которая ждёт) начинающего совершать полуденную молитву сразу же (после наступления установленного для неё времени), то спешили бы к ней наперегонки! И если бы знали они о той (награде, которая ожидает принимающих участие в общих) вечерних и утренних молитвах, то обязательно являлись бы на (эти молитвы в мечеть), даже если бы им приходилось добираться (туда) ползком!»
Глава 284: Произнесение азана слепцом в том случае, когда есть кому сообщить ему о наступлении времени молитвы.
358 (617). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Когда) Билял станет произносить азан ночью, (продолжайте) есть и пить[621], пока призыв не начнёт возглашать Ибн Умм Мактум[622]».
(Передатчик этого хадиса) сказал:
«А он был слепым и не начинал призывать к молитве, пока ему не говорили: “Светает, светает!”»
Глава 285: Азан после рассвета.
359 (618). Передают со слов Хафсы, да будет доволен ею Аллах, что, когда муаззин заканчивал (призывать людей) к утренней молитве и начинало светать, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву в два лёгких раката до объявления о начале молитвы.
Глава 286: Азан перед рассветом.
360 (621). Передают со слов ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Призыв к молитве, возглашаемый Билялом ночью, ни в коем случае не должен мешать вам есть перед рассветом, ибо он произносит слова азана, чтобы отвлечь бодрствующих из вас[623] и разбудить спящих, а не для того, чтобы сообщить о наступлении (времени) утренней молитвы», после чего он сделал знак пальцами, (сначала) подняв их вверх, а потом опустив вниз (и Ибн Мас‘уд показал, как он сделал это).
(Аз-Зухайр[624] также) сделал знак двумя указательными пальцами, (сначала) положив их друг на друга, а потом разведя направо и налево от себя.[625]
Глава 287: О совершении молитвы между двумя призывами[626] тем, кто пожелает сделать это.
361 (624, 627). Передают со слов ‘Абдуллаха бин Мугаффаля аль-Музани, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, трижды сказал: «Между каждыми двумя призывами — молитва», (а потом добавил): «Для того, кто (этого) пожелает»”.
В другой версии (этого хадиса сообщается, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал): «Между каждыми двумя призывами — молитва, между каждыми двумя призывами — молитва», добавив на третий раз: «Для тех, кто пожелает».
Глава 288: О том, кто сказал: «Пусть один муаззин возглашает азан в пути».
362 (628). Сообщается, что Малик бин аль-Хувайрис[627], да будет доволен им Аллах, сказал:
«(В своё время) я пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с несколькими другими людьми (из нашего племени), и мы прожили у него двадцать дней. Он был добр и мягок с нами, увидел же, что мы стали тосковать по своим семьям, сказал: “Возвращайтесь и живите с ними, учите их (религии) и молитесь, а когда (в пути) настанет время молитвы, пусть один из вас призовёт вас к молитве, и пусть старший из вас руководит вашей молитвой”».
(630). Со слов Малика бин аль-Хувайриса, да будет доволен им Аллах, передают также, что как-то раз двое людей, собравшихся в путь, явились к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал им: «Когда будете в пути, (сначала) произносите азан, потом — икаму, а потом пусть старший из вас станет для вас имамом».
Глава 289: Необходимость возглашения азана и икамы в том случае, когда в пути находится группа людей.
363 (632). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что, находясь в пути в холодную или дождливую ночь, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обычно повелевал муаззину призвать людей к молитве, а после (завершения азана) говорил: «Молитесь на своих местах».
Глава 290: Слова сказавшего: «Мы пропустили молитву».
364 (635). Сообщается, что Абу Катада, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды,) когда мы совершали молитву вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, он услышал (позади себя) шум и крики людей. Закончив молиться, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “В чём дело?” Они ответили: “Мы спешили на молитву”. Тогда он сказал: “(Впредь) не делайте так! Когда идёте на молитву, вам следует вести себя тихо. Совершите (вместе со всеми ту часть) молитвы, на которую вы успели, а пропущенное вами совершите самостоятельно[628]”».
Глава 291: Когда людям следует вставать, если они увидят имама во время икамы?
365 (637). Сообщается, что Абу Катада, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “После объявления о начале молитвы не поднимайтесь (со своих мест), пока не увидите меня (перед собой)”».
Глава 292: О том случае, когда после объявления о начале молитвы у имама возникает необходимость в чём-либо.
