о самом раннем периоде существования ислама.
[2362]
‘Умар пожалел о том, что не принял извинений Абу Бакра, да будет доволен Аллах ими обоими.
[2363]
Поход на Зат ас-Салясиль состоялся осенью 629 г.
[2364]
То есть Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.
[2365]
Абу Муса, да будет доволен им Аллах, назвал имя своего брата.
[2366]
“Сиддик” — почётное прозвище Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.
[2367]
‘Умар бин аль-Хаттаб был убит в 644, а ‘Усман бин ‘Аффан, да будет доволен Аллах ими обоими, — в 656 г.
[2368]
То есть ‘Умара, да будет доволен им Аллах.
[2369]
Здесь имеются в виду пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакр, да будет доволен им Аллах.
[2370]
Здесь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращается к ‘Умару бин аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах.
[2371]
То есть о Дне воскресения.
[2372]
То есть клятву на верность исламу, которую мусульмане принесли пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в аль-Худайбийе.
[2373]
Это восклицание следует понимать как выражение недоумения в связи с тем, что так мог поступать один из ближайших сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[2374]
См.: “Семейство ‘Имрана”, 155.
[2375]
То есть если ты останешься с больной женой, то получишь такую же награду Аллаха и такую же долю военной добычи, как и любой участник битвы.
[2376]
‘Усман, да будет доволен им Аллах, был направлен к мекканцам, которые решили помешать мусульманам войти в Мекку для совершения умры. Его задача состояла в проведении с ними переговоров, которые завершились заключением важного для мусульман перемирия.
[2377]
Фатима, да будет доволен ею Аллах, хотела попросить пророка, да благословит его Аллах и приветствует, дать ей кого-нибудь из пленных в услужение.
[2378]
Племя бану курайза, заключившее союз с мусульманами, было готово переметнуться на сторону курайшитов, о чём стало известно пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
[2379]
Имеется в виду битва при Ухуде.
[2380]
Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да станут отец мой и мать выкупом за тебя!»
[2381]
См. примечание к хадису № 172.
[2382]
Речь идёт о Зайнаб, да будет доволен ею Аллах.
[2383]
Это было ещё в доисламские времена.
[2384]
Здесь скорее всего имеется в виду обещание Абу-ль-‘Аса не брать себе другую жену после женитьбы на Зайнаб, да будет доволен ею Аллах.
[2385]
В битве при Бадре Абу-ль-‘Ас, который сражался на стороне курайшитов, был захвачен в плен, но его освободили при условии, что он отпустит в Медину остававшуюся в Мекке Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, и он сдержал своё слово.
[2386]
То есть Усамы, сына Зайда бин Харисы, да будет доволен Аллах ими обоими.
[2387]
То есть после своего отца.
[2388]
Скорее всего это было до ниспослания айата о завесе.
[2389]
“Ка’иф” — человек, который по различным внешним особенностям людей мог определять, состоят ли они в родстве друг с другом.
[2390]
Усама являлся сыном Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими.
[2391]
То есть кто заступится за неё?
[2392]
Имеется в виду дочь пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[2393]
Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, научил Хузайфу бин аль-Йамана, да будет доволен им Аллах, распознавать лицемеров.
[2394]
Имеется в виду ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах.
[2395]
“Ночь”, 1 — 2.
[2396]
Cкорее всего данный айат первоначально был ниспослан в таком виде, а потом были ниспосланы некоторые другие слова, после чего он и приобрёл свой окончательный вид: «Клянусь Тем, Кто сотворил мужчину и женщину…» (“Ночь”, 3). Об этом было известно жителям Шама, но этого не знали ни ‘Алькама, ни ‘Абдуллах бин Мас‘уд, ни Абу-д-Дарда, считавший, что жители Шама специально вводят его в заблуждение.
[2397]
Речь идёт о жителях Шама.
[2398]
Аль-Хасан и аль-Хусайн, да будет доволен Аллах ими обоими, — внуки пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[2399]
[2400]
Имеются в виду аль-Хасан и аль-Хусайн, да будет доволен Аллах ими обоими.
[2401]
Базилик /райхан/ — ароматическое растение.
