Скачать:TXTPDF
Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов)

обоими.

[2586]

Асма, да будет доволен ею Аллах, называет Эфиопию далёкой в том смысле, что там не было никого из соплеменников переселенцев, а ненавистной — в смысле отсутствия там их единоверцев, если не считать негуса.

[2587]

Аш‘ариты — представители йеменского племени, к которому принадлежал и передатчик этого хадиса Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах.

[2588]

Имеется в виду умра, совершённая пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в 629 году в соответствии с условиями заключённого годом раньше соглашения в Худайбийe, когда курайшиты преградили мусульманам путь в Мекку. Таким образом, эта умра стала своего рода возмещением /када/ за ту, которую мусульманам не дали совершить должным образом.

[2589]

Сариф — место близ Мекки. См. хадис № 845 и примечание к нему.

[2590]

Битва при Муте состоялась в августе или сентябре 629 года.

[2591]

Хуракат — название места, где обитало племя джухайна, или же название одного из родов этого племени.

[2592]

То есть напали на племя джухайна.

[2593]

Иначе говоря, этот человек объявил о том, что принимает ислам.

[2594]

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был потрясён, узнав об этом, поскольку Усама, да будет доволен им Аллах, был одним из очень близких к нему людей.

[2595]

Усама, да будет доволен им Аллах, имел в виду тяжесть совершённого им греха и то обстоятельство, что, если бы он принял ислам только в этот день, все прошлые грехи были бы ему прощены.

[2596]

Имеется в виду завоевание мусульманами Мекки в 630 году.

[2597]

Источник Кадид находится на расстоянии сорока двух миль от Мекки.

[2598]

См. хадис № 896.

[2599]

Иначе говоря, они призвали их последовать примеру пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[2600]

Марр аз-Захран — вади неподалеку от Мекки.

[2601]

Имеется в виду, что столько огней они могли видеть только в сезон хаджжа, когда у горы Арафат собиралось огромное количество паломников.

[2602]

Са‘д бин ‘Убада, да будет доволен им Аллах, имел в виду, что в такой день будет разрешено сражаться даже на территории Каабы.

[2603]

Название места рядом с кладбищем Мекки.

[2604]

Один из передатчиков этого хадиса.

[2605]

Аль-‘Аббас задал этот вопрос аз-Зубайру во время правления ‘Умара или ‘Усмана, да будет доволен всеми ими Аллах.

[2606]

Здесь имеется в виду чтение ‘Абдуллаха бин Мугаффаля, да будет доволен им Аллах, слышавшего, как читал Коран пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

[2607]

“Ночное путешествие”, 81.

[2608]

“Саба”, 49.

[2609]

Имеются в виду айаты Корана, которые ‘Амр бин Салама, да будет доволен им Аллах, слышал от людей, передававших ему слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[2610]

Таким образом, многие арабские племена предпочитали не вмешиваться в борьбу мусульман с курайшитами, выжидая её исхода.

[2611]

Иначе говоря, произносит слова азана.

[2612]

То есть поставили меня на место имама.

[2613]

Покаяние”, 25 — 27.

[2614]

Имеются в виду сражения.

[2615]

Хунайн — вади между Таифом и Меккой, где в январе 630 г. мусульмане одержали крупную победу над племенами хавазин и сакиф, захватив большую добычу.

[2616]

Имеются в виду ангелы, посланные Аллахом на помощь мусульманам.

[2617]

Аутас — вади, находившееся в пределах владений племени хавазин.

[2618]

Известный доисламский поэт, принимавший участие в сражении при Хунайне и бежавший вместе с разгромленными отрядами хавазин к вади Аутас.

[2619]

‘Абдуллах бин Кайс — имя Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах

[2620]

То есть введи его в рай.

[2621]

“Муханнас” — мужчина, который по своему характеру и манере двигаться и разговаривать напоминает женщину или специально старается подражать женщинам в этом.

[2622]

‘Абдуллах бин Абу Умаййа — брат Умм Саламы, да будет доволен Аллах ими обоими.

