что здесь имеется в виду ‘Умар, а также ‘Усман, да будет доволен Аллах ими обоими, считавшие “хаджж аль-ифрад” более предпочтительным.
[1185]
Када и Батха — названия мест, расположенных близ Мекки.
[1186]
Имеется в виду полукруглая невысокая стена, расположенная в непосредственной близости от северо-западной стены Каабы, но не соединяющаяся с ней.
[1187]
Речь идёт о курайшитах, которые в доисламскую эпоху были хранителями Каабы. В 603 или 605 году ими была предпринята перестройка этого храма.
[1188]
Дверь Каабы находится в северо-восточной стене на высоте около двух метров над уровнем земли.
[1189]
То есть если бы не жили они только недавно в эпоху невежества, когда были многобожниками.
[1190]
‘Акиль, Талиб, Джа‘фар и ‘Али — сыновья Абу Талиба, дяди пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Строения, о которых идёт речь, когда-то принадлежали деду пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Абд аль-Мутталибу, оставившему их в наследство своим сыновьям, в том числе и отцу пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Абдуллаху. Таким образом, часть этих строений должна была перейти по наследству и к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, однако после переселения мусульман в Медину их родственники, остававшиеся многобожниками, присваивали их собственность или продавали её.
[1191]
Имеется в виду переезд из Мины в Мекку.
[1192]
См. примечание к хадису № 749.
[1193]
Этот бойкот продолжался почти три года.
[1194]
“Трапеза”, 97.
[1195]
Это произойдёт незадолго до Дня воскресения, когда в мире уже не останется людей, исповедующих единобожие.
[1196]
То есть до 624 года.
[1197]
Йаджудж и Маджудж (библейские Гог и Магог) — враждебные людям существа, обитающие на крайнем востоке земли за стеной, которая рассыплется незадолго до наступления Дня воскресения, после чего “они устремятся с каждой возвышенности”.[1198] Об этих существах упоминается также в суре “Пещера”, 94 — 98.
[1198]
См.: “Пророки”, 96.
[1199]
То есть те, кто не давал людям проходить перед ним во время молитвы.
[1200]
Речь идёт о том дне, когда войско мусульман заняло город.
[1201]
Имеются в виду создатели этих изображений.
[1202]
То есть ни Ибрахим, ни Исма‘ил, мир им обоим.
[1203]
Здесь сообщается о совершении пророком, да благословит его Аллах и приветствует, умры в 629 году. В это время Мекка ещё находилась под властью идолопоклонников.
[1204]
Йасриб — доисламское название Медины.
[1205]
Имеются в виду йеменский угол Каабы и тот её угол, в который вделан Чёрный камень. Многобожники, стоявшие с другой стороны, не могли видеть мусульман, которые проходили между этими углами.
[1206]
Имеются в виду йеменский угол и тот угол, в который вделан Чёрный камень, точнее говоря, сам Чёрный камень.
[1207]
То есть независимо от количества людей.
[1208]
Поступать так желательно при условии непричинения никакого вреда и неудобств другим паломникам.
[1209]
Здесь подразумевается Чёрный камень.
[1210]
Здесь аз-Зубайр говорит о самом себе в третьем лице.
[1211]
Аз-Зубайр был родом из Йемена.
[1212]
Имеется в виду, что в данном случае пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил обход Каабы /таваф аль-кудум/ в знак приветствия.
[1213]
Возможно, что этот человек не мог передвигаться без посторонней помощи.
[1214]
См. примечание к хадису № 234.
[1215]
Хаджж Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, состоялся в 631 году.
[1216]
То есть Абу Хурайру, да будет доволен им Аллах.
[1217]
Снабжение паломников питьевой водой /сикайа/ — одна из почётных обязанностей, которые и в доисламскую эпоху возлагались на представителей различных курайшитских родов.
[1218]
Фадль — сын аль-‘Аббаса и двоюродный брат пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[1219]
Речь идёт о том, что они черпали воду из источника.
[1220]
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что в этом случае другие люди станут досаждать им просьбами поработать вместо них, следуя его примеру.
[1221]
То есть чтобы закрепить с помощью этого бадью с водой, которая подавалась наверх.
