Скачать:TXTPDF
Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов)

если же ребёнка у него не было и родители являются (единственными) наследниками, то матери (причитается) треть. Если у (покойного) были братья (или сёстры), то матери (причитается) одна шестая (часть наследства, делить же наследство всегда необходимо) после выплаты завещанного или долгов. Не знаете вы, кто приносит вам больше пользы — ваши родители или ваши дети. Таковы предписания Аллаха (относительно наследства), поистине, АллахЗнающий, Мудрый» (“Женщины”, 11). См. также: “Женщины”, 12; 176.

[2810]

“Женщины”, 40.

[2811]

См. хадис № 437.

[2812]

Имеется в виду, что им будет указано на огонь.

[2813]

Имеется в виду общее представление об атрибутах Аллаха, сложившееся у мусульман в результате ознакомления с айатами Корана и сунной пророка, да благословит его Аллах и приветствует. В Коране сказано: «Нет ничего, подобного Ему…» (“Совет”, 11).

[2814]

“Женщины”, 41.

[2815]

Имеется в виду пророк каждой религиозной общины.

[2816]

То есть как свидетеля против неверных из твоего народа и против тех, до кого ты довёл послание Аллаха.

[2817]

“Женщины”, 97.

[2818]

Имеются в виду грешники.

[2819]

Здесь речь идёт о мусульманах, которые не пожелали переселяться и остались среди многобожников, в силу чего у них не было возможности выполнять предписания ислама.

[2820]

То есть нас притесняли.

[2821]

“Женщины”, 163.

[2822]

Имеются в виду пророки, принадлежавшие к разным коленам Израиля.

[2823]

Речь идёт о людях, которые станут говорить подобные вещи только для того, чтобы унизить Йунуса (библейский Иона), мир ему. См. хадис № 1052.

[2824]

Трапеза”, 67.

[2825]

Трапеза”, 87.

[2826]

См. прим. к хадису № 1574.

[2827]

Трапеза”, 90.

[2828]

Майсир — азартная игра на доли туши верблюда.

[2829]

“Фадих” — вино из недозрелых фиников или из винограда.

[2830]

Трапеза”, 101.

[2831]

То есть не спрашивайте пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о несущественном и о том, что не касается вашей религии, так как подобные вопросы могут привести к тому, что вам будет вменено в обязанность то, что прежде было необязательным.

[2832]

Здесь Аллах запрещает Своим верующим рабам задавать вопросы о том, что огорчит их, если станет им известно. Имеются в виду вопросы относительно своего происхождения, которые отдельные мусульмане задавали пророку, да благословит его Аллах и приветствует, а также вопросы о том, где они окажутся — в аду или в раю. Возможная причина этого запрета состояла в том, что, если бы люди получили соответствующие разъяснения, это не принесло бы им блага. То же самое касалось и таких вопросов, ответы на которые могли бы повлечь за собой возложение на людей дополнительных религиозных обязанностей.

[2833]

В этом айате сказано: «Скажи: “Он может наслать на вас наказание сверху и из-под ног ваших или разделить вас на группы и дать одним из вас вкусить силу других”. Посмотри же, как Мы разъясняем знамения, чтобы они поняли» (“Скот”, 65).

[2834]

Иначе говоря, подчинить одних из вас другим.

[2835]

Скот”, 90.

[2836]

То есть пророки, мир им.

[2837]

Конкретно имеется в виду 24-й аят суры “Сад”, где сказано: «И Дауд убедился, что Мы только испытывали его, и попросил прощения у своего Господа, и склонился в земном поклоне и обратился (к Аллаху с покаянием)».

[2838]

Имеется в виду Ибрахим, мир ему.

[2839]

Имеются в виду мекканские многобожники и другие.

[2840]

Здесь подразумеваются мухаджиры, ансары и все те, кто будет следовать за ними до самого Дня воскресения.

[2841]

Скот”, 84 — 90.

[2842]

Скот”, 151.

[2843]

В данном случае речь идёт о греховном вообще, но в первую очередь — о прелюбодеянии.

[2844]

“Преграды”, 199.

[2845]

Добыча”, 39.

[2846]

Имеется в виду многобожие.

[2847]

То есть пока люди не станут поклоняться только Аллаху.

[2848]

Иначе говоря, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, нападал на них по той причине, что они были источником искушения для других.

[2849]

Покаяние”, 102.

[2850]

Имеется в виду город, построенный из золотых и серебряных кирпичей.

[2851]

‘Адн — одно из названий рая.

[2852]

“Худ”, 7.

[2853]

Здесь подразумевается справедливость.

[2854]

“Худ”, 102.

[2855]

Имеется в виду наказание.

[2856]

“Аль-Хиджр”, 18.

[2857]

То есть объявляет ангелам то, что было решено Им в предвечности.

[2858]

См.: “Саба”, 23.

