Скачать:TXTPDF
Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов)

и нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха! /Аллахумма, ля йа’ти би-ль-хасанати илля Анта, ва ля йадфа‘у-с-са’ийати илля Анта, ва ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях!/”»

[3219]

То есть горячку или же лихорадку.

[3220]

Иначе говоря, войдёт в рай, как и любой из тех, кто погиб за веру.

[3221]

Произнося эти слова, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, смачивал слюной указательный палец, касался им земли, а потом наносил получавшуюся смесь слюны и почвы на больное место.

[3222]

Имеется в виду попытка усмотреть доброе или дурное предзнаменование по полёту птиц.

[3223]

То есть слышит и считает его для себя хорошим знаком.

[3224]

Прорицателем /кахин/ в доисламской Аравии называли человека, утверждавшего, что в состоянии транса он может общаться либо с божеством, либо с его посланниками — ангелами и джиннами. Во время транса кахины часто говорили рифмованной прозой /садж‘/.

[3225]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал так ввиду того, что этот человек говорил рифмованной прозой.

[3226]

В данном случае речь идёт как о животных, так и о людях.

[3227]

См. хадис № 1334 и примечание к нему.

[3228]

Здесь речь идёт о ногах тех людей, которые волочат за собой одежду по земле из кичливости.

[3229]

Множественное число от “бурд” — чёрный бедуинский плащ с узорами.

[3230]

Множественное число от “хибара” — йеменский плащ зелёного цвета.

[3231]

“Шамля” — название одного из видов плащей, в которые можно было заворачиваться полностью.

[3232]

Имеется в виду человек, который искренне верит в то, что он говорит.

[3233]

См. примечания к хадису № 1367

[3234]

Имеется в виду, что узоры по краям одежды должны быть не шире двух пальцев.

[3235]

То есть использовать его в качестве благовония и обмазываться им.

[3236]

См. хадис № 1591.

[3237]

“Зарира” — название одного из видов благовоний, которое состоит из нескольких компонентов.

[3238]

“Зарра” — это слово означает и “маленький муравей”, и “пылинка”.

[3239]

Таким образом, запретным является не только поношение собственных родителей как таковое, но и любые действия, которые могут привести к тому, что бранить их станет кто-нибудь другой.

[3240]

Имеется в виду человек, порывающий родственные связи.

[3241]

“Рахим” — родственные связи; кровное родство.

[3242]

Милостивый.

[3243]

То есть лишу такого человека Своей милости.

[3244]

Здесь имеется в виду Абу Талиб, дядя пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также те члены его семьи, которые не приняли ислам.

[3245]

“Аулийа” — ед. ч. “вали”. Это слово является многозначным (cм. примечание к хадису № 2023). Здесь имеются в виду члены одного рода, которые в случае необходимости должны обеспечивать друг другу защиту, помощь и покровительство. В значении “Покровитель” это слово применяется в Коране по отношению к Аллаху.

[3246]

Дословно — “орошать”. Таким образом, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сравнивает разрыв родственных связей с невыносимым зноем, спасением от которого может служить только их поддержание.

[3247]

То есть тот, кто отвечает тем же на хорошее отношение со стороны своих родственников.

[3248]

Иначе говоря, тот, кто не следует дурному примеру родственников, а всячески старается сохранить связи с ними.

[3249]

Бедуин задал этот вопрос, увидев, что люди в Медине целуют своих детей.

[3250]

Речь идёт о женщинах и детях, захваченных в качестве военной добычи во время одного из походов.

[3251]

Эта женщина потеряла своего ребёнка, но потом нашла его.

[3252]

В некоторых версиях этого хадиса говорится о “верующих рабах”.

[3253]

Имеется в виду внук пророка, да благословит его Аллах и приветствует, аль-Хасан бин ‘Али, да будет доволен Аллах ими обоими.

[3254]

В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «…или посеет что-либо…»

[3255]

Подразумевается, что всё это Джибрил, мир ему, делал по велению Аллаха.

[3256]

Иначе говоря, воздерживается от лжи, сплетен, распространения всевозможных слухов и так далее.