[1222]
Имеется в виду, что эти холмы относятся к тем местам, где следует совершать определённые обряды во время хаджжа и умры.
[1223]
“Корова”, 158.
[1224]
‘Урва был сыном Асмы, родной сестры ‘Аиши, да будет доволен Аллах ими обоими.
[1225]
Манат — видимо, богиня судьбы и смерти, почитавшаяся не только в Аравии, но и в Шаме. В доисламские времена племена аус и хазрадж совершали к её святилищу паломничества, совмещавшиеся с паломничеством к Каабе.
[1226]
Мушалляль — гора на пути между Меккой и Мединой, у которой находилось святилище Манат.
[1227]
В настоящее время этот отрезок пути отмечен зелёными световыми указателями.
[1228]
Здесь имеется в виду не только обход вокруг Каабы, но и ритуальный бег /са‘й/.
[1229]
В данном случае период полного выхода из состояния ихрама составлял всего лишь двое суток, после чего им снова предстояло надеть ихрамы, но уже для совершения хаджжа.
[1230]
Здесь речь идёт об отъезде из Мины в тринадцатый день зу-ль-хиджжа.
[1231]
Название места близ Мины по пути к Мекке.
[1232]
Имеются в виду руководители групп паломников, по примеру которых остальные выполняют обряды хаджжа.
[1233]
Имеется в виду перемещение паломников от мечети Намира к ‘Арафату.
[1234]
Аль-Хаджжадж Ибн Йусуф (ум. в 714 г.) — прославившийся своей жестокостью наместник Oмеййадского халифа ‘Абд аль-Малика Ибн Марвана (685 — 705) в Ираке и Хиджазе.
[1235]
Здесь подразумевается то место, где ныне находится мечеть Намира, в которой во время полуденной молитвы проводятся совмещённые полуденная и послеполуденная молитвы, а также хутба.
[1236]
Имеется в виду совершение полного омовения.
[1237]
Салим, передавший этот хадис, являлся сыном Ибн ‘Умара и внуком ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен Аллах ими обоими.
[1238]
Имеется в виду, что аль-Хаджжадж стал смотреть на ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, желая, чтобы тот подтвердил правильность сказанного его сыном.
[1239]
До возникновения ислама группа племён, объединявшихся по признаку принадлежности к культу Каабы, в том числе и племя курайш, к которому принадлежал и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, носила название “хумс” (ед. ч. — “ахмас”) — истовые в вере; при этом курайшиты считали для себя необязательным посещение ‘Арафата, находящегося за пределами священной территории /харам/ Мекки.
[1240]
Это имело место ещё до переселения /хиджра/ в Медину. Джубайр, да будет доволен им Аллах, принял ислам после завоевания мусульманами Мекки в 630 году.
[1241]
Имеются в виду женщины и дети.
[1242]
Асма, да будет доволен ею Аллах, обращается с этим вопросом к своему вольноотпущеннику ‘Абдуллаху.
[1243]
Имеется в виду “джамрат аль-‘акаба”.
[1244]
Сауда, да будет доволен ею Аллах, — одна из жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[1245]
‘Аише, да будет доволен ею Аллах, оказавшейся в огромной толпе людей, пришлось претерпеть немало трудностей.
[1246]
Иначе говоря, в долине Муздалифа в ночь на десятое зу-ль-хиджжа.
[1247]
Речь идёт о закатной /магриб/ и вечерней /‘иша/ молитвах.
[1248]
Имеется в виду, что закатная молитва совершается вместе с вечерней позже обычного времени совершения вечерней молитвы.
[1249]
Сабир — гора, находящаяся слева по ходу на пути в Мину из Муздалифы.
[1250]
См.: “Хаджж”, 36.
[1251]
Иначе говоря, не должен выходить из состояния ихрама.
[1252]
Здесь речь идёт о событиях марта 628 года, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотел совершить умру, но путь к Мекке мусульманам, дошедшим до Худайбийи, преградили курайшиты.
[1253]
Речь идёт о хаджже, который мусульмане совершили под руководством Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, в 631 году.
[1254]
Таким образом, если человек отправляет свой скот в Мекку для жертвоприношения, но сам в хаджж не отправляется, ничто запретное для паломников запретным для него не становится.
