Скачать:TXTPDF
Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов)

ни содержанию другого хадиса, где говорится о том, что через сто двадцать дней после начала формирования человеческого эмбриона к нему является ангел, который вдувает в него дух и среди прочего записывает его удел и срок его жизни. Согласно одному из комментариев, в вышеупомянутом айате речь идёт о знании Аллаха, а в хадисе — о том, что известно ангелу, записывающему минимальный срок жизни человека. Таким образом, речь может идти о том, что если человек не будет поддерживать связей с родственниками, то ему будет суждено прожить, скажем, шестьдесят лет, если же он будет делать это, то срок его жизни может быть продлён, например, до восьмидесяти лет. То же самое относится и к уделу человека, а Аллаху Всевышнему изначально известно, каков срок и удел каждого. Кроме того, в Коране сказано: «Стирает Аллах, что пожелает, и утверждает (, что пожелает,) и у Него — мать Книги[1502]» (“Гром”, 39).

[1502]

Имеется в виду либо Хранимая Скрижаль, либо знание Аллаха.

[1503]

Речь идёт о масле, запах которого изменился из-за долгого хранения.

[1504]

Имеется в виду, что они могут вернуть купленный или проданный товар или оставить его у себя.

[1505]

Иначе говоря, если продавец указывал на качества и имеющиеся недостатки товара, а покупатель — на условия и сроки оплаты.

[1506]

То есть в конце концов полученная прибыль обернётся убытками.

[1507]

Имеются в виду финики разных сортов.

[1508]

Речь идёт о распределении среди мусульман того, что досталось пророку, да благословит его Аллах и приветствует, после завоевания Хайбара.

[1509]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил заниматься этим как одной из разновидностей ростовщичества.

[1510]

То есть от процентов, под которые вы ссудили деньги.

[1511]

То есть торговать собаками и пускать кровь за деньги, чем в прошлом обычно занимались цирюльники.

[1512]

В доисламские времена женщины наносили себе татуировки, обозначая таким образом принадлежность к тому или иному племени.

[1513]

Имеются в виду изображения живых существ.

[1514]

Имеется в виду, что прибыль, полученная с помощью ростовщичества, благословенной не будет, а приведёт к потерям, что же касается отданного в качестве милостыни, то это не только приумножит богатство, но и обеспечит человеку награду.

[1515]

Имеется в виду ложная клятва продавца.

[1516]

Иначе говоря, то, что было заработано незаконным путём, в конце концов будет уничтожено и повлечёт за собой наказание.

[1517]

“Марйам”, 77 — 78.

[1518]

Имеются в виду супружеские ласки.

[1519]

Речь идёт о маленьких девочках.

[1520]

Здесь имеется в виду необходимость проявления мягкости к жене в сфере интимных отношений, чтобы иметь хороших детей.

[1521]

Cм. примечание к хадису № 672.

[1522]

Конкретно в данном случае имеется в виду верблюжья болезнь, вызывающая у животного неутолимую жажду.

[1523]

То есть у того, кто владел этими верблюдами совместно с Наввасом.

[1524]

В комментариях указывается, что последние слова Навваса некоторые улемы понимали по-другому: «…но он не поставил тебя в известность!»

[1525]

Смысл этих слов в том, что в конечном счёте всё зависит от воли Аллаха, а поэтому верблюд может заразить других животных лишь в том случае, если пожелает того Аллах.

[1526]

Имеется в виду оброк, взимаемый хозяином с раба, которому предоставлялась возможность зарабатывать на жизнь каким-нибудь ремеслом. Размер и периодичность таких выплат определялись по соглашению между хозяином и рабом.

[1527]

Имеются в виду изображения каких-то живых существ.

[1528]

Этим человеком был Хаббан бин Мункиз, да будет доволен им Аллах. Имам Ахмад сказал: «“Хиляба” — это такой обман, когда обманывают в том, в чём обычно люди друг друга не обманывают, например, когда что-нибудь стоимостью в один дирхем хотят продать за пять».

[1529]

Возможен переводлюди, посещающие рынки”.

[1530]

Например, прибившиеся к войску путники.

[1531]

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, удивляется тому, что наказанию подвергнутся как замышлявшие дурное, так и те, у кого дурных намерений не было.

