благословит его Аллах и приветствует, либо о том, что ему было показано во сне.
[3104]
Имеются в виду такие люди, которые при жизни не всегда распоряжались своими богатствами должным образом и были задержаны у врат рая для отчёта.
[3105]
Речь идёт о жребии с целью определения, кто из них поедет вместе с ним.
[3106]
То есть я не могу порицать действия пророка, да благословит его Аллах и приветствует, тем более, что я сама согласилась на предложение Хафсы.
[3107]
Передатчик этого хадиса имеет в виду, что он уверен, что Анас, да будет доволен им Аллах, слышал эти слова от пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[3108]
Имеется в виду человек, который одалживает чужую одежду, чтобы обмануть людей своим внешним видом и заставить их поверить его словам.
[3109]
Один фарсах равен 5760 метрам.
[3110]
Восклицание, которое произносит человек, желающий поставить своего верблюда на колени.
[3111]
Аз-Зубайр, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что ему было неприятно то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел, как его жена носит на голове тяжести.
[3112]
Абу Бакр был отцом Асмы, да будет доволен Аллах ими обоими.
[3113]
‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, имеет в виду, что даже в подобные моменты её любовь к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, не уменьшается, а единственным проявлением её недовольства становится то, что она не произносит имени посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
[3114]
Речь идёт о таких родственниках, браки с которыми запретны по шариату.
[3115]
Конкретно имеются в виду родные братья и племянники.
[3116]
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что, поскольку мужчина, состоящий с мужем в близком родстве, имеет свободный доступ в дом, он может послужить причиной более опасного искушения и принести больше зла, чем посторонний человек.
[3117]
“Развод”, 1.
[3118]
Имеется в виду “‘идда”.
[3119]
Здесь имеется в виду что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, мог ещё дважды вернуть к себе эту женщину и дважды развестись с ней.
[3120]
Здесь имеется в виду что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, мог ещё дважды вернуть к себе эту женщину и дважды развестись с ней.
[3121]
Подразумевается, что её ввели к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, как невесту.
[3122]
Последние слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, означали, что он даёт развод этой женщине.
[3123]
Эта женщина не знала, что он, да благословит его Аллах и приветствует, является посланником Аллаха.
[3124]
“Корова”, 229.
[3125]
Речь идёт о таком разводе, после которого жена может вернуться к мужу.
[3126]
Иначе говоря, снова восстановить с ней хорошие отношения и соблюдать все её законные права.
[3127]
Имеется в виду тройной развод.
[3128]
“Запрещение”, 1.
[3129]
То есть добьёмся того, чтобы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не задерживался у Хафсы, да будет доволен ею Аллах.
[3130]
“Корова”, 229.
[3131]
Так именуется развод по инициативе жены, после которого брак не может быть возобновлён. При этом жена возвращает мужу брачный дар и выплачивает ему возмещение, которое устанавливается по соглашению между ними или определяется кади.
[3132]
Имеются в виду брачные дары.
[3133]
Сабит был неприятен жене, и она не хотела продолжать жить с ним притворяясь, так как опасалась, что это приведёт её к неверию.
[3134]
Этот сад был брачным подарком Сабита его жене, да будет доволен Аллах ими обоими.
[3135]
Барира была вольноотпущенницей ‘Аиши, да будет доволен Аллах ими обоими.
[3136]
То есть может быть, один из далёких предков твоего сына был чернокожим.
[3137]
Здесь имеется в виду окончательный развод без права возобновления брака.
[3138]
Имеется в виду махр.
[3139]
То есть если твои обвинения в том, что она изменила тебе, соответствуют действительности.
[3140]
Эта женщина страдала от какой-то болезни глаз.
[3141]
Имеется в виду то, что остаётся после всех обязательных расходов.
[3142]
Иначе говоря, он получит за это такую же награду, как и за оказание помощи нуждающимся.
[3143]
“Корова”, 172.
[3144]
Абу Хурайра попросил ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, об этом только для того, чтобы он по его виду понял, что ему необходимо поесть, и накормил его чем-нибудь.
