так отнёсся к такому-то? Клянусь Аллахом, я считаю, что он — верующий!” Он сказал: “Или мусульманин[99]”. Я помолчал немного, но мне не давало покоя то, что я знал об этом человеке, и я снова спросил: “Почему ты так отнёсся к такому-то? Клянусь Аллахом, я считаю, что он — верующий!” Он сказал: “Или мусульманин”. Но и после этого то, что мне было известно об этом человеке, продолжало беспокоить меня, и я снова задал тот же вопрос. В ответ посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал то же самое, а потом добавил: “О Са‘д, поистине, (иногда) я даю человеку что-то, опасаясь, что Аллах ввергнет его лицом в огонь, хотя другого люблю больше, чем его”».[100]
Глава 18: Неблагодарность по отношению к мужу и различные степени неверия.
27 (29). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне был показан ад, и оказалось, что большинство из его обитателей — женщины, проявлявшие неблагодарность[101]». Его спросили: «Они не веровали в Аллаха?» Он ответил: «Они проявляли неблагодарность по отношению к своим мужьям и не благодарили за благодеяния (, которые им оказывали). Если ты долго будешь делать добро какой-нибудь (из таких женщин), а потом она увидит от тебя нечто (такое, что ей не понравится), то (обязательно) скажет: “Я никогда не видела от тебя ничего хорошего!”»
Глава 19: Грехи совершаются из-за невежества, но совершающего их не следует обвинять в неверии, если только он не впал в грех многобожия.
28 (30). Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Как-то раз я стал ругать одного человека, которого я попрекал его матерью[102]. (Услышав это,) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “О Абу Зарр, неужели ты попрекал этого человека его матерью?! Поистине, в тебе сохранились остатки невежества! Ваши рабы являются вашими братьями, которых Аллах сделал подвластными вам, так пусть же тот, кто владеет братом своим, кормит его тем же, что ест сам, и одевает его так же, как одевается сам. Не поручайте им ничего непосильного для них, а если поручите, то оказывайте им помощь”».
Глава 20: Содержание которой имеет отношение к словам Аллаха Всевышнего: «Если две группы верующих вступят в сражение (между собой), то примирите их»[103].
29 (31). Сообщается, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Услышав, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если два мусульманина сойдутся (в бою, скрестив) свои мечи, то и убивший, и убитый окажутся в аду”, я спросил: “О посланник Аллаха, (будет справедливо, если туда попадёт) убивший, но почему же и убитый?!” Он ответил: “Ведь и он хотел убить своего товарища!”»
Глава 21: О различных степенях несправедливости.
30 (32). Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Когда был ниспослан (айат, в котором сказано): “Те, которые уверовали и не затемнили свою веру несправедливостью…”[104], сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стали говорить: “Кто же из нас не поступал несправедливо?” И тогда Аллах Всевышний ниспослал (другой айат, в котором было сказано): “…ведь многобожие — великая несправедливость!”[105]»
Глава 22: Признаки лицемера.
31 (33). Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает (своё обещание), а когда ему доверяются, он предаёт[106]».
32 (34). ‘Абдуллах бин ‘Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре (свойства), а отличающийся каким-либо из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. (Четырьмя такими свойствами отличается тот, кто) предаёт, когда ему доверяются, лжёт, когда рассказывает (о чём-нибудь), поступает вероломно, когда заключает договор, и допускает беззакония, когда враждует (с кем-либо)».
Глава 23: Совершение молитв в ночь предопределения[107] является признаком веры.
33 (35). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тому, кто проведёт в молитве ночь предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи”».
Глава 24: Участие в джихаде — от веры.
34 (36). Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Всемогущий и Великий Аллах (не замедлит) наградить того, кто выйдет на Его путь. (Аллах скажет): “Не побуждает его (к этому) ничто, кроме веры в Меня и веры посланникам Моим, и Мне надлежит вернуть его (домой) с доставшейся ему наградой или военной добычей или же ввести его в рай!” И если бы это не обернулось трудностями для моей общины[108], то я не оставался бы позади отряда, (принимающего участие в джихаде,) а обязательно пожелал бы быть убитым на пути Аллаха, а потом воскрешённым, потом снова убитым и снова воскрешённым, а потом снова убитым[109]!”»
Глава 25: Добровольные ночные молитвы, совершаемые во время рамадана в надежде на награду Аллаха, являются признаком веры.
