Скачать:TXTPDF
Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов)

благословит его Аллах и приветствует, либо о том, что ему было показано во сне.

[3104]

Имеются в виду такие люди, которые при жизни не всегда распоряжались своими богатствами должным образом и были задержаны у врат рая для отчёта.

[3105]

Речь идёт о жребии с целью определения, кто из них поедет вместе с ним.

[3106]

То есть я не могу порицать действия пророка, да благословит его Аллах и приветствует, тем более, что я сама согласилась на предложение Хафсы.

[3107]

Передатчик этого хадиса имеет в виду, что он уверен, что Анас, да будет доволен им Аллах, слышал эти слова от пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[3108]

Имеется в виду человек, который одалживает чужую одежду, чтобы обмануть людей своим внешним видом и заставить их поверить его словам.

[3109]

Один фарсах равен 5760 метрам.

[3110]

Восклицание, которое произносит человек, желающий поставить своего верблюда на колени.

[3111]

Аз-Зубайр, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что ему было неприятно то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел, как его жена носит на голове тяжести.

[3112]

Абу Бакр был отцом Асмы, да будет доволен Аллах ими обоими.

[3113]

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, имеет в виду, что даже в подобные моменты её любовь к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, не уменьшается, а единственным проявлением её недовольства становится то, что она не произносит имени посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

[3114]

Речь идёт о таких родственниках, браки с которыми запретны по шариату.

[3115]

Конкретно имеются в виду родные братья и племянники.

[3116]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что, поскольку мужчина, состоящий с мужем в близком родстве, имеет свободный доступ в дом, он может послужить причиной более опасного искушения и принести больше зла, чем посторонний человек.

[3117]

Развод”, 1.

[3118]

Имеется в виду “‘идда”.

[3119]

Здесь имеется в виду что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, мог ещё дважды вернуть к себе эту женщину и дважды развестись с ней.

[3120]

Здесь имеется в виду что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, мог ещё дважды вернуть к себе эту женщину и дважды развестись с ней.

[3121]

Подразумевается, что её ввели к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, как невесту.

[3122]

Последние слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, означали, что он даёт развод этой женщине.

[3123]

Эта женщина не знала, что он, да благословит его Аллах и приветствует, является посланником Аллаха.

[3124]

Корова”, 229.

[3125]

Речь идёт о таком разводе, после которого жена может вернуться к мужу.

[3126]

Иначе говоря, снова восстановить с ней хорошие отношения и соблюдать все её законные права.

[3127]

Имеется в виду тройной развод.

[3128]

“Запрещение”, 1.

[3129]

То есть добьёмся того, чтобы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не задерживался у Хафсы, да будет доволен ею Аллах.

[3130]

Корова”, 229.

[3131]

Так именуется развод по инициативе жены, после которого брак не может быть возобновлён. При этом жена возвращает мужу брачный дар и выплачивает ему возмещение, которое устанавливается по соглашению между ними или определяется кади.

[3132]

Имеются в виду брачные дары.

[3133]

Сабит был неприятен жене, и она не хотела продолжать жить с ним притворяясь, так как опасалась, что это приведёт её к неверию.

[3134]

Этот сад был брачным подарком Сабита его жене, да будет доволен Аллах ими обоими.

[3135]

Барира была вольноотпущенницей ‘Аиши, да будет доволен Аллах ими обоими.

[3136]

То есть может быть, один из далёких предков твоего сына был чернокожим.

[3137]

Здесь имеется в виду окончательный развод без права возобновления брака.

[3138]

Имеется в виду махр.

[3139]

То есть если твои обвинения в том, что она изменила тебе, соответствуют действительности.

[3140]

Эта женщина страдала от какой-то болезни глаз.

[3141]

Имеется в виду то, что остаётся после всех обязательных расходов.

[3142]

Иначе говоря, он получит за это такую же награду, как и за оказание помощи нуждающимся.

[3143]

Корова”, 172.

[3144]

Абу Хурайра попросил ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, об этом только для того, чтобы он по его виду понял, что ему необходимо поесть, и накормил его чем-нибудь.