[2402]
Имеется в виду понимание Корана.
[2403]
То есть Книге Аллаха, Корану.
[2404]
См. примечание к хадису № 604.
[2405]
“Сайфу-Ллах” (меч Аллаха) — так пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал Халида бин аль-Валида, да будет доволен им Аллах.
[2406]
То есть мусульманам.
[2407]
Асма — родная сестра ‘Аиши, да будет доволен ими обеими Аллах.
[2408]
См.: “Женщины”, 43; “Трапеза”, 6.
[2409]
См. примечание к хадису № 498.
[2410]
То есть ансары.
[2411]
Здесь имеются в виду союзники и вольноотпущенники ансаров.
[2412]
В данном случае под “домом” /дар/ подразумевается род или же семейство.
[2413]
Имеется в виду водоём пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в который впадает райская река Каусар и водой из которого верующие будут утолять жажду в День воскресения.
[2414]
Этот человек хотел стать либо правителем какой-нибудь области, либо сборщиком садаки.
[2415]
Здесь имеется в виду несправедливый раздел военной добычи и обделение сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[2416]
“Собрание”, 9.
[2417]
Этот человек был крайне изнурён и страдал от голода.
[2418]
Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел своему посланцу узнать, есть ли у них какая-нибудь еда.
[2419]
Или: «Кто окажет (этому человеку) гостеприимство?»
[2420]
То есть когда гость вошёл в дом.
[2421]
Здесь имеется в виду, что Аллаху понравился их поступок.
[2422]
“Собрание”, 9.
[2423]
Это не относится к случаям совершения таких преступлений, неукоснительного применения наказаний /худуд/ за которые требует шариат, или же преступлений, связанных с ущемлением прав других людей.
[2424]
В это время пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был уже серьёзно болен, и ансары опасались, что им больше не придётся встретиться с ним.
[2425]
То есть они выполнили всё то, о чём договаривались с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, предоставив ему убежище и оказывая всяческую помощь, но ещё не получили за это своей награды, под чем подразумевается рай.
[2426]
Имеется в виду количество мусульман в целом.
[2427]
Са‘д бин Му‘аз, да будет доволен им Аллах, — вождь племени аус.
[2428]
Имеется в виду, что это было выражением радости в связи с тем, что Са‘д бин Му‘аз, да будет доволен им Аллах, преставился к милости Аллаха.
[2429]
“Явное доказательство”, 1.
[2430]
Здесь имеется в виду заучивание Корана наизусть.
[2431]
Анас, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что они быстро бежали, из-за чего полы их одежды задирались, обнажая щиколотки.
[2432]
Имеется в виду Коран.
[2433]
Подразумевается, что этим свидетелем был ‘Абдуллах бин Салям, да будет доволен им Аллах, учёный иудей, принявший ислам.
[2434]
То есть засвидетельствовал, что в Торе было ниспослано нечто подобное тому, что содержит в себе Коран, в смысле призыва к строгому единобожию.
[2435]
“Пески”, 10.
[2436]
Это было сделано для того, чтобы длинные полы одежды не мешали ему подниматься.
[2437]
Здесь имеется в виду ислам. См.: “Корова”, 256.
[2438]
Подразумевается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, с похвалой отзывался о Хадидже, да будет доволен ею Аллах.
[2439]
Здесь имеется в виду нечто вроде подливы.
[2440]
То есть взволновало.
[2441]
В комментариях Ибн Хаджара указывается, что смысл этих слов состоит в следующем: твоя любовь будет увеличиваться по мере укрепления веры в твоём сердце и отказа от былой ненависти, от которой в конце концов не останется и следа.
[2442]
Абу Суфйан был мужем Хинд, да будет доволен Аллах ими обоими.
[2443]
Это угощение было предложено курайшитами.
[2444]
Лябид — поэт, который прославился ещё в доисламские времена, принял ислам и прожил очень долгую жизнь.
[2445]
Скорее всего под несостоятельностью здесь подразумевается недолговечность.
[2446]
Далее в этом бейте сказано: «…а всякому наслаждению неизбежно приходит конец».
[2447]
Поэт, который интересовался религией и, по некоторым сообщениям, принял христианство.