35 (37). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Тому, кто во время рамадана будет молиться по ночам с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи».
Глава 26: Соблюдение поста во время рамадана в надежде на награду Аллаха — от веры.
36 (38). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Тому, кто во время рамадана станет соблюдать пост с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи».
37 (39). Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, религия эта легка, но, если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его,[110] так придерживайтесь же правильного[111], и приближайтесь[112], и радуйтесь[113], и обращайтесь (к Аллаху) за помощью утром, вечером и в некоторые часы ночи[114]».
Глава 28: Молитва является частью веры.
38 (40). Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал:
«В первое время после приезда пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Медину он жил у своих дедов (или же он сказал: у дядьёв своей матери) из числа ансаров. (После этого) он в течение шестнадцати или семнадцати месяцев молился, обращаясь лицом в сторону Иерусалима[115], однако ему хотелось обращаться во время молитвы в сторону Каабы. Первой такой молитвой[116], которую он, да благословит его Аллах и приветствует, совершил вместе с другими людьми, была послеполуденная молитва. Затем один из тех, кто молился вместе с ним, вышел и, проходя мимо собравшихся в мечети людей, которые склонились в поясном поклоне (, повернувшись в сторону Иерусалима), сказал: “Клянусь Аллахом, (только что) я молился вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратившись в сторону Мекки”. (Услышав это,) они сразу же повернулись в сторону Каабы. Что касается иудеев и (других) людей Писания, то им было приятно, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молился, обращаясь в сторону Иерусалима, когда же он стал поворачиваться лицом в сторону Каабы, им это не понравилось».
Глава 29: Об искреннем исповедании Ислама человеком.
39 (41). Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если раб (Аллаха) примет Ислам и будет Ислам его хорош, Аллах простит ему любой грех, совершённый им прежде, и после этого воздаяние (для него будет таким: награда за) каждое благое дело будет (для него по меньшей мере) десятикратной, возрастая до семисоткратной.[117] Что же касается (каждого) дурного дела, то (воздастся за него только) равным, если Аллах не простит его”».
Глава 30: Больше всего Всемогущий и Великий Аллах любит такие религиозные дела, которые совершаются с наибольшим постоянством.
40 (43). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вошедший к ней в то время, когда у неё находилась одна женщина, спросил её: «Кто это?»
(‘Аиша) ответила: «Такая-то», и стала рассказывать о том, как она молится[118], что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он сказал: «Прекрати! Должны вы делать лишь то, что вам по силам! Клянусь Аллахом, Аллах не утомится[119], пока сами вы не утомитесь!»
(‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала): «Больше всего Аллах любит такие религиозные (дела), которые (человек,) совершающий их, совершает постоянно».
Глава 31: Увеличение и уменьшение веры.
41 (44). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Выйдет из огня тот, кто скажет: “Нет бога, кроме Аллаха”, храня в сердце своём добро[120] весом (хотя бы) с ячменное зерно, и выйдет из огня тот, кто скажет: “Нет бога, кроме Аллаха”, храня в сердце своём добро весом (хотя бы) с пшеничное зерно, и выйдет из огня тот, кто скажет: “Нет бога, кроме Аллаха”, храня в сердце своём добро весом (хотя бы) с пылинку».
42 (45). Передают со слов ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) один иудей сказал ему:
«О повелитель правоверных! Есть в вашем Писании один айат, который вы читаете, (и я думаю, что) если бы он был ниспослан иудеям, то мы обязательно отмечали бы день (его ниспослания) как праздник».
(‘Умар) спросил: «И какой же это айат?» Тот сказал:
«Сегодня Я довёл до совершенства для вас вашу религию, и довёл до конца Свою милость вам, и одобрил для вас Ислам в качестве религии».[121]
‘Умар сказал: «Нам известен этот день и то место, где (этот айат) был ниспослан пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Это была пятница, когда он стоял на ‘Арафате[122]».
Глава 32: Выплата закята является частью Ислама.
43 (46). Сообщается, что Тальха бин ‘Убайдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Однажды к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, явился какой-то человек из Неджда[123] с растрёпанными волосами. Мы слышали его громкий голос, но не понимали, что он говорит, пока он не приблизился и (не выяснилось, что) он спрашивает об Исламе. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Ты должен совершать) пять молитв в течение дня и ночи”. (Человек) спросил: “А должен ли я молиться сверх этого?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Нет, если только сам