от Господа моего и сказал: «Соверши молитву в этом благословенном вади и скажи: “‘Умратан фи хаджжатин”[1147]».
737 (1535). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что, когда он остановился в Зу-ль-Хуляйфе, ему было сказано во сне: «Поистине, ты — в долине благословенной!»
Глава 594: Благовония необходимо смывать с одежды трижды.
738 (1536). Йа‘ля бин Умаййа, да будет доволен им Аллах, передал, что (однажды) он попросил ‘Умара, да будет доволен им Аллах: «Покажи мне пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в тот момент, когда ему будет ниспосылаться откровение».
(Некоторое время спустя,) когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с группой своих сподвижников находился в Джи‘ране[1148], к нему подошёл какой-то человек и спросил: «О посланник Аллаха, что ты скажешь о том, кто надел ихрам для совершения умры, умастившись при этом благовониями?» После этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в течение некоторого времени хранил молчание, а потом ему начало ниспосылаться откровение. И тогда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, подал знак Йа‘ле, который подошёл поближе и увидел, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прикрылся (от солнца куском) материи. Йа‘ля заглянул внутрь, и оказалось, что лицо посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покраснело, а сам он хрипит. (Когда ниспослание откровения прекратилось, пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «Где тот, кто спрашивал об умре?» — а когда этого человека привели, он сказал: «Трижды смой (со своего тела) благовония, сними с себя эту джуббу и делай во время умры то же самое, что делаешь во время хаджжа».
Глава 595: Использование благовоний при облачении в ихрам. Что следует надевать тому, кто захочет облачиться в ихрам?
739 (1539). Сообщается, что жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Мне приходилось умащать посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, благовониями, когда он готовился надеть ихрам, а также после того, как он снимал его перед совершением обхода Каабы[1149]».
Глава 596: О том, кто облачался в ихрам, склеив волосы камедью[1150].
740 (1540). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, волосы которого были склеены камедью, произносил тальбийу».
Глава 597: Произнесение тальбийи у мечети Зу-ль-Хуляйфы.
741 (1541). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, входил в состояние ихрама не иначе как у мечети».
Он имел в виду мечеть Зу-ль-Хуляйфы.
Глава 598: Езда верхом во время хаджжа в одиночку или вдвоём.
742 (1543, 1544). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (во время хаджжа при переезде) из ‘Арафата в Муздалифу Усама (бин Зайд), да будет доволен им Аллах, сидел позади пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а (во время переезда) из Муздалифы в Мину (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) посадил позади себя аль-Фадля (бин ‘Аббаса).
(Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими) сказал:
«И оба они говорили, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произносил тальбийу до тех пор, пока не начинал бросать камешки в “джамрат aль-‘акаба”[1151]».
Глава 599: О том, во что должен облачаться паломник, входящий в состояние ихрама.
743 (1545). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Причесавшись, умастив волосы маслом и надев свой изар и накидку /рида/, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выехал из Медины вместе со своими сподвижниками. Он никому не запрещал надевать никакие накидки и изары, за исключением тех, которые были окрашены шафраном, так как от них на коже оставались следы и запах. Утром в Зу-ль-Хуляйфе он сел верхом на свою верблюдицу, добравшись же до Байды, он, как и его сподвижники, надел ихрам, произнёс слова о намерении совершить хаджж (аль-киран) и пометил своих верблюдов, предназначенных для жертвоприношения[1152]. Всё это происходило за пять дней до окончания (месяца) зу-ль-ка‘да. Прибыв в Мекку в четвёртый день (месяца) зу-ль-хиджжа, он совершил обход вокруг Каабы и ритуальный бег /са‘й/ между (холмами) ас-Сафа и аль-Марва, после чего не вышел из состояния ихрама, поскольку пометил своих верблюдов. Затем он остановился в верхней части Мекки у (горы) Хаджун, (продолжая) оставаться в состоянии ихрама для совершения хаджжа, а после обхода Каабы он уже не приближался к ней до тех пор, пока не вернулся с Арафата. И он велел своим сподвижникам совершить обход Каабы и ритуальный бег /са‘й/ между ас-Сафой и аль-Марвой, потом постричь волосы, а потом выйти из состояния ихрама[1153]. Всё это касалось тех, у кого не было с собой меченного ими скота. (После этого) для каждого, с кем была жена, она стала дозволенной, как и благовония и (ношение обычной) одежды».
Глава 600: Тальбийа.
744 (1549). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произносил тальбийу (следующим образом): «Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой, вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой, поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе, и владычество, нет у Тебя сотоварища! /Ляббай-Кя, Аллахумма, ляббай-Кя, ляббай-Кя, ля шарикя ля-Кя, ляббай-Кя, инна-ль-хамда, ва-н-ни‘мата ля-Кя ва-ль-мульк, ля шарикя ля-Кя!/»
Глава 601: Восхваление /тахмид/, прославление /тасбих/ и возвеличивание /такбир/ Аллаха до начала произнесения тальбийи тем, кто сидит верхом.
