Скачать:TXTPDF
Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов)

есть людей, знающих установления ислама лучше меня.

[1797]

Унайс — уменьшительно-ласкательное от Анас. Имеется в виду Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах.

[1798]

Здесь имеется в виду земля и финиковые пальмы.

[1799]

То есть кроме иудеев.

[1800]

Абу-ль-Хукайк — глава иудеев Хайбара из племени бану надир.

[1801]

В этом хадисе речь идёт о событиях, относящихся к 628 году. В то время Халид бин аль-Валид, да будет доволен им Аллах, был ещё многобожником и неоднократно сражался с мусульманами, командуя войсками курайшитов в битве при Ухуде, в битве у рва и прочих сражениях, однако уже в 629 году он принял ислам и впоследствии стал одним из самых выдающихся мусульманских полководцев, получив почётное прозвище “меч Аллаха” /сайфу-Ллах/. Халид бин аль-Валид умер после 640 года.

[1802]

Касва — кличка верблюдицы пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[1803]

То есть Аллах Всевышний. Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывают на события, имевшие место в год его рождения, который впоследствии получил название “год слона” (570 год н.э.), когда эфиопский военачальник и наместник Йемена Абраха двинул свои войска к Мекке с целью овладения городом и разрушения Каабы. В армии Абрахи был боевой слон, который при виде Мекки остановился и больше не двинулся с места, после чего эфиопы по воле Аллаха были уничтожены птицами /абабиль/, закидавшими их кусками обожжённой глины. Об этом упоминается в 105-й суре Корана “Слон”.

[1804]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что он согласится на все приемлемые для него условия курайшитов для того, чтобы избежать вооружённого столкновения на территории харама Мекки.

[1805]

Вождь племени хуза‘а.

[1806]

Возможен перевод: со своими жёнами и детьми. В любом случае это означает, что они намеревались остаться там надолго.

[1807]

Имеются в виду другие арабские племена, которые к тому времени ещё не приняли ислам и с которыми воевали мусульмане.

[1808]

То есть от Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

[1809]

Это значит, что ‘Урва желал подчеркнуть свою любовь и близость к ним и дать им добрый совет.

[1810]

См. примечание к хадису № 420.

[1811]

Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, оскорбил религиозные чувства ‘Урвы.

[1812]

В комментариях к этому хадису сообщается, что в своё время аль-Мугира бин Шу‘ба вместе с тринадцатью людьми из племени сакиф отправился к правителю Египта, который хорошо принял их и щедро одарил всех, кроме аль-Мугиры, что вызвало его зависть. На обратном пути он убил своих спутников и забрал всё, что у них было, после чего ‘Урва бин Мас‘уд неоднократно приезжал к дяде аль-Мугиры, требуя выкуп за кровь, чтобы не допустить начала военных действий между племенами.

[1813]

Смысл этих слов состоял либо в том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отказался принять предложенные ему аль-Мугирой ценности, добытые с помощью вероломного убийства, либо в том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел оставить их у него для того, чтобы аль-Мугира выплатил виру за кровь убитых их родственникам в том случае, если бы они приняли ислам.

[1814]

Люди делали это в надежде получить благословение.

[1815]

Имеются в виду, соответственно, император Византии, царь Ирана и император Эфиопии.

[1816]

Речь идёт о верблюдах, предназначенных для жертвоприношений.

[1817]

Это было сделано для того, чтобы показать ему, что мусульмане не имеют никаких иных намерений, кроме совершения умры.

[1818]

Сухайль бин ‘Амр — один из курайшитов.

[1819]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что теперь можно будет заключить перемирие с курайшитами.

[1820]

“Ар-Рахман” (Милостивый) — одно из имён Аллаха Всевышнего.

[1821]

Аз-Зухри — один из передатчиков этого хадиса.

[1822]

То есть мы не позволим вам совершить умру в этом году.

