и если успеет он совершить (хотя бы) один ракат утренней молитвы до восхода солнца, пусть доведёт свою молитву до конца”».
328 (557). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, время вашего существования по сравнению (со временем существования) предыдущих религиозных общин подобно промежутку между послеполуденной молитвой и заходом солнца. (В своё время) людям Торы была дана Тора, и они действовали (в соответствии с её установлениями), пока не обессилели к полудню, после чего им было даровано по карату (награды). Затем людям Евангелия было дано Евангелие, и они действовали (в соответствии с его установлениями), пока не обессилели ко (времени) послеполуденной молитвы, после чего им было даровано по карату (награды). А потом нам был дан Коран, и мы станем действовать (в соответствии с его установлениями) до захода солнца, после чего нам будет даровано по два карата (награды), и тогда люди обоих Писаний скажут: “О Господь наш! Ты даровал им по два карата, а нам — по одному, хотя мы сделали больше!” И Всемогущий и Великий Аллах скажет: “Разве Я обидел вас в чём-нибудь, вознаграждая вас?” Они ответят: “Нет”. Тогда Он скажет: “А (дарованное им) есть милость Моя, которую оказываю Я, кому пожелаю!”»
Глава 261: Время закатной молитвы.
329 (559). Сообщается, что Рафи‘ бин Хадидж, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Обычно после того, как мы совершали закатную молитву вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и любой из нас удалялся, он ещё мог рассмотреть то место, куда упала бы стрела (, пущенная им из лука)».
330 (560). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Обычно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал полуденную молитву в полдень, послеполуденную — когда солнце было ещё ярким, закатную — когда оно уже садилось, а вечернюю — в разное время. Так, если он видел, что (люди) уже собрались (в мечети), то начинал (молитву) пораньше, а если видел, что они запаздывают, то откладывал её. Что же касается утренней молитвы, то они (или: пророк, да благословит его Аллах и приветствует) совершали её в предрассветном сумраке».
Глава 262: О том, кто не желал, чтобы закатную молитву называли вечерней.
331 (563). Передают со слов ‘Абдуллаха аль-Музани, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ни в коем случае не поддавайтесь (влиянию) бедуинов в том, что касается названия вашей закатной молитвы /магриб/, ибо бедуины говорят: “Это вечерняя молитва /‘иша/”».
Глава 263: Достоинство вечерней молитвы.
332 (566). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«(Однажды) ночью, когда Ислам ещё не получил распространения (за пределами Медины), посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, откладывал вечернюю молитву и не выходил (из дома), пока ‘Умар не сказал ему: “Женщины и дети уже заснули”, после чего он вышел и сказал собравшимся в мечети: “Никто из живущих на земле, кроме вас, не дожидается этой молитвы!”»
333 (567). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(В своё время) я вместе со своими товарищами, прибывшими со мной на корабле[584], да будет доволен ими Аллах, остановился в Баки‘ Бутхан[585]. Что касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он тогда находился в Медине, и каждый вечер некоторые из нас по очереди приходили к нему ко времени вечерней молитвы. Однажды, когда я вместе со своими товарищами пришёл к пророку, мир ему, оказалось, что из-за занятости чем-то он отложил молитву до середины ночи, а потом вышел (к людям) и совершил с ними молитву. Закончив молиться, он сказал присутствовавшим: “Не спешите и радуйтесь, ибо, поистине, милостью Аллаха по отношению к вам является то, что никто из людей, кроме вас, не молится в это время!”» (Или же он сказал: «…никто, кроме вас, не молился в это время!»)
(Передатчик этого хадиса сказал):
«Я не знаю, что именно он сказал».
Абу Муса сказал:
«И мы вернулись (к себе), радуясь тому, что услышали от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
Глава 264: О тех, кого одолел сон до вечерней молитвы.
334 (569). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, откладывал вечернюю молитву до тех пор, пока ‘Умар не обратился к нему (со словами): “Молитва! Женщины и дети уже заснули!” — после чего он вышел (к людям) и сказал: “Никто из живущих на земле, кроме вас, не дожидается этой молитвы!”»
(‘Аиша) сказала:
«А в то время молились только в Медине[586], и люди совершали (вечерние молитвы в промежуток времени) между наступлением полной темноты[587] и (завершением) первой трети ночи».
(571). В той версии этого хадиса, которая передаётся со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается, что он сказал: «У меня перед глазами и сейчас стоит вышедший (к людям) пророк, да благословит его Аллах и приветствует. С его головы, на которую он положил руку, капала вода, и он сказал: “Если бы не было это (слишком) тяжело для (членов) моей общины, я обязательно повелел бы им совершать эту молитву именно так[588]!”»
