будут разделены на две группы: одни подвергнутся в этот День унижению и будут ввергнуты в пылающий огонь, другие же встретят этот День с ликованием, радуясь милосердию Аллаха и уготованным им видам блаженства. Затем приводятся веские доказательства могущества Всевышнего и Его способности воскресить людей после смерти, которые они видят своими глазами и которыми пользуются в своей жизни. Затем посланнику повелено наставлять людей и напоминать им, поскольку это его основная миссия по отношению к ним. При этом указывается, что ему не дано господства или власти над ними, чтобы заставить их верить. А того, кто, не последовав наставлениям, отвернулся от веры и не уверовал, Аллах покарает за этот грех мучительнейшей величайшей карой, когда он вернётся к Нему после смерти. Ведь они все вернутся к Аллаху, и только Он воздаст им за их деяния.
88:1. Слышал ли ты, о Мухаммад, рассказ о воскресении, которое охватит всех людей и покроет их своими ужасами?
88:2-3. В День воскресения лица одних будут униженными, и они в аду вечно будут выполнять тяжкий, мучительный труд.
88:2-3. В День воскресения лица одних будут униженными, и они в аду вечно будут выполнять тяжкий, мучительный труд.
88:4. Они будут ввергнуты в пылающий огонь.
88:5. Их будут поить кипящей водой из бурно кипящего источника.
88:6. У них не будет никакой еды, кроме «дари», а это отвратительная скверная еда, которая мучает того, кто съест её.
88:7. От этой еды тело не будет сильным и упитанным, и она не избавит от голода.
88:8-10. Лица же других будут в День воскресения благостны благодаря воздаянию за благодеяния, которые они вершили в земной жизни, довольные своим местом в райском саду, возвышенном, достойном,
88:11-12. где они не услышат пустословия. Там вечно текущий источник.
88:13. В раю воздвигнуты высокие по месту и достоинству седалища для увеличения блаженства верующих,
88:14. и поставлены полные напитком чаши у них под рукой,
88:15. и разложены рядами подушки,
88:16. и разостлано повсюду множество ковров.
88:17. Неужели они не размышляют о знамениях и свидетельствах (могущества Аллаха) и не смотрят на верблюдов, задумываясь над тем, что они созданы прекраснейшим образом, свидетельствующим о могуществе Аллаха?![137]
88:18. И неужели они не задумываются о том, как высоко, без опор вознесено небо, которое они видят постоянно,
88:19. и о том, как воздвигнуты горы, на вершины которых они поднимаются, как они твёрдо и высоко водружены, утверждая землю, чтобы она не наклонялась и не колебалась,
88:20. и (не задумываются) о земле, на которой они живут и трудятся, как она распростёрта и выровнена?[138]
88:21-22. Так наставляй же и напоминай своим посланием! Ведь тебе только поручено передать людям Послание твоего Господа, но не дано власти заставить их уверовать.
88:23-24. Но того, кто отвернулся от веры и не уверовал, Аллах подвергнет величайшему наказанию, сильнее которого нет.
88:25. К Нам, а не к кому-то другому, будет возвращение смертью и воскрешением.
88:26. И только на Нас возложена расплата с ними и воздаяние за их дела.
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Эта сура ниспослана в Мекке. Она состоит из 30 айатов. Она начинается с клятвы многими явлениями, привлекающими внимание к тому, что Аллах Всесилен и властен подвергнуть не уверовавших в Него и в воскресение такому же наказанию, которое постигло прежние неуверовавшие общины. Потом в суре утверждается неизменный закон Аллаха испытывать Своих рабов добром и злом. И когда Аллах дарует человеку благоденствие и богатство или лишает его их — не доказательство расположения или гнева Всевышнего. Далее речь адресована людям, деяния которых указывают на их чрезмерную алчность и скупость. В конце суры указывается на то, как горько будут сожалеть те, кто совершал грехи и не творил добрых деяний. Они пожалеют, что не совершали благодеяний в земной жизни, которые спасли бы их от ужасов Дня воскресения, которые они увидят своими глазами. А душа, обретшая покой, совершавшая благодеяния и отказавшаяся от грехов, будет спокойной и довольной. Ей будет сказано: «Войди с праведными и почтенными рабами Аллаха в рай Аллаха!»
89:1. Клянусь светом зари, когда она рассеивает темноту ночи,
89:2. и десятью предпочитаемыми Аллахом ночами,[139]
89:3. и чётом и нечётом предметов (т. е. всеми вещами),
89:4. и ночью, которая приходит и уходит благодаря удивительному движению Вселенной!
89:5. Не достаточно ли убедительна клятва упомянутым выше для разумного человека?
89:6-7. Неужели ты не знаешь, как твой Господь подверг наказанию племя «Ад» — народ Худа и жителей Ирама, воздвигших высокие изящные строения,
89:8. подобных которым по прочности и величию не было создано ни в одной другой стране?
89:9. И неужели не знаешь, как постигло наказание от твоего Господа самудитов — народ Салиха, которые вырубали скалы и строили себе дворцы в долине?
89:10. Неужели не знаешь, как наказание от твоего Господа постигло Фараона, обладателя войска, поддерживавшего его власть, как поддерживают палатку колья?
89:11. Они преступали дозволенное, творя злодеяния в разных странах,
89:12. и своим неверием и несправедливостью приумножали в них нечестие.
89:13. Тогда твой Господь обрушил на них различные мучительные (виды) наказания.
89:14. Поистине, твой Господь наблюдает за деяниями людей, считает и записывает их, а потом воздаст за них.
89:15. Человек же, когда Господь, подвергая его испытанию, почтит его и одарит богатством, достоинством и властью, прельщаясь этим, говорит: «Господь мой почтил меня и одарил этими благами, потому что я достоин их».
