— а я отозвалась: “Я, Умм Хани бинт Абу Талиб”. Он сказал: “Добро пожаловать, Умм Хани!” — а после того, как закончил своё омовение, совершил молитву в восемь ракатов, завернувшись в одну одежду. Когда он закончил (молиться), я сказала: “О посланник Аллаха, мой брат[426] грозится убить одного человека по имени такой-то, сын Хубайра, которого я взяла под свою защиту!” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Мы берём под свою защиту того, кого взяла под свою защиту ты, о Умм Хани”».
Умм Хани сказала:
«И это было утром /духа/[427]».
225 (358). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) какой-то человек задал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вопрос о (допустимости) совершения молитвы в одной одежде, (и в ответ ему) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «А разве каждый из вас имеет по две одежды?»
Глава 178: Если человек совершает молитву в одной одежде, ему следует накидывать её края себе на плечи.
226 (359). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть никто из вас не молится в одной одежде с непокрытыми плечами».
227 (360). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Свидетельствую, что я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Пусть тот, кто станет молиться в одной одежде, покрывает себе плечи её краями, накидывая их друг на друга”».
Глава 179: О том, что следует делать, если одежда слишком узка.
228 (361). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды,) находясь вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в пути и придя к нему ночью по какому-то делу, я увидел, что он молится. На мне была одна одежда, в которую я и завернулся, (прикрыв плечи и) помолившись рядом с ним. Закончив (молиться), он спросил: “Что привело тебя сюда ночью, о Джабир?” Я сообщил ему о том, что мне было нужно, а потом он спросил: “Что заставило тебя завернуться (так плотно)?”[428] Я ответил: “Эта одежда (слишком узка)”. Тогда он сказал: “Если одежда (достаточно) широка, закутывайся в неё, (покрывая и плечи,) а если она (слишком) узка, то надевай её как изар[429]”».
229 (362). Сообщается, что Сахль, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Обычно (некоторые) мужчины молились вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, завязывая (края) своих изаров на шеях подобно тому, как это делают мальчики, и поэтому (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) говорил женщинам[430]: “Не поднимайте голов[431] до тех пор, пока мужчины не усядутся и не выпрямятся”».
Глава 180: Совершение молитвы в джуббе[432] из Шама.
230 (363). Сообщается, что аль-Мугира бин Шу‘ба, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды, когда) я сопровождал пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в одной из его поездок, он сказал мне: “О Мугира, возьми этот сосуд”. И я взял его, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пошёл вперёд, скрылся из виду и удовлетворив свою нужду. (В тот день) он был в джуббе из Шама. Когда он захотел вынуть руку из её рукава, оказалось, что она слишком узка для этого; тогда он продел руку снизу, а я стал сливать ему воду, и он совершил обычное омовение, какое всегда совершал перед молитвой, протёр свои кожаные носки и помолился».
Глава 181: Нежелательность оголения во время молитвы.
231 (364). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывал следующее:
«(Когда) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, одетый в свой изар, переносил вместе с ними[433] камни для Каабы[434], его дядя аль-‘Аббас сказал ему: “О племянник, (лучше бы) ты развязал свой изар и подкладывал его под камни на плечи”».
(Джабир) сказал:
«Тогда он развязал изар и положил его себе на плечи, однако (сразу же) лишился чувств, и после этого больше никто не видел его, да благословит его Аллах и приветствует, обнажённым».
Глава 182: О том, какие части тела следует прикрывать.
232 (367). Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал (людям) закутываться в свою одежду наглухо[435]. (Кроме того, он запрещал) мужчине, одетому только в одну одежду, сидеть на ягодицах, поднимая колени, которые он обхватывает руками, и оставляя неприкрытыми свои срамные части».
233 (368). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил два вида торговых сделок, а именно: сделки, совершаемые путём ощупывания[436], и сделки, совершаемые путём бросания[437]. (И он запретил) закутываться в свою одежду наглухо[438] и (запретил) мужчине, одетому только в одну одежду, сидеть на ягодицах, поднимая колени, которые он обхватывает руками, и оставляя неприкрытыми свои срамные части».
234 (369). Передают со слов Хумайда бин ‘Абд ар-Рахмана бин ‘Ауфа, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Во время того хаджжа[439] в день жертвоприношения Абу Бакр послал меня в числе других муаззинов[440], чтобы мы возвестили (людям) о том, что, начиная со следующего года, ни один многобожник не совершит хаджж и ни один обнажённый не совершит обход Каабы[441]».
