если же ребёнка у него не было и родители являются (единственными) наследниками, то матери (причитается) треть. Если у (покойного) были братья (или сёстры), то матери (причитается) одна шестая (часть наследства, делить же наследство всегда необходимо) после выплаты завещанного или долгов. Не знаете вы, кто приносит вам больше пользы — ваши родители или ваши дети. Таковы предписания Аллаха (относительно наследства), поистине, Аллах — Знающий, Мудрый» (“Женщины”, 11). См. также: “Женщины”, 12; 176.
[2810]
“Женщины”, 40.
[2811]
См. хадис № 437.
[2812]
Имеется в виду, что им будет указано на огонь.
[2813]
Имеется в виду общее представление об атрибутах Аллаха, сложившееся у мусульман в результате ознакомления с айатами Корана и сунной пророка, да благословит его Аллах и приветствует. В Коране сказано: «Нет ничего, подобного Ему…» (“Совет”, 11).
[2814]
“Женщины”, 41.
[2815]
Имеется в виду пророк каждой религиозной общины.
[2816]
То есть как свидетеля против неверных из твоего народа и против тех, до кого ты довёл послание Аллаха.
[2817]
“Женщины”, 97.
[2818]
Имеются в виду грешники.
[2819]
Здесь речь идёт о мусульманах, которые не пожелали переселяться и остались среди многобожников, в силу чего у них не было возможности выполнять предписания ислама.
[2820]
То есть нас притесняли.
[2821]
“Женщины”, 163.
[2822]
Имеются в виду пророки, принадлежавшие к разным коленам Израиля.
[2823]
Речь идёт о людях, которые станут говорить подобные вещи только для того, чтобы унизить Йунуса (библейский Иона), мир ему. См. хадис № 1052.
[2824]
“Трапеза”, 67.
[2825]
“Трапеза”, 87.
[2826]
См. прим. к хадису № 1574.
[2827]
“Трапеза”, 90.
[2828]
Майсир — азартная игра на доли туши верблюда.
[2829]
“Фадих” — вино из недозрелых фиников или из винограда.
[2830]
“Трапеза”, 101.
[2831]
То есть не спрашивайте пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о несущественном и о том, что не касается вашей религии, так как подобные вопросы могут привести к тому, что вам будет вменено в обязанность то, что прежде было необязательным.
[2832]
Здесь Аллах запрещает Своим верующим рабам задавать вопросы о том, что огорчит их, если станет им известно. Имеются в виду вопросы относительно своего происхождения, которые отдельные мусульмане задавали пророку, да благословит его Аллах и приветствует, а также вопросы о том, где они окажутся — в аду или в раю. Возможная причина этого запрета состояла в том, что, если бы люди получили соответствующие разъяснения, это не принесло бы им блага. То же самое касалось и таких вопросов, ответы на которые могли бы повлечь за собой возложение на людей дополнительных религиозных обязанностей.
[2833]
В этом айате сказано: «Скажи: “Он может наслать на вас наказание сверху и из-под ног ваших или разделить вас на группы и дать одним из вас вкусить силу других”. Посмотри же, как Мы разъясняем знамения, чтобы они поняли» (“Скот”, 65).
[2834]
Иначе говоря, подчинить одних из вас другим.
[2835]
“Скот”, 90.
[2836]
То есть пророки, мир им.
[2837]
Конкретно имеется в виду 24-й аят суры “Сад”, где сказано: «И Дауд убедился, что Мы только испытывали его, и попросил прощения у своего Господа, и склонился в земном поклоне и обратился (к Аллаху с покаянием)».
[2838]
Имеется в виду Ибрахим, мир ему.
[2839]
Имеются в виду мекканские многобожники и другие.
[2840]
Здесь подразумеваются мухаджиры, ансары и все те, кто будет следовать за ними до самого Дня воскресения.
[2841]
“Скот”, 84 — 90.
[2842]
“Скот”, 151.
[2843]
В данном случае речь идёт о греховном вообще, но в первую очередь — о прелюбодеянии.
[2844]
“Преграды”, 199.
[2845]
“Добыча”, 39.
[2846]
Имеется в виду многобожие.
[2847]
То есть пока люди не станут поклоняться только Аллаху.
[2848]
Иначе говоря, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, нападал на них по той причине, что они были источником искушения для других.
[2849]
“Покаяние”, 102.
[2850]
Имеется в виду город, построенный из золотых и серебряных кирпичей.
[2851]
‘Адн — одно из названий рая.
[2852]
“Худ”, 7.
[2853]
Здесь подразумевается справедливость.
[2854]
“Худ”, 102.
[2855]
Имеется в виду наказание.
[2856]
“Аль-Хиджр”, 18.
[2857]
То есть объявляет ангелам то, что было решено Им в предвечности.
[2858]
См.: “Саба”, 23.