[3145]

Абу Хурайра (“отец кошечки”) — прозвище ‘Абд ар-Рахмана бин Сахра, передавшего этот хадис. Его прозвали так за то, что он часто носил с собой в рукаве одежды кошку, и чаще всего называли именно так, но в данном случае пророк, да благословит его Аллах и приветствует, называет его Абу Хирр (“отец кота”).

[3146]

‘Умар бин Абу Салама был сыном жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Умм Саламы, да будет доволен Аллах ими обоими, от её первого брака.

[3147]

Имеется в виду ягнёнок, приготовленный особым образом: сначала его ошпаривали кипятком для того, чтобы удалить волосы, а потом зажаривали целиком, не сдирая кожи. Такие блюда могли позволить себе только богатые и знатные люди.

[3148]

При жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, такими столами пользовались представители знати, считавшие, что склонять голову во время еды ниже их достоинства.

[3149]

Иначе говоря, верующий довольствуется малым количеством пищи.

[3150]

Эти слова не следует понимать буквально. Имеется в виду, что верующему человеку достаточно и немногого, тогда как неверующий старается получить как можно больше мирских благ.

[3151]

Имеется виду ячменная мука.

[3152]

То есть дули на муку, чтобы удалить из неё шелуху.

[3153]

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что ему пришлось жевать его долго.

[3154]

Блюдо, которое готовят из муки или отрубей, иногда добавляя туда мёд.

[3155]

Мясная похлёбка, в которую крошился хлеб.

[3156]

Дибадж — название дорогой материи на шёлковой основе. Запрет на ношение таких тканей касается только мужчин.

[3157]

Имеются в виду неверные.

[3158]

‘Аджва — название сорта фиников.

[3159]

Имеются в виду жена, дети или рабы.

[3160]

Джабир, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что омовение совершалось до еды.

[3161]

“Сонмы”, 53.

[3162]

См. хадис № 1636.

[3163]

Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разжевал финик, вложил немного образовавшейся кашицы в рот младенцу, помазав ему этой кашицей нёбо, а потом дал ему имя.

[3164]

См. хадис № 1518.

[3165]

То есть первым из родившихся младенцев после переселения мусульман в Медину.

[3166]

Имеется в виду сбривание волос или совершение обрезания.

[3167]

Фара‘” может означать одно из трёх: а) первый приплод овец или верблюдов, который арабы в доисламские времена приносили в жертву идолам; б) жертва, которую они приносили, когда количество их верблюдов увеличивалось до желаемого предела; в) угощение, которое устраивалось в связи с рождением верблюжат.

[3168]

Ми‘рад — стрела без оперения и без наконечника, но с заострённым концом древка.

[3169]

Вакиз — всё то, что забито палкой, камнем или тем, у чего нет острия, и что запрещается употреблять в пищу.

[3170]

Имеется в виду такая собака, над которой не произнесли имя Аллаха, прежде чем спустить её на дичь.

[3171]

Имеется в виду произнесение имени Аллаха перед выстрелом.

[3172]

См. хадис № 1021.

[3173]

Имеется в виду перерезание сонной артерии у основания шеи животного.

[3174]

“Мусля” — отрезание различных частей тела ещё живого животного.

[3175]

“Масбура” и “муджассама” — положение животного или птицы, используемых в качестве мишени для стрел или камней. Если животное при этом умирает, использовать его в пищу запрещается.

[3176]

Имеются в виду праздник жертвоприношения /‘ид аль-адха/ и праздник разговения /‘ид аль-фитр/.

[3177]

Трапеза”, 90.

ии

[3178]

Иначе говоря, не прекратил делать этого и не попросил у Аллаха прощения.

[3179]

Здесь подразумевается, что вера такого человека уменьшается.

[3180]

“Таур” — общее название сосудов из камня, меди или дерева.

[3181]

Это имело место до ниспослания айата о завесе.

