Скачать:TXTPDF
Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов)

это права, после чего добиться прощения ему будет трудно.

[3403]

Трапеза”, 32.

[3404]

Имеется в виду либо многобожие, либо грабежи, акты насилия и тому подобные преступления.

[3405]

То есть тот, кто спасёт человеку жизнь.

[3406]

Трапеза”, 45.

[3407]

То же самое предписывается и мусульманам. См.: “Корова”, 178 — 179.

[3408]

Имеется в виду человек, отклонившийся от истины и не останавливающийся перед совершением грехов.

[3409]

Иначе говоря, на священной территории, например, в Мекке и её окрестностях.

[3410]

Осуществление воздаяния равным является прерогативой официальных властей.

[3411]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что выкуп за каждый из этих пальцев будет одинаковым. В подобных случаях выкуп равен одной десятой выкупа за убийство.

[3412]

Здесь имеются в виду вероотступники.

[3413]

Иначе говоря, он понесёт наказание за всё.

[3414]

Речь идёт о таких сновидениях, которые впоследствии сбываются.

[3415]

Имеется в виду, что такой человек увидит пророка, да благословит его Аллах и приветствует, наяву в мире ином.

[3416]

Умм Харам, да будет доволен ею Аллах, была близкой родственницей /махрам/ пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[3417]

Известно, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был весьма чистоплотен и ежедневно, а то и два раза в день совершал полное омовение, из чего следует, что вшей у него быть не могло, и сообщение о том, что Умм Харам бинт Мильхан, да будет доволен ею Аллах, искала вшей, едва ли может служить указанием на их наличие. Скорее всего здесь речь идёт о профилактической мере, обусловленной тем, что пророку, да благословит его Аллах и приветствует, приходилось встречаться с огромным количеством разных людей.

[3418]

Имеется в виду приближение Дня воскресения.

[3419]

Передатчик этого хадиса сказал: «(Махйа‘а -) это аль-Джухфа». Аль-Джухфа — селение, расположенное на расстоянии примерно 250 км к юго-западу от Медины.

[3420]

Здесь подразумевается, что такого человека будут подвергать мучениям до тех пор, пока он не свяжет узлом эти зёрна.

[3421]

Имеется в виду пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

[3422]

Имеется в виду пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

[3423]

Иначе говоря, вышедшие из повиновения правителю умрут как непокорные грешники.

[3424]

Здесь речь идёт о “второй Акабе”. См. примечание к хадису № 1619.

[3425]

Имеется в виду ясное указание на это в одном из айатов Корана или в сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[3426]

То есть День воскресения.

[3427]

См. примечание к хадису № 789.

[3428]

То есть шайтан может направить его руку, в результате чего он убьёт другого человека и окажется из-за этого в огне.

[3429]

См. примечание к хадису № 789.

[3430]

См. примечание к хадису № 622. Мухаджиры, переселившиеся в Медину, могли покидать город только с разрешения пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Хаджжаджу было об этом известно, а то, что он позволил себе задать подобный вопрос столь видному сподвижнику, как Салама, да будет доволен им Аллах, можно объяснить лишь неприязнью, которую Хаджжадж к нему питал.

[3431]

В комментарии Ибн Хаджара указывается, что слова Хузайфы, да будет доволен им Аллах, не следует понимать как указание на то, что после смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, лицемерие среди людей исчезло, так как лицемерие будет существовать во все времена. Здесь имеется в виду, что после кончины пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о лицемерах, заявляющих об исповедании ислама, но открыто совершающих то, что свидетельствует о неверии, следует судить как о вероотступниках.

[3432]

Хиджаз — название горной цепи, протянувшейся вдоль Красного моря; Бусра — город в южной Сирии. Комментаторы считают, что это пророчество было указанием на сильное землетрясение, случившееся в Хиджазе в месяце джумада аль-ахира 654 года хиджры и сопровождавшееся появлением огня, отблески которого были видны издалека.

[3433]

Имеется в виду, что вода реки уйдёт с того места, где находится сокровищница.

[3434]

В комментариях указывается, что скорее всего в этом пророчестве имелось в виду противостояние между ‘Али и Му‘авийей, да будет доволен Аллах ими обоими.

[3435]

Здесь имеется в виду, что в связи со смертью обладающих знанием люди лишатся религиозного знания.

[3436]

Речь идёт в основном о всевозможных смутах и конфликтах.

[3437]

Иначе говоря, все они примут ислам.

[3438]

То есть не станет совершать благих дел, веруя в Аллаха.

[3439]

Скот”, 158.

[3440]

Имеется в виду человек, который будет чинить или укреплять стенки какого-то резервуара или ёмкости, из которой он обычно поил своих верблюдов прежде.

[3441]

См. хадис № 390.