89:16. А когда Господь, подвергая его испытанию, ограничивает его в уделе, он, не усматривая в этом мудрости, говорит: «Мой Господь унизил меня».
89:17. Остерегайтесь же этого! Это совсем не так, как вы говорите. Дело в том, что вы не чтите сироту,
89:18. не призываете друг друга накормить бедняков,
89:19. присваиваете себе наследство жадно, не разбирая и не спрашивая себя: дозволено это или запрещено.
89:20. Вы очень сильно любите богатство, что побуждает вас стремиться к накоплению его и к тому, что вы очень скупы, расходуя из него.
89:21. Удерживайтесь от этого! Ведь вас ждут ужасы, когда земля рассыплется в прах.
89:22. И когда придёт твой Господь, как подобает Ему Всевышнему, и придут ангелы рядами, один ряд за другим,
89:23. в тот День приблизится ад — жилище мучения. В День, когда это произойдёт, человек вспомнит свои злодеяния. Но какую пользу принесёт ему воспоминание и сожаление, когда уже прошло время для этого?
89:24. Тогда человек скажет, сожалея и раскаиваясь: «О, если бы я совершал благочестивые деяния в земной жизни, которые могли бы помочь мне в будущей жизни!»
89:25-26. В тот День, когда произойдут эти события, никто не накажет так мучительно, как накажет Аллах, и никто не наложит таких цепей и оков, какие наложит Аллах.
89:27. О душа, обретшая спокойствие в истине!
89:28. Вернись к своему Господу довольной блаженством и милостями Аллаха, снискавшей благосклонность Аллаха своими добрыми деяниями, совершёнными в земной жизни!
89:29. Войди в число Моих благочестивых рабов!
89:30. Войди в Мой рай — жилище вечного блаженства!
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Эта сура ниспослана в Мекке. Она состоит из 20 айатов. Аллах поклялся Запретным городом Меккой, где живёт Мухаммад — да благословит его Аллах и приветствует, — в котором он вырос и который он любил, и поклялся родителем и его потомками, поскольку они хранят человеческий род и заселяют землю, что человек с самого рождения испытывает тяготы и трудности на протяжении всей своей жизни. Далее говорится, что человек возгордился и считает, что его мощь непобедима и что он обладает огромным богатством, которое он расходует ради удовлетворения своих прихотей и страстей. Потом Аллах Всевышний — хвала Ему! — перечислил милости, которые Он оказал человеку: облегчил ему обращение на прямой путь и указал, как преодолеть скупость, чтобы стать из обитателей рая — тех, кто возьмёт Книгу своих деяний в правую руку — и избегнет того, чтобы стать в числе тех, кто возьмёт Книгу своих деяний в левую руку и будет брошен в адский огонь, и будет закрыт в нём.
90:1. Клянусь непреклонной клятвой — Меккой — Запретным городом!
90:2. Ведь ты живёшь в этом городе, удостаивая его этим ещё большим почётом и уважением.
90:3. И клянусь родителем и его потомками, которыми сохраняется человеческий род и заселяется земля.
90:4. Поистине, Мы сотворили человека, и он испытывает тяготы и трудности с самого первого момента его сотворения и до конца его жизни.
90:5. Неужели человек, обременённый всеми этими тяготами, полагает, что никто не может его покорить?
90:6. Он говорит: «Я израсходовал несметное богатство на вражду с Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует!). Я израсходовал это богатство, чтобы отвратить его от ислама».
90:7. Неужели он думает, что его деяния скрыты от всех, и никто не знает о них, даже Тот, кто его сотворил?!
90:8-9. Разве Мы не наделили его парой глаз, с помощью которых он может видеть, языком и парой губ, чтобы он мог говорить и выражать свои мысли?
90:10. И указали ему на путь добра и на путь зла, и направили его к выбору.
90:11. Он не извлёк пользы из того, чем Мы наделили его, и не преодолел препятствие, которое мешает ему идти по пути спасения — скупость своей души.
90:12. И откуда тебе знать, как преодолеть это препятствие?
90:13. Это — отпустить на волю одного раба, освободив его от рабства,
90:14. или же накормить в тяжкий день голода
90:15. сироту из своих родственников, нуждающегося в утешении и сочувствии из-за бедности, и чтобы поддержать родственные связи,
90:16. и обездоленного, который страдает от нужды и нищеты.
90:17. Сверх того, человек, который совершает вышеупомянутые благодеяния, должен быть из верующих, побуждающих друг друга к терпению и милосердию.
90:18. Люди, обладающие этими качествами, — счастливы. Им будет вручена Книга их деяний в правую руку, и будут они обитателями рая.
90:19. А те, которые не уверовали в Коран и опровергали Наши знамения, доказывающие истину, — несчастны, и их постигнет наказание.
90:20. Их окружит со всех сторон пылающий огонь, в котором они будут закрыты.
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Эта сура была ниспослана в Мекке. Она состоит из 15 айатов. В начале суры Аллах Всевышний поклялся многими Своими великими творениями, доказывающими беспредельное могущество Аллаха Всевышнего и Его единство, что тот, кто очистил свою душу от грехов верой и повиновением Аллаху, преуспеет, а тот, кто погубил душу свою неверием и совершением грехов, потерпит убыток. Аллах приводит в пример самудитов — народ Салиха, рассказав о том, что постигло их, чтобы это было назиданием и поучением всем, кто упорствует, считая посланника лжецом. Ведь когда самудиты сочли своего посланника лжецом и подрезали сухожилия у верблюдицы, Аллах погубил их всех, не опасаясь последствий их гибели и того, что постигло их,