[1255]
Речь идёт о хаджже, который мусульмане совершили под руководством Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, в 631 году.
[1256]
Таким образом, если человек отправляет свой скот в Мекку для жертвоприношения, но сам в хаджж не отправляется, ничто запретное для паломников запретным для него не становится.
[1257]
Речь идёт о хаджже, который мусульмане совершили под руководством Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, в 631 году.
[1258]
Таким образом, если человек отправляет свой скот в Мекку для жертвоприношения, но сам в хаджж не отправляется, ничто запретное для паломников запретным для него не становится.
[1259]
То есть после совершения умры.
[1260]
Имеется в виду мясо, но не деньги.
[1261]
То есть запасайтесь мясом для возвращения домой.
[1262]
Здесь речь идёт о совершении пророком, да благословит его Аллах и приветствует, умры в 629 или 630 году.
[1263]
Эти три столба — малый /аль-джамрат ас-сугра/, средний /аль-джамрат аль-вуста/ и большой /джамрат аль-‘акаба/ — символизируют собой шайтана, некогда преградившего путь Ибрахиму, мир ему, с целью помешать ему выполнить веление Аллаха. Во время хаджжа паломники бросают мелкие камешки в эти столбы подобно Ибрахиму, бросавшему камешки в шайтана.
[1264]
Здесь речь идёт об одиннадцатом и двенадцатом днях месяца зу-ль-хиджжа.
[1265]
То есть с края вади.
[1266]
‘Абдуллах Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, имел в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, бросал камешки в столбы именно из внутренней части вади.
[1267]
То есть с края вади.
[1268]
‘Абдуллах Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, имел в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, бросал камешки в столбы именно из внутренней части вади.
[1269]
Речь идёт о малом и среднем столбах.
[1270]
“Аль-джамрат ад-дунйа”. Имеется в виду, что этот столб — он же малый столб — ближе всего расположен к мечети Хайф, и с него начинается бросание камешков одиннадцатого зу-ль-хиджжа.
[1271]
См. примечание к хадису № 749, а также хадис № 762.
[1272]
Здесь имеется в виду обход Каабы, совершаемый в день жертвоприношения 10-го зу-ль-хиджжа.
[1273]
То есть покидать Мекку без совершения прощального обхода в подобных случаях.
[1274]
Речь идёт о мечети пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Медине.
[1275]
Имеется в виду добровольная утренняя молитва /саляту ад- духа/.
[1276]
Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал так, поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал такую молитву в мечети и не собирал на неё людей.
[1277]
То есть не пожелали говорить ему, что он неправ, из уважения к нему.
[1278]
Имеется в виду звук, издаваемый зубочисткой.
[1279]
‘Урва был племянником ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах.
[1280]
Абу ‘Абд ар-Рахман — кунья ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими.
[1281]
См. примечание к хадису № 7.
[1282]
См. примечание к хадису № 738.
[1283]
Имя передатчика этого хадиса, задававшего вопросы Анасу, да будет доволен им Аллах.
[1284]
Имеется в виду раздел военной добычи после победы в битве при Хунайне в 630 году; эта военная добыча была отправлена в вади Джи‘рана близ Мекки.
[1285]
Четвёртую умру пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил вместе с хаджжем.
[1286]
См. хадисы под №№ 207, 208.
[1287]
Имеется в виду “джамрат aль-‘акаба” — самый большой из столбов, в которые бросают камешки паломники, совершающие хаджж.
[1288]
То есть касается ли это только совершающих паломничество в этом году?
[1289]
Сурака, да будет доволен им Аллах, спрашивает, дозволено ли всем мусульманам, первоначально намеревавшимся во время месяцев хаджжа совершить только хаджж, изменить своё намерение по прибытии в Мекку и сначала совершить умру, а потом — хаджж.
[1290]
См. хадисы под №№ 749 и 750.
[1291]
Иначе говоря, в конце месяца зу-ль-ка‘да.
[1292]
Имеется в виду, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, не приносила в жертву скот, не раздавала садаку и не постилась в качестве возмещения за прерванную умру, так как это случилось не по её вине.
[1293]
То есть все совершат и умру,