с этого количества нужно будет отдать всё ту же одну овцу вместо положенных трёх, что и запрещается делать. С другой стороны, в данном хадисе подразумевается, что сборщики закята не должны искусственно разделять собственность одного владельца с целью увеличения сборов.
[1089]
Таким образом, доля закята каждого должна быть прямо пропорциональна доле принадлежащего ему имущества.
[1090]
Дирхем — серебряная монета весом в 3,5 грамма.
[1091]
Так, например, если один человек имеет от сорока до ста двадцати овец, он должен отдать в качестве закята одну овцу. Если же у троих людей будет по сорок овец, но они объявят их собственностью одного человека, тогда с этого количества нужно будет отдать всё ту же одну овцу вместо положенных трёх, что и запрещается делать. С другой стороны, в данном хадисе подразумевается, что сборщики закята не должны искусственно разделять собственность одного владельца с целью увеличения сборов.
[1092]
Таким образом, доля закята каждого должна быть прямо пропорциональна доле принадлежащего ему имущества.
[1093]
Дирхем — серебряная монета весом в 3,5 грамма.
[1094]
Так, например, если один человек имеет от сорока до ста двадцати овец, он должен отдать в качестве закята одну овцу. Если же у троих людей будет по сорок овец, но они объявят их собственностью одного человека, тогда с этого количества нужно будет отдать всё ту же одну овцу вместо положенных трёх, что и запрещается делать. С другой стороны, в данном хадисе подразумевается, что сборщики закята не должны искусственно разделять собственность одного владельца с целью увеличения сборов.
[1095]
Таким образом, доля закята каждого должна быть прямо пропорциональна доле принадлежащего ему имущества.
[1096]
Имеется в виду, что при условии соблюдения всех установлений ислама, в том числе и выплаты закята, награда человека не обойдёт его стороной и не станет меньше, независимо от того, где он будет жить.
[1097]
Имеется в виду, что при условии соблюдения всех установлений ислама, в том числе и выплаты закята, награда человека не обойдёт его стороной и не станет меньше, независимо от того, где он будет жить.
[1098]
Примерно 640 граммов.
[1099]
Иначе говоря, если он не найдёт ничего лучшего.
[1100]
“Семейство ‘Имрана”, 92.
[1101]
См. хадис № 203.
[1102]
Чтобы разогреться и благодаря этому побыстрее освободиться от содержимого своего желудка.
[1103]
Один из передатчиков этого хадиса.
[1104]
То есть на своего мужа.
[1105]
Имеется в виду обязательный закят.
[1106]
Абу Салама — прежний муж Умм Саламы, да будет доволен Аллах ими обоими, после смерти которого она вышла замуж за пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[1107]
В данном айате перечислены категории людей, имеющих право на получение помощи из средств, собранных в качестве закята.
[1108]
Имеется в виду, что Халид, да будет доволен им Аллах, истратил средства, предназначенные для закята, на приобретение военного снаряжения.
[1109]
Последние слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, следует понимать как побуждение к проявлению щедрости, а не как возложение обязанности выплаты закята в двойном размере.
[1110]
То есть к тому, чтобы ни о чём не просить у людей, а довольствоваться тем, что имеет.
[1111]
Иначе говоря, только из алчности.
[1112]
То есть после смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и во время правления Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.
[1113]
Речь идёт о тех, кого не вынуждает к этому необходимость, поскольку они обладают средствами, достаточными для поддержания жизни.
[1114]
То есть о том минимуме средств, обладая которым человек уже не имеет права просить о чём-нибудь других.
[1115]
Иначе говоря, истинно бедным и имеющим право на подаяние является не такой человек, который обращается с просьбами к людям, а тот, кто, несмотря на свою бедность, воздерживается от обращений с просьбами к другим.
[1116]
Речь идёт о том, что для определения размера закята разрешается оценивать предполагаемый урожай ещё не собранных фиников.
[1117]
Поход на Табук был предпринят против византийцев и начался в октябре 630 года. Табук — город, расположенный в 250 милях к северо-западу от Медины близ побережья Акабского залива на территории Саудовской Аравии.
