ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамд, ва хуа ‘аля кулли шайй’ин кадир; аль-хамду ли-Ллях, ва субхана-Ллах, ва ля иляха илля-Ллах, ва-Ллаху акбар, ва ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях/”, а потом скажет: “О Аллах, прости меня! /Аллахумма-гфир ли!/” — или же обратится к Аллаху с (какой-нибудь иной) мольбой, то на мольбу его будет дан ответ, если же он совершит омовение и помолится, то молитва его будет принята».
578 (1155). Сообщается, что однажды Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передававший один из своих рассказов (людям), упомянул, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, брат ваш не говорит (ничего) непристойного», имея в виду ‘Абдуллаха бин Раваху[889] (и его стихи):
И среди нас — посланник Аллаха, читающий Книгу Его[890],
когда занимается яркая заря.
Он показал нам правильный путь после слепоты, и сердца
наши
убеждены, что сказанное им верно.
Он проводит ночи, не касаясь боками своими постели,
тогда как многобожники спят глубоким сном.
579 (1156, 1157). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«(Однажды) при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, я увидел во сне, что держу в руках кусок плотного шёлка и что какого бы места в раю я ни пожелал, этот кусок летел туда (вместе со мной). И я увидел, как двое (ангелов) явились ко мне, желая привести меня к огню, но их повстречал (другой) ангел, который сказал: “Не бойся! Оставьте его!” А потом Хафса рассказала пророку, да благословит его Аллах и приветствует, об одном из моих сновидений, на что он сказал: “‘Абдуллах — прекрасный человек, но было бы хорошо, если бы он молился по ночам”».
И (после этого) ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, всегда молился по ночам.
Глава 467: О том, что было сказано относительно добровольных молитв, состоящих из двух ракатов.
580 (1162). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, учил нас, как следует просить Аллаха о благословении во (всех) делах подобно тому, как он учил нас (той или иной) суре Корана. Он говорил: «Когда кто-нибудь из вас захочет сделать что-либо, пусть совершит дополнительную молитву в два раката, а потом скажет: “О Аллах, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием, и я прошу Тебя придать мне сил Твоим могуществом, и я прошу Тебя оказать мне великую милость, ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Тебе известно всё о сокрытом! О Аллах, если знаешь Ты, что это дело станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел[891] (или же он сказал: для этой и будущей жизни), то предопредели его мне, облегчи его для меня и ниспошли мне Твоё благословение в этом. Если же Ты знаешь, что это дело окажется злом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: для этой и будущей жизни), то отврати его от меня, и отврати меня от него и, суди мне благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворённости им /Аллахумма, инни астахиру-кя би-‘ильми-кя, ва астакдиру-кя би-кудрати-кя ва ас’алю-кя мин фадли-кя-ль-‘азыми, фа-инна-кя такдиру ва ля акдиру, ва та‘ляму ва ля а‘ляму ва Анта ‘Алляму-ль-гуййуб! Аллахумма, ин кунта та‘ляму анна хаза-ль-амра хайрун ли фи дини, ва ма‘аши ва ‘акыбати амри (‘аджили амри ва аджили-хи) фа-кдур-ху ли, ва йассир-ху ли сумма барик ли фи-хи. Ва ин кунта та‘ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма‘аши ва ‘акыбати амри (‘аджили амри ва аджили-хи) фа-сриф-ху ‘ан-ни, ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур ли-ль-хайра хайсу кяна, сумма арды-ни би-хи/”». (А затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) говорил: «И (человеку следует) сказать, чего он хочет».
Глава 468: О неуклонном совершении двух ракатов (перед) утренней молитвой и о том, кто называл их добровольной (молитвой) /татавву‘/.
581 (1163). Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Ни одну из дополнительных молитв пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал столь неуклонно, как молитву в два раката утром[892]».
Глава 469: Что следует читать, совершая два раката добровольной утренней молитвы?
582 (1165). Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Обычно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, облегчал два раката (, совершавшиеся им) перед обязательной утренней молитвой, (настолько,) что я всегда задавалась вопросом: неужели он читал (только) “Аль-Фатиху”[893]?»[894]
Глава 470: Утренняя молитва /салят ад-духа/[895], совершаемая тем, кто не находится в пути.
583 (1178). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Мой самый любимый друг[896] посоветовал мне делать три вещи, от которых я не откажусь до самой своей смерти. (Он посоветовал мне) поститься по три дня ежемесячно, совершать дополнительную утреннюю /духа/ молитву и ложиться спать (только) после совершения витра».
Глава 471: О совершении (молитвы в) два раката двух ракатов перед обязательной полуденной молитвой /зухр/.
584 (1182). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всегда совершал (дополнительную молитву в) четыре раката[897] перед обязательной полуденной молитвой /зухр/ и (дополнительную молитву в) два раката перед обязательной утренней молитвой /фаджр/».
Глава 472: (Дополнительная) молитва перед обязательной закатной /магриб/ молитвой.