366 (642). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды,) когда уже было объявлено о начале молитвы[629], пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всё ещё продолжал беседовать с каким-то человеком в углу мечети и встал на молитву только после того, как (некоторые) люди уже заснули».
Глава 293: Обязательность общей молитвы.
367 (644). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, (бывало так, что) хотел я приказать насобирать дров, потом велеть призвать (людей) на молитву, потом велеть кому-нибудь быть имамом, а потом явиться к тем людям (, которые не пришли на молитву,) и сжечь их дома дотла! Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если бы кто-нибудь из них узнал, что получит здесь кость с куском жирного мяса или пару добрых овечьих копыт, он непременно явился бы на вечернюю молитву!»
Глава 294: Достоинство общей молитвы.
368 (645). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Общая молитва превосходит индивидуальную в двадцать семь раз».
Глава 295: Достоинство общей утренней молитвы.
369 (648). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Общая молитва превосходит молитву, совершаемую любым из вас в одиночестве, на двадцать пять ступеней, и ангелы ночи встречаются с ангелами дня во время утренней молитвы».
Затем Абу Хурайра сказал:
«И читайте, если пожелаете (, тот айат, где сказано): “…поистине, (чтение) Корана утром будет иметь свидетелей[630]”».[631]
370 (651). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Наибольшую награду за совершение молитвы получат те (люди), которые проходят наибольшее (расстояние до мечети), а награда дожидающегося молитвы, чтобы совершить её вместе с имамом, будет больше награды того, кто совершает молитву, а потом засыпает”».
Глава 296: Достоинство раннего совершения полуденной молитвы.
371 (652). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Как-то раз один) человек, шедший по дороге, увидел ветку с колючками и убрал её с пути, и Аллах воздал ему благодарностью, простив ему (его прегрешения)».
(653). И (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) также сказал: «Пятеро являются мучениками: умершие от чумы, умершие от болезней живота, утонувшие, погребённые под обломками и павшие на пути Аллаха[632]».
(654)[633]. И (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также) сказал: «Если бы люди знали о (награде, которая ждёт тех, кто произносит слова) азана и (находится в) первом ряду (во время общей молитвы,) и не нашли иного пути (для того, чтобы решить, кто станет произносить слова азана и кто займёт места в первом ряду), кроме жребия по стрелам[634], то обязательно прибегали бы к этому! Если бы знали они о той (награде, которая ждёт) начинающего совершать полуденную молитву сразу же (после наступления установленного для неё времени), то спешили бы к ней наперегонки! И если бы знали они о той (награде, которая ожидает принимающих участие в общих) вечерних и утренних молитвах, то обязательно являлись бы на (эти молитвы в мечеть), даже если бы им приходилось добираться (туда) ползком!»
Глава 297: (Следует) принимать в расчёт следы.
372 (656). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (в своё время люди из племени) бану салима захотели переселиться из своих домов поближе к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не желал, чтобы они обнажили Медину[635], и сказал: «Неужели вы не принимаете в расчёт, что ваши следы (подсчитываются)?»[636]
Глава 298: Достоинство общей вечерней молитвы.
373 (657). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Для лицемеров нет молитв более тяжких, чем утренняя и вечерняя, однако, если бы знали они (, какая награда ждёт людей) за две эти молитвы, то обязательно являлись бы на них (в мечеть), даже (если бы пришлось им добираться) ползком!”»
Глава 299: О сидящем в мечети в ожидании молитвы и о достоинстве мечетей.
374 (660). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Семерых укроет Аллах в тени Своей в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его: справедливого правителя; юношу, росшего в поклонении Господу; человека, сердце которого подвешено в мечетях[637]; тех двоих, которые любят друг друга в Аллахе, встречаясь и расставаясь (только) ради Него; мужчину, которого пожелала знатная и красивая женщина и который сказал: “Поистине, я боюсь Аллаха!”; того, кто подаёт милостыню (настолько) тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая, а (также) того, чьи глаза наполняются слезами, когда он в одиночестве поминает Аллаха».
Глава 300: Преимущество того, кто ходит в мечеть утром и в конце дня.
375 (662). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Для того, кто ходит в мечеть утром и в конце дня, Аллах готовит (достойное) место в раю каждый раз, как (человек делает это)».
Глава 301: После объявления о начале молитвы не следует совершать никаких иных молитв, кроме обязательных.
376 (663). Передают со слов ‘Абдуллаха бин Малика Ибн Бухайны из племени азд, да будет доволен им Аллах, что как-то раз посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел, что после объявления о начале молитвы один человек совершает