И Ибн ‘Аббас рассказал, как именно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, положил руку себе на голову (, а передатчик этого хадиса показал это, сначала) несколько растопырив пальцы, а потом дотронувшись их кончиками до своей головы сбоку. Потом он соединил их и провёл ими по голове[589], коснувшись большим пальцем мочки уха там, где она примыкает к виску и бороде, и при этом он не медлил и не спешил.
(572). Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, также передавший этот хадис, сказал:
«И я будто и сейчас вижу, как блестел той ночью его перстень».
Глава 265: Время совершения вечерней молитвы может продолжаться до середины ночи.
334 (569). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, откладывал вечернюю молитву до тех пор, пока ‘Умар не обратился к нему (со словами): “Молитва! Женщины и дети уже заснули!” — после чего он вышел (к людям) и сказал: “Никто из живущих на земле, кроме вас, не дожидается этой молитвы!”»
(‘Аиша) сказала:
«А в то время молились только в Медине[590], и люди совершали (вечерние молитвы в промежуток времени) между наступлением полной темноты[591] и (завершением) первой трети ночи».
(571). В той версии этого хадиса, которая передаётся со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается, что он сказал: «У меня перед глазами и сейчас стоит вышедший (к людям) пророк, да благословит его Аллах и приветствует. С его головы, на которую он положил руку, капала вода, и он сказал: “Если бы не было это (слишком) тяжело для (членов) моей общины, я обязательно повелел бы им совершать эту молитву именно так[592]!”»
И Ибн ‘Аббас рассказал, как именно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, положил руку себе на голову (, а передатчик этого хадиса показал это, сначала) несколько растопырив пальцы, а потом дотронувшись их кончиками до своей головы сбоку. Потом он соединил их и провёл ими по голове[593], коснувшись большим пальцем мочки уха там, где она примыкает к виску и бороде, и при этом он не медлил и не спешил.
(572). Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, также передавший этот хадис, сказал:
«И я будто и сейчас вижу, как блестел той ночью его перстень».
Глава 266: Достоинство утренней молитвы.
335 (574). Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вошёл в рай тот, кто совершал две молитвы в прохладное время[594]».
Глава 267: Время утренней молитвы.
336 (575). Анас, да будет доволен им Аллах, передал, что Зайд бин Сабит[595], да будет доволен им Аллах, рассказал ему о том, что однажды они вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, поели перед рассветом во время рамадана, а потом встали на молитву.(Анас сказал):
«Я спросил: “И сколько времени прошло между одним и другим[596]?” Он ответил: “(За это время) можно было прочитать пятьдесят или шестьдесят айатов”».
337 (577). Сообщается, что Сахль бин Са‘д, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Обычно во время поста я ел перед рассветом в кругу семьи, а потом мне приходилось спешить, чтобы успеть совершить утреннюю молитву с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
Глава 268: (О запретности совершения дополнительной) молитвы после обязательной (утренней) молитвы, пока солнце не поднимется (достаточно высоко).
338 (581). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«(Многие) достойные люди[597], достойнейшим из которых я считал ‘Умара, говорили при мне, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал молиться после (обязательной) утренней молитвы, пока солнце не поднимется (достаточно высоко)[598], а также после совершения послеполуденной молитвы и до (полного) захода солнца».
339 (582, 583). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не стремитесь молиться во время восхода солнца и во время его захода”».
Ибн ‘Умар также сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если край солнца покажется (над горизонтом), отложите молитву, пока оно не поднимется (над горизонтом полностью)[599], и если край солнца скроется (за горизонтом), отложите молитву, пока оно не зайдёт (за горизонт полностью)”».
340 (584). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил два вида торговых сделок и два способа ношения одежды, о чём уже говорилось выше.[600]
В этой версии данного хадиса сообщается также, что ещё (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) запретил совершать молитву в двух случаях: он запретил молиться после (совершения обязательной) утренней молитвы и до восхода солнца, а также после (совершения послеполуденной) молитвы, и до захода солнца.
Глава 269: Не следует стараться совершать молитву непосредственно перед заходом солнца.
341 (587). Сообщается, что (как-то раз) Му‘авийа, да будет доволен им Аллах, сказал (людям):
«Поистине, вы совершаете одну молитву, однако мы не видели, чтобы совершал её (в такое время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в обществе которого мы находились, ибо он запретил (такие молитвы)!» — имея в виду совершение молитвы в два раката после послеполуденной молитвы.
Глава 270: О совершении пропущенных и прочих молитв после послеполуденной молитвы.
342 (590). Сообщается, что ‘Аиша, да будет