верховых животных и мало дорожных припасов. Я, и моя сестра ‘Аиша, и аз-Зубайр, и такой-то, и такой-то совершили умру, а после прикосновения Каабе[1300] мы вышли из состояния ихрама, после чего (тем же) вечером снова надели ихрамы для хаджжа».
Глава 667: Что следует говорить, вернувшись после хаджжа, умры или военного похода?
828 (1797). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возвращался (в Медину) после военного похода, хаджжа или умры, он по три раза произносил слова “Аллах велик”, (поднимаясь) на каждую возвышенность, после чего говорил: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он всё может! Мы возвращаемся, каемся, Господу нашему поклоняемся (и пред Ним) до земли склоняемся и (Его) восхваляем! Аллах сдержал Своё обещание, и помог Своему рабу, и один разбил племена[1301] /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шайй’ин кадир! Аййибуна, та’ибуна, ‘абидуна, саджидуна, ли-Рабби-на хамидуна! Садака-Ллаху ва‘да-ху, ва насара ‘абда-ху ва хазама-ль-ахзаба вахда-ху/».
Глава 668: Встреча возвращающихся паломников и езда верхом втроём.
829 (1798). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Мекку, (среди прочих) его встречали и мальчики из племени бану ‘абд аль-мутталиб, и он посадил одного из них в седло перед собой, а другого — позади себя».
Глава 669: Возвращение домой вечером[1302].
830 (1800). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не возвращался к своей семье ночью. Обычно он возвращался утром или вечером».
831 (1801). Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил (людям) возвращаться к своим семьям ночью».
Глава 670: О том, кто начинал погонять свою верблюдицу, приближаясь к Медине.
832 (1802). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«При виде возвышенностей Медины посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возвращавшийся после какой-нибудь поездки, начинал погонять свою верблюдицу, если же это было (другое верховое) животное, то он погонял и его».
В (одной из) версий (этого хадиса сказано также): «…из любви к ней[1303]».
Глава 671: Путешествие является разновидностью мучения.
833 (1804). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Путешествие является разновидностью мучения, (поскольку) лишает вас возможности есть, пить и спать (должным образом), а поэтому, когда (человек) достигнет своей цели, пусть поспешит (вернуться) к своей семье».
Книга о задержке
Глава 672: О том случае, когда задерживают совершающего умру.
834 (1809). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«(После того как) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, задержали[1304], он обрил себе голову, и спал со своими жёнами, и принёс в жертву свой скот, а умру совершил на следующий год».
Глава 673: Задержка во время хаджжа.
835 (1810). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, часто говорил:
«Разве недостаточно вам (следования) сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует? Если кому-нибудь из вас помешают совершить хаджж[1305], пусть совершит обход Каабы и (бег между холмами) ас-Сафа и аль-Марва, а потом полностью выйдет из состояния ихрама и совершит хаджж на следующий год, и пусть он принесёт в жертву скот или постится, если не найдёт скота для жертвоприношения[1306]».
Глава 674: Жертвоприношение до обривания головы в случае задержки.
836 (1811). Передают со слов аль-Мисвара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил жертвоприношение до того, как обрил (себе голову), повелев своим сподвижникам поступить так же.
Глава 675: Слова Аллаха Всевышнего “или (раздать) милостыню”,[1307] под которой подразумевается то, что следует накормить шесть неимущих.
837 (1815). Сообщается, что Ка‘б бин ‘Уджра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«В Худайбийe посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (увидевший, что) с головы у меня сыплются вши, остановился рядом со мной и спросил: “Они мучают тебя?” Я ответил: “Да”. Он сказал: “Тогда побрей себе голову (или: обрейся)”».
(Ка‘б) сказал:
«Тот айат, где сказано: “А если кто-нибудь из вас болен или голова его доставляет ему страдания[1308] (, он может обриться),искупив (это) соблюдением поста,[1309] или милостыней[1310] или жертвоприношением[1311]…”,[1312] был ниспослан из-за меня. А потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Постись три дня, или раздай в качестве милостыни фарак[1313] (фиников) шестерым неимущим или принеси в жертву что сможешь”».
(1816). В другой версии (этого хадиса[1314]) сообщается, что (Ка‘б бин ‘Уджра также) сказал:
«(Этот айат) был ниспослан (только) из-за меня, но касается он всех вас».
Глава 676: Раздача в качестве искупления[1315] по половине са‘ (еды шестерым неимущим).
837 (1815). Сообщается, что Ка‘б бин ‘Уджра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«В Худайбийe посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (увидевший, что) с головы у меня сыплются вши, остановился рядом со мной и спросил: “Они мучают тебя?” Я ответил: “Да”. Он сказал: “Тогда побрей себе голову (или: обрейся)”».
