обоими.
[2586]
Асма, да будет доволен ею Аллах, называет Эфиопию далёкой в том смысле, что там не было никого из соплеменников переселенцев, а ненавистной — в смысле отсутствия там их единоверцев, если не считать негуса.
[2587]
Аш‘ариты — представители йеменского племени, к которому принадлежал и передатчик этого хадиса Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах.
[2588]
Имеется в виду умра, совершённая пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в 629 году в соответствии с условиями заключённого годом раньше соглашения в Худайбийe, когда курайшиты преградили мусульманам путь в Мекку. Таким образом, эта умра стала своего рода возмещением /када/ за ту, которую мусульманам не дали совершить должным образом.
[2589]
Сариф — место близ Мекки. См. хадис № 845 и примечание к нему.
[2590]
Битва при Муте состоялась в августе или сентябре 629 года.
[2591]
Хуракат — название места, где обитало племя джухайна, или же название одного из родов этого племени.
[2592]
То есть напали на племя джухайна.
[2593]
Иначе говоря, этот человек объявил о том, что принимает ислам.
[2594]
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был потрясён, узнав об этом, поскольку Усама, да будет доволен им Аллах, был одним из очень близких к нему людей.
[2595]
Усама, да будет доволен им Аллах, имел в виду тяжесть совершённого им греха и то обстоятельство, что, если бы он принял ислам только в этот день, все прошлые грехи были бы ему прощены.
[2596]
Имеется в виду завоевание мусульманами Мекки в 630 году.
[2597]
Источник Кадид находится на расстоянии сорока двух миль от Мекки.
[2598]
См. хадис № 896.
[2599]
Иначе говоря, они призвали их последовать примеру пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[2600]
Марр аз-Захран — вади неподалеку от Мекки.
[2601]
Имеется в виду, что столько огней они могли видеть только в сезон хаджжа, когда у горы Арафат собиралось огромное количество паломников.
[2602]
Са‘д бин ‘Убада, да будет доволен им Аллах, имел в виду, что в такой день будет разрешено сражаться даже на территории Каабы.
[2603]
Название места рядом с кладбищем Мекки.
[2604]
Один из передатчиков этого хадиса.
[2605]
Аль-‘Аббас задал этот вопрос аз-Зубайру во время правления ‘Умара или ‘Усмана, да будет доволен всеми ими Аллах.
[2606]
Здесь имеется в виду чтение ‘Абдуллаха бин Мугаффаля, да будет доволен им Аллах, слышавшего, как читал Коран пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
[2607]
“Ночное путешествие”, 81.
[2608]
“Саба”, 49.
[2609]
Имеются в виду айаты Корана, которые ‘Амр бин Салама, да будет доволен им Аллах, слышал от людей, передававших ему слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[2610]
Таким образом, многие арабские племена предпочитали не вмешиваться в борьбу мусульман с курайшитами, выжидая её исхода.
[2611]
Иначе говоря, произносит слова азана.
[2612]
То есть поставили меня на место имама.
[2613]
“Покаяние”, 25 — 27.
[2614]
Имеются в виду сражения.
[2615]
Хунайн — вади между Таифом и Меккой, где в январе 630 г. мусульмане одержали крупную победу над племенами хавазин и сакиф, захватив большую добычу.
[2616]
Имеются в виду ангелы, посланные Аллахом на помощь мусульманам.
[2617]
Аутас — вади, находившееся в пределах владений племени хавазин.
[2618]
Известный доисламский поэт, принимавший участие в сражении при Хунайне и бежавший вместе с разгромленными отрядами хавазин к вади Аутас.
[2619]
‘Абдуллах бин Кайс — имя Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах
[2620]
То есть введи его в рай.
[2621]
“Муханнас” — мужчина, который по своему характеру и манере двигаться и разговаривать напоминает женщину или специально старается подражать женщинам в этом.
[2622]
‘Абдуллах бин Абу Умаййа — брат Умм Саламы, да будет доволен Аллах ими обоими.
