Мухаммал Икбал Реконструкция религиозной мысли в исламе
«Будущим историкам еще предстоит признать в Икбале мусульманского Лютера, перевернутого с ног на голову, и тем не менее — Лютера»та оценка,дан ная Мухаммаду Икбалу одним из лучших его биографов, И.Сингхом, кажется находящейся в прямом противоречии с заявлением самого поэта-фило
софа: «Лютер в мире ислама невозможен»2
. Какое же из двух высказываний
является истинным? Возможна ли правота обоих?
Справедливость суждения Мухаммада Икбала лежит как бы на поверхно
сти, она очевидна в контексте исламского вероучения. Об этом говорил в зна
менитом аллахабадском выступлении Икбал: «Протест Лютера был направлен
против церкви-организации… И он был совершенно прав, восстав против этой
организации, хотя, как я полагаю, Лютер не осознавал, что его протест в спе
цифических условиях Европы в конечном счете будет означать замену универ
сальной этики Иисуса множеством национальных, а потому более узких этиче
ских систем. Таким образом, результатом интеллектуального движения, ини
циированного такими личностями, как Лютер и Руссо, явился раскол Одного на
плохо сочетающееся в самом себе Множество… Универсальная этика Иисуса
заменена национальными политическими и этическими системами. Конец, к
которому постепенно подталкивается Европа, — религия есть частное дело
индивидуума и не имеет никакого дела с тем, что называется временной (т.е.
земной. — М.С.) жизнью человека… В исламе Бог и мир, дух и материя, цер
ковь и государство органично взаимосвязаны. Человек— не гражданин про-
фанного мира, который должен быть отвергнут в интересах потустороннего
духовного мира. В исламе материя — это дух, реализующий себя в простран
стве и времени… Здесь нет церкви-организации, подобной существовавшей в
европейском средневековье, которая бы вызывала своего разрушителя»3
.
Тем не менее вполне оправданно и суждение И.Сингха. Однако, чтобы убе
диться в этом, надо проследить эволюцию взглядов поэта-философа, отразив
шуюся в его литературном творчестве. Предлагаемая книга представляет собой
1
Singh Iqbal. The Ardent Pilgrim. An Introduction to the Life and Work of Muhammed
Iqbal. Delhi: Oxford University Press, 1997 (first published in 1951), p. 96.
2
Iqbal /VI. President Address Delivered at the Annual Session of the All-India Muslim
League at Allahabad on 29th December, 1930 //Thoughts and Reflections of Iqbal. Ed. by
S.A.Vahid. Lahore: Sh. Muhammad Ashraf, 1964, p. 164.
3
Ibid, p. 162-163.
5
семь лекций, шесть из которых были прочитаны Мухаммадом Икбалом в Мад
расе, Хайдарабаде (штат Андхра-Прадеш) и Алигархе по просьбе Мадрасской
мусульманской ассоциации в 1928-1929 гг. Последняя же лекция, седьмая,
является выступлением на сессии Аристотелевского общества в Лондоне в
декабре 1932 г. Еше при жизни поэта-философа лекции были опубликованы
в виде книги под общим названием «Реконструкция религиозной мысли в ис
ламе»4
.
Когда я собрал пожитки, чтобы покинуть землю,
Все они говорили: «Мы хорошо знали его».
На самом же деле никто не знал этого странника,
Никому не известно, когда он явился, что и кому он сказал.
(Эпитафия, высеченная на гробниие-мавзолее
Мухаммала Икбала в Лахоре)
Мухаммад Икбал родился 22 февраля 1873 г. в Сиялкоте, небольшом го
родке на севере современного Пакистана, в семье потомков кашмирских
брахманов, в XVI! в. принявших ислам. Его отец, владевший небольшим швей
ным бизнесом, отличался набожностью и посвящал много времени богослов
ским занятиям, общению с местными святыми. Оттого, наверное, он и носил
почетный титул, именуясь Шейх Hyp Мухаммад. Он мечтал дать сыну сугубо
религиозное воспитание и намеревался определить его на учебу в медресе —
школу при мечети, однако в силу ряда обстоятельств отказался от этих планов в
пользу более прагматичного решения — образования в местной миссионер
ской школе. Большую роль в принятии данного решения сыграл друг семьи
Маулави Мир Хассан, преподаватель арабского и персидского языков, кото
рый опекал Икбала в годы его обучения и содействовал приобщению мальчика
к миру мусульманской поэзии.
