в состоянии видеть веши только частично. Мы не можем понять пол
ную значимость великих космических сил, которые разрушают и одно
временно поддерживают и распространяют жизнь. Учение Корана,
которое верит в возможность улучшения поведения человека и в его
контроль над природными силами, не является ни оптимистическим, ни
пессимистическим. Это— мелиоризм (т.е. учение об улучшении, со
вершенствовании мира. — М.С.), который признает растущий мир и
воодушевлен надеждой на конечную победу человека над злом.
Однако ключ к лучшему пониманию нашей проблемы дан в легенде о
том, что называется падением человека. В этой легенде Коран частично
сохраняет древние символы, но легенда была существенно трансфор
мирована за счет придания ей нового смысла. Коранический метод
полной или частичной трансформации легенд ради оживления их но
выми идеями и тем самым адаптирования к современному духу времени
является важным обстоятельством, которое почти всегда недооценива
лось как мусульманскими, так и немусульманскими исследователями
ислама. Имея дело с этими легендами, цель Корана редко бывает исто
рической. Практически всегда им ставится задача придать указанным
легендам универсальное моральное или философское значение. И
Коран достигает этой цели, не называя имена лиц и мест, которые могли
бы ограничить значимость легенды, придавая ей окраску специфиче
ского исторического события, а таюке исключая подробности, которые
кажутся относящимися к иному порядку восприятия. Подобный метод
обращения с легендами не является исключительным. Другой пример
25
Naumann J.F. Briefe uber Religion. Berlin, 1916, p. 68.
26
Икбала интересует прежде всего шопенгауэровское учение о воле как сущностной
характеристике личности.
27
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1992, кн. IV, параграф 57.
89
такого же рода — легенда о Фаусте, прикосновение к которой гетев-
ского гения придало ей совершенно иной смысл.
Но вернемся к легенде о падении. Мы находим ее представленной в
различных формах в литературах древнего мира. В самом деле, невоз
можно определить стадии ее роста и ясно представить человеческие
мотивы, которые должны были действовать в процессе ее медленной
трансформации. Но если ограничиться семитской формой мифа, то
вполне вероятно, что последняя возникла из примитивного желания
человека объяснить свое беспредельно мучительное положение в
неблагоприятной среде, проявляющееся в болезнях и смерти, а также
со всех сторон препятствующей его стремлению к самосохранению. Не
обладая контролем над силами Природы, человек, естественно, смотрел
на жизнь пессимистически. Так, в старой вавилонской надписи мы нахо
дим змею (фаллический символ), дерево и женщину, предлагающую
мужчине яблоко (символ девственности). Смысл мифа ясен: падение
человека из-за предполагаемого состояния блаженства произошло по
причине первичного полового акта человеческой пары. То, как Коран
преподносит ту же легенду, становится очевидным, когда мы проведем
сравнение с изложением в Книге Бытия. Примечательные точки расхо
ждения между кораническим и библейским изложениями дают безоши
бочное указание на цель коранической версии легенды:
1. Коран полностью опускает историю о змее и ребре. Первый про
пуск, вероятно, преследовал цель освободить легенду от фаллисгского
фона и от первоначально предложенного ею пессимистического взгля
да на жизнь. Второй пропуск ставил задачу показать, что коранический
рассказ не является историческим, как это имеет дело в Ветхом Завете,
который излагает нам происхождение первой человеческой пары как
предысторию Израиля. Действительно, в аятах, в которых упоминается
происхождение человека, Коран использует слова башар или инсан, а
не Адам, которым человек именуется, выступая в качестве Божьего
наместника на земле. Задача, поставленная Кораном, далее, обеспечи
вается тем, что собственные имена Адама и Евы, упоминаемые в биб
лейском рассказе, в нем опущены. Слово «Адам» сохраняется и исполь
зуется скорее как понятие, чем имя конкретного человеческого инди
вида. Такое использование данного слова происходит не без разреше
ния на то самого Корана. Следующий аят явно указывает на это: «Мы
сотворили вас [сначала], потом придали вам облик. Потом Мы велели
ангелам: „Поклонитесь Адаму!»…» (7:11).
