от преследовавших их курайшитов во время переселения из Мекки в Медину.
[2489]
Имеются в виду преследователи.
[2490]
То есть в Медину.
[2491]
“Высочайший”, 1. Аль-Бара, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что он уже знал наизусть всю суру “Высочайший” и некоторые другие из вышеупомянутых сур. Это объяснялось тем, что за некоторое время до этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует, направил в Медину Мус‘аба бин ‘Умайра, да будет доволен им Аллах, который призывал к исламу её жителей и обучал их Корану.
[2492]
См. примечание к хадису № 393.
[2493]
Иначе говоря, после завершения всех обрядов хаджжа.
[2494]
Этот запрет распространялся только на мухаджиров и действовал как до, так и после завоевания Мекки.
[2495]
Имеются в виду предводители иудеев.
[2496]
Речь идёт о тех военных походах мусульман, совершённых при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в которых он сам принимал участие.
[2497]
Название этого места приводится и как аль-‘Усайра, и как аль-‘Ушайр. Речь идёт о нападении на торговый караван мекканцев.
[2498]
“Добыча”, 9 — 13.
[2499]
[2500]
“Трапеза”, 24.
[2501]
Талют — библейский Саул.
[2502]
Точнее говоря от трёхсот тринадцати до трёхсот девятнадцати.
[2503]
См. примечание к хадису № 172.
[2504]
См. хадис № 1269.
[2505]
Имеются в виду трупы курайшитов, брошенные в этот колодец.
[2506]
Здесь имеется в виду обещанная Аллахом победа над многобожниками.
[2507]
То есть лучшими из ангелов.
[2508]
То есть продолжай оплакивать погибших в битве при Бадре.
[2509]
То есть говорил, что хочет посвататься к ней.
[2510]
Ибн Хаджар предлагает несколько вариантов толкования смысла этих слов: возможно, что чтение этих двух айатов заменяет собой ночное чтение Корана; возможно, что их чтения будет достаточно для защиты от любого зла; возможно, что этого достаточно для защиты от зла шайтана и т.д.
[2511]
Иначе говоря, заявит о том, что принимает ислам.
[2512]
Слова “он станет таким же, каким был ты” означают: его жизнь будет неприкосновенна, и о нём надо будет судить с учётом того, что он принял ислам; слова “ты станешь таким же, каким был он” означают: его наследники будут иметь право убить тебя в качестве воздаяния равным /кисас/. Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не означают: ты станешь таким же неверным, каким был он, а Аллах знает об этом лучше.
[2513]
Аль-Мут‘им бин ‘Ади — человек, взявший пророка, да благословит его Аллах и приветствует, под свою защиту после завершения трёхлетнего бойкота со стороны курайшитов и возвращения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из Таифа, где он пытался призывать людей к исламу.
[2514]
Это выражение следует понимать в переносном смысле. Имеется в виду мерзость неверия.
[2515]
Бану ан-надир и курайза — иудейские племена, жившие в Медине и заключившие с мусульманами договор о союзе.
[2516]
Иначе говоря, ничего не взяв с них за это.
[2517]
Название места, расположенного между Мединой и селением Куба, где в сентябре 625 года мусульмане осаждали поселения бану ан-надир.
[2518]
“Собрание”, 5.
[2519]
Имеется в виду “фа’й”. См. прим. к хадису № 1258.
[2520]
См. хадис № 1258.
[2521]
Союзник племени бану ан-надир, поддерживавший тайные связи с мекканцами и высмеивавший пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в своих стихах.
[2522]
Мухаммад бин Маслама имел в виду, что он хочет прибегнуть к хитрости.
[2523]
То есть Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.
[2524]
Имеется в виду закят.
[2525]
См. примечание к хадису № 672.
[2526]
Таким образом, согласно этой версии его сопровождали не двое, а трое людей.