[2859]

Имеются в виду веления Аллаха, которые повторяют ангелы.

[2860]

То есть шайтаны.

[2861]

Иначе говоря, когда сбывается подслушанная часть предсказания.

[2862]

“Пчёлы”, 70.

[2863]

То есть дают дожить до глубокой старости, когда человек становится бессильным и дряхлым.

[2864]

“Ночное путешествие”, 3.

[2865]

См. хадис № 1975 и примечания к нему.

[2866]

См. хадис № 1349.

[2867]

В других хадисах приводятся слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сообщавшего, что семьдесят или семьсот тысяч человек из числа его последователей войдут в рай без расчёта.

[2868]

Химйар — название района в Йемене.

[2869]

“Ночное путешествие”, 79.

[2870]

“Ночное путешествие”, 110.

[2871]

Речь идёт о начальном периоде существования ислама.

[2872]

Пещера”, 103 — 105.

[2873]

Имеются в виду дела тех, кто совершал их не так, как предписано шариатом, в силу чего приняты они не будут.

[2874]

Речь идёт о человеке, занимавшем при жизни высокое положение.

[2875]

“Марйам”, 39.

[2876]

Имеется в виду, что День воскресения станет днём всеобщей скорби, поскольку грешники будут жалеть о совершённых ими грехах, а праведники пожалеют о том, что не совершили ещё больше благих дел.

[2877]

То есть когда закончится расчёт и свитки с записями добрых и дурных дел людей будут свёрнуты.

[2878]

Свет”, 6.

[2879]

Имеется в виду, что он обращается не только к вождю, но и к находившимся у него людям.

[2880]

То есть убьёте в качестве воздаяния равным /кисас/.

[2881]

Здесь ‘Уваймир обращается уже лично к ‘Асиму бин ‘Ади, да будет доволен Аллах ими обоими.

[2882]

Иначе говоря, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, понял, что ‘Уваймир, да будет доволен им Аллах, задаёт не отвлечённый вопрос, а спрашивает о самом себе и своей жене.

[2883]

Если муж обвиняет жену в неверности, но не может доказать этого, а жена обвиняет его во лжи, они должны призвать друг на друга проклятие в соответствии с велением Аллаха, которое содержится в айатах под №№ 6 — 9 суры “Свет” (см. хадис № 1676). После этого развод становится окончательным, но жена не должна возвращать мужу свой брачный дар. Кроме того, муж имеет право не признать своим ребёнка, родившегося после такого развода.

[2884]

“Вахара” — ядовитая ящерица красного цвета.

[2885]

Иначе говоря, эта женщина родила чёрного ребёнка.

[2886]

Свет”, 8.

[2887]

В качестве наказания /хадд/ клеветнику полагается нанести восемьдесят ударов плетью или прутом.

[2888]

Свет”, 6 — 9.

[2889]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имеет в виду 8-й айат суры “Свет”, где сказано, что если жена, которую муж обвиняет в прелюбодеянии, четырежды поклянётся Аллахом в том, что это обвинение ложно, то наказанию её подвергать не следует. Однако, поскольку клятвы этой женщины были ложными, она навлекла на себя худшее наказание, а именно — гнев Аллаха.

[2890]

“Различение”, 34.

[2891]

“Румы”, 1 — 2.

[2892]

Имеется в виду одно из десяти больших предзнаменований Дня воскресения.

[2893]

То есть за призыв к Аллаху с помощью Корана и других средств.

[2894]

Здесь подразумеваются люди, которые говорят то, знанием о чём они не обладают, и призывают к тому, относительно чего они не получали никаких велений свыше.

[2895]

“Сад”, 86.

[2896]

В Коране рассказывается о том, что пророк Йусуф, мир ему, истолковал сон фараона, предсказав, что Египту предстоит пережить семь голодных лет. См.: “Йусуф”, 47 — 48.

[2897]

“Дым”, 10 — 15.

[2898]

“Дым”, 16.

[2899]

Здесь имеется в виду тот айат, в котором сказано: «Скажи (неверным): “Господь мой не обратит на вас внимания, если вы не станете взывать (к Нему), ведь вы отвергли (Его, и поэтому наказание) станет неизбежным!”» (“Различение”, 77).

[2900]

“Румы”, 1 — 3.

[2901]

См. примечания к хадису под № 518.

[2902]

Земной поклон”, 17.

[2903]

“Сонмы”, 51.

[2904]

То есть предлагали ему себя в жёны, не требуя за это неотчуждаемого брачного дара /махр/.

[2905]

Имеются в виду те жёны, очередь которых была отложена. Это разрешение касается только пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[2906]

“Сонмы”, 53.

[2907]

То есть которому стыдно сказать вам об этом прямо.

[2908]

Имеются в виду жёны пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[2909]

Имеются в виду женщины.

[2910]

“Сонмы”, 54 — 55.