[3257]

Имеется в виду, что награда за совершение любого одобряемого шариатом дела будет равна награде за садаку.

[3258]

В эти слова вкладывался следующий смысл: пусть он побольше молится, совершая земные поклоны и касаясь лбом земли.

[3259]

Имеется в виду “клятва, угодная Аллаху” /бай‘ат ар-ридван/, которую дали пророку, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижники в Худайбийе.

[3260]

Имеется в виду, что мусульманин, сознательно давший ложную клятву и сказавший: «Клянусь, если это не так, значит, я — христианин!» — действительно становится христианином.

[3261]

Так, например, никто не должен давать обет подарить кому-либо чужое имущество в случае исполнения своего желания.

[3262]

Здесь имеется в виду “каттат” — такой человек, который сам не видел того, о чём он рассказывает другим.

[3263]

Имеются в виду колдуньи.

[3264]

Иначе говоря, нельзя прекращать общаться с ним, если только это не делается в воспитательных целях. См. хадис № 1828.

[3265]

То есть не старайтесь разузнавать о недостатках других людей.

[3266]

Имеется в виду взвинчивание цены в том случае, когда человек поднимает цену не потому, что действительно хочет купить что-нибудь, а с целью обмана или нанесения ущерба другому.

[3267]

Здесь речь идёт об избавлении от всего дурного в обоих мирах.

[3268]

То есть что-нибудь греховное.

[3269]

Иначе говоря, такой человек открывает то, что Аллах скрыл от других людей, тем самым обрекая себя на наказание в обоих мирах.

[3270]

Покаяние”, 119.

[3271]

“Толпы”, 10.

[3272]

Иначе говоря, со слов первых пророков.

[3273]

В комментариях указывается, что эти слова можно понимать как побуждение совершать любые дела, если человек не чувствует стыда перед Аллахом и людьми, что указывает на их дозволенность. С другой стороны, эти слова можно понимать и как угрозу: если ты лишён чувства стыда, то можешь творить, что угодно, но потом Аллах воздаст тебе за всё.

[3274]

Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поддерживай общение с людьми (при том условии, что) религия твоя (от этого) не пострадает, и шути с членами своей семьи».

[3275]

Смысл этих слов в том, что верующий человек должен учиться на своих ошибках и не повторять их.

[3276]

Раджаз — название стихотворного размера.

[3277]

Хида — пение, которым подгоняли верблюдов и которое по своему ритму соответствовало ритму их шагов.

[3278]

Иначе говоря, лучше болеть, чем чрезмерно увлекаться поэзией.

[3279]

Имеется в виду День воскресения.

[3280]

Распространённое среди арабов восклицание, которое в данном случае не следует понимать в его прямом значении.

[3281]

“Карм” — виноградная лоза.

[3282]

В других хадисах и комментариях к ним указывается, что запрет именовать виноград, из которого делают вино, словом “карм” связан с тем, что это слово образовано от слова “карам” — щедрость. Во времена джахилийи арабы считали, что употребление вина придаёт сердцу пьющего щедрость или же благородство /карам/, тогда как ислам связывает все достойные качества людей с тем, что Аллах почтил /акрама/ человека. Поскольку все вышеупомянутые слова являются однокоренными, это может вызывать нежелательные ассоциации. Вот почему пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хочет указать на то, что благородство сердца верующего не должно иметь ничего общего с запретным напитком даже на ассоциативном уровне. Таким образом, слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «…“карм” — это мусульманин», и его слова «“карм” — это только сердце верующего» означают, что щедрость свойственна мусульманину или же его сердцу, что не имеет ничего общего ни с вином, ни с виноградом.

[3283]

Имеется в виду жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Зайнаб бинт Джахш, да будет доволен ею Аллах.

[3284]

“Барра” — благочестивая.

[3285]

Умм Суляйм — мать Анаса, да будет доволен Аллах ими обоими.

[3286]

“Каварир” — так называли и женщин, имея в виду, что с ними нужно обращаться помягче.

