Скачать:TXTPDF
Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов)

от преследовавших их курайшитов во время переселения из Мекки в Медину.

[2489]

Имеются в виду преследователи.

[2490]

То есть в Медину.

[2491]

Высочайший”, 1. Аль-Бара, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что он уже знал наизусть всю суру “Высочайший” и некоторые другие из вышеупомянутых сур. Это объяснялось тем, что за некоторое время до этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует, направил в Медину Мус‘аба бин ‘Умайра, да будет доволен им Аллах, который призывал к исламу её жителей и обучал их Корану.

[2492]

См. примечание к хадису № 393.

[2493]

Иначе говоря, после завершения всех обрядов хаджжа.

[2494]

Этот запрет распространялся только на мухаджиров и действовал как до, так и после завоевания Мекки.

[2495]

Имеются в виду предводители иудеев.

[2496]

Речь идёт о тех военных походах мусульман, совершённых при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в которых он сам принимал участие.

[2497]

Название этого места приводится и как аль-‘Усайра, и как аль-‘Ушайр. Речь идёт о нападении на торговый караван мекканцев.

[2498]

Добыча”, 9 — 13.

[2499]

То есть дождь.

[2500]

Трапеза”, 24.

[2501]

Талют — библейский Саул.

[2502]

Точнее говоря от трёхсот тринадцати до трёхсот девятнадцати.

[2503]

См. примечание к хадису № 172.

[2504]

См. хадис № 1269.

[2505]

Имеются в виду трупы курайшитов, брошенные в этот колодец.

[2506]

Здесь имеется в виду обещанная Аллахом победа над многобожниками.

[2507]

То есть лучшими из ангелов.

[2508]

То есть продолжай оплакивать погибших в битве при Бадре.

[2509]

То есть говорил, что хочет посвататься к ней.

[2510]

Ибн Хаджар предлагает несколько вариантов толкования смысла этих слов: возможно, что чтение этих двух айатов заменяет собой ночное чтение Корана; возможно, что их чтения будет достаточно для защиты от любого зла; возможно, что этого достаточно для защиты от зла шайтана и т.д.

[2511]

Иначе говоря, заявит о том, что принимает ислам.

[2512]

Слова “он станет таким же, каким был ты” означают: его жизнь будет неприкосновенна, и о нём надо будет судить с учётом того, что он принял ислам; слова “ты станешь таким же, каким был он” означают: его наследники будут иметь право убить тебя в качестве воздаяния равным /кисас/. Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не означают: ты станешь таким же неверным, каким был он, а Аллах знает об этом лучше.

[2513]

Аль-Мут‘им бин ‘Ади — человек, взявший пророка, да благословит его Аллах и приветствует, под свою защиту после завершения трёхлетнего бойкота со стороны курайшитов и возвращения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из Таифа, где он пытался призывать людей к исламу.

[2514]

Это выражение следует понимать в переносном смысле. Имеется в виду мерзость неверия.

[2515]

Бану ан-надир и курайза — иудейские племена, жившие в Медине и заключившие с мусульманами договор о союзе.

[2516]

Иначе говоря, ничего не взяв с них за это.

[2517]

Название места, расположенного между Мединой и селением Куба, где в сентябре 625 года мусульмане осаждали поселения бану ан-надир.

[2518]

Собрание”, 5.

[2519]

Имеется в виду “фа’й”. См. прим. к хадису № 1258.

[2520]

См. хадис № 1258.

[2521]

Союзник племени бану ан-надир, поддерживавший тайные связи с мекканцами и высмеивавший пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в своих стихах.

[2522]

Мухаммад бин Маслама имел в виду, что он хочет прибегнуть к хитрости.

[2523]

То есть Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.

[2524]

Имеется в виду закят.

[2525]

См. примечание к хадису № 672.

[2526]

Таким образом, согласно этой версии его сопровождали не двое, а трое людей.