[1823]

Сын Сухайля бин ‘Амра, который вёл переговоры о перемирии с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Джандаль бин Сухайль бин ‘Амр, да будет доволен им Аллах, принял ислам, за что подвергся преследованиям со стороны курайшитов, которые не позволяли ему перебраться в Медину и держали его в Мекке в заточении, подвергая пыткам. Впоследствии Абу Джандаль погиб в одном из сражений за веру, а незадолго до этого мученическую смерть принял его брат ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими.

[1824]

Имеются в виду их неверующие мужья.

[1825]

То есть возвращайте их неверующим мужьям то, что они потратили на брачные подарки /махр/.

[1826]

Имеются в виду всё те же брачные подарки.

[1827]

“Испытуемая”, 10.

[1828]

То есть если ты не спасёшь меня от этого человека, то он убьёт и меня.

[1829]

Речь идёт о людях, сопровождавших караван.

[1830]

Имеются в виду курайшиты.

[1831]

Иначе говоря, в Худайбийе.

[1832]

Или: о которых вы не знали, что они уверовали.

[1833]

Имеется в виду, что многобожники стали бы позорить мусульман, говоря, что они погубили своих единоверцев.

[1834]

То есть если бы неверные находились отдельно от верующих.

[1835]

“Хамийа” — это слово означает также “надменность” или “презрение”.

[1836]

Победа”, 24 — 26.

[1837]

Или: запомнит их.

[1838]

Конкретно речь идёт о трёх земельных наделах в оазисах Фадак и Хайбар, а также в Вади аль-Кура, доходы с которых по завещанию пророка, да благословит его Аллах и приветствует, предназначались для оказания помощи путникам. Таким образом, это имущество было завещано пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в качестве вакфа.

[1839]

То есть завещал людям неуклонно следовать установлениям Корана.

[1840]

См. хадис № 680 и примечание к нему.

[1841]

То есть за какое подаяние полагается наибольшая награда Аллаха?

[1842]

Иначе говоря, не откладывай этого до наступления своего смертного часа.

[1843]

Это значит: не доводи дело до того, чтобы незадолго до смерти раздавать то, что по шариату уже должно принадлежать твоим наследникам, пытаясь напоследок совершить как можно больше добрых дел.

[1844]

“Поэты”, 214.

[1845]

То есть освободите самих себя.

[1846]

Бану ‘абд манаф — один из курайшитских родов.

[1847]

‘Аббас бин ‘Абд аль-Мутталиб — дядя пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[1848]

Таким образом, каждый сам должен стараться защитить себя от наказания Аллаха с помощью повиновения Ему и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и совершения добрых дел, и никто другой не может помочь ему в этом.

[1849]

“Женщины”, 10.

[1850]

Имеется в виду не конкретный человек, а люди вообще, убивать которых можно только в известных случаях, на что имеются соответствующие указания в шариате.

[1851]

Другими словами, бегство с поля боя.

[1852]

Имеется в виду осада дома халифа ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, в мае-июне 656 года, предпринятая мятежными египтянами. Осада закончилась взятием дома штурмом и убийством ‘Усмана.

[1853]

Здесь имеется в виду не копание как таковое, а покупка колодца с целью обращения его в общественную собственность.

[1854]

После переселения в Медину, страдавшую от нехватки питьевой воды, мухаджиров, многие из которых не имели необходимых средств для жизни, у них помимо всего прочего возникли ещё и трудности с водой. Колодец Рума принадлежал одному человеку из племени бану гифар, который продавал бурдюк воды за один са‘ продуктов. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предложил ему пожертвовать этот колодец в пользу общины, пообещав в обмен на это один из райских источников, но этот человек сказал, что у него нет других источников дохода. Тогда ‘Усман, да будет доволен им Аллах, услышавший об этом, купил этот колодец за тридцать пять тысяч дирхемов, после чего каждый мог пользоваться им бесплатно.

[1855]

Имеется в виду предпринятый пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в октябре 630 г. поход на Табук.

[1856]

Трапеза”, 106 — 108.

[1857]

Имеются в виду свидетели.

[1858]

То есть мы не принесём лжесвидетельства ни за какие земные блага.

[1859]

Трапеза”, 106 — 108.

