята разрешается оценивать предполагаемый урожай ещё не собранных фиников.

[1117]

Поход на Табук был предпринят против византийцев и начался в октябре 630 года. Табук — город, расположенный в 250 милях к северо-западу от Медины близ побережья Акабского залива на территории Саудовской Аравии.

[1118]

Название древнего поселения на полпути между Мединой и границами Шама.

[1119]

Один васк состоит из шестидесяти са‘; в одном са‘ чуть больше трёх килограммов.

[1120]

Речь идёт о визите в Табук епископа портового города Айла, расположенного на северном побережье Красного моря, Йуханны (Иоанна), заключившего с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, мирный договор, согласно которому жители города облагались подушной податью /джизйа/ в один динар в год с каждого взрослого мужчины, получая взамен гарантии покровительства /зимма/, безопасности и свободы отправления своего культа со стороны Аллаха и Его посланника. Договор такого рода между мусульманами и иноверцами был заключён в Табуке впервые в истории ислама, что впоследствии получило повсеместное распространение на подвластных мусульманам территориях.

[1121]

Таба — один из многочисленных эпитетов Медины. Корень этого слова /та-йа-ба/ передаёт значения — быть хорошим; нравиться.

[1122]

Имеется в виду десятая часть урожая, которую следует выплачивать в качестве закята.

[1123]

Например, речной водой, талыми водами, водой из потоков, наполняющих собой вади после дождя, и так далее.

[1124]

Внуки пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[1125]

Имеются в виду члены рода бану хашим.

[1126]

См. примечание к хадису № 693.

[1127]

Иначе говоря, Аллах непременно услышит проклятия и жалобы притесняемых.

[1128]

В комментариях указывается, что большая часть рассказа пророка, да благословит его Аллах и приветствует, здесь не приводится.

[1129]

Покаяние”, 60.

[1130]

То есть для того, чтобы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разжевал финик, а потом положил младенцу в рот немного образовавшейся кашицы, тем самым благословив его. Тахник — общепринятый в исламе обычай /сунна/. Для совершения тахника предпочтительно использовать финики, которые в случае их отсутствия заменяются чем-нибудь сладким.

[1131]

Брат ‘Абдуллаха бин ‘Аббаса, да будет доволен ими Аллах.

[1132]

Оба они отличались красотой.

[1133]

“Хаджж”, 27 — 28.

[1134]

Название селения в 10 километрах к юго-западу от Медины.

[1135]

См. примечания к хадисам под № № 107 и 208.

[1136]

Имеется в виду такой хаджж, который мусульманин совершил, не преследуя никаких иных целей, кроме снискания благоволения Аллаха, во всём придерживаясь сунны пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и не совершая ничего греховного вообще и запретного для паломников в частности.

[1137]

Имеются в виду женщины.

[1138]

Конкретно речь идёт о половых сношениях.

[1139]

Иначе говоря, ему простятся все прежние грехи.

[1140]

См. примечание к хадису № 107.

[1141]

Имеются в виду такие случаи, когда, например, житель Медины направляется в хаджж из Йемена.

[1142]

То есть для живущих в местах, расположенных между любым данным микатом и Меккой.

[1143]

Речь идёт о молитве в два раката.

[1144]

Название места, расположенного на расстоянии около шести миль от Медины.

[1145]

Для совершения хаджжа или умры.

[1146]

Известное место, расположенное на расстоянии около шести миль от Медины.

[1147]

То есть облачись в ихрам и скажи: «Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой, совершая умру и хаджж». Здесь имеется в виду “хаджж аль-киран”.

[1148]

Джи‘рана — вади, находящееся между Меккой и Таифом.

[1149]

Имеется в виду “таваф аль-ифада”, то есть обход Каабы, совершаемый паломниками в день жертвоприношения 10 зу-ль-хиджжа.

[1150]

Это делалось для того, чтобы длиные волосы не мешали паломнику и не опадали с головы, а также с целью защиты от паразитов.

[1151]

То есть в последний из трёх каменных столбов, в которые паломники бросают мелкие камешки в день жертвоприношения, а также в три последующих дня.

[1152]

Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обвязал шеи животных разноцветными верёвками.