[1532]

Абу-ль-Касим (отец аль-Касима) — кунья пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Такие прозвища давались и женщинам, например, Умм ‘Абдуллах (мать ‘Абдуллаха).

[1533]

То есть человека, кунья которого также была Абу-ль-Касим.

[1534]

Согласно мнению большинства улемов, этот запрет действовал только при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[1535]

Речь идёт о внуке пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сыне Фатимы аль-Хасане, да будет доволен Аллах ими обоими.

[1536]

Имеются в виду люди, выезжавшие за пределы города с целью скупки продуктов питания оптом у доставлявших их на вьючных животных крестьян и бедуинов.

[1537]

Имеются в виду крики спорщиков.

[1538]

См. “Сонмы”, 45.

[1539]

Под “неграмотными” здесь подразумеваются арабы.

[1540]

Так в тексте.

[1541]

Имеется в виду арабы, некогда исповедовавшие религию Ибрахима, мир ему, но впоследствии впавшие в многобожие.

[1542]

“‘Аджва” и “зайд” — названия сортов фиников.

[1543]

То есть кредиторам.

[1544]

Имеется в виду, что при купле-продаже продуктов питания необходимо использовать установленные меры объёма и веса, следуя велению Аллаха. См.: “Поэты”, 181.

[1545]

См. примечание к главе № 35 “Книги омовения”.

[1546]

Имеется в виду скупка необходимого людям в спекулятивных целях.

[1547]

То есть подвергали наказанию по велению пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[1548]

Речь идёт о тех людях, которые покупали финики, ячмень и другие продукты питания оптом, не отмеряя и не взвешивая их.

[1549]

Имеется в виду, что до того, как продавать купленную еду, он должен был определить точное её количество и доставить купленное в другое место.

[1550]

Имеются в виду такие случаи, когда один человек покупал у другого какие-нибудь продукты питания, например, за сто дирхемов, но не забирал купленный товар сразу, а оставлял его на время у продавца, а сам находил другого покупателя и продавал ему купленное уже дороже. Таким образом получалось, что он продавал свои сто дирхемов, например, за сто двадцать, что запрещается в исламе.

[1551]

Здесь имеется в виду, что нельзя стараться вынудить кого-либо отказаться от уже заключённой торговой сделки в ущерб тому, с кем он её заключил.

[1552]

То есть вмешиваться в переговоры на предмет заключения торговой сделки, предлагая более выгодные условия, или понуждать кого-либо уже после заключения сделки вернуть товар продавцу, чтобы продать свой собственный товар, и так далее.

[1553]

Другими словами, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не разрешал оседлым жителям становиться посредниками в торговых делах бедуинов, чтобы это не приводило к повышению цен, а посредники не обманывали своих клиентов.

[1554]

Имеются в виду такие случаи, когда какой-нибудь человек, на самом деле не желающий покупать товар, по сговору с продавцом начинает в присутствии покупателя предлагать за товар более высокую цену по сравнению с той, которую тот готов уплатить.

[1555]

Иначе говоря, с аукциона.

[1556]

Например, ещё не пойманной рыбы.

[1557]

Имеется в виду ещё не родившийся скот.

[1558]

Здесь речь идёт об уплате денег.

[1559]

Речь идёт о нанесении пятидесяти ударов.

[1560]

То есть не укоряя её и не называя во всеуслышание распутницей.

[1561]

Иначе говоря, пусть немедленно избавится от неё.

[1562]

Имеются в виду комиссионные за оказанные услуги.

[1563]

Речь идёт о запрете пророка, да благословит его Аллах и приветствует, встречать караваны с продовольствием за пределами города с целью скупки всего товара оптом и дальнейшей его перепродажи.

[1564]

См. примечание № 2 к 31-й главе.

[1565]

При этом количество несобранных фиников и винограда может определяться только приблизительно.

[1566]

Малик бин Аус, да будет доволен им Аллах, хотел получить вместо золотых динаров серебряные дирхемы.

[1567]

Название пастбища в двадцати километрах к северу от Медины.

[1568]

То есть с Тальхой, да будет доволен им Аллах.

[1569]

Подразумевается, что золото на золото, равно как и серебро на серебро при заключении сделки должны сразу же передаваться из рук в руки.