585 (1183). Передают со слов ‘Абдуллаха аль-Музани, да будет доволен им Аллах, что как-то раз пророк, да благословит его Аллах и приветствует, трижды сказал:
«Молитесь перед закатной молитвой[898]», а на третий раз добавил: «(Это) для тех, кто захочет», не желая, чтобы люди считали это (обязательной) сунной[899].
Книга о молитве в мечети Мекки и (мечети) Медины
Глава 473: О достоинстве молитвы в мечети Мекки и (мечети) Медины.
586 (1189). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не следует отправляться в путь (никуда)[900], если не считать трёх мечетей: Заповедной Мечети /аль-Масджид aль-Харам/ [901], мечети посланника[902] и Отдалённейшей мечети /аль-Масджид aль-Акса/ [903]».
587 (1190). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«(Одна) молитва в этой моей мечети лучше тысячи молитв[904] в любой иной, не считая Мечети Заповедной».
588 (1191, 1192). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, никогда не совершал (дополнительных) молитв по утрам /духа/, если не считать двух случаев: тех дней, когда он приезжал в Мекку, а он обычно приезжал туда утром и обходил Каабу, после чего совершал молитву в два раката позади места (Ибрахима), и тех дней, когда он приезжал в мечеть Кубы, а приезжал он туда каждую субботу и, когда входил в мечеть, не желал покидать её, не помолившись.
(Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими,) передавал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто посещал эту мечеть[906](, добираясь до неё) иногда верхом, а иногда пешком. И (Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими,) часто говорил: «Я всего лишь поступаю так же, как поступали мои товарищи, чему я был свидетелем, и я никому не запрещаю молиться в любое время дня и ночи, когда он пожелает, если только (человек) не будет стремиться (делать это) на восходе или закате[907] солнца».
Глава 475: Достоинство (места, расположенного) между домом (пророка, да благословит его Аллах и приветствует,)[908] и минбаром.
589 (1196). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Между моим домом и моим минбаром находится один из райских садов, а мой минбар стоит у моего водоёма /хауд/ [909]».
Книга о действиях во время молитвы
Глава 476: Какие слова запрещается произносить во время молитвы.
590 (1199). Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Сначала,) когда мы приветствовали пророка, да благословит его Аллах и приветствует, занятого молитвой, он всегда отвечал нам, но после того, как мы вернулись от негуса[910] и обратились к нему с приветствием (в подобных обстоятельствах), он не ответил нам, (а после завершения молитвы) сказал: “Поистине, во время молитвы (человек занят более важным) делом”».
(1200). В хадисе, передаваемом со слов Зайда бин Аркама, да будет доволен им Аллах, сообщается, что он сказал: «При жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы (сначала) разговаривали во время молитв, и человек говорил своему товарищу о том, что ему было нужно. (Так продолжалось) до тех пор, пока не был ниспослан айат (, в котором говорится): “Совершайте молитвы неуклонно, (особенно) среднюю молитву[911], и стойте пред Аллахом благоговейно” [912], после чего нам было велено молчать».
Глава 477: Выравнивание (земли, покрытой) мелкими камешками, во время молитвы.[913]
591 (1207). Передают со слов Му‘айкиба, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (увидевший, как один) человек выравнивает перед собой землю во время совершения земных поклонов, сказал:
«Если это (необходимо) сделать, то (только) один раз».
Глава 478: О том, что (следует делать), если во время молитвы (из рук человека) вырывается верховое животное.
592 (1211). Шу‘ба, да помилует его Аллах Всевышний, сообщил, что аль-Азрак бин Кайс рассказал им следующее:
«(Однажды,) когда во время боевых действий с харуритами[914] мы находились в Ахвазе[915], я оказался на крутом берегу реки, где увидел совершавшего молитву человека, который не выпускал из рук узды своего коня. (И вдруг) конь тронулся с места, а этот человек последовал за ним[916]».
Шу‘ба сказал:
«(Этим человеком был) Абу Барза аль-Аслами».
(Далее аль-Азрак бин Кайс сказал):
«И тогда один из хариджитов принялся повторять: “О Аллах, накажи этого старца!”[917] — когда же этот старец закончил (молиться), он сказал: “Поистине, я слышал ваши слова, но я принимал участие в шести (или: в семи; или: в восьми) военных походах вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и видел, какую снисходительность он проявлял (в подобных случаях)![918] А мне, конечно, было лучше отойти назад вместе с (конём), чем позволить ему убежать и вернуться на привычное место, так как тогда я оказался бы в трудном положении”».
593 (1212). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«(Когда) произошло солнечное затмение, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал на молитву и (сначала) прочитал одну длинную суру. Потом он совершил долгий поясной поклон, потом выпрямился, потом начал читать другую суру, закончив же чтение, совершил (ещё один) поясной поклон, (выпрямился, а потом) склонился в земном поклоне, после чего таким же образом совершил второй ракат и сказал: “Поистине, они[919] являются двумя знамениями из числа знамений