[2527]

Абу Рафи‘ ‘Абдуллах бин Абу-ль-Хукайк был крупным купцом из Хиджаза и главой иудеев оазиса Хайбар. Он стал одним из главных инициаторов и подстрекателей нашествия союзных племён на Медину в 627 году, получившего известность как “битва у рва”. После того как мусульмане вышли победителями в этой битве и выселили из Медины иудейское племя бану курайза, пошедшее на сговор с врагами мусульман во время ведения боевых действий, пятерым хазраджитам было поручено убить этого человека.

[2528]

Привратник принял ‘Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, за одного из слуг.

[2529]

Семейство ‘Имрана”, 122.

[2530]

Перед началом битвы при Ухуде от мусульманского войска отделился и вернулся в Медину ‘Абдуллах Ибн Убайй, который увёл с собой триста своих воинов. Это вызвало брожение в рядах бойцов из родов бану сальма и бану хариса, которые также были готовы вернуться, но Аллах удержал их от этого.

[2531]

Ими были ангелы Джибрил и Микаил, мир им.

[2532]

Семейство ‘Имрана”, 128.

[2533]

В то время Вахши был рабом этого человека.

[2534]

Иными словами, в год битвы при горе Ухуд (625 г.).

[2535]

Хамза, да будет доволен им Аллах, употребил более резкое выражение, желая нанести оскорбление противнику.

[2536]

Имеется в виду пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

[2537]

Мусайлима (уничижительное от Маслама) — один из лжепророков, подражавший посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Мусайлима был родом из племени ханифа, обитавшего в Йамаме на востоке Аравии. В 634 году халиф Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, направил в Йамаму войска под командованием Халида бин аль-Валида, да будет доволен им Аллах. В сражении при Аркабе сторонники Мусайлимы потерпели поражение, а сам он погиб.

[2538]

То есть искупить свой грех.

[2539]

Подразумевается, что это и был Мусайлима.

[2540]

Имеется в виду, что он был покрыт пылью.

[2541]

В другой версии этого хадиса сообщается, что потом Вахши сказал: «Господь твой лучше знает, кто из нас убил его, и если это сделал я, значит, убил я, и лучшего из людей[2542], и худшего».

[2542]

То есть одного из лучших сподвижников.

[2543]

В сражении при Ухуде пророку, да благословит его Аллах и приветствует, нанесли сильный удар мечом по лицу, сломав ему один из резцов.

[2544]

Семейство ‘Имрана”, 172.

[2545]

Для этого были отобраны только участники битвы при Ухуде.

[2546]

Точнее говоря, это было незадолго до осады Медины курайшитами и их союзниками в апреле 627 г.

[2547]

Имеется в виду, что камень, давивший на живот, как-то заглушал муки голода.

[2548]

Возвратившись домой после битвы у рва, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в тот же день (16 апреля 627 г.) повёл мусульман на укрепления племени бану курайза, которое нарушило союзный договор с мусульманами во время нашествия союзных племён и осады Медины. Через две недели племя бану курайза решило сдаться на милость победителя с условием, что их судьбу решит вождь союзного им племени аус Са‘д бин Му‘аз, да будет доволен им Аллах.

[2549]

Са‘д бин Му‘аз, да будет доволен им Аллах, был тяжело ранен в битве у рва, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел, чтобы ему помогли спешиться.

[2550]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что такое решение было внушено Са‘ду, да будет доволен им Аллах, свыше.

[2551]

Иначе говоря, эта молитва совершалась в условиях вероятного внезапного нападения противника, когда часть мусульман молилась, а другая часть охраняла их, после чего они поменялись друг с другом местами.

[2552]

Имеются в виду родственники или соплеменники Абу Мусы, да будет доволен им Аллах.

[2553]

“Зат ар-рика‘” можно перевести как “заплатанная”. Этот поход против племени гатафан состоялся в июне 626 г., что же касается его названия, то на этот счёт высказывались разные мнения, например: поход, известный как поход “Зат ар-рика‘”, получил такое название по названию дерева в той местности, куда направлялся отряд мусульман, или он получил такое название по той причине, что знамёна мусульман были заплатанными, и так далее.