В 1895 г. Икбал покидает родной Сиялкот и едет в Лахор, чтобы продол
жить образование в самом престижном пенджабском высшем учебном заведе
нии— Правительственном колледже. Годы учебы (в 1899 г. Икбал получил
степень магистра философии и золотую медаль), а затем преподавания (сна
чала истории и политической экономии в Восточном колледже Пенджабского
университета, позже — философии в Правительственном колледже) во мно
гом определили мировоззренческие и гражданские позиции будущего поэта-
философа.
Настроения интеллектуальной элиты индийских мусульман на рубеже XIX и
XX вв. отражали ситуацию, в которой оказалась вторая по величине религиоз
ная обшина страны после завоевания Индии Британской Ост-Индской компа
нией, вызвавшего крушение империи Великих Моголов. Колониальные власти
взяли курс на ослабление экономических позиций утративших политические
рычаги мусульман, на создание нового класса помещиков из числа индусских
ростовщиков и торговцев, с тем чтобы превратить его в опору британского
4
Iqbal M. The Reconstruction of Religious Thought in Islam. L, 1934.
6
владычества. Сипайское восстание 1857-1858 гг., в котором лидировали му
сульмане, еше более усилило антимусульманскую направленность английской
политики, породив так называемую проблему индийских мусульман.
Справедливости ради следует признать, что борьба между мусульманами и
индусами имела место и до прихода англичан5
. То была преимущественно
борьба конкурирующих элит: мусульманских феодалов и индусской потомст
венной знати, владевшей наследственными землями. Время от времени в про
тивостояние втягивались широкие слои населения, и тогда политическая, эко
номическая конкуренция приобретала характер массовых религиозных кон
фликтов. Тем не менее правящие династии были заинтересованы в сохранении
государственной целостности, и поэтому они были склонны проводить полити
ку веротерпимости, выступая сторонниками религиозного синкретизма (яркий
пример тому— правление императора Акбара, 1556-1605). Подобная поли
тика нередко вызывала сопротивление мусульманской элиты, которое особен
но усилилось в период кризиса Могольской империи, сопровождавшегося
ростом междоусобных столкновений и открытым антииндусским курсом неко
торых из правителей (в первую очередь императора Аурангзеба, 1658-1707).
Впрочем, стремление сыграть на религиозных различиях в политической борь
бе постоянно наталкивалось на тенденцию к сближению мусульман и индусов,
проявившуюся, в частности, в синтезе духовных культур, обычаев и традиций.
Объективные сложности во взаимоотношениях двух религиозных обшин
использовали англичане. Британский колониализм, хотя и не был первопричи
ной индусско-мусульманской борьбы, безусловно, послужил катализатором
межобщинной напряженности.
Тревога, доходящая до отчаяния, по поводу будущего мусульман в Индии
побудила к поиску путей выхода из, казалось бы, тупикового положения, выра
ботки программы «возрождения». Так возникло знаменитое в новейший период
индийской истории алигархское движение, связанное прежде всего с деятель
ностью Алигархского колледжа, учрежденного по инициативе лидера и идео
лога движения Саййид Ахмад-хана (1817-1898).
Саййид Ахмад-хан видел спасение индийских мусульман в просвещении.
Им руководила убежденность в незыблемости британского господства в Индии,
и потому он считал неизбежным сотрудничество с колониальными властями.
Более того, С.Ахмад-хан полагал, что колониализм является благом, ибо несет
с собой европейскую культуру и достижения современной науки: «Аля мира в
Индии и прогресса страны сохранение английского управления — насущная
необходимость не на время, а навсегда»6
.
Саййид Ахмад-хан постоянно ратовал за единство соотечественников, неза
висимо от их вероисповедания7
. «Индусы и мусульмане,— заявлял он, —
5
См. подробнее: Prasad В. Pathway to India’s Partition. In 2 vols. New Delhi, 1999,
vol. 1, ch. I (The Legacy from the Past), p. 47-98.
6
Malik H. Sir Sayyid Ahmad Khan’s Contribution to the Development of Muslim
Nationalism in India // Modern Asian Studies. 1970, vol. 4, № 2, p. 142-143.
7
Изменения во взглядах Саййид Ахмада-хана произошли лишь после создания партии
Индийский национальный конгресс (1885), которую он обвинил в антимусульманских
настроениях. Опасаясь ущемления интересов мусульман в случае прямых выборов в
7
должны стараться стать одним сердием и душой и выступать совместно; если мы
объединены, мы сможем помочь друг другу. Действуя же друг против друга,
мы ослабим себя»8
.
