Скачать:TXTPDF
Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов)

числе и дядя пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Хамза, да будет доволен им Аллах.

[2125]

То есть от арабов.

[2126]

В комментариях нет ясных указаний на то, какая ‘Акаба имеется в виду. Здесь скорее всего речь идёт не о той ‘Акабе, которая находится рядом с Меккой, а о месте с таким же названием, расположенном рядом с Таифом, куда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в 620 году с целью призыва людей к исламу и в поисках поддержки.

[2127]

Ибн ‘Абд Йаляйль бин ‘Абд Куляль — один из вождей племени сакиф, обитавшего в Таифе и его окрестностях.

[2128]

Ответ Ибн ‘Абд Йаляйля был не только отрицательным, но и издевательским.

[2129]

Карн ас-Са‘алиб — гора, находящаяся между Меккой и Таифом на расстоянии суток пути от Мекки. Это место, именуемое также Карн аль-Маназиль, является микатом для жителей Неджда.

[2130]

“Ахшабейн” — двойственное число от “ахшаб” (большая гора). Речь идёт о находящихся в Мекке горах Абу Кубайс и Ку‘айка‘ан.

[2131]

Имеется в виду, что Джибрил находился от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на расстоянии, равном двойной длине лука.

[2132]

То есть Аллах ниспослал пророку, да благословит его Аллах и приветствует, через Джибрила из Корана то, что Ему было угодно.

[2133]

Звезда”, 9 — 10.

[2134]

Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, видел величайшее из знамений Аллаха в ночь вознесения /ми‘радж/.

[2135]

Звезда”, 18.

[2136]

Земной поклон”, 23. Здесь имеется в виду либо встреча Мусы с Аллахом, либо встреча пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, с Мусой, мир ему.

[2137]

То есть между обитателями рая.

[2138]

В тексте хадиса сказано: «Абу-ль-Йаман сказал: “Это значит дерево (алоэ)”».

[2139]

Имеется в виду, что все эти люди войдут в рай одновременно.

[2140]

Джубба — верхняя мужская одежда.

[2141]

Иначе говоря, он не сможет выехать за пределы тени этого дерева.

[2142]

Воскресение”, 30.

[2143]

То есть лучше всего этого мира.

[2144]

Имеется в виду, что в зависимости от своих дел в этом мире, в мире вечном люди получат разные награды и займут разное положение.

[2145]

Имеются в виду те люди, которые поселятся в верхних пределах рая.

[2146]

Имеется в виду весь огонь мира этого.

[2147]

То есть для того, чтобы наказать неверных и ослушников, будет вполне достаточно и земного огня.

[2148]

Название колодца, находившегося в Медине.

[2149]

То есть пальмы, растущие около этого колодца.

[2150]

Речь о вещах, использованных для колдовства и брошенных в колодец.

[2151]

Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не стал доставать эти вещи из колодца, чтобы люди не увидели их и не стали заниматься колдовством сами.

[2152]

См. хадис № 528.

[2153]

То есть говоря “С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/”.

[2154]

То есть разве я лишился разума, чтобы просить у Аллаха защиты? Этот человек только недавно принял ислам и поэтому считал, что с такими мольбами следует обращаться только в том случае, когда кто-либо лишается разума.

[2155]

То есть издаёт этот звук, зевая.

[2156]

Здесь речь может идти и о сновидениях, и о том, что видит бодрствующий человек.

[2157]

Или же бессвязное, путаное.

[2158]

Здесь подразумевается крайне малое выделение слюны.

[2159]

Или на носу.

[2160]

На земле.

[2161]

Корова”, 164; “Лукман”, 10.

[2162]

Имеются в виду змеи с короткими или изувеченными хвостами.

[2163]

Подразумеваются те из них, которые не уделяют должного внимания делам религии, занимаясь только своими верблюдами.

[2164]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что йеменцы отличаются силой веры и с готовностью принимают ислам.

[2165]

Возможно, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, надеялся, что, услышав слова мольбы верующего, ангел произнесёт слово “Амин” и попросит для него прощения у Аллаха.

[2166]

Верблюжье мясо и молоко запретны для иудеев, а баранину и овечье молоко им употреблять в пищу разрешается, что и заставило пророка, да благословит его Аллах и приветствует, высказать такое предположение.

