Скачать:PDFTXT
Реконструкция религиозной мысли в Исламе

все веши к движению.

Сущностной природой атома в современной науке является электриче-

3 — 6949 65

ство, а не нечто наэлектризованное. Кроме того, веши не даны в непо­

средственном опыте как веши, уже обладающие определенными конту­

рами; поскольку непосредственный опыт есть континуальность без ка­

ких-либо разграничений. То, что мы называем вещами, суть события в

континуальности Природы, которые мысль размещает в пространстве и

тем самым рассматривает как взаимоизолированные во имя целей дей­

ствия. Мир, который кажется нам собранием вещей, не является одно­

родным веществом, заполняющим пустоту. Он — не вещь, а действие.

Природа мысли, по мнению Бергсона, сериальна; она не может иметь

дело с движением иначе как рассматривая его в качестве ряда непод­

вижных точек. Вот почему оперирование мысли, работающей со ста­

тичными концепциями, придает видимость ряда неподвижносгей тому,

что по своей природе динамично. Сосуществование и последовательная

смена этих неподвижносгей есть источник того, что мы называем про­

странством и временем.

Согласно Бергсону, Реальность есть свободный, креативный, виталь­

ный импульс природы воления, которую мысль размешает в пространст­

ве и рассматривает как множественность «вещей». Здесь нет возможно­

сти дать полную критику данной точке зрения. Достаточно сказать, что

витализм Бергсона завершается непреодолимым дуализмом воли и мыс­

ли. Это происходит на самом деле из-за того, что его взгляд на разум

является ограниченным. Разум, по его мнению, есть ориентированная в

пространстве деятельность; она формируется только на материи и рас­

полагает исключительно механическими категориями. Но, как я уже

отмечал в своей первой лекции, мысль обладает также более глубоким

движением. В то время как она кажется разбивающей Реальность на

статичные фрагменты, ее действительная функция заключается в синте­

зировании элементов опыта, используя для этого категории, подходящие

для различных уровней, представляемых опытом. Она столь же орга­

нична, что и жизнь. Движение жизни как органического роста включает

в себя поступательный синтез его различных ступеней. Без этого синте­

за оно перестает быть органическим ростом. Оно детерминировано

целями, а наличие целей означает, что оно пронизано разумом. Невоз­

можна и деятельность разума без наличия целей. В опыте сознания

жизнь и мысль пронизывают друг друга. Они образуют единство. Мысль

потому по своей истинной природе тождественна жизни. Опять же, по

мнению Бергсона, устремленность вперед витального импульса в его

творческой свободе не освещена светом непосредственной или отда­

ленной цели. Она не нацелена на результат; она целиком произвольна,

лишена направленности, хаотична и непредсказуема в своем поведе­

нии. Главным образом именно здесь и обнаруживает свою неадекват­

ность бергсоновский анализ опыта нашего сознания. Он рассматривает

опыт сознания как прошлое, движущееся наряду и оперирующее внутри

66

настоящего17

. Он игнорирует тот факт, что единство сознания обладает

также и направленным вперед аспектом. Жизнь есть только ряд актов

внимания, а акт внимания необъясним без обращения к цели, будь то

осознанной или бессознательной. Даже наши акты восприятия обуслов­

лены нашими непосредственными интересами и целями. Персидский

поэт Урфи прекрасно выразил эту сторону человеческого восприятия.

ОН ГОВОРИТ:

«Если твое сердце не обмануто миражом, не гордись точностью сво­

его понимания, потому что твоя свобода от этой оптической иллюзии

возникает из-за твоей несовершенной жажды».

Поэт хочет сказать, что, если бы тебя обуревала страшная жажда,

пески пустыни предстали бы пред тобой миражом озера. Твоя свобода

от иллюзии связана с отсутствием сильной жажды. Ты воспринял вещь

такой, какая она есть, потому что ты не был заинтересован принять

ее такой, какой она не является. Словом, цели и задачи, независимо от

того, существуют ли они как сознательные или бессознательные тенден­

ции, формируют деформацию и обман сознательного опыта. А понятие

цели не может быть понято иначе как через обращение к будущему.

Прошлое, безусловно, пребывает и оперирует в настоящем; но это

оперирование прошлого в настоящем не есть сознание в его полноте.

