действительно было ниспослано в откровении содержание разговоров джиннов.
421 (774). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«(Во время молитв) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал (вслух), когда получал веление (поступать так), и молчал,[703] когда получал веление (молчать, а в Коране сказано): “…и не забывает Господь твой”.[704] (В Коране сказано также): “Посланник Аллаха — прекрасный пример для вас…” [705]»
Глава 337: О чтении двух сур, и о чтении последних айатов сур, и о чтении последующей суры раньше предыдущей, и о чтении начала какой-нибудь суры во время совершения одного раката молитвы.
422 (775). Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что однажды к нему пришёл какой-то человек, который сказал:
«Ночью я прочитал (все суры) муфассаля[706] во (время совершения) одного раката».
(Ибн Мас‘уд) сказал:
«(Ты читал Коран) слишком быстро, как читают стихи. Я знаю сходные (по смыслу суры, которые) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, соединял друг с другом[707]», после чего назвал двадцать сур: (восемнадцать) из муфассаля и две суры (из числа тех, что начинаются с букв “ха” и “мим”, которые пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал) во время совершения каждого раката[708].
Глава 338: О чтении “Аль-Фатихи” при совершении двух последних ракатов молитвы.
423 (776). Сообщается, что Абу Катада, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Совершая (каждый из) двух первых ракатов полуденной молитвы, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно читал “Аль-Фатиху” и ещё одну суру после неё, тогда как при совершении двух последних ракатов он читал только “Аль-Фатиху”, (и иногда) мы слышали (, как он читает тот или иной) айат. Чтение во время совершения первого раката занимало у него больше времени, чем чтение во время второго, и он обычно поступал так же во время послеполуденной и утренней молитв».
Глава 339: Произнесение имамом слова “Амин” вслух.
424 (780). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда имам произнесёт (слово) “Амин”, произнесите его и вы, ибо, поистине, тому, кто произнесёт его одновременно с ангелами, будут прощены его прежние грехи[709]».
Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, также передают, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас скажет: “Амин”, и ангелы на небесах скажут: “Амин”, и будут эти слова произнесены одновременно, ему простятся его прежние грехи».
Глава 340: Достоинство произнесения слова “Амин”.
424 (780). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда имам произнесёт (слово) “Амин”, произнесите его и вы, ибо, поистине, тому, кто произнесёт его одновременно с ангелами, будут прощены его прежние грехи[710]».
Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, также передают, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас скажет: “Амин”, и ангелы на небесах скажут: “Амин”, и будут эти слова произнесены одновременно, ему простятся его прежние грехи».
Глава 341: О совершении поясного поклона вне ряда молящихся.
425 (783). Передают, что однажды Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в тот момент, когда он совершал поясной поклон (во время молитвы), и он тоже склонился в поясном поклоне, но до того, как присоединился к ряду молящихся. Потом он рассказал об этом пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Да увеличит Аллах твоё стремление (к благу), но больше так не делай!»
Глава 342: Полное произнесение слов “Аллах велик” /Аллаху акбар/ при совершении поясного поклона /руку‘/.
426 (784). Передают со слов ‘Имрана бин Хусайна, да будет доволен им Аллах, что (однажды) он совершил в Басре молитву вместе с ‘Али, да будет доволен им Аллах.
(‘Имран) сказал:
«(И своей) молитвой этот человек напомнил нам молитвы, которые мы совершали вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует», упомянув и о том, что, выпрямляясь или сгибаясь он каждый раз произносил слова “Аллах велик”[711].
Глава 343: Произнесение слов “Аллах велик” (человеком,) выпрямляющимся после совершения земного поклона /суджуд/.
427 (789). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, становился на молитву, он всегда говорил: “Аллах велик”, потом он произносил эти слова перед совершением поясного поклона, а когда выпрямлялся после него, говорил: “Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу /Сами‘а-Ллах ли-ман хамида/”. Когда же он выпрямлялся полностью, то говорил: “Господь наш, хвала Тебе /Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамд/”».
Глава 344: Возложение рук на колени при совершении поясного поклона.
428 (790). Сообщается, что Мус‘аб бин Са‘д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) я молился рядом со своим отцом[712] и (при совершении поясного поклона) соединил руки, поместив их между колен. Мой отец запретил мне делать это (впредь) и сказал: “Мы делали то же самое, но нам было запрещено это, и было нам велено класть руки на колени”».
Глава 345: При совершении поясного поклона необходимо держать спину прямо и стоять спокойно.
429 (792). Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Поясной поклон пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его земной поклон, (сидение) между двумя земными поклонами и стояние после поясного поклона были примерно равны (по продолжительности и отличались в этом отношении) от времени стояния /кийам/ [713] и сидения /ку‘уд/ [714]».