[1118]
Название древнего поселения на полпути между Мединой и границами Шама.
[1119]
Один васк состоит из шестидесяти са‘; в одном са‘ чуть больше трёх килограммов.
[1120]
Речь идёт о визите в Табук епископа портового города Айла, расположенного на северном побережье Красного моря, Йуханны (Иоанна), заключившего с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, мирный договор, согласно которому жители города облагались подушной податью /джизйа/ в один динар в год с каждого взрослого мужчины, получая взамен гарантии покровительства /зимма/, безопасности и свободы отправления своего культа со стороны Аллаха и Его посланника. Договор такого рода между мусульманами и иноверцами был заключён в Табуке впервые в истории ислама, что впоследствии получило повсеместное распространение на подвластных мусульманам территориях.
[1121]
Таба — один из многочисленных эпитетов Медины. Корень этого слова /та-йа-ба/ передаёт значения — быть хорошим; нравиться.
[1122]
Имеется в виду десятая часть урожая, которую следует выплачивать в качестве закята.
[1123]
Например, речной водой, талыми водами, водой из потоков, наполняющих собой вади после дождя, и так далее.
[1124]
Внуки пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[1125]
Имеются в виду члены рода бану хашим.
[1126]
См. примечание к хадису № 693.
[1127]
Иначе говоря, Аллах непременно услышит проклятия и жалобы притесняемых.
[1128]
В комментариях указывается, что большая часть рассказа пророка, да благословит его Аллах и приветствует, здесь не приводится.
[1129]
“Покаяние”, 60.
[1130]
То есть для того, чтобы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разжевал финик, а потом положил младенцу в рот немного образовавшейся кашицы, тем самым благословив его. Тахник — общепринятый в исламе обычай /сунна/. Для совершения тахника предпочтительно использовать финики, которые в случае их отсутствия заменяются чем-нибудь сладким.
[1131]
Брат ‘Абдуллаха бин ‘Аббаса, да будет доволен ими Аллах.
[1132]
Оба они отличались красотой.
[1133]
“Хаджж”, 27 — 28.
[1134]
Название селения в 10 километрах к юго-западу от Медины.
[1135]
См. примечания к хадисам под № № 107 и 208.
[1136]
Имеется в виду такой хаджж, который мусульманин совершил, не преследуя никаких иных целей, кроме снискания благоволения Аллаха, во всём придерживаясь сунны пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и не совершая ничего греховного вообще и запретного для паломников в частности.
[1137]
Имеются в виду женщины.
[1138]
Конкретно речь идёт о половых сношениях.
[1139]
Иначе говоря, ему простятся все прежние грехи.
[1140]
См. примечание к хадису № 107.
[1141]
Имеются в виду такие случаи, когда, например, житель Медины направляется в хаджж из Йемена.
[1142]
То есть для живущих в местах, расположенных между любым данным микатом и Меккой.
[1143]
Речь идёт о молитве в два раката.
[1144]
Название места, расположенного на расстоянии около шести миль от Медины.
[1145]
Для совершения хаджжа или умры.
[1146]
Известное место, расположенное на расстоянии около шести миль от Медины.
[1147]
То есть облачись в ихрам и скажи: «Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой, совершая умру и хаджж». Здесь имеется в виду “хаджж аль-киран”.
[1148]
Джи‘рана — вади, находящееся между Меккой и Таифом.
[1149]
Имеется в виду “таваф аль-ифада”, то есть обход Каабы, совершаемый паломниками в день жертвоприношения 10 зу-ль-хиджжа.
[1150]
Это делалось для того, чтобы длиные волосы не мешали паломнику и не опадали с головы, а также с целью защиты от паразитов.
[1151]
То есть в последний из трёх каменных столбов, в которые паломники бросают мелкие камешки в день жертвоприношения, а также в три последующих дня.
[1152]
Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обвязал шеи животных разноцветными верёвками.
[1153]
Таким образом, часть сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, должна была выйти из состояния ихрама после завершения обрядов умры и снова войти в него в восьмой день месяца зу-ль-хиджжа для совершения хаджжа. Подобное совмещение хаджжа с умрой называется “хаджж ат-таматту‘”.