[2623]

Имеется в виду, что женоподобные мужчины никогда не должны заходить к женщинам.

[2624]

Имеется в виду, что предложение вернуться снова пришлось сподвижникам не по душе.

[2625]

То есть зная, что это не так.

[2626]

Речь идёт об одном из передатчиков этого хадиса.

[2627]

Имеется в виду Са‘д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах.

[2628]

Абу Бакра и его товарищи, да будет доволен ими Аллах, бежали из Таифа, чтобы принять ислам.

[2629]

См. примечание к хадису № 738.

[2630]

Иначе говоря, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призвал этого человека порадоваться тому, что он сделает для него.

[2631]

Имеется в виду завоевание Мекки и гибель некоторых мекканцев.

[2632]

Иначе говоря, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предложил ансарам добровольно отказаться от принадлежавшей им по праву части военной добычи, чтобы склонить к исламу других людей.

[2633]

Этот поход состоялся вскоре после завоевания мусульманами Мекки.

[2634]

То есть мы отреклись от своей прежней религии.

[2635]

В данном случае имелось в виду следующее: мы надеемся спастись от огня, последовав за пророком, да благословит его Аллах и приветствует.

[2636]

То есть я надеюсь на награду за сон, так как он позволяет мне восстановить силы для поклонения, и надеюсь на награду за бодрствование, когда я занимаюсь поклонением.

[2637]

‘Али, да будет доволен им Аллах, выбрал для себя невольницу из пятой части военной добычи и провёл с ней ночь, после чего и совершил полное омовение.

[2638]

Как уже отмечалось, пятой частью военной добычи /хумс/ мог распоряжаться по своему усмотрению только пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

[2639]

Говоря так, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подчёркивает заслуги ‘Али, да будет доволен им Аллах, перед исламом.

[2640]

Все эти люди принадлежали к племенной знати, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотел склонить их к исламу с помощью подарков.

[2641]

Имеется в виду, что такие люди будут исповедовать религию только внешне.

[2642]

Все не уверовавшие из этого народа были истреблены Аллахом (см.: “Худ”, 61 — 68). Здесь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имеет в виду людей наподобие хариджитов (см. прим. к хадису № 209), которые стали причиной раскола и смуты среди мусульман.

[2643]

То есть порадовать его вестью о разрушении места поклонения идолам.

[2644]

Иначе говоря, после того, как оно было полностью разорено.

[2645]

В комментариях Ибн Хаджара указывается, что Зу ‘Амр либо относился к числу людей Писания, иначе говоря, был христианином или иудеем и почерпнул эти сведения из каких-то древних книг, либо являлся кахином (прорицателем), либо получил внушение свыше.

[2646]

Здесь имеется в виду Абу Бакр, да будет доволен им Аллах.

[2647]

Это было уже во время правления ‘Умара, да будет доволен им Аллах, когда Зу ‘Амр перебрался в Медину.

[2648]

Иначе говоря, они будут править самовластно, не прислушиваясь к мнению других.

[2649]

“‘Анбар” — кашалот.

[2650]

То есть не высказывайте свои суждения, пока не узнаете, что говорят об этом Аллах и Его посланник.

[2651]

“Комнаты”, 1.

[2652]

Сумама бин Усаль — один из правителей Йамамы и вождей племени бану ханифа.

[2653]

Вопрос пророка, да благословит его Аллах и приветствует, следовало понимать так: как ты думаешь, что я с тобой сделаю?

[2654]

Сумама хочет сказать, что он ни о чём не беспокоится, так как он уверен, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не поступит с ним несправедливо.

[2655]

Эти слова Сумамы можно перевести и по-другому: если ты убьёшь меня, то убьёшь человека, виновного в убийстве, а значит, поступишь справедливо.

[2656]

То есть если ты освободишь меня.

[2657]

Йамама являлась крупным земледельческим районом, снабжавшим сельскохозяйственной продукцией многие области Аравии, в том числе и Мекку.

[2658]

См. примечание к хадису № 1547. Мусайлима приехал в Медину вместе с делегацией племени бану ханифа в 9 г. х./ 631 г.

