это права, после чего добиться прощения ему будет трудно.
[3403]
“Трапеза”, 32.
[3404]
Имеется в виду либо многобожие, либо грабежи, акты насилия и тому подобные преступления.
[3405]
То есть тот, кто спасёт человеку жизнь.
[3406]
“Трапеза”, 45.
[3407]
То же самое предписывается и мусульманам. См.: “Корова”, 178 — 179.
[3408]
Имеется в виду человек, отклонившийся от истины и не останавливающийся перед совершением грехов.
[3409]
Иначе говоря, на священной территории, например, в Мекке и её окрестностях.
[3410]
Осуществление воздаяния равным является прерогативой официальных властей.
[3411]
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что выкуп за каждый из этих пальцев будет одинаковым. В подобных случаях выкуп равен одной десятой выкупа за убийство.
[3412]
Здесь имеются в виду вероотступники.
[3413]
Иначе говоря, он понесёт наказание за всё.
[3414]
Речь идёт о таких сновидениях, которые впоследствии сбываются.
[3415]
Имеется в виду, что такой человек увидит пророка, да благословит его Аллах и приветствует, наяву в мире ином.
[3416]
Умм Харам, да будет доволен ею Аллах, была близкой родственницей /махрам/ пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[3417]
Известно, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был весьма чистоплотен и ежедневно, а то и два раза в день совершал полное омовение, из чего следует, что вшей у него быть не могло, и сообщение о том, что Умм Харам бинт Мильхан, да будет доволен ею Аллах, искала вшей, едва ли может служить указанием на их наличие. Скорее всего здесь речь идёт о профилактической мере, обусловленной тем, что пророку, да благословит его Аллах и приветствует, приходилось встречаться с огромным количеством разных людей.
[3418]
Имеется в виду приближение Дня воскресения.
[3419]
Передатчик этого хадиса сказал: «(Махйа‘а -) это аль-Джухфа». Аль-Джухфа — селение, расположенное на расстоянии примерно 250 км к юго-западу от Медины.
[3420]
Здесь подразумевается, что такого человека будут подвергать мучениям до тех пор, пока он не свяжет узлом эти зёрна.
[3421]
Имеется в виду пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
[3422]
Имеется в виду пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
[3423]
Иначе говоря, вышедшие из повиновения правителю умрут как непокорные грешники.
[3424]
Здесь речь идёт о “второй Акабе”. См. примечание к хадису № 1619.
[3425]
Имеется в виду ясное указание на это в одном из айатов Корана или в сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[3426]
[3427]
См. примечание к хадису № 789.
[3428]
То есть шайтан может направить его руку, в результате чего он убьёт другого человека и окажется из-за этого в огне.
[3429]
См. примечание к хадису № 789.
[3430]
См. примечание к хадису № 622. Мухаджиры, переселившиеся в Медину, могли покидать город только с разрешения пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Хаджжаджу было об этом известно, а то, что он позволил себе задать подобный вопрос столь видному сподвижнику, как Салама, да будет доволен им Аллах, можно объяснить лишь неприязнью, которую Хаджжадж к нему питал.
[3431]
В комментарии Ибн Хаджара указывается, что слова Хузайфы, да будет доволен им Аллах, не следует понимать как указание на то, что после смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, лицемерие среди людей исчезло, так как лицемерие будет существовать во все времена. Здесь имеется в виду, что после кончины пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о лицемерах, заявляющих об исповедании ислама, но открыто совершающих то, что свидетельствует о неверии, следует судить как о вероотступниках.
[3432]
Хиджаз — название горной цепи, протянувшейся вдоль Красного моря; Бусра — город в южной Сирии. Комментаторы считают, что это пророчество было указанием на сильное землетрясение, случившееся в Хиджазе в месяце джумада аль-ахира 654 года хиджры и сопровождавшееся появлением огня, отблески которого были видны издалека.
[3433]
Имеется в виду, что вода реки уйдёт с того места, где находится сокровищница.
[3434]
В комментариях указывается, что скорее всего в этом пророчестве имелось в виду противостояние между ‘Али и Му‘авийей, да будет доволен Аллах ими обоими.
[3435]
Здесь имеется в виду, что в связи со смертью обладающих знанием люди лишатся религиозного знания.
[3436]
Речь идёт в основном о всевозможных смутах и конфликтах.
[3437]
Иначе говоря, все они примут ислам.
[3438]
То есть не станет совершать благих дел, веруя в Аллаха.
[3439]
“Скот”, 158.
[3440]
Имеется в виду человек, который будет чинить или укреплять стенки какого-то резервуара или ёмкости, из которой он обычно поил своих верблюдов прежде.
[3441]
См. хадис № 390.