[3442]

Здесь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сравнивает власть и связанные с ней возможности удовлетворения своих желаний с периодом кормления ребёнка грудью, что доставляет ему удовольствие, а лишение власти, убийство правителя и то, что в День воскресения ему придётся отвечать за свои дела, сравнивается с тем периодом, когда ребёнка отнимают от груди.

[3443]

Имеется в виду проявление всесторонней заботы правителя о своих подданных.

[3444]

То есть спросит с такого человека за его дела по всей строгости.

[3445]

Имеется в виду дозволенное /халяль/.

[3446]

То есть иудеи.

[3447]

См. хадис № 1282.

[3448]

То есть повиноваться Аллаху Всевышнему и пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

[3449]

Здесь подразумевается побуждение людей к одобряемому и попытки удерживать их от порицаемого.

[3450]

Речь идёт о правителях, которые будут править всем мусульманским миром, придерживаясь установлений шариата, в результате чего исламская религия укрепится. В комментариях указывается, что речь идёт о четырёх праведных халифах, а также о некоторых их преемниках, например Му‘авийе Ибн Абу Суфйане (661 — 680), ‘Умаре Ибн ‘Абд аль-‘Азизе (717 — 720) и так далее.

[3451]

То есть образцом для подражания.

[3452]

Подразумевается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, передаёт слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[3453]

Имеется в виду, что послание, которое принёс с собой в мир пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, разделило людей на верующих и неверных, покорных воле Аллаха и ослушников.

[3454]

См. хадисы под №№ 1658, 1659.

[3455]

То есть не спрашивайте пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о несущественном и о том, что не касается вашей религии, так как подобные вопросы могут привести к тому, что вам будет вменено в обязанность то, что прежде было необязательным.

[3456]

Если человек под воздействием шайтана станет задавать себе подобные вопросы, пусть скажет: «Я уверовал в Аллаха /Аманту би-Ллях/», прочтёт 112-ю суру Корана “Искренность” и обращается к Аллаху за помощью и защитой от наущений шайтана.

[3457]

В данном случае речь идёт о самостоятельных суждениях и суждениях по аналогии по различным религиозным вопросам, сделанных без учёта того, что говорится об этом в Коране и сунне.

[3458]

Имеются в виду фетвы, то есть решения по религиозно-правовым вопросам.

[3459]

Айат, в котором говорилось о необходимости побивания камнями людей, состоящих в браке, за совершение прелюбодеяния, был отменён и поэтому он не включён в текст Корана, однако установление относительно этого осталось в силе, что подтверждается соответствующими достоверными хадисами (см. хадис № 1132).

[3460]

То есть использовав в процессе поисков решения все свои знания.

[3461]

Иначе говоря, соответствующим решению Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

[3462]

Ибн ас-Саййад — юноша-иудей необычной внешности, относительно которого у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, возникли подозрения, что он является Антихристом или же одним из тридцати лжецов, которые должны появиться среди людей, выдавая себя за посланников Аллаха. См. хадис № 642.

[3463]

Имеется в виду, что последним, что он читал во время каждого раката молитвы, была 112-я сура Корана “Искренность”, до которой им читалась “Аль-Фатиха” и какая-нибудь другая сура или отдельные айаты.

[3464]

“Рассеивающие”, 58.

[3465]

“Ибрахим”, 4.

[3466]

“Выстроившиеся в ряды”, 180.

[3467]

“Лицемеры”, 8.

[3468]

Трапеза”, 116.

[3469]

То есть от того наказания, которому Он может вас подвергнуть. (“Семейство ‘Имрана”, 28)

[3470]

Имеется в виду, что Аллах сделает для человека именно то, чего он будет от Него ожидать.

[3471]

Эти слова означают: в этот момент Я оказываю ему Свою милость в виде помощи и содействия. См. примечание к хадису № 256.

[3472]

Здесь речь идёт об ангелах, приближенных к Аллаху.

[3473]

Победа”, 15.

[3474]

Эти слова Аллаха обращены к ангелам, которым поручено записывать добрые и дурные дела людей.

[3475]

Имеется в виду, что следует записать совершение одного дурного дела.

[3476]

То есть из страха перед Моим наказанием и желания получить от Меня награду.

[3477]

Таким образом, в этом хадисе содержится указание на то, что при условии искреннего покаяния Аллах Всевышний готов прощать Своих рабов. Вместе с тем последние слова ни в коем случае не следует понимать как разрешение или побуждение делать всё, что угодно, особенно если принимать во внимание, что каждый человек может умереть в любой момент, не успев принести покаяние.

[3478]

Анас, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал знак пальцами, желая показать что-то совсем незначительное.

[3479]

См. хадис № 286.

[3480]

То есть за разрешением обращаться с заступничеством за людей.

[3481]

Имеются в виду фразы.

Скачать:TXTPDF

Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать бесплатно, Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) Мухаммед читать онлайн