[2623]
Имеется в виду, что женоподобные мужчины никогда не должны заходить к женщинам.
[2624]
Имеется в виду, что предложение вернуться снова пришлось сподвижникам не по душе.
[2625]
То есть зная, что это не так.
[2626]
Речь идёт об одном из передатчиков этого хадиса.
[2627]
Имеется в виду Са‘д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах.
[2628]
Абу Бакра и его товарищи, да будет доволен ими Аллах, бежали из Таифа, чтобы принять ислам.
[2629]
См. примечание к хадису № 738.
[2630]
Иначе говоря, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призвал этого человека порадоваться тому, что он сделает для него.
[2631]
Имеется в виду завоевание Мекки и гибель некоторых мекканцев.
[2632]
Иначе говоря, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предложил ансарам добровольно отказаться от принадлежавшей им по праву части военной добычи, чтобы склонить к исламу других людей.
[2633]
Этот поход состоялся вскоре после завоевания мусульманами Мекки.
[2634]
То есть мы отреклись от своей прежней религии.
[2635]
В данном случае имелось в виду следующее: мы надеемся спастись от огня, последовав за пророком, да благословит его Аллах и приветствует.
[2636]
То есть я надеюсь на награду за сон, так как он позволяет мне восстановить силы для поклонения, и надеюсь на награду за бодрствование, когда я занимаюсь поклонением.
[2637]
‘Али, да будет доволен им Аллах, выбрал для себя невольницу из пятой части военной добычи и провёл с ней ночь, после чего и совершил полное омовение.
[2638]
Как уже отмечалось, пятой частью военной добычи /хумс/ мог распоряжаться по своему усмотрению только пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
[2639]
Говоря так, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подчёркивает заслуги ‘Али, да будет доволен им Аллах, перед исламом.
[2640]
Все эти люди принадлежали к племенной знати, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотел склонить их к исламу с помощью подарков.
[2641]
Имеется в виду, что такие люди будут исповедовать религию только внешне.
[2642]
Все не уверовавшие из этого народа были истреблены Аллахом (см.: “Худ”, 61 — 68). Здесь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имеет в виду людей наподобие хариджитов (см. прим. к хадису № 209), которые стали причиной раскола и смуты среди мусульман.
[2643]
То есть порадовать его вестью о разрушении места поклонения идолам.
[2644]
Иначе говоря, после того, как оно было полностью разорено.
[2645]
В комментариях Ибн Хаджара указывается, что Зу ‘Амр либо относился к числу людей Писания, иначе говоря, был христианином или иудеем и почерпнул эти сведения из каких-то древних книг, либо являлся кахином (прорицателем), либо получил внушение свыше.
[2646]
Здесь имеется в виду Абу Бакр, да будет доволен им Аллах.
[2647]
Это было уже во время правления ‘Умара, да будет доволен им Аллах, когда Зу ‘Амр перебрался в Медину.
[2648]
Иначе говоря, они будут править самовластно, не прислушиваясь к мнению других.
[2649]
“‘Анбар” — кашалот.
[2650]
То есть не высказывайте свои суждения, пока не узнаете, что говорят об этом Аллах и Его посланник.
[2651]
“Комнаты”, 1.
[2652]
Сумама бин Усаль — один из правителей Йамамы и вождей племени бану ханифа.
[2653]
Вопрос пророка, да благословит его Аллах и приветствует, следовало понимать так: как ты думаешь, что я с тобой сделаю?
[2654]
Сумама хочет сказать, что он ни о чём не беспокоится, так как он уверен, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не поступит с ним несправедливо.
[2655]
Эти слова Сумамы можно перевести и по-другому: если ты убьёшь меня, то убьёшь человека, виновного в убийстве, а значит, поступишь справедливо.
[2656]
То есть если ты освободишь меня.
[2657]
Йамама являлась крупным земледельческим районом, снабжавшим сельскохозяйственной продукцией многие области Аравии, в том числе и Мекку.