[2448]
Хиджр — место, примыкающее к северо-восточной стене Каабы и огороженное невысокой полукруглой стеной, которая именуется аль-Хатим.
[2449]
См.: “Прощающий”, 28.
[2450]
“Раус” — навоз мулов, лошадей или ослов.
[2451]
Название города на Аравийском полуострове.
[2452]
То есть гневался, когда другие наносили тебе обиды.
[2453]
Имеется в виду то, что они не поверили рассказу пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о его ночном путешествии, когда он был перенесён из Мекки в Иерусалим.
[2454]
К пророку, да благословит его Аллах и приветствует, явился ангел Джибрил, мир ему.
[2455]
Один из передатчиков этого хадиса сказал, что слышал, как другой передатчик говорил: «…и рассёк…»
[2456]
Передатчик этого хадиса сказал: «(Это значит): от горла до волос (на лобке)».
[2457]
Сердце пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было омыто водой Замзама.
[2458]
Передатчик (этого хадиса), да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «Этим (животным был) Бурак».
[2459]
“Ибна аль-халя”. Имеется в виду, что родными сёстрами были их матери.
[2460]
См.: “Звезда”, 14. Так называется дерево, которое находится на седьмом небе, в том месте рая, за пределы которого мир форм уже не распространяется.
[2461]
[2462]
[2463]
Дословно — “фитра”. См. хадис № 178.
[2464]
Другими словами, Муса, мир ему, всеми силами старался добиться от израильтян выполнения всех обязательных молитв, но так и не достиг желаемого.
[2465]
Эти слова принадлежат Аллаху Всевышнему, слава Ему.
[2466]
О вознесении пророка, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывается также в хадисе, передаваемом со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах. См. хадис № 221.
[2467]
Это видение было сделано испытанием для того, чтобы посмотреть, кто из них уверует.
[2468]
“Ночное путешествие”, 60.
[2469]
Там же.
[2470]
Имеется в виду растущее в аду дерево с горькими плодами, которыми будут питаться грешники. Об этом дереве упоминается также в трёх других сурах Корана: “Выстроившиеся в ряды”, 62; “Дым”, 43; “Воскресение”, 52.
[2471]
‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, имеет в виду ислам.
[2472]
Речь идёт о преследованиях, которым идолопоклонники-курайшиты подвергли мусульман, а именно — о периоде бойкота, который продолжался более двух лет, когда мусульмане вместе со своими родственниками жили в квартале рода бану хашим у дома дяди пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Талиба.
[2473]
Речь идёт о втором переселении мусульман в Эфиопию.
[2474]
Название места, расположенного примерно в 140 километрах к югу от Мекки на пути в Йемен.
[2475]
Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, намеренно не говорит Ибн ад-Дагине, что он едет в Эфиопию.
[2476]
Имеется в виду не здание, а специально отгороженное стенкой место для молитв.
[2477]
Курайшиты стали бояться, что их жёны и дети тоже примут ислам под влиянием Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.
[2478]
То есть мы не хотим причинять ему никакого вреда, пока ты остаёшься его покровителем, так как это было бы нарушением наших обязательств перед тобой.
[2479]
Речь идёт о позволении Аллаха.
[2480]
В это молоко клали камни, раскаляя их либо на солнце, либо на костре.
[2481]
Родственникам убитого полагалось отдать сто верблюдов или соответствующую их стоимости сумму.
[2482]
Сурака старался сделать так, чтобы никто не заметил блеск наконечника копья и не увидел самого копья, поскольку он опасался, что в противном случае в погоню бросятся и другие люди, с которыми ему пришлось бы разделить обещанную награду.
[2483]
Харра — лавовые поля, окружающие Медину.
[2484]
Речь идёт о первой в истории ислама мечети, построенной в селении Куба близ Медины.
[2485]
Скорее всего под “грузом Хайбара” имеются в виду финики.
[2486]
См. примечание к хадису № 588.
[2487]
То есть первым из родившихся в Медине, на земле ислама.
[2488]
Речь идёт о той пещере, где пророк, да благословит его Аллах и приветствует, которого сопровождал Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, прятался