2. Коран делит легенду на два отличных эпизода: один связан с тем,
что он описывает просто как «древо вечности» и «вечное царство». Пер
вый эпизод упоминается в седьмой суре, второй — в 20-й суре Корана28
.
Согласно Корану, Адам и его жена, сбитые с пути Сатаной, функция
Точнее: 7:19^-20 и 20:120-121.
90
которого состоит в порождении сомнений в умах людей, вкусили плоды
обоих деревьев, тогда как в Ветхом Завете человек был изгнан из Рай
ского Сада сразу после того, как он проявил первый акт неповиновения,
а Бог расположил в восточной части сада ангелов и горящий меч, вра
щающийся во все стороны так, чтобы удерживать от приближения к
древу жизни.
3. Ветхий Завет проклинает землю за акт неповиновения, совершен
ный Адамом. Коран же объявляет землю «местом проживания» человека
и «источником выгоды» АЛЯ него, за владение которым он должен быть
благодарен Богу. «Мы дали вам пристанище на земле, о люди, и пред
ложили вам средства к жизни. Но как мало вы благодарны!» (7:10). Нет
и никакого резона полагать, что слово лжаннат (сад), используемое
здесь, означает сверхчувственный рай, из которого предположительно
человек ниспал на эту землю. Согласно Корану, человек — не чужак на
этой земле. Коран гласит: «[Еще] Он сказал: „На земле вы будете жить,
на ней будете умирать и из нее восстанете [в День воскресения]»» (7:25).
А>каннат, упомянутый в легенде (о падении. — MC), не может означать
вечной обители для праведных. Коран же описывает лжаннат как место,
где праведные «будут передавать друг другу чашу, [содержимое] кото
рой не развязывает язык и не влечет к греху» (52:23). Он, далее, описы
вается как место, где «Ничто не будет их там огорчать, и их не изгонят
оттуда» (15:48). Однако в лжаннате, упомянутом в легенде, самым пер
вым случившимся событием был акт человеческого неповиновения с
последующим его изгнанием. Фактически Коран сам объясняет смысл
данного слова так, как он используется в его собственном изложении.
Во втором эпизоде легенды сад описывается как место, где «не при
дется ни голодать, ни ходить нагим» (20:118). Поэтому я склонен счи
тать, что лжаннат в кораническом рассказе есть понятие примитивного
состояния, в котором человек практически не связан со своим окруже
нием и потому не испытывает мук человеческих желаний, рождение
которых отмечает начало человеческой культуры.
Таким образом, мы видим, что кораническая легенда о падении че
ловека не имеет ничего общего с появлением последнего на этой пла
нете. Цель этой легенды, скорее, в том, чтобы указать на возвышение
человека из примитивного состояния инстинктивной страсти к созна
тельному обладанию свободного «я», способного к сомнению и непови
новению. Падение тем самым не означает какой-либо нравственной
порочности, это — переход человека от простейшего сознания к пер
вой вспышке самосознания, своего рода пробуждение от сна природы с
пульсацией индивидуальной причинности в собственном бытии индиви
да. Не считает Коран и землю чем-то вроде места пыток, где порочный
от природы человек находится в заключении за свой первородный грех.
Первый акт человеческого неповиновения был также актом его свобод
ного выбора. Вот почему, согласно кораническому повествованию,
91
первый проступок Адама был прошен. Итак, добродетель не является
делом принуждения, это свободная уступка «я» моральному идеалу, и
она возникает из добровольного сотрудничества свободных эго. Суще
ство, движения которого полностью детерминированы подобно тому,
как это бывает с машиной, не в состоянии продуцировать добродетель.
Однако допустить появление ограниченного эго, обладающего властью
выбора, после учета относительной ценности нескольких направлений
действия, открытых ему, — значит, действительно брать на себя боль
шой риск, ибо свобода выбирать добро предполагает также свободу
выбора того, что противоположно добру. То, что Бог взял на себя такой
риск, свидетельствует о Его огромном доверии человеку, и теперь чело
веку предстоит оправдать это доверие. Возможно, только такой риск
позволяет проверить и развить потенции существа, который был сотво
рен из «прекраснейшего материала», а затем «был сведен к нижайшему
положению». (Икбал, судя по всему, имеет ввиду аяты 4-5 из 95-й суры:
«…Мы сотворили человека в прекраснейшем облике. А потом Мы обра
тили его в нижайшее из низших [состояние. — М.С.]».) Как утверждает
Коран.- «…и Мы подвергаем вас искушению добром и злом ради испыта
ния…» (21:36). Поэтому добро и зло, хотя и являются противоположно
стями, находятся в пределах единого целого. Нет такой веши, как изо
лированный факт, потому что факты— это системные целостности,
элементы которых должны быть поняты в соотнесенности друг с другом.