Элемент цели раскрывает в сознании некоторый взгляд вперед. Цели не

только окрашивают настоящие состояния нашего сознания, но и рас­

крывают его будущую направленность. Фактически они дают нашей

жизни толчок вперед и тем самым некоторым образом предвосхищают,

оказывают воздействие на состояния, которым еще предстоит быть.

Стать детерминированным целью — значит быть детерминированным

тем, что должно быть. Так, прошлое и будущее совместно оперируют в

настоящем состоянии сознания, и будущее не является полностью по­

дорванным, как показывает бергсоновский анализ нашего сознательного

опыта. Состояние внимательного сознания включает одновременно

память и воображение как оперирующие факторы. Реальность не есть

слепой витальный импульс, совершенно неосвещенный идеей. Ее при­

рода насквозь телеологична.

Однако Бергсон отрицает телеологическую природу реальности на

том основании, что телеология делает время нереальным. По его сло­

вам, врата будущего должны оставаться для Реальности открытыми. Ина­

че она не будет свободной и творческой. Нет сомнения в том, что если

под телеологией понимать выработку плана, имея в виду предусмотрен­

ную цель или задачу, то она действительно делает время нереальным.

Она сводит мир к простому временному воспроизводству предсушест-

вуфшей вечной схемы или структуры, в которой индивидуальные собы-

17

См. подробнее: Бергсон А. Творческая эволюция, с. 42-43.

3* 67

тия уже обрели свои надлежащие места, как бы ожидая очереди для

вступления во временной поворот истории. Все заранее уготовлено

где-то в вечности, временной порядок вещей есть не более чем простая

лимитация вечной матрицы. Такой взгляд вряд ли отличается от механи­

цизма, который мы уже отвергли. Фактически это завуалированный

материализм, в котором судьба или рок замешают жесткий детерми­

низм, не оставляя места для человеческой или даже Божественной сво­

боды. Мир, рассматриваемый как процесс реализации заранее предпи­

санной цели, не является миром свободных, ответственных моральных

агентов; это только сцена, на которой приводятся в движение управ­

ляемые из-за кулис куклы.

Существует, однако, и другое понимание телеологии. Исходя из опы­

та нашего сознания, мы обнаружили, что жить — это значит формиро-.

вать и изменять цели и задачи, а также быть управляемым ими. Мен­

тальная жизнь телеологична в том смысле, что, хотя не существует отда­

ленной цели, к которой мы движемся, имеется прогрессирующее фор­

мирование новых целей, задач и идеальной шкалы ценностей по мере

роста и расширения процесса жизни. Мы становимся тем, кто мы есть,

переставая быть тем, кем мы были. Жизнь есть прохождение через ряд

смертей. Однако имеется система в последовательности этого прохож­

дения. Его различные ступени, несмотря на кажущуюся неожиданность

изменений в нашей оценке вешей, органически взаимосвязаны. Жизнь-

история индивидуума является в целом единством, а не простой серией

взаимно плохо адаптируемых событий. Мировой процесс, или движе­

ние универсума во времени, конечно же, лишен цели, если под целью

понимать предустановленную цельзадолго предопределенное назна­

чение, к которому движется все творение. Наделить мировой процесс

целью в этом смысле означало бы лишить его оригинального и творче­

ского характера. Его цели — это свершение жизненного пути, это цели,

которые наступят, но не обязательно предусмотрены заранее. Время-

процесс не может быть постигнуто как заранее начертанная линия. Эта

линия в рисунке — актуализация открытых возможностей. Оно целена­

правленно только в том смысле, что избирательно по своему характеру

и осуществляется некоторым образом в настоящем, активно сохраняя и

дополняя прошлое. По моему мнению, ничто так не чуждо кораниче-

скому мировоззрению, как мысль о том, что мир есть временное осу­

ществление заранее предусмотренного плана. Как я уже отмечал, мир,

согласно Корану, подвержен росту. Это растущий мир, а не готовый

продукт, который рука его Творца оставила много веков тому назад и

который теперь лежит простертым в пространстве и времени, словно

мертвая масса материи, которая никак не меняется со временем, а

потому и является ничем.

Я полагаю, что теперь мы в состоянии понять смысл аята:

68

«Он — тот, который ночь и день сделал чередой для тех,

кто желает вспомнить и желает благодарить» (25:62).