[3145]
Абу Хурайра (“отец кошечки”) — прозвище ‘Абд ар-Рахмана бин Сахра, передавшего этот хадис. Его прозвали так за то, что он часто носил с собой в рукаве одежды кошку, и чаще всего называли именно так, но в данном случае пророк, да благословит его Аллах и приветствует, называет его Абу Хирр (“отец кота”).
[3146]
‘Умар бин Абу Салама был сыном жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Умм Саламы, да будет доволен Аллах ими обоими, от её первого брака.
[3147]
Имеется в виду ягнёнок, приготовленный особым образом: сначала его ошпаривали кипятком для того, чтобы удалить волосы, а потом зажаривали целиком, не сдирая кожи. Такие блюда могли позволить себе только богатые и знатные люди.
[3148]
При жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, такими столами пользовались представители знати, считавшие, что склонять голову во время еды ниже их достоинства.
[3149]
Иначе говоря, верующий довольствуется малым количеством пищи.
[3150]
Эти слова не следует понимать буквально. Имеется в виду, что верующему человеку достаточно и немногого, тогда как неверующий старается получить как можно больше мирских благ.
[3151]
Имеется виду ячменная мука.
[3152]
То есть дули на муку, чтобы удалить из неё шелуху.
[3153]
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что ему пришлось жевать его долго.
[3154]
Блюдо, которое готовят из муки или отрубей, иногда добавляя туда мёд.
[3155]
Мясная похлёбка, в которую крошился хлеб.
[3156]
Дибадж — название дорогой материи на шёлковой основе. Запрет на ношение таких тканей касается только мужчин.
[3157]
Имеются в виду неверные.
[3158]
‘Аджва — название сорта фиников.
[3159]
Имеются в виду жена, дети или рабы.
[3160]
Джабир, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что омовение совершалось до еды.
[3161]
“Сонмы”, 53.
[3162]
См. хадис № 1636.
[3163]
Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разжевал финик, вложил немного образовавшейся кашицы в рот младенцу, помазав ему этой кашицей нёбо, а потом дал ему имя.
[3164]
См. хадис № 1518.
[3165]
То есть первым из родившихся младенцев после переселения мусульман в Медину.
[3166]
Имеется в виду сбривание волос или совершение обрезания.
[3167]
“Фара‘” может означать одно из трёх: а) первый приплод овец или верблюдов, который арабы в доисламские времена приносили в жертву идолам; б) жертва, которую они приносили, когда количество их верблюдов увеличивалось до желаемого предела; в) угощение, которое устраивалось в связи с рождением верблюжат.
[3168]
Ми‘рад — стрела без оперения и без наконечника, но с заострённым концом древка.
[3169]
Вакиз — всё то, что забито палкой, камнем или тем, у чего нет острия, и что запрещается употреблять в пищу.
[3170]
Имеется в виду такая собака, над которой не произнесли имя Аллаха, прежде чем спустить её на дичь.
[3171]
Имеется в виду произнесение имени Аллаха перед выстрелом.
[3172]
См. хадис № 1021.
[3173]
Имеется в виду перерезание сонной артерии у основания шеи животного.
[3174]
“Мусля” — отрезание различных частей тела ещё живого животного.
[3175]
“Масбура” и “муджассама” — положение животного или птицы, используемых в качестве мишени для стрел или камней. Если животное при этом умирает, использовать его в пищу запрещается.
[3176]
Имеются в виду праздник жертвоприношения /‘ид аль-адха/ и праздник разговения /‘ид аль-фитр/.
[3177]
“Трапеза”, 90.
ии
[3178]
Иначе говоря, не прекратил делать этого и не попросил у Аллаха прощения.
[3179]
Здесь подразумевается, что вера такого человека уменьшается.
[3180]
“Таур” — общее название сосудов из камня, меди или дерева.
[3181]
Это имело место до ниспослания айата о завесе.