Хумайд бин ‘Абд ар-Рахман сказал:
«А потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направил (к Абу Бакру) ‘Али и велел ему возвестить[442] о ниспослании суры “Непричастность”».[443]
Абу Хурайра сказал:
«И в день жертвоприношения ‘Али вместе с нами стал возвещать собравшимся в Мине людям: “Начиная со следующего года, ни один многобожник не совершит хаджж и ни один обнажённый не совершит обход Каабы”».
Глава 183: О том, что говорится относительно бедра.
235 (371). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повёл войска на Хайбар[444], мы совершили утреннюю молитву в предрассветном сумраке поблизости от (этого оазиса), после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Тальха сели верхом, а я сел в седло позади Абу Тальхи. Затем пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, быстро проехал по одной из улочек Хайбара, и при этом моё колено касалось бедра пророка, да благословит его Аллах и приветствует. А потом изар (пророка, да благословит его Аллах и приветствует, завернулся), обнажив его бедро, и я увидел белизну бедра пророка Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Вступив же в селение, он сказал: “Аллах велик! Хайбар разрушен. Поистине, когда мы появляемся у селений (враждующих с нами), плохим становится утро для тех, кого предупреждали!” — повторив эти слова трижды».
(Анас) сказал:
«Люди же стали выходить по своим делам, и (некоторые из них) говорили: “(Явился) Мухаммад со (своей) пятёркой[445]!”»
(Анас) сказал:
«И мы взяли Хайбар силой, когда же были собраны пленные, появился Дихйа и сказал: “О пророк Аллаха, подари мне невольницу из числа пленных”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Иди и бери любую”, и он взял Сафиййу бинт Хуйайй, после чего к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, подошёл один человек, который сказал: “О пророк Аллаха, ты подарил Дихйе Сафиййу бинт Хуйайй, которая была госпожой племён курайза и ан-надир[446] и которая подходит только для тебя!” (Услышав это,) он велел: “Позовите его вместе с нею”. И (Дихйа) привёл (Сафиййу), а когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взглянул на (эту женщину), он сказал Дихйе: “Возьми себе любую невольницу из пленных, кроме неё”».
(Анас) сказал:
«А потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, освободил её и сам женился на ней».
Сабит[447] спросил (Анаса):
«А что (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) подарил ей в качестве махра[448]?»
(Анас) ответил:
«Её саму, ведь он освободил её и женился на ней!»
(Анас сказал):
«А на (обратном) пути Умм Суляйм[449] приготовила (Сафиййу) для него и привела её ночью к пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Наутро он сказал: “Пусть тот, у кого есть что-нибудь из еды, несёт её сюда”, и расстелил кожаную подстилку, (после чего) кто-то принёс финики, а кто-то ещё — масло».
Один из передатчиков этого хадиса сказал:
«Я думаю, что Анас упомянул также и савик».
Анас сказал:
«А потом они приготовили хайс[450]. (Таким) был свадебный пир /валима/ посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
Глава 184: Сколько одежд должно быть на женщине во время молитвы?
236 (372). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал утреннюю молитву (в мечети), с ним часто молились и верующие женщины, которые заворачивались в свои плащи, возвращаясь к себе домой, и никто не мог узнать их».
Глава 185: О совершившем молитву в одежде с узорами.
237 (373). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молился в (новой) украшенной одежде /хамиса/, взгляд его упал на её узоры. Закончив молиться, он велел: «Отнесите эту мою одежду Абу Джахму[451] и принесите мне его одежду /анбиджанийа[452]/, ибо она[453] отвлекла меня от моей молитвы!»
Глава 186: Станет ли недействительной молитва того, кто совершил её в одежде, на которой имеются изображения креста или иные изображения?
238 (374). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«У ‘Аиши была тонкая шерстяная занавеска с узорами, которой она отгораживала часть своего дома, и (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Убери отсюда эту твою занавеску, ибо, поистине, её изображения всё время стоят у меня перед глазами[454] во время молитвы!”»
Глава 187: О том, кто совершил молитву в шёлковой одежде /фаррудж/[455], а потом снял её.
239 (375). Сообщается, что ‘Укба бин ‘Амир, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) пророку, да благословит его Аллах и приветствует, подарили шёлковую одежду с разрезом сзади. Он надел её и совершил в ней молитву, закончив же (молиться), быстро скинул её с себя как нечто ненавистное ему и воскликнул: “Не следует богобоязненным (носить) это!”»
Глава 188: Совершение молитвы в одежде красного цвета.
240 (376). Сообщается, что Абу Джухайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я видел посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находившегося в красной кожаной палатке, и я видел, как Билял брал воду (, остававшуюся после совершения омовения) посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.[456] И я видел, как люди бросились к этой воде, опережая друг друга, и те, кому досталось что-нибудь, растирали её (по своим телам), те же, кому ничего не досталось, прикасались к влажным рукам