Скачать:TXTPDF
Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов)

и спать со своими жёнами как днём, так и ночью, но поскольку многие не выполняли последнее, обманывая самих себя, Аллах по милости Своей отменил этот запрет.

[1410]

Корова”, 187.

[1411]

Корова”, 187.

[1412]

Корова”, 187.

[1413]

Имеются в виду путы, которыми спутывали ноги верблюдам.

[1414]

Иначе говоря, белая и чёрная нити есть не что иное, как аллегорическое обозначение дня и ночи в цитированном выше аяте Корана, который, соответственно, следует понимать так: ешьте и пейте, пока не убедитесь, что с наступлением утренней зари день пришёл на смену ночи.

[1415]

Сухур — период времени перед рассветом, когда мусульмане в последний раз перед наступлением дня принимают пищу во время рамадана.

[1416]

Здесь речь идёт о намерении приступить к добровольному посту до полудня.

[1417]

Ашура — десятый день месяца мухаррам, первого месяца лунного года. Этот день был днём поста для мусульман до 624 года.

[1418]

Здесь имеется в виду большое осквернение /джанаба/, например, в результате совершения полового сношения.

[1419]

Сознательное нарушение поста во время рамадана без уважительной причины относится к числу тяжких грехов.

[1420]

Имеется в виду дневное время.

[1421]

Обычно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не смеялся во весь рот, а только улыбался.

[1422]

Само название этой главы служит указанием на то, что соблюдение поста во время поездок является делом добровольным как во время рамадана, так и в других случаях, но пропущенные дни поста во время рамадана надо будет впоследствии возместить.

[1423]

Речь идёт о савике (см. примечание к главе № 38 “Книги омовения”).

[1424]

В этот день пророк, да благословит его Аллах и приветствует, постился, и солнце уже зашло за горизонт, но было ещё очень светло, а этот человек считал, что разговляться следует с наступлением полной темноты.

[1425]

Здесь речь идёт о походе на Мекку в 630 году, завершившемся переходом города под власть мусульман.

[1426]

Название местности, расположенной между Усфаном и аль-Кудайдом неподалёку от Мекки.

[1427]

Имеются в виду такие случаи, когда человек постится через силу, нанося самому себе вред и лишаясь возможности делать что-либо иное.

[1428]

Имеется в виду либо обязательный пост во время рамадана, либо пост по обету, либо пост как искупительное действие.

[1429]

Многие авторитетные лица считали, что в данном случае имеется в виду, что за каждый пропущенный покойным день поста его близким следует накормить одного неимущего.

[1430]

См. хадис № 894.

[1431]

См. примечания к хадису № 894.

[1432]

Иначе говоря, разговляться сразу же после того, как время дневного поста будет завершаться.

[1433]

Большинство улемов придерживается того мнения, что в подобном случае невольно нарушенный пост должен быть возмещён в другое время.

[1434]

То есть не поститесь и днём, и ночью.

[1435]

Таким образом, следует разговляться хотя бы один раз в сутки, а именно — перед рассветом, если это не было сделано раньше.

[1436]

То есть придаёт мне силы

[1437]

Вскоре после переселения в Медину по инициативе пророка, да благословит его Аллах и приветствует, между собой побратались несколько десятков мухаджиров и ансаров.

[1438]

Умм ад-Дарда — жена Абу-д-Дарды, да будет доволен Аллах ими обоими.

[1439]

Имеется в виду, что прошла уже часть ночи.

[1440]

Восьмой месяц лунного календаря, предшествующий рамадану.

[1441]

Имеется в виду, что иногда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, постился в течение почти всего ша‘бана или же большей его части.

[1442]

То есть Аллах не устанет награждать вас, пока вы не устанете совершать благие дела.

[1443]

Анас, да будет доволен им Аллах, был слугой пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в течение десяти лет и имел возможность наблюдать за ним в разных ситуациях. В данном случае речь идёт о том, что дополнительные посты и молитвы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, совершались им произвольно, а не в какие-то определённые периоды времени.

[1444]

Поскольку награда за трёхдневный ежемесячный пост увеличится в десять раз и получится так, что человек постится как бы по тридцать дней каждый месяц, иначе говоря, круглый год.

[1445]

‘Абдуллах бин ‘Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, имеет в виду, что он не последовал этому совету, а когда он состарился, соблюдать пост так же, как в молодости, оказалось для него очень трудно. Тем не менее он продолжал много поститься и в старости, не желая изменять ничего из того, что он делал при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[1446]

Имеется в виду, что постящийся постоянно вообще не получит награды за свой пост.

[1447]

Поскольку награда за трёхдневный ежемесячный пост увеличится в десять раз и получится так, что человек постится как бы по тридцать дней каждый месяц, иначе говоря, круглый год.

[1448]

‘Абдуллах бин ‘Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, имеет в виду, что он не последовал этому совету, а когда он состарился, соблюдать пост так же, как в молодости, оказалось для него очень трудно. Тем не менее он продолжал много поститься и в старости, не желая изменять ничего из того, что он делал при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[1449]

Имеется в виду, что постящийся постоянно вообще не получит награды за свой пост.

[1450]

Умм Суляйм — мать Анаса и родственница пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[1451]

Умм Суляйм просит пророка, да благословит его Аллах и приветствует, обратиться к Аллаху с мольбами за её сына.

[1452]

См. примечание к хадису № 789.

[1453]

Здесь имеются в виду одни только дети, не считая внуков.

[1454]

Анас был не только богат, но и прожил более девяноста лет.

