Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов)

религии, и т.д.

[1692]

Расточать имущество” — значит расходовать его на достижение таких мирских и религиозных целей, стремление к осуществлению которых непозволительно, и отказываться от его сбережения, когда такая возможность имеется.

[1693]

См. хадис № 1301.

[1694]

То есть не отдавайте мне предпочтение перед Мусой только для того, чтобы принизить его.

[1695]

Имеются в виду те, кто не будет поражён. См.: “Толпы”, 68.

[1696]

См. хадис № 1036.

[1697]

То есть поклянись в том, что ты говоришь правду.

[1698]

Семейство ‘Имрана”, 77.

[1699]

То есть объявляй о находке, но не называй её признаков.

[1700]

То есть после того как они благополучно пройдут по Сирату над пламенем ада.

[1701]

Имеется в виду та часть Сирата, которая непосредственно прилегает к раю.

[1702]

Имеется в виду, что там они примирятся друг с другом, чтобы войти в рай чистыми.

[1703]

“Худ”, 18.

[1704]

Здесь речь идёт о приближении не в буквальном, а в переносном смысле. Иными словами, он будет почтён или же возвышен.

[1705]

То есть скрыл их от людей.

[1706]

“Худ”, 18.

[1707]

То есть удерживая его от притеснения других, что и станет для него помощью.

[1708]

Иначе говоря, при жизни, когда можно так или иначе загладить свою вину перед другим человеком.

[1709]

То есть в День воскресения.

[1710]

Корова”, 204.

[1711]

Ас-Сан‘аи объясняет смысл этого хадиса следующим образом: «Это значит, что Аллах ненавидит заядлого спорщика, который пытается во что бы то ни стало убедить в чём-то другого человека, поскольку суть спора состоит в том, что ты стараешься доказать несостоятельность слов другого, чтобы обнаружить их недостатки, желая при этом только унизить утверждающего нечто иное и подчеркнуть своё превосходство перед ним».

[1712]

Иначе говоря, добивается того, на что не имеет законного права.

[1713]

Таким образом, в подобных обстоятельствах пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предлагает мусульманам обращаться к своей совести и принимать решение самостоятельно с учётом сказанного им и того, что им лучше других людей известно, правду они говорят или лгут.

[1714]

То есть направляешь нас к людям из различных племён для обращения к ним с исламским призывом.

[1715]

Имеются в виду такие случаи, когда люди, живущие рядом с общей дорогой, хотят что-нибудь построить на земле, в связи с чем возникают какие-то конфликты.

[1716]

Иначе говоря, другая жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[1717]

Таким образом, это было одним из чудес пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[1718]

Аш‘ариты — йеменское племя.

[1719]

Имеется в виду, что эти верблюды и овцы были частью военной добычи.

[1720]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был недоволен тем, что люди принялись резать животных и готовить себе еду до раздела военной добычи.

[1721]

То есть стреляйте в него.

[1722]

Речь идёт об острых краях расщеплённого тростника.

[1723]

Имеется в виду, что ими невозможно зарезать животное должным образом.

[1724]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел сказать, что эфиопы являются неверными, и мусульманам не следует подражать им.

[1725]

Имеется в виду всё запретное.

[1726]

Под “пекущимся о нерушимости границ Аллаха” подразумевается человек, выражающий своё порицание таким действиям, которые были запрещены Аллахом Всевышним, и прилагающий все усилия для того, чтобы не допустить или устранить подобное.

[1727]

См. примечание к главе № 8 “Книги призыва на молитву”.

[1728]

Имеются в виду расположившиеся на палубе.

[1729]

Речь идёт о разместившихся в трюме.

[1730]

Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер, ‘Абдуллаху бин Хишаму, да будет доволен им Аллах, было шесть лет.

[1731]

Имеется в виду клятва на верность исламу.

[1732]

То есть позволь и нам покупать еду вместе с тобой.