[1154]
Речь идёт о тех из них, которые не гнали с собой жертвенный скот и совершили обход Каабы и ритуальный бег.
[1155]
Для совершения всех необходимых обрядов.
[1156]
То есть пророка Мусы, мир ему.
[1157]
Речь идёт о вади Азрак, находящемся на расстоянии одной мили от Мекки.
[1158]
То есть какой из видов хаджжа ты хотел совершить?
[1159]
Здесь речь идёт о том периоде, когда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, уже был халифом.
[1160]
То есть не выходить из состояния ихрама в течение всего периода хаджжа, иначе говоря, совершать либо “хаджж аль- киран” (так называется совершение хаджжа и умры, когда паломник не выходит из состояния ихрама вплоть до завершения хаджжа), либо “хаджж муфрад”, то есть хаджж без совершения умры. Такого мнения придерживался лишь ‘Умар, да будет доволен им Аллах.
[1161]
“Корова”, 196. Речь идёт о месяцах шавваль, зу-ль-ка‘да и зу-ль-хиджжа.
[1162]
“Корова”, 197.
[1163]
Речь идёт не об отказе от совершения хаджжа, а о совершении “хаджж ат-таматту‘”.
[1164]
Это означало, что гнавшим с собой скот не следовало выходить из состояния ихрама до завершения хаджжа.
[1165]
‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, в иносказательной форме сообщает пророку, да благословит его Аллах и приветствует, что у неё начались месячные.
[1166]
Название равнины между Миной и Меккой. Это место называют также Абтах и Хасба.
[1167]
Имеется в виду, что ‘Аиша должна совершить все обряды умры, а ‘Абд ар-Рахман, да будет доволен Аллах ими обоими, — сопровождать её.
[1168]
Подразумевается, что паломники совершили также и са‘й. Сама ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, этот обход не совершила из-за месячных.
[1169]
Причина была в том, что после завершения всех обрядов хаджжа у жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Сафиййи, да будет доволен ею Аллах, начались месячные, в связи с чем она не могла совершить прощальный обход Каабы в тот же день вместе со всеми.
[1170]
Здесь имеется в виду не запрет в прямом смысле, а желание добиться того, чтобы они совершали “хаддж аль-ифрад”, который ‘Усман, да будет доволен им Аллах, считал более предпочтительным.
[1171]
Запретными или же священными месяцами, когда запрещались любые военные действия, были месяцы раджаб, зу-ль-ка‘да, зу-ль-хиджжа и мухаррам (последние три из вышеперечисленных месяцев следуют один за другим). Такой перерыв казался слишком долгим людям, промышлявшим набегами и грабежами, и поэтому они прибегали к подобной уловке, обманывая самих себя, поскольку сафар следует за мухаррамом.
[1172]
Речь идёт о ранах от поклажи на спинах тех верблюдов, на которых люди добирались до Мекки во время хаджжа.
[1173]
Имеются в виду либо следы от ран, либо следы верблюдов.
[1174]
То есть совершить хаджж ат-таматту‘ с выходом из состояния ихрама после совершения умры.
[1175]
Иначе говоря, после совершения умры и до начала обрядов хаджжа с человека снимались налагаемые на паломников ограничения.
[1176]
См. примечание к хадису № 740.
[1177]
Смысл сказанного в том, что совершение “хаджж ат-таматту‘” соответствует сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[1178]
То есть за что он хотел одарить тебя?
[1179]
“Йаум ат-тарвийа” — восьмой день месяца зу-ль-хиджжа.
[1180]
То есть совершите вместо хаджжа /хаджж аль-ифрад/, который вы намеревались совершить первоначально, умру, потом выйдите из состояния ихрама, а потом снова наденьте ихрамы и совершите хаджж.
[1181]
Иначе говоря, объявили о своём намерении совершить хаджж.
[1182]
Другими словами, пока этот скот не будет принесён в жертву.
[1183]
Имеется в виду тот айат Корана, в котором говорится о совмещении хаджжа и умры. См.: “Корова”, 196.
[1184]
В комментариях указывается,