[2527]
Абу Рафи‘ ‘Абдуллах бин Абу-ль-Хукайк был крупным купцом из Хиджаза и главой иудеев оазиса Хайбар. Он стал одним из главных инициаторов и подстрекателей нашествия союзных племён на Медину в 627 году, получившего известность как “битва у рва”. После того как мусульмане вышли победителями в этой битве и выселили из Медины иудейское племя бану курайза, пошедшее на сговор с врагами мусульман во время ведения боевых действий, пятерым хазраджитам было поручено убить этого человека.
[2528]
Привратник принял ‘Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, за одного из слуг.
[2529]
“Семейство ‘Имрана”, 122.
[2530]
Перед началом битвы при Ухуде от мусульманского войска отделился и вернулся в Медину ‘Абдуллах Ибн Убайй, который увёл с собой триста своих воинов. Это вызвало брожение в рядах бойцов из родов бану сальма и бану хариса, которые также были готовы вернуться, но Аллах удержал их от этого.
[2531]
Ими были ангелы Джибрил и Микаил, мир им.
[2532]
“Семейство ‘Имрана”, 128.
[2533]
В то время Вахши был рабом этого человека.
[2534]
Иными словами, в год битвы при горе Ухуд (625 г.).
[2535]
Хамза, да будет доволен им Аллах, употребил более резкое выражение, желая нанести оскорбление противнику.
[2536]
Имеется в виду пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
[2537]
Мусайлима (уничижительное от Маслама) — один из лжепророков, подражавший посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Мусайлима был родом из племени ханифа, обитавшего в Йамаме на востоке Аравии. В 634 году халиф Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, направил в Йамаму войска под командованием Халида бин аль-Валида, да будет доволен им Аллах. В сражении при Аркабе сторонники Мусайлимы потерпели поражение, а сам он погиб.
[2538]
[2539]
Подразумевается, что это и был Мусайлима.
[2540]
Имеется в виду, что он был покрыт пылью.
[2541]
В другой версии этого хадиса сообщается, что потом Вахши сказал: «Господь твой лучше знает, кто из нас убил его, и если это сделал я, значит, убил я, и лучшего из людей[2542], и худшего».
[2542]
То есть одного из лучших сподвижников.
[2543]
В сражении при Ухуде пророку, да благословит его Аллах и приветствует, нанесли сильный удар мечом по лицу, сломав ему один из резцов.
[2544]
“Семейство ‘Имрана”, 172.
[2545]
Для этого были отобраны только участники битвы при Ухуде.
[2546]
Точнее говоря, это было незадолго до осады Медины курайшитами и их союзниками в апреле 627 г.
[2547]
Имеется в виду, что камень, давивший на живот, как-то заглушал муки голода.
[2548]
Возвратившись домой после битвы у рва, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в тот же день (16 апреля 627 г.) повёл мусульман на укрепления племени бану курайза, которое нарушило союзный договор с мусульманами во время нашествия союзных племён и осады Медины. Через две недели племя бану курайза решило сдаться на милость победителя с условием, что их судьбу решит вождь союзного им племени аус Са‘д бин Му‘аз, да будет доволен им Аллах.
[2549]
Са‘д бин Му‘аз, да будет доволен им Аллах, был тяжело ранен в битве у рва, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел, чтобы ему помогли спешиться.
[2550]
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что такое решение было внушено Са‘ду, да будет доволен им Аллах, свыше.
[2551]
Иначе говоря, эта молитва совершалась в условиях вероятного внезапного нападения противника, когда часть мусульман молилась, а другая часть охраняла их, после чего они поменялись друг с другом местами.
[2552]
Имеются в виду родственники или соплеменники Абу Мусы, да будет доволен им Аллах.
[2553]
“Зат ар-рика‘” можно перевести как “заплатанная”. Этот поход против племени гатафан состоялся в июне 626 г., что же касается его названия, то на этот счёт высказывались разные мнения, например: поход, известный как поход “Зат ар-рика‘”, получил такое название по названию дерева в той местности, куда направлялся отряд мусульман, или он получил такое название по той причине, что знамёна мусульман были заплатанными, и так далее.