[1733]

Имеются в виду те случаи, когда человек, выдвигающий против кого-либо какое-нибудь обвинение или предъявляющий ему имущественные претензии, не располагает убедительными доказательствами своей правоты и не может привести свидетелей. В подобных обстоятельствах считается, что клятва обвиняемого или ответчика является достаточным основанием для закрытия судебного дела.

[1734]

Имеется в виду человек, исповедующий ислам.

[1735]

То есть за освобождение каких рабов человеку уготована наибольшая награда?

[1736]

Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, хочет узнать, за какие дела человеку уготована наибольшая награда.

[1737]

То есть а если я не смогу принять участие в джихаде и не имею возможности освобождать рабов?

[1738]

См. хадис № 1078, где говорится об условиях освобождения рабов в подобных случаях.

[1739]

Имеются в виду всевозможные дурные мысли и побуждения, зарождающиеся в сердцах людей.

[1740]

Имеется в виду, что Хаким, да будет доволен им Аллах, раздал нуждающимся животных на определённый срок, чтобы они использовали их в своих целях, например, для совершения хаджжа.

[1741]

См. примечание к хадису № 689.

[1742]

Причиной нападения послужило то, что вождь этого племени аль-Харис бин Абу Дирар готовился к набегу на Медину вместе с некоторыми другими арабскими племенами.

[1743]

Впоследствии Джувайрийа бинт аль-Харис, да будет доволен ею Аллах, стала женой пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[1744]

Арабское слово “рабб” означает и “Господь”, и “хозяин”.

[1745]

“Фатайа”, “гулями” — мой слуга; “фатати” — моя служанка.

[1746]

Речь идёт о письменном соглашении, определявшем размер выкупа, а также срок и условия уплаты. С момента заключения подобного договора хозяин утрачивал часть прав на раба, а рабыня приравнивалась к посторонней для хозяина женщине.

[1747]

После освобождения вольноотпущенник /мауля/ продолжал оставаться в определённой зависимости от своих бывших хозяев или их наследников: на нём лежала моральная обязанность помогать или защищать их, он должен был просить разрешение на заключение брака, а если прямых наследников у него не было, то его имущество переходило к бывшим хозяевам.

[1748]

Иначе говоря, о кости, на которой есть немного мяса. Этот хадис можно перевести и по-другому, если исходить из того, что речь в нём идёт не о той соседке, которая делает подарок, а о той, которая этот подарок получает. В этом случае слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, следует понимать так: «О женщины-мусульманки, пусть ни одна соседка ни в коем случае не пренебрегает (подарком другой), даже если (речь идёт об) овечьем копыте». Это значит: пусть не считает это слишком незначительным и не забудет выразить ей за это благодарность.

[1749]

Здесь имеется в виду, что в домах жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в течение этого времени не готовили горячую пищу.

[1750]

См. хадисы под №№ 1116, 1117.

[1751]

В тексте “зира‘ ау кура‘” — переднюю или заднюю ногу.

[1752]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, одинаково справедливо относился ко всем своим жёнам, да будет доволен ими Аллах, и ни в чём не ущемлял их законные права, но больше всех любил ‘Аишу, что вызывало ревность других.

[1753]

Ибн Абу Кухафа — кунья Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.

[1754]

То есть она столь же благородна и хорошо воспитана, как и её отец.

[1755]

‘Амра бинт Раваха — мать ан-Ну‘мана бин Башира, да будет доволен ими Аллах.

[1756]

Здесь возможен перевод: «…а (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) посмотрел на него и спросил: “Доволен ли Махрама?”»

[1757]

Имеется в виду не чисто шёлковая ткань.

[1758]

То есть своей жене Фатиме и родственницам.

[1759]

Мать Асмы, да будет доволен ею Аллах, приехала к ней в Медину из Мекки после заключения договора мусульман с курайшитами в Худайбийe в 628 году.

[1760]

То есть хочет получить что-то из принадлежащего мне и просит меня об этом или же хочет, чтобы я проявляла по отношению к ней должное почтение.