Мухаммад Икбал в годы юности испытал огромное влияние алигархского
движения, был активным участником деятельности его лахорского отделения —
Общества помощи исламу (Anjuman-i-Himayat-i-Islam). Общая направленность
движения и настроений его сторонников отразилась в творчестве начинающего
поэта. С одной стороны, переживания по поводу положения индийских му
сульман (морально-психологического, политического, экономического), полу
чившие сильнейшее эмоциональное выражение в стихотворении «Плач сиро
ты», прочитанном Икбалом на ежегодной сессии Общества зашиты ислама в
1899 г. По свидетельству очевидцев, многие из присутствовавших были на
столько тронуты стихами юного поэта, что не могли скрыть рыданий. С другой
стороны, приверженность единству Индии, патриотический дух, отразившийся
в «Песне индийских детей», известной каждому индийцу как «Наша Индия»
(гимн страны):
На свете нет прекрасней тебя, индийский край, родимый наш!
Аля Индии мы соловьи, она же — сад любимый наш.
Аа, все мы — Индии сыны, мы рождены одной землей,
Нас учит осуждать вражду закон от века чтимый наш.
{Пер. В.Рогова.)
Учеба в Правительственном колледже также не прошла для Икбала бес
следно — ему открылся мир западной культуры. Желание приобщиться к его
духовным ценностям побудило Икбала отправиться в Европу для продолжения
образования (к тому же это открывало перед ним в будущем более широкие
возможности в продвижении по службе).
Вначале была Англия — для многих его соотечественников своеобразная
культурная Мекка, которую стремился посетить каждый, кто мог себе это по
зволить. Ехали в метрополию и те, кто был озабочен не только своим личным
будущим, но и будущим Индии (достаточно вспомнить Рам Мохан Роя, Саййид
Ахмад-хана, Рабиндраната Тагора, Махатму Ганди, Ажавахарлала Неру). Аля
них посещение Англии представлялось непременным условием в решении
жизненно важных проблем Отечества.
Икбал учился сначала в Кембридже (в Тринити-колледже). Его главными на
ставниками были профессора философии МакТаггарт и Ажеймс Уорд. И хотя
некоторые исследователи считают Икбала «учеником-последователем» Уорда,
прославившегося в те времена своим сочинением «Натурализм и агностицизм»,
есть основания полагать, что наибольшим все же было влияние МакТаггарта,
читавшего в Кембридже курсы лекций о Канте и Гегеле. Об этом свидетельст
вуют и признание самого Икбала в том, что в период пребывания в Кембридже
законодательные органы, он предложил ввести систему пропорционального представи
тельства религиозных обшин.
8
UHT. по: Chand T. History of the Freedom Movement in India. In 2 vols. Faridabad,
1967, vol. 2, p. 363.
8
он почти ежедневно встречался с МакТаггартом, имел с ним содержательные
беседы, и их многолетняя переписка, и неоднократные ссылки на МакТаггарта
в икбаловских лекциях, наконец, его статья, посвященная философским воз
зрениям высокочтимого профессора в «Indian Arts and Letters» (1932, № б)9
.
В последней Икбал, оценивая своего покойного учителя, называет его «фило
софом-святым», «великим мыслителем», являющимся «по отношению к Гегелю
тем, кем был Лейбниц по отношению к Спинозе».
Помимо контактов с профессорами-философами огромную значимость
для Икбала имело общение с известным специалистом в области персидской
литературы, автором и по сей день авторитетнейшего четырехтомного иссле
дования «Литературная история Персии» — профессором Эдвардом Брау
ном10
. Примечательно, что в европейский период жизни Икбал, ранее писав
ший стихи на родном урду, переходит на фарси, язык поэтически более бога
тый, язык его литературных «вдохновителей-наставников» — Хафиза и Руми.
Глубокий интерес к немецкой философии, прежде всего к Гегелю, Канту,
Шопенгауэру и Ницше, а также преклонение перед Гёте и Шиллером побуж
дают Икбала к переезду из Англии в Германию, где он надеется «приблизиться»
к своим кумирам, приобщиться к взрастившей их духовной атмосфере. В
Мюнхенском университете Икбал — студент-исследователь, в прославленном
университете Гейдельберга— слушатель курса по философии. В Мюнхене
проходит зашита его диссертации на тему «Развитие метафизики в Персии», в
которой соединились увлечение Икбала философией и неизменная любовь к
поэзии, нашли воплощение два его лика — поэта и философа.
Перед возвращением на родину Икбал вновь едет в Кембридж (философия
и поэзия— прекрасные занятия для ума и души, но ненадежные средства к
обеспечению существования) и получает право на адвокатскую практику.
Три года пребывания в Западной Европе (1905-1908) оказались чрезвычай
но плодотворными. Поразительно, как много удалось сделать Икбалу за