[2554]
См. хадис № 496.
[2555]
Мурайси‘ — название колодца. Этот поход состоялся в конце 626 года.
[2556]
После раздела пленных воинам достались и женщины, которые становились их рабынями, а хозяева рабынь имели право на сожительство с ними.
[2557]
Точнее говоря, прерывая половой акт до наступления семяизвержения для того, чтобы избежать зачатия.
[2558]
Таким образом, в подобных обстоятельствах необязательно молиться, обратившись лицом к кибле.
[2559]
“Победа”, 18.
[2560]
В 1-м айате суры “Победа” сказано: «Поистине, Мы даровали тебе явную победу…» Вопрос аль-Бара, да будет доволен им Аллах, следует понимать так: «Неужели вы считаете, что в этом айате имеется в виду завоевание мусульманами Мекки?»
[2561]
Аль-Бара, да будет доволен им Аллах, говорит так ввиду того, что перемирие в Худайбийe открыло мусульманам путь и к завоеванию Мекки.
[2562]
Имеется в виду дерево, в тени которого сидел пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, приносили ему клятву, угодную Аллаху.
[2563]
См. примечание к хадису № 152.
[2564]
“Победа”, 1. Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал ‘Умару бин аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, всю суру “Победа”.
[2565]
Ахабиш — общее название нескольких союзных племён из группы кинана и хуза‘а.
[2566]
Здесь речь об умре, которую пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил в месяце зу-ль-ка‘да 7 г. хиджры (март 629 г.) в соответствии с условиями соглашения с мекканцами, заключённого в Худайбийe.
[2567]
Восклицание, которое употребляется в тех случаях, когда человек призывает людей к себе на помощь.
[2568]
То есть прости их.
[2569]
См. хадис № 1240.
[2570]
Поход на Хайбар состоялся в 628 году через два месяца после возвращения мусульман из Худайбийи.
[2571]
Имеется в виду декламация стихов, которые по своему размеру соответствовали ритму шагов верблюдов.
[2572]
См. хадис № 1168.
[2573]
Эти слова являются как обычным благопожеланием, так и обращением к Аллаху с мольбой за покойного.
[2574]
То есть если благодаря твоим мольбам за этого человека Аллах не оставит его среди нас.
[2575]
То есть участники осады Хайбара во главе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует.
[2576]
Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратил внимание на то, что он опечален.
[2577]
Люди утверждали, что ‘Амир сам себя убил, и поэтому он не получит награды Аллаха за свои дела.
[2578]
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ждал наступления времени утренней молитвы, и если раздавался азан, вообще не нападал на такое селение.
[2579]
Имеется в виду, что военные отряды мусульман состояли из пяти частей: правого и левого крыла, авангарда, арьергарда и центра.
[2580]
См. примечание к хадису № 355.
[2581]
Сафиййа бинт Хуйайй, да будет доволен ею Аллах, стала восьмой женой пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который предложил ей выйти за него замуж после того, как мусульмане полностью овладели Хайбаром, а Сафиййа, дочь Хуйаййа, одного из главных инициаторов осады Медины в 627 году, склонившего племя бану курайза к предательству, и жена Кинаны бин Абу-ль-Хукайка, одного из вождей племени бану надир, попала в плен.
[2582]
Разрешение на заключение временных браков действовало в течение шести лет со времени переселения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Медину вплоть до состоявшегося в 628 году похода на Хайбар.
[2583]
Имеется в виду, что всадник получал одну долю на себя и две — на содержание своего коня.
[2584]
Имеется в виду вынужденное переселение первых мусульман в Эфиопию в 615 году, когда в результате преследований со стороны курайшитов Мекку покинули две группы верующих. Хафса, да будет доволен ею Аллах, находилась во второй группе, уехавшей из города через два месяца после первой.
[2585]