[2658]
См. примечание к хадису № 1547. Мусайлима приехал в Медину вместе с делегацией племени бану ханифа в 9 г. х./ 631 г.
[2659]
Сабит бин Кайс бин Шаммас, да будет доволен им Аллах, был оратором ансаров. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всегда говорил кратко и ясно, а Сабита он взял с собой для того, чтобы он говорил с Мусайлимой, если бы тот попытался затянуть разговор.
[2660]
[2661]
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращается к Мусайлиме.
[2662]
Напомним, что ислам запрещает мужчинам носить золотые украшения.
[2663]
Имеются в виду лжепророки.
[2664]
То есть либо после начала осуществления моей пророческой миссии, либо после моей смерти. Имеется в виду появление двух лжепророков, о которых говорится ниже, и обретении ими силы и влияния на какой-то период времени.
[2665]
После того как на большей части территории Йемена уже получил распространение ислам, некий аль-Асвад аль-‘Анси объявил себя пророком и стал претендовать на власть, захватив Сану с помощью семисот своих сторонников. Через некоторое время дело приняло серьёзный оборот и власть лжепророка усилилась, но через три или четыре месяца против него выступил принявший ислам Файруз ад-Дайлями со своими сторонниками, в результате чего аль-Асвад аль-‘Анси был убит, ислам снова восторжествовал, а наместники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сборщики закята вернулись к исполнению своих обязанностей. Аль-Асвад аль-‘Анси был убит за сутки до смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о чём ему стало известно из откровения, о котором он сообщил своим сподвижникам, а когда халифом был уже Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, из Йемена пришли известия, подтвердившие слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
[2666]
Имеется в виду либо местоположение Медины, которая находится между Йеменом и Йамамой, либо то, что один из них умрёт раньше пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а другой — позже.
[2667]
Речь идёт об аль-Асваде аль-‘Анси и Мусайлиме.
[2668]
Название большого района на границе с Йеменом, население которого исповедовало христианство.
[2669]
Имеется в виду такой случай, когда две группы людей, между которыми возникают определённые разногласия, начинают обращаться к Аллаху с мольбами покарать лжецов. Здесь речь идёт об идеологических противоречиях между мусульманами и христианами. В связи с приездом к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, делегации из Наджрана ему были ниспосланы первые восемьдесят айатов из суры “Семейство ‘Имрана.”
[2670]
Здесь речь идёт о том, что знать Наджрана согласилась выплачивать мусульманам подушную подать и доставлять им ежегодно тысячу одежд и тысячу окий серебра в месяце сафар и столько же в месяце раджаб.
[2671]
См. хадис № 1474.
[2672]
Имеется в виду, что, нарушив клятву, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал определённые искупительные действия. См. хадис № 2048.
[2673]
См. хадис № 1331.
[2674]
Здесь речь идёт о бедуинах. См. хадис № 1330 и примечания к нему.
[2675]
Имеется в виду ключ от Каабы.
[2676]
Об этом говорится в комментариях Ибн Хаджара к одному из хадисов, приводимых в “Книге хаджжа”.
[2677]
См. хадис № 288.
[2678]
Имеются в виду походы, в которых пророк, да благословит его Аллах и приветствует, участвовал лично.
[2679]
См. хадис № 1290 и примечания к нему.
[2680]
Передатчик этого хадиса сказал: «И я думаю, что он сказал “и ваша честь”».
[2681]
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел, чтобы люди засвидетельствовали, что он довёл до их сведения то, что было велено ему Аллахом.
[2682]
“Покаяние”, 118.
[2683]
По одним данным, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принимал участие в двадцати семи военных походах мусульман, а по другим — в девятнадцати и лично сражался с врагами в девяти сражениях.
[2684]
Название места в окрестностях Мекки, где в 620 (“первая ‘Акаба”) и в 621 году (“вторая ‘Акаба”) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, тайно встречался со своими сторонниками (ансарами) из Медины. В данном случае речь идёт о “второй Акабе”.
[2685]
Ка‘б, да будет