[3182]
Имеются в виду сосуды, использовавшиеся для приготовления, хранения и транспортировки алкогольных напитков. См. хадис № 49 и примечания к нему.
[3183]
Речь идёт о смешивании с целью приготовления сладкого питья.
[3184]
“Пчёлы”, 66.
[3185]
Ан-Наки‘ — название места.
[3186]
Иначе говоря, тоже пил воду стоя.
[3187]
Имеется в виду смежная стена, общая для двух соседей.
[3188]
Здесь подразумевается, что в сосуд дышать не следует.
[3189]
‘Умар бин ‘Абд аль-‘Азиз (717 — 720) — xалиф из династии Омеййадов, отличавшийся крайним благочестием.
[3190]
Имеется в виду, что верующий не выражает своего недовольства, когда его постигает то, что предопределено ему Аллахом, и воздаёт Ему хвалу, когда испытание его заканчивается.
[3191]
То есть во время приступа часть моего тела обнажается помимо моей воли.
[3192]
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, навестил Джабира, да будет доволен им Аллах, во время его болезни.
[3193]
“Пророки”, 83.
[3194]
То есть чтобы ты умерла до меня.
[3195]
Этот разговор имел место незадолго до болезни и смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[3196]
То есть чтобы в связи с этим среди мусульман не возникало никаких конфликтов.
[3197]
Или: Аллах отвергнет (всё иное), а верующие не допустят (этого)!
[3198]
Имеются в виду те сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые ушли из жизни, не успев насладиться никакими мирскими благами.
[3199]
Иначе говоря, обещанная им награда в мире ином не стала меньше ни на йоту, так как мирские блага им не достались.
[3200]
Хаббаб, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что богатства их были столь значительны, что найти им применение можно будет, только истратив деньги на строительство.
[3201]
Возможно, что Хаббаб, да будет доволен им Аллах, сказал это, страдая от боли. Возможно также, что его слова объяснялись опасениями перед тем, что богатство может ввести его в искушение и повредить его религии.
[3202]
Иначе говоря, никто не войдёт в рай благодаря своим делам, но только благодаря милости Аллаха.
[3203]
То есть не старайтесь делать то, что вам не по силам делать постоянно, придерживайтесь умеренности.
[3204]
Это значит: старайтесь найти для себя нечто оптимальное, то, что вы сможете совершать изо дня в день.
[3205]
Здесь имеется в виду нежелательность, а не абсолютный запрет.
[3206]
“Пчёлы”, 69.
[3207]
Помимо прочего цирюльники ставили больным банки и делали им кровопускания.
[3208]
См. хадис № 953 и примечание к нему.
[3209]
Речь идёт о количестве от трёх до десяти человек.
[3210]
То есть не отказываются от намеченного, усматривая дурное предзнаменование в направлении полёта птиц.
[3211]
В доисламские времена среди арабов был распространён обычай гадания об успехе задуманного дела по полёту птиц.
[3212]
Увидеть сову считалось дурным знаком.
[3213]
Эти слова были сказаны для того, чтобы люди не считали, что основной причиной болезни является непосредственный контакт с больным. См. хадис № (5717).
[3214]
Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас увидит то, что ему не понравится, пусть скажет: “О Аллах, никто, кроме Тебя, не приносит хорошего, и никто, кроме Тебя, не отражает дурного, и нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха! /Аллахумма, ля йа’ти би-ль-хасанати илля Анта, ва ля йадфа‘у-с-са’ийати илля Анта, ва ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях!/”»
[3215]
В доисламские времена среди арабов был распространён обычай гадания об успехе задуманного дела по полёту птиц.
[3216]
Увидеть сову считалось дурным знаком.
[3217]
Эти слова были сказаны для того, чтобы люди не считали, что основной причиной болезни является непосредственный контакт с больным. См. хадис № (5717).
[3218]
Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас увидит то, что ему не понравится, пусть скажет: “О Аллах, никто, кроме Тебя, не приносит хорошего, и никто, кроме Тебя, не отражает дурного,