[1860]

Имеется в виду дело, за которое полагается такая же награда, как и за джихад.

[1861]

Слова “не разговляясь” здесь не следует понимать как “не принимая пищи”. Имеется в виду ежедневный и постоянный пост.

[1862]

Подразумевается, что для получения такой же награды, которую получит участник боевых действий, надо будет молиться и поститься вплоть до его возвращения.

[1863]

Иначе говоря, указать на то, в обмен на что вы получите спасение.

[1864]

Имеется в виду человек, уединяющийся от людей.

[1865]

В данном случае подразумевается поклонение Аллаху.

[1866]

Здесь речь идёт о периодах всевозможных смут и волнений, так как в другом хадисе, приводимом аль-Бухари в “Аль-адаб аль-муфрад”, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующий, который поддерживает общение с людьми и (терпеливо) переносит их обиды, лучше такого (верующего), который не общается с ними и не переносит их обид».

[1867]

То есть известно о том, кто борется, храня искренние намерения и преследуя правильные цели.

[1868]

Иначе говоря, в его наилучшем месте.

[1869]

То есть из Фирдауса.

[1870]

Здесь имеется в виду джихад.

[1871]

То есть посмотрела бы на них с неба.

[1872]

Имеется в виду брат матери.

[1873]

Иначе говоря, Джибрил сообщил пророку, да благословит его Аллах и приветствует, что его сподвижники были перебиты многобожниками.

[1874]

См. хадис № 1634.

[1875]

“Сонмы”, 23.

[1876]

Это выражение можно перевести также как “которые уже умерли”. Речь идёт о тех, кто в день битвы при Бадре поклялся победить или умереть.

[1877]

Имеются в виду те, кто ожидает конца своих дней, продолжая сражаться и надеясь пасть в войне за веру и оказаться в раю.

[1878]

То есть в отличие от лицемеров, не отступившись от того, что они пообещали Аллаху.

[1879]

Здесь имеется в виду бегство мусульман с поля боя, причиной чего послужили действия пятидесяти лучников, которых пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поставил на горе ‘Айнайн для защиты от кавалерии мекканцев, велев им ни в коем случае не покидать своих позиций, и которые в большинстве своём не выполнили этого приказа. В результате мусульмане остались без прикрытия и потерпели поражение.

[1880]

Имеется в виду благоухание рая.

[1881]

То есть уже после боя.

[1882]

Речь идёт о сестре Анаса бин ан-Надра, да будет доволен им Аллах, погибшего в битве при Ухуде.

[1883]

Имеются в виду особо отмеченные Аллахом за их искренность и близкие к Нему люди.

[1884]

Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, (ок.615 — ок. 665) был писцом пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и составителем письменного текста Корана в период правления Абу Бакра, да будет доволен им Аллах. При ‘Усмане Зайду и троим другим людям, да будет доволен всеми ими Аллах, было поручено составить официальный письменный текст Корана, который используется и по сей день.

[1885]

“Сонмы”, 23.

[1886]

Имеется в виду, что на этом человеке были железные доспехи.

[1887]

Это было сказано до запрещения громко причитать по покойным.

[1888]

Иначе говоря, лучшее место в раю.

[1889]

Во время битвы у рва иудейское племя бану курайза сначала выступило как союзник мусульман, но в ходе сражений иудеев удалось склонить к нарушению союзнического договора, за что они и были наказаны впоследствии.

[1890]

То есть останется доволен ими.

[1891]

Имеется в виду мусульманин.

[1892]

Подразумевается, что этот человек также примет ислам.

[1893]

Речь идёт о том, что, когда этот человек был многобожником, он убил Ибн Каукаля, да будет доволен им Аллах, который был мусульманином.

[1894]

В тексте “вабр” — даман; жиряк (lapin hyrax). Имеется в виду небольшое животное размером с кролика.

[1895]

Иначе говоря, ввёл его в рай как шахида, погибшего во время джихада.

[1896]

То есть Аллах не дал ему

Скачать:TXTPDF

Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать бесплатно, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать онлайн