[3442]
Здесь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сравнивает власть и связанные с ней возможности удовлетворения своих желаний с периодом кормления ребёнка грудью, что доставляет ему удовольствие, а лишение власти, убийство правителя и то, что в День воскресения ему придётся отвечать за свои дела, сравнивается с тем периодом, когда ребёнка отнимают от груди.
[3443]
Имеется в виду проявление всесторонней заботы правителя о своих подданных.
[3444]
То есть спросит с такого человека за его дела по всей строгости.
[3445]
Имеется в виду дозволенное /халяль/.
[3446]
[3447]
См. хадис № 1282.
[3448]
То есть повиноваться Аллаху Всевышнему и пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
[3449]
Здесь подразумевается побуждение людей к одобряемому и попытки удерживать их от порицаемого.
[3450]
Речь идёт о правителях, которые будут править всем мусульманским миром, придерживаясь установлений шариата, в результате чего исламская религия укрепится. В комментариях указывается, что речь идёт о четырёх праведных халифах, а также о некоторых их преемниках, например Му‘авийе Ибн Абу Суфйане (661 — 680), ‘Умаре Ибн ‘Абд аль-‘Азизе (717 — 720) и так далее.
[3451]
То есть образцом для подражания.
[3452]
Подразумевается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, передаёт слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[3453]
Имеется в виду, что послание, которое принёс с собой в мир пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, разделило людей на верующих и неверных, покорных воле Аллаха и ослушников.
[3454]
См. хадисы под №№ 1658, 1659.
[3455]
То есть не спрашивайте пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о несущественном и о том, что не касается вашей религии, так как подобные вопросы могут привести к тому, что вам будет вменено в обязанность то, что прежде было необязательным.
[3456]
Если человек под воздействием шайтана станет задавать себе подобные вопросы, пусть скажет: «Я уверовал в Аллаха /Аманту би-Ллях/», прочтёт 112-ю суру Корана “Искренность” и обращается к Аллаху за помощью и защитой от наущений шайтана.
[3457]
В данном случае речь идёт о самостоятельных суждениях и суждениях по аналогии по различным религиозным вопросам, сделанных без учёта того, что говорится об этом в Коране и сунне.
[3458]
Имеются в виду фетвы, то есть решения по религиозно-правовым вопросам.
[3459]
Айат, в котором говорилось о необходимости побивания камнями людей, состоящих в браке, за совершение прелюбодеяния, был отменён и поэтому он не включён в текст Корана, однако установление относительно этого осталось в силе, что подтверждается соответствующими достоверными хадисами (см. хадис № 1132).
[3460]
То есть использовав в процессе поисков решения все свои знания.
[3461]
Иначе говоря, соответствующим решению Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
[3462]
Ибн ас-Саййад — юноша-иудей необычной внешности, относительно которого у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, возникли подозрения, что он является Антихристом или же одним из тридцати лжецов, которые должны появиться среди людей, выдавая себя за посланников Аллаха. См. хадис № 642.
[3463]
Имеется в виду, что последним, что он читал во время каждого раката молитвы, была 112-я сура Корана “Искренность”, до которой им читалась “Аль-Фатиха” и какая-нибудь другая сура или отдельные айаты.
[3464]
“Рассеивающие”, 58.
[3465]
“Ибрахим”, 4.
[3466]
“Выстроившиеся в ряды”, 180.
[3467]
“Лицемеры”, 8.
[3468]
“Трапеза”, 116.
[3469]
То есть от того наказания, которому Он может вас подвергнуть. (“Семейство ‘Имрана”, 28)
[3470]
Имеется в виду, что Аллах сделает для человека именно то, чего он будет от Него ожидать.
[3471]
Эти слова означают: в этот момент Я оказываю ему Свою милость в виде помощи и содействия. См. примечание к хадису № 256.
[3472]
Здесь речь идёт об ангелах, приближенных к Аллаху.
[3473]
“Победа”, 15.
[3474]
Эти слова Аллаха обращены к ангелам, которым поручено записывать добрые и дурные дела людей.
[3475]
Имеется в виду, что следует записать совершение одного дурного дела.
[3476]
То есть из страха перед Моим наказанием и желания получить от Меня награду.
[3477]
Таким образом, в этом хадисе содержится указание на то, что при условии искреннего покаяния Аллах Всевышний готов прощать Своих рабов. Вместе с тем последние слова ни в коем случае не следует понимать как разрешение или побуждение делать всё, что угодно, особенно если принимать во внимание, что каждый человек может умереть в любой момент, не успев принести покаяние.
[3478]
Анас, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал знак пальцами, желая показать что-то совсем незначительное.
[3479]
См. хадис № 286.
[3480]
То есть за разрешением обращаться с заступничеством за людей.
[3481]
Имеются в виду фразы.