[2554]

См. хадис № 496.

[2555]

Мурайси‘ — название колодца. Этот поход состоялся в конце 626 года.

[2556]

После раздела пленных воинам достались и женщины, которые становились их рабынями, а хозяева рабынь имели право на сожительство с ними.

[2557]

Точнее говоря, прерывая половой акт до наступления семяизвержения для того, чтобы избежать зачатия.

[2558]

Таким образом, в подобных обстоятельствах необязательно молиться, обратившись лицом к кибле.

[2559]

Победа”, 18.

[2560]

В 1-м айате суры “Победа” сказано: «Поистине, Мы даровали тебе явную победу…» Вопрос аль-Бара, да будет доволен им Аллах, следует понимать так: «Неужели вы считаете, что в этом айате имеется в виду завоевание мусульманами Мекки?»

[2561]

Аль-Бара, да будет доволен им Аллах, говорит так ввиду того, что перемирие в Худайбийe открыло мусульманам путь и к завоеванию Мекки.

[2562]

Имеется в виду дерево, в тени которого сидел пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, приносили ему клятву, угодную Аллаху.

[2563]

См. примечание к хадису № 152.

[2564]

Победа”, 1. Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал ‘Умару бин аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, всю суру “Победа”.

[2565]

Ахабиш — общее название нескольких союзных племён из группы кинана и хуза‘а.

[2566]

Здесь речь об умре, которую пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил в месяце зу-ль-ка‘да 7 г. хиджры (март 629 г.) в соответствии с условиями соглашения с мекканцами, заключённого в Худайбийe.

[2567]

Восклицание, которое употребляется в тех случаях, когда человек призывает людей к себе на помощь.

[2568]

То есть прости их.

[2569]

См. хадис № 1240.

[2570]

Поход на Хайбар состоялся в 628 году через два месяца после возвращения мусульман из Худайбийи.

[2571]

Имеется в виду декламация стихов, которые по своему размеру соответствовали ритму шагов верблюдов.

[2572]

См. хадис № 1168.

[2573]

Эти слова являются как обычным благопожеланием, так и обращением к Аллаху с мольбой за покойного.

[2574]

То есть если благодаря твоим мольбам за этого человека Аллах не оставит его среди нас.

[2575]

То есть участники осады Хайбара во главе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует.

[2576]

Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратил внимание на то, что он опечален.

[2577]

Люди утверждали, что ‘Амир сам себя убил, и поэтому он не получит награды Аллаха за свои дела.

[2578]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ждал наступления времени утренней молитвы, и если раздавался азан, вообще не нападал на такое селение.

[2579]

Имеется в виду, что военные отряды мусульман состояли из пяти частей: правого и левого крыла, авангарда, арьергарда и центра.

[2580]

См. примечание к хадису № 355.

[2581]

Сафиййа бинт Хуйайй, да будет доволен ею Аллах, стала восьмой женой пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который предложил ей выйти за него замуж после того, как мусульмане полностью овладели Хайбаром, а Сафиййа, дочь Хуйаййа, одного из главных инициаторов осады Медины в 627 году, склонившего племя бану курайза к предательству, и жена Кинаны бин Абу-ль-Хукайка, одного из вождей племени бану надир, попала в плен.

[2582]

Разрешение на заключение временных браков действовало в течение шести лет со времени переселения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Медину вплоть до состоявшегося в 628 году похода на Хайбар.

[2583]

Имеется в виду, что всадник получал одну долю на себя и две — на содержание своего коня.

[2584]

Имеется в виду вынужденное переселение первых мусульман в Эфиопию в 615 году, когда в результате преследований со стороны курайшитов Мекку покинули две группы верующих. Хафса, да будет доволен ею Аллах, находилась во второй группе, уехавшей из города через два месяца после первой.

[2585]

Хафса была дочерью ‘Умара, да будет доволен Аллах ими

Скачать:TXTPDF

Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать бесплатно, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать онлайн