[1455]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к этому человеку по его кунье, сказав: «О Абу фулян…», что означает “О отец такого-то”. Использование такого выражения передатчиком указывает на то, что он не знал или забыл кунью этого человека. В других версиях этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О такой-то…»

[1456]

Имеется в виду месяц ша‘бан, предшествующий рамадану.

[1457]

Здесь речь идёт о завершении обязательного поста в рамадане.

[1458]

То есть ещё два дня в следующем месяце, шаввале.

[1459]

Судя по всему, этот человек обычно постился в конце каждого месяца, но поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил поститься в дни, непосредственно предшествующие рамадану, он не стал поститься в последние дни ша‘бана. В данном хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велит этому человеку возместить пропущенные дни его обычного поста, из чего следует, что от привычных дел поклонения отказываться не следует, даже если речь идёт о соблюдении поста непосредственно перед началом рамадана, на что имеются указания и в других хадисах.

[1460]

Имеется в виду тот случай, когда человек соблюдает пост только в этот день.

[1461]

Дни ташрика — одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый дни месяца зу-ль-хиджжа.

[1462]

Это касается только совершающих хаджж.

[1463]

См. примечание к хадису № 764.

[1464]

Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, перестал вменять его в обязанность.

[1465]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что духовно он ближе к Мусе, мир ему, чем отклонившиеся от истинной религии иудеи.

[1466]

Ибн Хаджар поясняет эти слова следующим образом, считая наиболее предпочтительным первое:

— возможно, здесь имеется в виду, что совершение добровольной ночной молитвы в мечети будет сделано необходимым условием её действительности;

— возможно, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, опасался того, что такая молитва будет объявлена обязательной для людей, способных её совершать;

— возможно, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, опасался, что такая молитва в рамадане будет вменена в обязанность всем.

[1467]

Иначе говоря, ночные молитвы в рамадане остались добровольными и совершались людьми индивидуально.

[1468]

См. хадис № 33.

[1469]

В другой версии этого хадиса вместо слов “вместе с посланником Аллаха” сказано “вместе со мной”.

[1470]

То есть пусть продолжает неотлучно находиться в мечети.

[1471]

Имеется в виду, что в этот период пророк, да благословит его Аллах и приветствует, занимался делами поклонения с особым усердием и удалялся от своих жён.

[1472]

Для того, чтобы они тоже молились по ночам.

[1473]

То есть практиковать “и‘тикаф”.

[1474]

Комната ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, примыкала к мечети.

[1475]

Имеется в виду что она расчёсывала волосы и умащала их маслом.

[1476]

Здесь речь идёт об удовлетворении естественных потребностей человека и совершении омовения. Разрешается покидать мечеть также для приёма пищи, если некому приносить её туда, и в некоторых других случаях.

[1477]

То есть у Каабы.

[1478]

Имеется в виду, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, следует ли ему выполнить этот обет.

[1479]

Аиша, Хафса и Зайнаб — жёны пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[1480]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращается к своим сподвижникам, пришедшим в мечеть вместе с ним.

[1481]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что это было сделано его жёнами только из ревности.

[1482]

Умм Салама — одна из жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[1483]

Смысл этого восклицания в данном случае таков: разве мы можем думать о тебе что-нибудь, кроме хорошего?!

[1484]

То есть им было тяжело сознавать, что пророку, да благословит его Аллах и приветствует, могло показаться, будто они подумали о нём что-нибудь плохое.

[1485]

“Аль-Джум‘а”, 10 — 11.

[1486]

Имеется в виду ‘идда — период времени, в течение которого после развода женщине нельзя вступать в новый брак. Этот срок составляет четыре месяца и десять дней.

[1487]

Бану кайнука — племя, члены которого исповедовали иудаизм и по названию которого именовался этот рынок.

[1488]

Таким образом, благодаря торговле у него появились деньги.

[1489]

Имеется в виду “махр” — имущество или деньги, которые выделяются мужем жене при заключении брака и не возвращаются ему в случае развода. Махр принадлежит только жене и обеспечивает её в случае развода или смерти мужа. Размеры махра первоначально оговариваются во время сговора /хитба/, а точные его размеры и условия выплаты записываются в брачном договоре /сига/.

[1490]

Речь идёт о косточке финика.

[1491]

То есть тому человеку, на постели которого он родился.

[1492]

Иначе говоря, прелюбодей должен подвергнуться побиванию камнями /раджм/. Последние слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, можно перевести и по-другому: «…а прелюбодей окажется в убытке!»

[1493]

Вышеупомянутый Зам‘а был отцом жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Сауды, да будет доволен ею Аллах, которая формально являлась сводной сестрой этого юноши, хотя, как выяснилось, фактически он не был её родственником.

[1494]

То есть произносились ли эти слова перед тем, как животное было заколото.

[1495]

Имеется в виду человек, которому безразлично, законным или незаконным путём они ему достаются.

[1496]

Подразумевается обмен золота на серебро.

[1497]

Речь идёт о получении денег при обмене только одной стороной, тогда как другая отдаёт причитающееся позднее.

[1498]

Это имело место, когда ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, уже был халифом.

[1499]

То есть возвращаться домой, если человеку не позволяется войти после того, как он трижды попросит разрешения на это.

[1500]

Имеется в виду тот момент, когда люди бьют по рукам, заключив торговую сделку.

[1501]

Содержание данного хадиса не противоречит ни Корану, где сказано: «…а когда наступит срок их, они не смогут ни оттянуть его ни на час, ни опередить» (“Преграды”, 34),

Скачать:TXTPDF

Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать бесплатно, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать онлайн