[1761]

“‘Умра” — такая форма дарения, когда один человек предоставляет другому что-либо в пожизненное владение, если же получивший такой подарок умирает, то подаренное возвращается дарителю по его требованию. “‘Умра”, получившая распространение в доисламские времена в таком виде, была отменена пророком, да благословит его Аллах и приветствует, если только условие о возвращении не оговаривается при дарении. “Рукба” — такая форма дарения, когда, например, один человек говорит другому: «Я отдаю тебе дом в пожизненное владение, и если я умру первым, то он останется тебе, если же ты умрёшь первым, то он снова будет принадлежать мне».

[1762]

Имеются в виду такие люди, которые будут готовы свидетельствовать о чём угодно ради своих корыстных интересов.

[1763]

В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул также и о лжесвидетельстве.

[1764]

Людям стало жалко пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который пришёл в сильное волнение, произнося эти слова.

[1765]

Здесь подразумевается забвение на очень короткое время.

[1766]

Речь идёт о добровольной молитве.

[1767]

Имеется в виду специальный паланкин для женщин, укреплявшийся на спине верблюда.

[1768]

В то время ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, ещё не исполнилось пятнадцати лет.

[1769]

Корова”, 156.

[1770]

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, имеет в виду, что тяжкий грех совершил каждый, кто клеветал на неё, обвиняя её в супружеской измене.

[1771]

Здесь имеется в виду распространение клеветы.

[1772]

Название места в Медине.

[1773]

Имеется в виду откровение свыше относительно невиновности ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, и того, как следует поступить в данном случае.

[1774]

То есть с ‘Аишей, да будет доволен ею Аллах.

[1775]

Имеется в виду Сафван, да будет доволен им Аллах.

[1776]

То есть родители ‘Аиши, да будет доволен ими Аллах.

[1777]

Иначе говоря, сказал: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха».

[1778]

“Йусуф”, 18.

[1779]

См.: “Свет”, 11 — 26.

[1780]

Свет”, 22.

[1781]

Зайнаб бинт Джахш, да будет доволен ею Аллах, была одной из жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[1782]

‘Аиша хочет сказать, что Аллах наделил Зайнаб, да будет доволен Аллах ими обоими, благочестием, которое не позволило ей взять на душу грех и оклеветать её.

[1783]

То есть ты причинил вред своему брату, так как в результате твоих восхвалений он может впасть в грех самолюбования.

[1784]

Имеются в виду такие попытки примирения, когда для достижения его человек прибегает ко лжи с благими намерениями.

[1785]

См. примечание к хадису № 588.

[1786]

Подразумевалось, что пророка, да благословит его Аллах и приветствует, будут сопровождать его сподвижники.

[1787]

Имеется в виду пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

[1788]

Джа‘фар был родным братом ‘Али, да будет доволен Аллах ими обоими.

[1789]

В своё время дядя пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Хамза и Зайд побратались друг с другом, и поэтому Зайд называл девочку дочерью своего брата.

[1790]

Смысл сказанного пророком, да благословит его Аллах и приветствует, обратившегося к ним с этими словами, состоял в том, чтобы напомнить им, что все они близки к нему, и тем самым не допустить углубления конфликта между ними.

[1791]

“Сайид” — господин; благородный.

[1792]

В данном случае под словом “сын” следует пониматьпотомок”, так как аль-Хасан являлся внуком пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[1793]

После убийства ‘Али, да будет доволен им Аллах, в 661 году его сын аль-Хасан, да будет доволен им Аллах, был провозглашён халифом в Ираке, однако примерно полгода спустя он заключил соглашение с Му‘авийей Ибн Абу Суфйаном, претендовавшим на власть, и отрёкся от престола, что привело к прекращению вооружённого конфликта между мусульманами и установлению мира в халифате.

[1794]

См. примечание к хадису № 933.

[1795]

Иначе говоря, речь идёт о точном соблюдении дополнительных условий брачного договора, которые ставит жениху невеста или её опекун, когда, например, жених обязуется в течение определённого срока после заключения брака приобрести новый дом или не увозить жену в другой город и т.д.

[1796]

То

Скачать:TXTPDF

Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать бесплатно, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать онлайн