[3182]

Имеются в виду сосуды, использовавшиеся для приготовления, хранения и транспортировки алкогольных напитков. См. хадис № 49 и примечания к нему.

[3183]

Речь идёт о смешивании с целью приготовления сладкого питья.

[3184]

“Пчёлы”, 66.

[3185]

Ан-Наки‘ — название места.

[3186]

Иначе говоря, тоже пил воду стоя.

[3187]

Имеется в виду смежная стена, общая для двух соседей.

[3188]

Здесь подразумевается, что в сосуд дышать не следует.

[3189]

‘Умар бин ‘Абд аль-‘Азиз (717 — 720) — xалиф из династии Омеййадов, отличавшийся крайним благочестием.

[3190]

Имеется в виду, что верующий не выражает своего недовольства, когда его постигает то, что предопределено ему Аллахом, и воздаёт Ему хвалу, когда испытание его заканчивается.

[3191]

То есть во время приступа часть моего тела обнажается помимо моей воли.

[3192]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, навестил Джабира, да будет доволен им Аллах, во время его болезни.

[3193]

“Пророки”, 83.

[3194]

То есть чтобы ты умерла до меня.

[3195]

Этот разговор имел место незадолго до болезни и смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[3196]

То есть чтобы в связи с этим среди мусульман не возникало никаких конфликтов.

[3197]

Или: Аллах отвергнет (всё иное), а верующие не допустят (этого)!

[3198]

Имеются в виду те сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые ушли из жизни, не успев насладиться никакими мирскими благами.

[3199]

Иначе говоря, обещанная им награда в мире ином не стала меньше ни на йоту, так как мирские блага им не достались.

[3200]

Хаббаб, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что богатства их были столь значительны, что найти им применение можно будет, только истратив деньги на строительство.

[3201]

Возможно, что Хаббаб, да будет доволен им Аллах, сказал это, страдая от боли. Возможно также, что его слова объяснялись опасениями перед тем, что богатство может ввести его в искушение и повредить его религии.

[3202]

Иначе говоря, никто не войдёт в рай благодаря своим делам, но только благодаря милости Аллаха.

[3203]

То есть не старайтесь делать то, что вам не по силам делать постоянно, придерживайтесь умеренности.

[3204]

Это значит: старайтесь найти для себя нечто оптимальное, то, что вы сможете совершать изо дня в день.

[3205]

Здесь имеется в виду нежелательность, а не абсолютный запрет.

[3206]

“Пчёлы”, 69.

[3207]

Помимо прочего цирюльники ставили больным банки и делали им кровопускания.

[3208]

См. хадис № 953 и примечание к нему.

[3209]

Речь идёт о количестве от трёх до десяти человек.

[3210]

То есть не отказываются от намеченного, усматривая дурное предзнаменование в направлении полёта птиц.

[3211]

В доисламские времена среди арабов был распространён обычай гадания об успехе задуманного дела по полёту птиц.

[3212]

Увидеть сову считалось дурным знаком.

[3213]

Эти слова были сказаны для того, чтобы люди не считали, что основной причиной болезни является непосредственный контакт с больным. См. хадис № (5717).

[3214]

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас увидит то, что ему не понравится, пусть скажет: “О Аллах, никто, кроме Тебя, не приносит хорошего, и никто, кроме Тебя, не отражает дурного, и нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха! /Аллахумма, ля йа’ти би-ль-хасанати илля Анта, ва ля йадфа‘у-с-са’ийати илля Анта, ва ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях!/”»

[3215]

В доисламские времена среди арабов был распространён обычай гадания об успехе задуманного дела по полёту птиц.

[3216]

Увидеть сову считалось дурным знаком.

[3217]

Эти слова были сказаны для того, чтобы люди не считали, что основной причиной болезни является непосредственный контакт с больным. См. хадис № (5717).

[3218]

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас увидит то, что ему не понравится, пусть скажет: “О Аллах, никто, кроме Тебя, не приносит хорошего, и никто, кроме Тебя, не отражает дурного,

Скачать:TXTPDF

Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать бесплатно, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать онлайн