[2659]

Сабит бин Кайс бин Шаммас, да будет доволен им Аллах, был оратором ансаров. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всегда говорил кратко и ясно, а Сабита он взял с собой для того, чтобы он говорил с Мусайлимой, если бы тот попытался затянуть разговор.

[2660]

Здесь имеется в виду ислам.

[2661]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращается к Мусайлиме.

[2662]

Напомним, что ислам запрещает мужчинам носить золотые украшения.

[2663]

Имеются в виду лжепророки.

[2664]

То есть либо после начала осуществления моей пророческой миссии, либо после моей смерти. Имеется в виду появление двух лжепророков, о которых говорится ниже, и обретении ими силы и влияния на какой-то период времени.

[2665]

После того как на большей части территории Йемена уже получил распространение ислам, некий аль-Асвад аль-‘Анси объявил себя пророком и стал претендовать на власть, захватив Сану с помощью семисот своих сторонников. Через некоторое время дело приняло серьёзный оборот и власть лжепророка усилилась, но через три или четыре месяца против него выступил принявший ислам Файруз ад-Дайлями со своими сторонниками, в результате чего аль-Асвад аль-‘Анси был убит, ислам снова восторжествовал, а наместники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сборщики закята вернулись к исполнению своих обязанностей. Аль-Асвад аль-‘Анси был убит за сутки до смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о чём ему стало известно из откровения, о котором он сообщил своим сподвижникам, а когда халифом был уже Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, из Йемена пришли известия, подтвердившие слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

[2666]

Имеется в виду либо местоположение Медины, которая находится между Йеменом и Йамамой, либо то, что один из них умрёт раньше пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а другой — позже.

[2667]

Речь идёт об аль-Асваде аль-‘Анси и Мусайлиме.

[2668]

Название большого района на границе с Йеменом, население которого исповедовало христианство.

[2669]

Имеется в виду такой случай, когда две группы людей, между которыми возникают определённые разногласия, начинают обращаться к Аллаху с мольбами покарать лжецов. Здесь речь идёт об идеологических противоречиях между мусульманами и христианами. В связи с приездом к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, делегации из Наджрана ему были ниспосланы первые восемьдесят айатов из суры “Семейство ‘Имрана.”

[2670]

Здесь речь идёт о том, что знать Наджрана согласилась выплачивать мусульманам подушную подать и доставлять им ежегодно тысячу одежд и тысячу окий серебра в месяце сафар и столько же в месяце раджаб.

[2671]

См. хадис № 1474.

[2672]

Имеется в виду, что, нарушив клятву, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал определённые искупительные действия. См. хадис № 2048.

[2673]

См. хадис № 1331.

[2674]

Здесь речь идёт о бедуинах. См. хадис № 1330 и примечания к нему.

[2675]

Имеется в виду ключ от Каабы.

[2676]

Об этом говорится в комментариях Ибн Хаджара к одному из хадисов, приводимых в “Книге хаджжа”.

[2677]

См. хадис № 288.

[2678]

Имеются в виду походы, в которых пророк, да благословит его Аллах и приветствует, участвовал лично.

[2679]

См. хадис № 1290 и примечания к нему.

[2680]

Передатчик этого хадиса сказал: «И я думаю, что он сказал “и ваша честь”».

[2681]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел, чтобы люди засвидетельствовали, что он довёл до их сведения то, что было велено ему Аллахом.

[2682]

Покаяние”, 118.

[2683]

По одним данным, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принимал участие в двадцати семи военных походах мусульман, а по другим — в девятнадцати и лично сражался с врагами в девяти сражениях.

[2684]

Название места в окрестностях Мекки, где в 620 (“первая ‘Акаба”) и в 621 году (“вторая ‘Акаба”) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, тайно встречался со своими сторонниками (ансарами) из Медины. В данном случае речь идёт о “второй Акабе”.

[2685]

Ка‘б, да будет

Скачать:TXTPDF

Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать бесплатно, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать онлайн