Критическая интерпретация течения времени так, как оно раскры­

вается в нас самих, приводит нас к понятию конечной Реальности как

чистой длительности, в которой мысль, жизнь и цель пронизывают друг

друга, чтобы образовать органическое единство. Мы не можем постичь

это единство иначе как единство «я» — всеохватное конкретное «я» —

конечный источник всякой индивидуальной жизни и мысли. Я осмелюсь

полагать, что ошибка Бергсона состоит в рассмотрении чистого време­

ни как предшествующего «я», к которому только и приложима чистая

длительность. Ни чистое пространство, ни чистое время не в состоянии

удержать вместе множественность предметов и событий. Только акт

восприятия устойчивого «я» способен схватить множественность дли­

тельности— разбитой на бесконечное число мгновений— и транс­

формировать ее в органическую целостность синтеза. Существовать в

чистой длительности— значит быть «я», а быть «я» — значит быть спо­

собным утверждать «Я есть». Истинно существует только тот, кто может

сказать: «Я есть». Именно степень интуиции «яйносги» определяет место

веши на шкале бытия. Мы тоже говорим «Я есть». Но наша «яйность»

зависит и возникает из различия между «я» и «не-я». Конечное «Я», по

словам Корана, может позволить себе обойтись без остальных миров

(видимо, имеется в виду аят 29:6, гласящий: «…Поистине, Аллах не нуж­

дается в мирах!» — Примеч. пер.). Аля Него «не-я» не предстает как

конфронтируюший «другой», иначе Он должен был находиться, подоб­

но нашему частному «я», в пространственном отношении с конфронти-

руюшим «другим». То, что мы называем Природой или «не-я», есть лишь

мимолетный миг в бытии Бога. Его «яйность» независима, неудержима,

абсолютна. Мы не в состоянии выработать адекватной концепции отно­

сительно такого «Я». Как говорит Коран: «…Никто не сравнится с Ним,

Он— внемлющий, зрящий» (42:11).

Итак, «я» немыслимо без характера, то есть единообразной формы

поведения. Природа, как мы видели, не есть масса чистой материаль­

ности, заполняющей пустоту. Это система событий, системная форма

поведения, и как таковая она органична конечному Я. Природа отно­

сительно Божественного Я это то же, что характер в соотнесенности с

человеческим «я». По образному выражению Корана, это привычка

Аллаха. С человеческой точки зрения, это — интерпретация, которую

мы, в нашей нынешней ситуации, даем креативной деятельности Абсо­

лютного Эго. В определенный момент своего поступательного движе­

ния эта деятельность конечна, но поскольку «я», по отношению к ко­

торому она органична, креативно, она способна к росту и, следова­

тельно, безгранична, в том смысле, что никакая граница ее расшире­

нию не является финальной. Ее безграничность потенциальна, но не

69

действительна. Природа, таким образом, должна пониматься как жи­

вой, вечно растущий организм, чей рост не имеет финальных внеш­

них пределов. Ее единственный пределвнутренний, то есть имма­

нентное «я», которое оживляет и поддерживает целое. Как говорится в

Коране: «И, поистине, мы к Господу нашему возвращаемся!» (43:14)

(Икбал ошибочно ссылается на 50.14. Возможно, это типографская

опечатка. — М.С.).

Таким образом, занятая нами точка зрения придает новый духовный

смысл физике. Знание Природы становится знанием Божественного

поведения. В нашем наблюдении за Природой мы фактически стремим­

ся к своего рода близости с конечной Реальностью; а это лишь иная

форма поклонения.

Вышеприведенное обсуждение рассматривает время в качестве су­

щественного элемента конечной Реальности. Следующий шаг, который

нам предстоит сделать, это рассмотреть аргумент покойного доктора

МакТаггарта18

, касающийся нереальности времени. Время, согласно д-ру

МакТаггарту, нереально, потому что всякое событие— в прошлом,

настоящем и будущем. Например, смерть королевы Анны является про­

шлым для нас; она была настоящим для современников королевы и бу­

дущим для Вильгельма III. Таким образом, факт смерти Анны соединяет

в себе черты, несовместимые друг с другом. Ясно, что данный аргумент

вытекает из предположения относительно того, что последовательная

природа времени финальна. Если мы считаем прошлое, настоящее и

будущее присущими времени, тогда мы представляем время в качестве

прямой линии, часть которой мы уже прошли и оставили позади, а часть

ее все еще остается нами непройденной.

Скачать:PDFTXT

Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать, Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать бесплатно, Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать онлайн