[1570]

Таким образом, в данном хадисе указывается на существование двух видов ростовщичества — “риба аль-фадль” (когда товары или драгоценные металлы одного вида обмениваются друг на друга не в равных количествах) и “риба ан-наси‘а” (когда что-либо даётся человеку в долг с условием, что через определённое время он вернёт больше, или же когда ему предоставляется отсрочка по выплате долга на таких же условиях). Как эти, так и все прочие виды ростовщичества, к числу которых относятся и любые банковские услуги, связанные с выплатой или взиманием процентов, являются запретными, а Аллах Всевышний сказал: «…Аллах разрешил торговлю, а ростовщичество запретил…» (“Корова”, 275).

[1571]

Единственное условие состоит в том, чтобы сразу же передать товар из рук в руки.

[1572]

Напомним, что динары и дирхемы это не только золотые и серебряные монеты, но и меры веса.

[1573]

То есть Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими.

[1574]

Имеется в виду, например, обмен золота на золото или серебра на серебро, когда участники сделки расплачиваются друг с другом не сразу, что является наихудшим видом ростовщичества. То же самое относится и к обмену одного вида валюты на другой, если расчёт производится не сразу.

[1575]

См. хадис № 976.

[1576]

Имеется в виду необходимость убедиться в том, что плоды не поражены какой-нибудь болезнью растений.

[1577]

Это разрешение распространялось на нуждающихся, у которых не было ни собственных пальм, ни денег, но были сушёные финики.

[1578]

См. примечание к хадису № 672.

[1579]

Иначе говоря, обосновывая этим свои требования вернуть деньги за проданные заранее финики полностью или частично.

[1580]

То есть того человека, который заранее заплатил владельцу деревьев за будущий урожай.

[1581]

Речь идёт об отборных финиках.

[1582]

“Мухакаля” — продажа зерна ещё несобранного урожая.

[1583]

См. название главы № 49.

[1584]

См. примечания к хадису № 233.

[1585]

См. хадис № 976. Все вышеупомянутые виды сделок широко практиковались в доисламской Аравии, что приводило к возникновению всевозможных конфликтов между людьми.

[1586]

Абу Суфйан был мужем Хинд.

[1587]

Слова Ибрахима, мир ему, имели двойной смысл, так как Сара, являвшаяся его женой, в то же время была его сестрой по вере.

[1588]

Имеется в виду, что царь либо лишился сознания, либо с ним случилось что-то вроде эпилептического припадка.

[1589]

Имеется в виду Хаджар (библейская Агарь), мать Исма‘ила, мир ему.

[1590]

То есть пророк ‘Иса, мир ему.

[1591]

Подразумевается, что он будет судить людей по шариату.

[1592]

Имеется в виду, что он запретит употреблять в пищу свинину.

[1593]

“Джизья” — подушный налог, который должны были выплачивать иудеи и христиане, жившие на землях мусульман. Слова об отмене джизьи являются указанием на то, что никакая иная религия, кроме ислама, от людей приниматься не будет.

[1594]

Имеется в виду, что не останется неимущих, которые нуждались бы в подаянии. В комментариях также указывается, что эти слова могут означать, что после того, как все люди станут жить по законам ислама, благосостояние их возрастёт настолько, что они перестанут стремиться к деньгам.

[1595]

Имеется в виду изображение любого существа, в котором есть дух.

[1596]

Имеется в виду человек, заключивший с кем-либо договор и поклявшийся Аллахом, что не нарушит его.

[1597]

То есть когда он прибыл туда сразу после переселения /хиджра/ из Мекки в 622 году.

[1598]

Здесь подразумевается предварительная оплата за финики, когда деньги получает тот, кто не владеет финиковыми пальмами, или выплата денег за ячмень тому, кто не владеет посевами, и так далее.

[1599]

То есть когда он прибыл туда сразу после переселения /хиджра/ из Мекки в 622 году.

[1600]

Аль-Мисвар — человек, который присутствовал при этом разговоре и которого Абу Рафи‘ попросил помочь ему продать свои дома.

[1601]

В то время один динар равнялся десяти дирхемам. Таким образом, Са‘д предложил Абу Рафи‘у, да будет доволен Аллах ими обоими, на

Скачать:TXTPDF

Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать бесплатно, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать онлайн