Глава 346: Обращение к Аллаху с мольбой /ду‘а/ при совершении поясного поклона.
430 (794, 817). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Совершая поясные и земные поклоны, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно говорил: “Преславен Ты[715], о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе! О Аллах, прости меня! /Субхана-кя, Аллахумма, Рабба-на, ва би-хамди-кя! Аллахумма,-гфир ли!/”»
В другой версии этого хадиса сообщается также, что она сказала: «(Он говорил так,) выполняя то, что было велено ему делать в Коране[716]».
Глава 347: О достоинстве произнесения слов: «О Аллах, Господь наш, хвала Тебе! /Аллахумма, Рабба-на, ля-кя-ль-хамд!/»
431 (796). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда имам скажет: “Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу”, говорите: “Господь наш, хвала Тебе”, ибо, поистине, тому, кто произнесёт эти слова одновременно с ангелами, простятся его прежние грехи».
Глава 348: Без имени
432 (797). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Поистине, я (стараюсь) совершать молитву почти так же, как это делал пророк, да благословит его Аллах и приветствует».
(Сообщается также, что) при совершении последнего раката полуденной /зухр/, вечерней /‘иша/ и утренней /субх/ молитв после произнесения слов “Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу” Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, обычно взывал к Аллаху, обращаясь к Нему с мольбами за верующих и проклиная неверных.
433 (798). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Обычно с мольбами к Аллаху обращались[717] во время закатной /магриб/ и утренней /фаджр/ молитв».
434 (799). Сообщается, что Рифа‘а бин Рафи‘ аз-Зураки, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Однажды мы совершали молитву (, находясь) позади пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Поднимая голову после поясного поклона, он говорил: “Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу”, а один человек, находившийся позади него, сказал: “Господь наш, хвала Тебе, хвала многая, благая и благословенная! /Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамду хамдан касиран, таййибан, мубаракaн фи-хи!/” Закончив молиться, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “Кто сказал это?” (Тот человек) ответил: “Я”. (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Я видел более тридцати ангелов, каждый из которых старался записать эти слова первым”».
Глава 349: Подняв голову после совершения поясного поклона, следует стоять спокойно.
435 (800). Сообщается, что Сабит сказал:
«Обычно Анас, да будет доволен им Аллах, показывал нам, как молился пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и когда во время молитвы он поднимал голову после совершения поясного поклона, то стоял (так долго, что) мы говорили: “Он забыл (о земном поклоне)”».
Глава 350: Совершая земной поклон, следует сказать: «Аллах велик».
436 (804). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднимал голову после поясного поклона, он всегда говорил: “Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу; Господь наш, хвала Тебе”, (после чего иногда) обращался к Аллаху с мольбами за некоторых людей, называя их по именам (, например): “О Аллах, спаси аль-Валида Ибн аль-Валида, и Саламу бин Хишама, и ‘Аййаша Ибн Абу Раби‘у[718], и слабых из числа верующих! О Аллах, будь суров с племенем мудар[719] и сделай так, чтобы голод продолжался для него столько же, сколько и во времена Йусуфа![720]” (Он говорил так, поскольку) в те дни восточная группа племён мудар выступала против него».
Глава 351: О достоинстве земного поклона.
437 (806). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) люди спросили: «О посланник Аллаха! Увидим ли нашего Господа в День воскресения?» (В ответ) он сказал: «Разве сомневаетесь вы (, что сможете увидеть) полную луну в такую ночь, когда она не будет скрыта облаками?» Они сказали: «Нет, о посланник Аллаха». Он сказал: «А разве сомневаетесь вы (, что сможете увидеть) солнце, которое не скрыто тучами?» Они сказали: «Нет». (Тогда) он сказал: «Поистине, так же увидите вы и Его! В День воскресения люди будут собраны, и Он скажет: “Пусть каждый последует за тем, чему он поклонялся!” — и некоторые из них последуют за солнцем, некоторые — за луной, некоторые — за (теми, кого они считали) богами, а эта община вместе со своими лицемерами останется. И явится к ним Аллах, Который скажет: “Я — Господь ваш!” — они же станут говорить: “Это (будет) нашим местом, пока не придёт к нам Господь наш[721], а когда Он придёт, мы узнаем Его!” Потом Аллах (снова) явится к ним и скажет: “Я — Господь ваш!” И тогда они скажут: “Ты — Господь наш!” И Он призовёт их, и будет воздвигнут над адом Сират[722], и стану я первым из посланников, кто сможет пройти по нему с общиной своей, и в тот День никто не заговорит, кроме посланников, посланники же станут говорить: “О Аллах, спаси, спаси!” А в аду есть крючья, подобные колючкам са‘дана[723]».
(Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил): «Видели ли вы колючки са‘дана?» Люди сказали: «Да». (Тогда он продолжил): «(Эти