Аллама Мухаммад Икбал (урду علامه محمد اقبال, англ. Allama Muhammad Iqbal) Годы жизни 1877—1938. Поэт, философ и общественный деятель Британской Индии, ключевая фигура в литературе урду и мыслитель, считающийся духовным отцом Пакистана, провозвестником создания этой страны. Его труды написаны на урду, персидском и английском языках.
Икбал родился 9 ноября 1877 года в Сиялкоте, в семье портного, известного своей набожностью. Начальное образование получил в родном городе. В 1892 году женился на Карим-Биби, дочери гуджаратского врача.
В 1895 году Икбал поступил в правительственный колледж в Лахоре, где начал изучать философию, арабскую и английскую литературу; среди его учителей был ориенталист Томас Уокер Арнольд, посоветовавший ему посетить Европу для расширения кругозора. В 1899 году получил магистерскую степень. Затем продолжил образование в Англии и Германии. изучал философию, а также юриспруденцию, литературу и арабский язык. С 1908 года — профессор философии.
Выступал в печати с конца 1890-х гг. Писал стихи на урду, пенджаби и персидском языке. С отдельной книгой поэзии дебютировал в 1915 году («Секреты своего Я»).
В 1922 году произведён королём Георгом V в рыцари.
В 1930 году Икбал в качестве почетного председателя сессии Мусульманской лиги выступил за создание мусульманского государства в составе независимой индийской федерации.
В социально-революционный период своего творчества симпатизировал идеям социализма, одновременно отвергая «коммунистический атеизм»: в его творчестве Аллах встречается с Лениным и посылает архангела Джабраила поднять угнетённых всей Земли на восстание.
Икбал скончался 21 апреля 1938 года в Лахоре. В 1953 году было основано «Общество Икбала» («Базм-е-Икбал»).
Икбал и объединение исламского мира
Единство — важнейший фактор мощи мусульман, однако на пути осуществления данной задачи существует множество внутренних и внешних препятствий. Икбал факторы разделения мусульман делил на две основные группы:
внешние факторы;
внутренние факторы.
Из первой группы факторов можно особо выделить империализм, неонационализм, колонизацию, экономическую зависимость и «уравнивание» культур.
Второй категорией факторов, препятствующих единству, являются внутренние факторы, и, по мнению Икбала, нижеприведенные факторы являются основными в данной категории: отдаленность мусульман от своих корней и истоков, выпускники западных учебных заведений и их неосведомленность в вопросах исламской культуры и отсутствие прогресса в науке и образовании в мусульманских обществах.
Аллама Икбал считал единство и равноправие двумя основными и неотделимыми столпами Исламского общества. Он был уверен, что при определении и толковании демократии посредством исламского учения можно достичь желанного, отвечающего запросам времени общества. Он также считал, что чем больше мы приближаемся к истинному духу и божественному исламскому учению, тем лучше демонстрируются мощь, величие и единство мусульман, а исламское единство он понимал, как основанное на Единобожии. Икбал считал единство и осведомленность двумя взаимодополняющими факторами, а неосведомленность и невежество — основной причиной раскола.
Он считал, что единство должно осуществляться двумя способами:
интеграция правителей и правительств исламских стран;
большая информированность народов.
Пути воплощения единства также обрисовывались тремя способами: первое — единое руководство исламскими странами, другое — создание исламской федерации, состоящей из всех исламских стран, и в конце концов — участие в союзах, альянсах, договорах и повышение культурных, экономических и политических связей. Очень популярен на Востоке, особенно в регионе Пакистана, Афганистана и Средней Азии, его произведения пользуются популярностью среди мусульман. Одно из знаменитых произведений Икбала «Послание Востока» (Пайам-е-Машрик) было адресовано тогдашнему королю Афганистана Аманулле-хану. На Востоке его окрестили как «Звезда Востока» (Ситора-е Шарк). Дружба с Икбалом и его взгляды во многом способствовало к переходу в Ислам знаменитого пакистанского проповедника и дипломата еврейского происхождения Мухаммада Асада.
Память
В честь поэта в городе Фейсалабаде назван крикетный стадион.
Фразы
«Суть жизни — самого себя найти»
«Будь то сияние царства или зрелище республики, политика без религии ведет только к тирании».