(Ка‘б) сказал:
«Тот айат, где сказано: “А если кто-нибудь из вас болен или голова его доставляет ему страдания[1316] (, он может обриться),искупив (это) соблюдением поста,[1317] или милостыней[1318] или жертвоприношением[1319]…”,[1320] был ниспослан из-за меня. А потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Постись три дня, или раздай в качестве милостыни фарак[1321] (фиников) шестерым неимущим или принеси в жертву что сможешь”».
(1816). В другой версии (этого хадиса[1322]) сообщается, что (Ка‘б бин ‘Уджра также) сказал:
«(Этот айат) был ниспослан (только) из-за меня, но касается он всех вас».
Книга о наказании за охоту
Глава 677: Если человек, не находящийся в состоянии ихрама, добудет что-нибудь на охоте и подарит добычу тому, кто находится в состоянии ихрама, (последнему разрешается) есть это.
838 (1821). Сообщается, что Абу Катада, да будет доволен им Аллах, сказал:
«В год Худайбийи мы двинулись в путь вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и при этом его сподвижники надели ихрамы, а я — нет. Нам сообщили, что в Гайке[1323] находятся враги[1324], и мы направились к ним.[1325] (По дороге) мои товарищи увидели дикого осла, что рассмешило некоторых из них. Взглянув (в его сторону), я (тоже) увидел его, погнался за ним на коне, нанёс ему удар и схватил его. После этого я обратился (к своим товарищам) за помощью, но они отказались помочь мне. И мы поели его (мяса), а потом я стал догонять посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так как мы боялись оказаться отрезанными (от остальных), и иногда я гнал лошадь галопом, а иногда ехал медленней. Посреди ночи я встретил человека из племени бану гифар и спросил (его): “Где ты оставил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?” Он сказал: “Я расстался с ним у Та‘хина[1326], а для дневного отдыха он намеревался остановиться в Сукйе[1327]”. И я продолжал следовать за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пока не догнал его. (Встретившись с ним,) я сказал: “О посланник Аллаха, твои сподвижники послали (меня) с пожеланиями тебе мира, милости Аллаха и Его благословений, и ещё они опасались, что враги отрежут их от тебя, так дождись же их”. Он так и сделал, а потом я сказал: “О посланник Аллаха, мы добыли на охоте дикого осла и у нас ещё осталось его (мясо)”, и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам: “Ешьте”, а (все они) были в состоянии ихрама».
(1823). (В другой) версии (этого хадиса) сообщается что (Абу Катада, да будет доволен им Аллах,) сказал:
«Мы были с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, у (вади) аль-Каха, что в трёх (переходах)[1328] от Медины, и были среди нас как надевшие ихрамы, так и не надевшие их…»
(1824). (В другой версии этого хадиса) сообщается, что (Абу Катада, да будет доволен им Аллах,) сказал:
«А когда они[1329] прибыли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он спросил: “Не приказывал ли кто-нибудь из вас ему напасть на неё[1330] и не указывал ли (ему) на неё?” Они ответили: “Нет”, и он сказал: “Тогда ешьте оставшееся от неё мясо”».
Глава 678: Паломник, находящийся в состоянии ихрама, не должен помогать убивать добычу охотнику который в состоянии ихрама не находится.
838 (1821). Сообщается, что Абу Катада, да будет доволен им Аллах, сказал:
«В год Худайбийи мы двинулись в путь вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и при этом его сподвижники надели ихрамы, а я — нет. Нам сообщили, что в Гайке[1331] находятся враги[1332], и мы направились к ним.[1333] (По дороге) мои товарищи увидели дикого осла, что рассмешило некоторых из них. Взглянув (в его сторону), я (тоже) увидел его, погнался за ним на коне, нанёс ему удар и схватил его. После этого я обратился (к своим товарищам) за помощью, но они отказались помочь мне. И мы поели его (мяса), а потом я стал догонять посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так как мы боялись оказаться отрезанными (от остальных), и иногда я гнал лошадь галопом, а иногда ехал медленней. Посреди ночи я встретил человека из племени бану гифар и спросил (его): “Где ты оставил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?” Он сказал: “Я расстался с ним у Та‘хина[1334], а для дневного отдыха он намеревался остановиться в Сукйе[1335]”. И я продолжал следовать за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пока не догнал его. (Встретившись с ним,) я сказал: “О посланник Аллаха, твои сподвижники послали (меня) с пожеланиями тебе мира, милости Аллаха и Его благословений, и ещё они опасались, что враги отрежут их от тебя, так дождись же их”. Он так и сделал, а потом я сказал: “О посланник Аллаха, мы добыли на охоте дикого осла и у нас ещё осталось его (мясо)”, и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам: “Ешьте”, а (все они) были в состоянии ихрама».
(1823). (В другой) версии (этого хадиса) сообщается что (Абу Катада, да будет доволен им Аллах,) сказал:
«Мы были с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, у (вади) аль-Каха, что в трёх (переходах)[1336] от Медины, и были среди нас как надевшие ихрамы, так и не надевшие их…»
(1824). (В другой версии этого хадиса) сообщается, что (Абу Катада, да будет доволен им Аллах,)