Логическое суждение разделяет элементы факта только для того, чтобы
раскрыть их взаимозависимость.
Далее, природа «я» состоит в утверждении себя как «я». Для этого
оно стремится к знанию, к саморазмножению и власти, или, говоря
словами Корана, к «вечному царству». Первый эпизод в коранической
легенде относится к человеческому желанию знать, второй — к его
желанию саморазмножаться и властвовать. В связи с первым эпизодом
необходимо отметить два обстоятельства. Во-первых, эпизод упомина
ется сразу после аятов, описывающих превосходство Адама над ангела
ми благодаря его способности удерживать в памяти и воспроизводить
имена вещей. Цель этих аятов, как я показал ранее, выявить концепту
альный характер человеческого знания. Во-вторых, мадам Блаватская29
,
обладающая удивительным знанием древнего символизма, говорит нам в
своей книге под названием «Тайная доктрина», что для древних дерево
был тайным символом оккультного знания30
. Адаму было запрещено
М.Икбал во время своих лекций в Мадрасе в 1929 г. посетил адьярское отделение
Теософского общества. Примечательно также, что он ссылается на «Reincarnation» Анны
Безант (президента Теософского обшества в 1907-1933 гг., единственной англичанки,
возглавлявшей в качестве президента партию Индийский национальный конгресс в
1917 г.) в своей диссертации «Развитие метафизики в Персии».
3 0
Blavatsky H.P. The Secret Doctrine: The Synthesis of Science, Religion and Philosophy.
6 vols. Adyar (Madras), 1971.
92
вкусить плод от этого дерева, очевидно, потому, что ограниченность его
«я», его чувственного аппарата и его интеллектуальных способностей
были в целом настроены на иной тип знания, а именно на тот, который
требует труд терпеливого наблюдения и признает только медленную его
аккумуляцию. Дьявол же склонил его вкусить запретный плод оккультного
знания, и Адам поддался на это не потол^, что он был по природе поро
чен, а потому, что был по природе «тороплив» (речь идет об аяте 11 из
суры 17: «…А ведь человек тороплив [по природе]». — MC). Единствен
ный способ исправить эту склонность — поставить человека в окружение,
которое, как бы оно ни было мучительно, все же лучше подходило бы к
проявлению его интеллектуальных способностей. Так, помещение Адама в
причиняющее страдание окружение не означало наказания, а, скорее,
преследовало задачу нанести поражение замыслу дьявола, который, буду
чи врагом человека, ловко пытался удерживать его в неведении о радости
неустанного роста и развития. Однако жизнь ограниченного эго в соз
дающем препятствия окружении зависит от постоянного расширения
знания, базирующегося на реальном опыте. А опыт ограниченного эго,
для которого открыто несколько возможностей, расширяется только пу
тем метода проб и ошибок. Поэтому ошибка, которая может быть оха
рактеризована как своего рода интеллектуальное зло, является обяза
тельным фактором в наращивании опыта.
Второй эпизод коранической легенды следующий:
«Но шайтан стал нашептывать ему: „О Адам! Не показать ли тебе
дерево [с плодами, дарующими] вечность и вечную власть?»
[Адам и его супруга] поели [плодов того дерева], и увидели они
свою наготу. Они стали прикрываться сложенными [вместе] ли
стьями райских деревьев. Так Адам ослушался своего Господа и
сошел с правильного пути.
Потом Господь избрал его [из числа других], простил и направил
Центральная идея здесь— показать неукротимость жизненной
потребности в независимости, в безграничности жизненного пути
конкретной индивидуальности. Аля бренного существа, страшаще
гося смерти, открыт единственный путь— достижение некоторого
рода коллективного бессмертия посредством саморазмножения. Вку
шение запретного плода с древа вечности есть обращение жизни к
половому различию, благодаря которому