[2859]
Имеются в виду веления Аллаха, которые повторяют ангелы.
[2860]
То есть шайтаны.
[2861]
Иначе говоря, когда сбывается подслушанная часть предсказания.
[2862]
“Пчёлы”, 70.
[2863]
То есть дают дожить до глубокой старости, когда человек становится бессильным и дряхлым.
[2864]
“Ночное путешествие”, 3.
[2865]
См. хадис № 1975 и примечания к нему.
[2866]
См. хадис № 1349.
[2867]
В других хадисах приводятся слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сообщавшего, что семьдесят или семьсот тысяч человек из числа его последователей войдут в рай без расчёта.
[2868]
Химйар — название района в Йемене.
[2869]
“Ночное путешествие”, 79.
[2870]
“Ночное путешествие”, 110.
[2871]
Речь идёт о начальном периоде существования ислама.
[2872]
“Пещера”, 103 — 105.
[2873]
Имеются в виду дела тех, кто совершал их не так, как предписано шариатом, в силу чего приняты они не будут.
[2874]
Речь идёт о человеке, занимавшем при жизни высокое положение.
[2875]
“Марйам”, 39.
[2876]
Имеется в виду, что День воскресения станет днём всеобщей скорби, поскольку грешники будут жалеть о совершённых ими грехах, а праведники пожалеют о том, что не совершили ещё больше благих дел.
[2877]
То есть когда закончится расчёт и свитки с записями добрых и дурных дел людей будут свёрнуты.
[2878]
“Свет”, 6.
[2879]
Имеется в виду, что он обращается не только к вождю, но и к находившимся у него людям.
[2880]
То есть убьёте в качестве воздаяния равным /кисас/.
[2881]
Здесь ‘Уваймир обращается уже лично к ‘Асиму бин ‘Ади, да будет доволен Аллах ими обоими.
[2882]
Иначе говоря, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, понял, что ‘Уваймир, да будет доволен им Аллах, задаёт не отвлечённый вопрос, а спрашивает о самом себе и своей жене.
[2883]
Если муж обвиняет жену в неверности, но не может доказать этого, а жена обвиняет его во лжи, они должны призвать друг на друга проклятие в соответствии с велением Аллаха, которое содержится в айатах под №№ 6 — 9 суры “Свет” (см. хадис № 1676). После этого развод становится окончательным, но жена не должна возвращать мужу свой брачный дар. Кроме того, муж имеет право не признать своим ребёнка, родившегося после такого развода.
[2884]
“Вахара” — ядовитая ящерица красного цвета.
[2885]
Иначе говоря, эта женщина родила чёрного ребёнка.
[2886]
“Свет”, 8.
[2887]
В качестве наказания /хадд/ клеветнику полагается нанести восемьдесят ударов плетью или прутом.
[2888]
“Свет”, 6 — 9.
[2889]
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имеет в виду 8-й айат суры “Свет”, где сказано, что если жена, которую муж обвиняет в прелюбодеянии, четырежды поклянётся Аллахом в том, что это обвинение ложно, то наказанию её подвергать не следует. Однако, поскольку клятвы этой женщины были ложными, она навлекла на себя худшее наказание, а именно — гнев Аллаха.
[2890]
“Различение”, 34.
[2891]
“Румы”, 1 — 2.
[2892]
Имеется в виду одно из десяти больших предзнаменований Дня воскресения.
[2893]
То есть за призыв к Аллаху с помощью Корана и других средств.
[2894]
Здесь подразумеваются люди, которые говорят то, знанием о чём они не обладают, и призывают к тому, относительно чего они не получали никаких велений свыше.
[2895]
“Сад”, 86.
[2896]
В Коране рассказывается о том, что пророк Йусуф, мир ему, истолковал сон фараона, предсказав, что Египту предстоит пережить семь голодных лет. См.: “Йусуф”, 47 — 48.
[2897]
“Дым”, 10 — 15.
[2898]
“Дым”, 16.
[2899]
Здесь имеется в виду тот айат, в котором сказано: «Скажи (неверным): “Господь мой не обратит на вас внимания, если вы не станете взывать (к Нему), ведь вы отвергли (Его, и поэтому наказание) станет неизбежным!”» (“Различение”, 77).
[2900]
“Румы”, 1 — 3.
[2901]
См. примечания к хадису под № 518.
[2902]
[2903]
“Сонмы”, 51.
[2904]
То есть предлагали ему себя в жёны, не требуя за это неотчуждаемого брачного дара /махр/.
[2905]
Имеются в виду те жёны, очередь которых была отложена. Это разрешение касается только пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[2906]
“Сонмы”, 53.
[2907]
То есть которому стыдно сказать вам об этом прямо.
[2908]
Имеются в виду жёны пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[2909]
Имеются в виду женщины.
[2910]
“Сонмы”, 54 — 55.