[2911]

Здесь подразумеваются верующие женщины.

[2912]

См.: “Свет”, 31; см. также хадисы под №№ 119 и 255.

[2913]

“Тарибат йамину-ки” — идиоматическое выражение, которое имеет следующий смысл: если ты не сделаешь того, о чём я говорю тебе, то многое потеряешь.

[2914]

“Cонмы”, 56.

[2915]

Здесь под словами “благослови” /салли/ и “пошли благословения” /барик/ имеются в виду разные вещи. В первом случае “благослови” означает “отзовись о нём с похвалой среди ангелов”, что же касается слов “пошли благословения”, то в них вкладывается иной смысл — “продолжай возвышать его и оказывать ему честь”.

[2916]

Имеются в виду слова “Мир тебе, о пророк, милость Аллаха и Его благословения /Ас-саляму ‘аляй-кя, айу-ха-н-набийу, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху/”, произносимые во время ташаххуда.

[2917]

“Сонмы”, 69.

[2918]

См. хадис № 192

[2919]

“Саба’”, 46.

[2920]

“Йа сабаха-ху!” — восклицание, которое используется как предупреждение о грозящей опасности.

[2921]

Здесь речь идёт о самом начале призыва пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который предупреждал людей о том, что их ждёт, если они не обратятся к единобожию.

[2922]

Абу Ляхаб (“отец пламени”) — прозвище Абд аль-‘Уззы бин ‘Абд аль-Мутталиба, дяди пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и одного из главных его врагов.

[2923]

Имеется в виду вся сура “Пальмовые волокна”.

[2924]

“Толпы”, 53.

[2925]

С этими словами Аллах Всевышний обращается к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, повелевая ему передать их людям от первого лица.

[2926]

“Различение”, 68.

[2927]

“Толпы”, 67.

[2928]

Имеется в виду, что многобожники не почитали Аллаха должным образом, не поклонялись Ему и не выполняли Его велений.

[2929]

“Толпы”, 67.

[2930]

“Толпы”, 68.

[2931]

Причиной отказа являлось незнание.

[2932]

Совет”, 23.

[2933]

То есть за призыв к Аллаху с помощью Корана и других средств.

[2934]

“Дым”, 12.

[2935]

“Сад”, 86.

[2936]

“Дым”, 12.

[2937]

“Дым”, 10 — 16.

[2938]

См. хадис № 1678, а также примечание к хадису № 518.

[2939]

“Коленопреклонённые”, 24.

[2940]

Это значит: Я создал время и Я управляю как временем, так и всем тем, что с ним связано.

[2941]

“Пески”, 24.

[2942]

Имеется в виду надгортанник.

[2943]

Имеется в виду народ ‘ад, уничтоженный страшным ураганом за неподчинение направленному к ним Аллахом пророку Худу, мир ему.

[2944]

Речь идёт о туче.

[2945]

“Мухаммад”, 22.

[2946]

Имеется в виду обращение с мольбой о помощи и защите.

[2947]

То есть лишу его Своей милости.

[2948]

В данном случае имеются в виду сражения верующих друг с другом.

[2949]

“Каф”, 30.

[2950]

Гора”, 1 — 2.

[2951]

Имеется в виду гора Синай, где Аллах говорил с пророком Мусой, мир ему.

[2952]

Здесь подразумевается либо Хранимая Скрижаль, либо Коран.

[2953]

То есть без участия Творца.

[2954]

То есть или сами они создали себя?

[2955]

Имеется в виду, что у них нет твёрдой веры в то, что это создано Аллахом.

[2956]

Гора”, 35 — 37.

[2957]

Смысл и логика этих айатов так повлияли на Джубайра, да будет доволен им Аллах, что под их воздействием он принял ислам.

[2958]

Звезда”, 19.

[2959]

Имена богинь, которым поклонялись арабы в доисламские времена. Что касается имени аль-Лат, то, по одним данным, это имя женского рода от имени Аллах, по другим же, так звали человека, который растирал (йалутту) савик[2960] для паломников.

[2960]

См. примечание к хадису № 894.

[2961]

Имеются в виду азартные игры.

[2962]

Это значит, что человек, сделавший своему товарищу подобное предложение, в качестве искупления за свой грех должен подать милостыню.

[2963]

Луна”, 46.

[2964]

Имеется в виду День воскресения.

[2965]

Милостивый”, 62.

[2966]

Речь идёт о райских садах.

[2967]

Милостивый”, 72.

[2968]

Имеется в виду, что каждый верующий будет приходить к своим жёнам.

[2969]

“Испытуемая”, 1.

[2970]

Это было в период подготовки мусульманской армии к походу на Мекку.

[2971]

Название места, расположенного между Мединой и Меккой.

[2972]

Хатиб предупреждал курайшитов о том, что пророк, да благословит

Скачать:TXTPDF

Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать бесплатно, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать онлайн