745 (1551). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«В Медине мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершили полуденную молитву в четыре раката, а в Зу-ль-Хуляйфе (он совершил) послеполуденную молитву в два раката, после чего остался там на ночь. Утром (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сел на свою верблюдицу, когда же она достигла аль-Байды, он произнёс слова “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/”, “Слава Аллаху /Субхана-Ллах/” и “Аллах велик /Аллаху акбар/”, после чего стал произносить тальбийу, объявляя о своём намерении совершить хаджж и умру, и эти слова (вслед за ним) произносили и (другие) люди. Когда мы достигли (Мекки), люди[1154] по его велению вышли из состояния ихрама, а в восьмой день месяца зу-ль-хиджжа /йаум ат-тарвийа/ они (снова) стали входить в состояние ихрама для хаджжа».
(Анас) сказал:
«И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, своими руками принёс в жертву множество стоявших верблюдов, а в Медине посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принёс в жертву двух рогатых чёрно-белых баранов».
Глава 602: (Человек,) повернувшийся лицом к кибле, входит в состояние ихрама.
746 (1553). Сообщается, что Нафи‘, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:
«Совершив утреннюю молитву в Зу-ль-Хуляйфе, Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, приказывал седлать свою верблюдицу, после чего садился на неё верхом, а после того как она поднималась вместе с ним, он обращался лицом к кибле и начинал произносить тальбийу, (продолжая делать это,) пока не добирался до (Священной мечети), после чего прекращал (произносить тальбийу),[1155] а затем он приезжал в долину Зу Тува, где оставался до утра и совершал полное омовение после совершения (там) утренней молитвы. И (Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими,) утверждал, что так же поступал и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
Глава 603: Произнесение тальбийи после спуска в вади.
747 (1555). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Что касается Мусы[1156], то я будто вижу, как он спустился в это вади[1157], произнося (слова) тальбийи».
Глава 604: О том, кто при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, облачился в ихрам, придерживаясь того же намерения, что и пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
748 (1559). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(В своё время) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал меня к одним людям, жившим в Йемене, а после возвращения я нашёл его в Батхе (близ Мекки). Он спросил: “С каким намерением ты входил в состояние ихрама?”[1158] Я ответил: “С тем же, что и пророк, да благословит его Аллах и приветствует ”. Он спросил: “Есть ли с тобой жертвенный скот?” Я сказал: “Нет”, и после этого по его велению я совершил обход Каабы и ритуальный бег между (холмами) ас-Сафа и аль-Марва. А затем по его велению я вышел из состояния ихрама и пришёл к одной женщине из моего племени, которая расчесала (или: вымыла) мне голову».
А потом (туда) прибыл ‘Умар[1159], да будет доволен им Аллах, который сказал: «Если следовать Книге Аллаха, то она велит нам завершать[1160], ведь Аллах сказал: “И завершайте хаджж и умру ради Аллаха…”,[1161] если же следовать сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то и он не снял ихрама до тех пор, пока не принёс в жертву скот, который пригнал с собой».
Глава 605: Слова Аллаха Всевышнего: «Хаджж (совершается в) известные месяцы»[1162].
749 (1560). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Мы двинулись (в путь) с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в месяцы и дни хаджжа (, выполняя всё то, что следует делать совершающим) хаджж, (и ехали,) пока не остановились в Сарифе».
(‘Аиша) сказала:
«(Там пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) вышел к своим сподвижникам и сказал: “Тот из вас, у кого нет с собой жертвенного скота и кто желает совершить умру вместо хаджжа[1163], пусть так и сделает, а у кого есть с собой скот, (так поступить) не может[1164]”».
(‘Аиша) сказала:
«И среди его сподвижников были такие, кто (совершил умру и снял ихрам), и такие, кто (не стал делать этого)».
(‘Аиша) сказала:
«Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и мужчин из числа его сподвижников, то они были сильны, и с ними был скот, и поэтому они не могли совершить (одну только) умру».
(‘Аиша) сказала:
«А потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, зашёл ко мне и, (увидев, что) я плачу, спросил меня: “Что заставляет тебя плакать?” Я сказала: “Я слышала то, что ты сказал своим сподвижникам, и (это значит, что) теперь умра стала для меня невозможной”. Он спросил: “А что с тобой?” Я ответила: “Я не молюсь[1165]”. (На это) он сказал: “Не беда! Ведь ты — женщина из числа дочерей Адама, и Аллах предопределил тебе то же, что (и