[3287]

Речь идёт о том случае, когда человек зевает, не прикрывая рта рукой.

[3288]

То есть приветствовал, произнося слова “Мир вам /Ас-саляму ‘аляй-кум/”.

[3289]

Иначе говоря, для того, чтобы человек, желающий войти в чужой дом, не увидел его обитателей в таком виде, в котором они не хотели бы предстать перед ним.

[3290]

Иначе говоря, предопределил каждому человеку.

[3291]

Имеются в виду взоры на то, на что смотреть запретно.

[3292]

То есть произнесение всего запретного и порицаемого.

[3293]

Другими словами, половые органы только выполняют тайные желания души.

[3294]

Имеются в виду просьбы того или иного пророка уничтожить его общину за неповиновение или спасти её.

[3295]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приносил покаяние не за грехи, от совершения которых он был защищён Аллахом. Причина была в том, что он считал своё поклонение Аллаху недостаточным и несовершенным.

[3296]

То есть в стремлении к Твоей награде и из страха перед Твоим наказанием.

[3297]

Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, являлся племянником жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Маймуны, да будет доволен ею Аллах.

[3298]

В то время Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, был ещё ребёнком.

[3299]

См. хадисы под №№ 112 и 138.

[3300]

Имеются в виду насекомые или змеи.

[3301]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указывает на то, что, когда речь идёт об Аллахе, произносить слова “если захочешь” бессмысленно, поскольку Аллах и так всегда делает лишь то, что пожелает.

[3302]

В тех версиях этого хадиса, которые включены в сборники других мухаддисов, указывается, что Суфйан добавил слова “злорадства врагов”.

[3303]

Эти слова не следует понимать как указание на то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, мог сказать человеку что-то неприятное без причины. Если он и говорил что-нибудь подобное кому-либо, причиной всегда служили неблаговидные поступки человека, а намерения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, при этом были только благими.

[3304]

См.: “Корова”, 201.

[3305]

Иначе говоря, кроме того, кто произнесёт эти слова большее количество раз.

[3306]

Имеется в виду хадис № 1992.

[3307]

Иначе говоря, этот человек получит такую же награду.

[3308]

Здесь имеются в виду грехи раба перед Аллахом, если же грех заключается в нанесении каких-либо обид людям, то обязательное условие прощения такого греха состоит в том, что виновный должен загладить свою вину, либо извинившись перед обиженным, либо вернув ему то, что он присвоил или украл у него.

[3309]

Иначе говоря, они произносят слова “Слава Аллаху /Субхана-Ллах/”, “Аллах велик /Аллаху акбар/” и “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/”.

[3310]

Имеется в виду, что эти слова произносит каждый ангел.

[3311]

Имеется в виду, что многие люди не используют эти милости для совершения благих дел, но используют для совершения грехов.

[3312]

То есть не надейся, что ты проживёшь ещё долго, и не откладывай благие дела на потом, поскольку человек может покинуть мир этот в любой момент.

[3313]

Это значит: совершай благие дела, пока ты жив и здоров, и используй для этого все возможности с учётом неизбежности наступления такого момента, когда эти возможности будут исчерпаны.

[3314]

Имеются в виду стороны прямоугольника.

[3315]

То есть постигнет.

[3316]

Подразумевается срок жизни человека.

[3317]

То есть когда он надеется на что-то.

[3318]

Имеется в виду одна из коротких линий, обозначающих на рисунке пророка, да благословит его Аллах и приветствует, всевозможные жизненные обстоятельства, а именно — линия, соответствующая тому событию, которое становится последним в жизни человека.

[3319]

Речь идёт о таких людях, которые всю жизнь откладывали совершение благих дел, так ничего и не совершив.

[3320]

Имеется в виду, что по достижении такого возраста человек уже лишится морального права говорить: «Если Аллах продлит мне жизнь, я буду совершать благие дела», так как ему была дарована для этого достаточно долгая жизнь.

[3321]

То есть говорил это, будучи движимым

Скачать:TXTPDF

Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать бесплатно, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать онлайн