[1153]

Таким образом, часть сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, должна была выйти из состояния ихрама после завершения обрядов умры и снова войти в него в восьмой день месяца зу-ль-хиджжа для совершения хаджжа. Подобное совмещение хаджжа с умрой называется “хаджж ат-таматту‘”.

[1154]

Речь идёт о тех из них, которые не гнали с собой жертвенный скот и совершили обход Каабы и ритуальный бег.

[1155]

Для совершения всех необходимых обрядов.

[1156]

То есть пророка Мусы, мир ему.

[1157]

Речь идёт о вади Азрак, находящемся на расстоянии одной мили от Мекки.

[1158]

То есть какой из видов хаджжа ты хотел совершить?

[1159]

Здесь речь идёт о том периоде, когда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, уже был халифом.

[1160]

То есть не выходить из состояния ихрама в течение всего периода хаджжа, иначе говоря, совершать либо “хаджж аль- киран” (так называется совершение хаджжа и умры, когда паломник не выходит из состояния ихрама вплоть до завершения хаджжа), либо “хаджж муфрад”, то есть хаджж без совершения умры. Такого мнения придерживался лишь ‘Умар, да будет доволен им Аллах.

[1161]

Корова”, 196. Речь идёт о месяцах шавваль, зу-ль-ка‘да и зу-ль-хиджжа.

[1162]

Корова”, 197.

[1163]

Речь идёт не об отказе от совершения хаджжа, а о совершении “хаджж ат-таматту‘”.

[1164]

Это означало, что гнавшим с собой скот не следовало выходить из состояния ихрама до завершения хаджжа.

[1165]

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, в иносказательной форме сообщает пророку, да благословит его Аллах и приветствует, что у неё начались месячные.

[1166]

Название равнины между Миной и Меккой. Это место называют также Абтах и Хасба.

[1167]

Имеется в виду, что ‘Аиша должна совершить все обряды умры, а ‘Абд ар-Рахман, да будет доволен Аллах ими обоими, — сопровождать её.

[1168]

Подразумевается, что паломники совершили также и са‘й. Сама ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, этот обход не совершила из-за месячных.

[1169]

Причина была в том, что после завершения всех обрядов хаджжа у жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Сафиййи, да будет доволен ею Аллах, начались месячные, в связи с чем она не могла совершить прощальный обход Каабы в тот же день вместе со всеми.

[1170]

Здесь имеется в виду не запрет в прямом смысле, а желание добиться того, чтобы они совершали “хаддж аль-ифрад”, который ‘Усман, да будет доволен им Аллах, считал более предпочтительным.

[1171]

Запретными или же священными месяцами, когда запрещались любые военные действия, были месяцы раджаб, зу-ль-ка‘да, зу-ль-хиджжа и мухаррам (последние три из вышеперечисленных месяцев следуют один за другим). Такой перерыв казался слишком долгим людям, промышлявшим набегами и грабежами, и поэтому они прибегали к подобной уловке, обманывая самих себя, поскольку сафар следует за мухаррамом.

[1172]

Речь идёт о ранах от поклажи на спинах тех верблюдов, на которых люди добирались до Мекки во время хаджжа.

[1173]

Имеются в виду либо следы от ран, либо следы верблюдов.

[1174]

То есть совершить хаджж ат-таматту‘ с выходом из состояния ихрама после совершения умры.

[1175]

Иначе говоря, после совершения умры и до начала обрядов хаджжа с человека снимались налагаемые на паломников ограничения.

[1176]

См. примечание к хадису № 740.

[1177]

Смысл сказанного в том, что совершение “хаджж ат-таматту‘” соответствует сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[1178]

То есть за что он хотел одарить тебя?

[1179]

“Йаум ат-тарвийа” — восьмой день месяца зу-ль-хиджжа.

[1180]

То есть совершите вместо хаджжа /хаджж аль-ифрад/, который вы намеревались совершить первоначально, умру, потом выйдите из состояния ихрама, а потом снова наденьте ихрамы и совершите хаджж.

[1181]

Иначе говоря, объявили о своём намерении совершить хаджж.

[1182]

Другими словами, пока этот скот не будет принесён в жертву.

[1183]

Имеется в виду тот айат Корана, в котором говорится о совмещении хаджжа и умры. См.: “Корова”, 196.

[1184]

В комментариях указывается,

Скачать:TXTPDF

Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать бесплатно, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать онлайн