[2167]

Позднее пророку, да благословит его Аллах и приветствует, было ниспослано откровение, в котором сообщалось, что эти люди были превращены в свиней и обезьян. См.: “Трапеза”, 60.

[2168]

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, хочет сказать, что он узнал об этом не из Торы, а именно от пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[2169]

Доктор Мухаммад ас-Самахи, являющийся заведующим кафедры хадисов в Университете аль-Азхар, написал статью, в которой рассматриваются медицинские аспекты данного хадиса. В этой статье отмечается, что относительно недавно микробиологами было доказано, что в брюшной полости мухи имеются продольные дрожжевые клетки, паразитирующие внутри её тела. Для того чтобы эти клетки могли поддерживать своё существование, они должны выступать из тела мухи наружу через её дыхательные органы. Когда муху погружают в жидкость, эти клетки разрываются, а их содержимое нейтрализует собой действие болезнетворных микробов, находящихся на теле насекомого.

[2170]

Подразумевается, что этот процесс продолжался до возникновения ислама.

[2171]

‘Абдуллах бин Салям, да будет доволен им Аллах, был иудеем.

[2172]

Имеется в виду День воскресения.

[2173]

То есть если он испытывает оргазм первым.

[2174]

Здесь имеется в виду, что Аллах велел иудеям употреблять в пищу мясо только в свежем виде, но они не выполнили этого веления и стали запасаться им.

[2175]

В данном случае речь идёт о том, что Хавва (Ева) соблазнила Адама на то, чтобы он сорвал плоды запретного древа, тем самым предав его.

[2176]

Пещера”, 94.

[2177]

Буквально — “двурогий”, однако, поскольку слово “карн” означает не только “рог”, но имеет и иные значения, это словосочетание можно перевести и по-другому. “Зу-ль-карнайн” часто ошибочно отождествлялся с Александром Македонским; высказывались и другие предположения относительно личности этого человека.

[2178]

Одна из жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[2179]

В первую очередь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду прелюбодеяния.

[2180]

См.: “Хаджж”, 2.

[2181]

“Пчёлы”, 120.

[2182]

Речь идёт о месте сбора /махшар/ всех людей в День воскресения.

[2183]

“Пророки”, 104.

[2184]

Иначе говоря, в сторону ада.

[2185]

Здесь скорее всего имеются в виду те люди, которые после смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, стали вероотступниками, из-за чего с ними сражался Абу Бакр, да будет доволен им Аллах. Эти вероотступники так и умерли в своём неверии.

[2186]

То есть праведный раб Аллаха ‘Иса, мир ему.

[2187]

Трапеза”, 117 — 118.

[2188]

Ибрахим, да благословит его Аллах и приветствует, имеет в виду, что наихудшим позором для него станет удаление его отца от милости Аллаха, иначе говоря, проклятие и осуждение на вечные муки.

[2189]

Таким образом, отец Ибрахима, да благословит его Аллах и приветствует, будет превращён в гиену и ввергнут в ад за своё неверие. Заступничества его сына-пророка окажется недостаточно, чтобы Аллах простил его, и Ибрахим, мир ему, отречётся от него.

[2190]

Имеются в виду, соответственно, Йа‘куб (Иаков), Исхак (Исаак) и Ибрахим (Авраам), мир им. См. хадис № 286.

[2191]

То есть в доисламскую эпоху.

[2192]

Другими словами, если эти люди поймут эти установления и будут следовать им на практике.

[2193]

Иначе говоря, во сне.

[2194]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду самого себя.

[2195]

“Би-ль-каддум”: в комментариях указывается, что слово “каддум” можно понимать и как название места. В этом случае перевод должен быть таким: «Ибрахим, мир ему, совершил обрезание в возрасте восьмидесяти лет в аль-Каддуме».

[2196]

Здесь имеется в виду, что Ибрахим, мир ему, говорил то, что представлялось людям ложью, на самом же деле его слова просто имели иной смысл, которого они не понимали.

[2197]

См.: “Выстроившиеся в ряды”, 89.

[2198]

См.: “Пророки”, 63. В первом случае Ибрахим, да благословит его Аллах и приветствует, отказывается от приглашения идолопоклонников принять участие в их празднике, ссылаясь на болезнь, хотя болен он не был. Оставшись один, он разбил их идолов, когда же они вернулись и стали спрашивать, кто это сделал, Ибрахим, мир ему, издеваясь над ними, указал на главного идола, которого он оставил невредимым.