[2911]
Здесь подразумеваются верующие женщины.
[2912]
См.: “Свет”, 31; см. также хадисы под №№ 119 и 255.
[2913]
“Тарибат йамину-ки” — идиоматическое выражение, которое имеет следующий смысл: если ты не сделаешь того, о чём я говорю тебе, то многое потеряешь.
[2914]
“Cонмы”, 56.
[2915]
Здесь под словами “благослови” /салли/ и “пошли благословения” /барик/ имеются в виду разные вещи. В первом случае “благослови” означает “отзовись о нём с похвалой среди ангелов”, что же касается слов “пошли благословения”, то в них вкладывается иной смысл — “продолжай возвышать его и оказывать ему честь”.
[2916]
Имеются в виду слова “Мир тебе, о пророк, милость Аллаха и Его благословения /Ас-саляму ‘аляй-кя, айу-ха-н-набийу, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху/”, произносимые во время ташаххуда.
[2917]
“Сонмы”, 69.
[2918]
См. хадис № 192
[2919]
“Саба’”, 46.
[2920]
“Йа сабаха-ху!” — восклицание, которое используется как предупреждение о грозящей опасности.
[2921]
Здесь речь идёт о самом начале призыва пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который предупреждал людей о том, что их ждёт, если они не обратятся к единобожию.
[2922]
Абу Ляхаб (“отец пламени”) — прозвище Абд аль-‘Уззы бин ‘Абд аль-Мутталиба, дяди пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и одного из главных его врагов.
[2923]
Имеется в виду вся сура “Пальмовые волокна”.
[2924]
“Толпы”, 53.
[2925]
С этими словами Аллах Всевышний обращается к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, повелевая ему передать их людям от первого лица.
[2926]
“Различение”, 68.
[2927]
“Толпы”, 67.
[2928]
Имеется в виду, что многобожники не почитали Аллаха должным образом, не поклонялись Ему и не выполняли Его велений.
[2929]
“Толпы”, 67.
[2930]
“Толпы”, 68.
[2931]
Причиной отказа являлось незнание.
[2932]
“Совет”, 23.
[2933]
То есть за призыв к Аллаху с помощью Корана и других средств.
[2934]
“Дым”, 12.
[2935]
“Сад”, 86.
[2936]
“Дым”, 12.
[2937]
“Дым”, 10 — 16.
[2938]
См. хадис № 1678, а также примечание к хадису № 518.
[2939]
“Коленопреклонённые”, 24.
[2940]
Это значит: Я создал время и Я управляю как временем, так и всем тем, что с ним связано.
[2941]
“Пески”, 24.
[2942]
Имеется в виду надгортанник.
[2943]
Имеется в виду народ ‘ад, уничтоженный страшным ураганом за неподчинение направленному к ним Аллахом пророку Худу, мир ему.
[2944]
Речь идёт о туче.
[2945]
“Мухаммад”, 22.
[2946]
Имеется в виду обращение с мольбой о помощи и защите.
[2947]
То есть лишу его Своей милости.
[2948]
В данном случае имеются в виду сражения верующих друг с другом.
[2949]
“Каф”, 30.
[2950]
“Гора”, 1 — 2.
[2951]
Имеется в виду гора Синай, где Аллах говорил с пророком Мусой, мир ему.
[2952]
Здесь подразумевается либо Хранимая Скрижаль, либо Коран.
[2953]
То есть без участия Творца.
[2954]
То есть или сами они создали себя?
[2955]
Имеется в виду, что у них нет твёрдой веры в то, что это создано Аллахом.
[2956]
“Гора”, 35 — 37.
[2957]
Смысл и логика этих айатов так повлияли на Джубайра, да будет доволен им Аллах, что под их воздействием он принял ислам.
[2958]
“Звезда”, 19.
[2959]
Имена богинь, которым поклонялись арабы в доисламские времена. Что касается имени аль-Лат, то, по одним данным, это имя женского рода от имени Аллах, по другим же, так звали человека, который растирал (йалутту) савик[2960] для паломников.
[2960]
См. примечание к хадису № 894.
[2961]
Имеются в виду азартные игры.
[2962]
Это значит, что человек, сделавший своему товарищу подобное предложение, в качестве искупления за свой грех должен подать милостыню.
[2963]
“Луна”, 46.
[2964]
Имеется в виду День воскресения.
[2965]
“Милостивый”, 62.
[2966]
Речь идёт о райских садах.
[2967]
“Милостивый”, 72.
[2968]
Имеется в виду, что каждый верующий будет приходить к своим жёнам.
[2969]
“Испытуемая”, 1.
[2970]
Это было в период подготовки мусульманской армии к походу на Мекку.
[2971]
Название места, расположенного между Мединой и Меккой.
[2972]
Хатиб предупреждал курайшитов о том, что пророк, да благословит