[2199]

См. хадис № 992.

[2200]

Имеется в виду, что царь либо лишился сознания, либо с ним случилось что-то вроде эпилептического припадка.

[2201]

То есть попроси Аллаха, чтобы этот припадок прошёл.

[2202]

Хаджар (библейская Агарь) — мать Исма‘ила, мир ему.

[2203]

Имеется в виду, что Ибрахим, да благословит его Аллах и приветствует, сделал знак рукой, не прерывая молитвы.

[2204]

Имеется в виду Хаджар.

[2205]

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, имеет в виду либо отношение арабов к Замзаму, чудесное возникновение которого связано с Хаджар и прародителем арабов Исма‘илом, мир ему, либо то, что бедуины перегоняли свой скот по пустыням в поисках тех мест, где выпадали дожди.

[2206]

Конкретно речь идёт о ящерицах вида гекко (“самм абрас” или же “вазаг”).

[2207]

Имеется в виду, что, когда Ибрахим, мир ему, был брошен в огонь, все животные старались погасить его, кроме этой ящерицы, которая его раздувала.

[2208]

Сара сама подарила Хаджар Ибрахиму, да благословит его Аллах и приветствует, но когда Хаджар забеременела, Сара стала ревновать и поклялась, что отрежет три части её тела. Тогда Хаджар убежала от неё, надев пояс, концы которого волочились по земле, заметая её следы.

[2209]

То есть на том месте, где впоследствии была построена Мекка.

[2210]

“Ибрахим”, 37.

[2211]

В тексте хадиса ас-Сафа названа горой, но на самом деле ас-Сафа и аль-Марва являются двумя холмами, расположенными в непосредственной близости от Каабы.

[2212]

Иначе говоря, она металась между холмами, трижды поднявшись на вершину одного из них и четырежды — на вершину другого.

[2213]

Имеется в виду ритуальный бег /са‘й/ паломников между холмами ас-Сафа и аль-Марва во время совершения хаджжа или умры.

[2214]

Подразумевается, что это было в период дождей.

[2215]

Название места в верхней части Мекки.

[2216]

Имеется в виду, что она кружила над одним местом, всё время возвращаясь к воде и не улетая оттуда.

[2217]

Иначе говоря, согласились с этим.

[2218]

То есть Исма‘ил, мир ему.

[2219]

Имеется в виду, что он отправился на охоту.

[2220]

То есть Каабы.

[2221]

См. примечание к хадису № 250.

[2222]

Корова”, 127.

[2223]

Имеется в виду Кааба и прилегающая к ней территория.

[2224]

То есть мечеть в Иерусалиме.

[2225]

Имеется в виду своевременное совершение молитвы.

[2226]

Здесь под словами “благослови /cалли/” и “пошли благословения /барик/” подразумеваются разные вещи. “Благослови” означает: отзовись о нём с похвалой среди ангелов, что же касается слов “пошли благословения”, то в них вкладывается иной смысл: продолжай возвышать его и оказывать ему честь.

[2227]

То есть для своих внуков.

[2228]

Имеется в виду Ибрахим, мир ему.

[2229]

Речь идёт о совершенстве с точки зрения милости и пользы.

[2230]

“Аль-Хиджр”, 51.

[2231]

Корова”, 260.

[2232]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел сказать, что он имел бы больше прав на сомнение, чем Ибрахим, мир ему, видевший воочию, как Аллах оживляет мёртвых, в том случае, если бы пророки, мир им, испытывали какие-нибудь сомнения, чего на самом деле не было.

[2233]

Корова”, 260.

[2234]

Это выражение есть в Коране, где сказано: «Лут сказал: “Если бы имел я (против) вас силу или (мог опереться) на прочную основу!”» (“Худ”, 80).

[2235]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имеет в виду, что он ответил бы на предложение выйти на волю и не стал бы настаивать на признании своей невиновности. Таким образом, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воздал хвалу терпению Йусуфа, мир ему.

[2236]

“Марйам”, 54.

[2237]

То есть я поддерживаю стрелков одной из двух соревновавшихся в стрельбе групп.

[2238]

“Худ”, 61.

[2239]

Некогда этим колодцем пользовались люди народа самуд, которые были истреблены Аллахом за

Скачать:TXTPDF

Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать бесплатно, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать онлайн