Скачать:PDFTXT
Реконструкция религиозной мысли в Исламе

в состоянии видеть веши только частично. Мы не можем понять пол­

ную значимость великих космических сил, которые разрушают и одно­

временно поддерживают и распространяют жизнь. Учение Корана,

которое верит в возможность улучшения поведения человека и в его

контроль над природными силами, не является ни оптимистическим, ни

пессимистическим. Это— мелиоризм (т.е. учение об улучшении, со­

вершенствовании мира. — М.С.), который признает растущий мир и

воодушевлен надеждой на конечную победу человека над злом.

Однако ключ к лучшему пониманию нашей проблемы дан в легенде о

том, что называется падением человека. В этой легенде Коран частично

сохраняет древние символы, но легенда была существенно трансфор­

мирована за счет придания ей нового смысла. Коранический метод

полной или частичной трансформации легенд ради оживления их но­

выми идеями и тем самым адаптирования к современному духу времени

является важным обстоятельством, которое почти всегда недооценива­

лось как мусульманскими, так и немусульманскими исследователями

ислама. Имея дело с этими легендами, цель Корана редко бывает исто­

рической. Практически всегда им ставится задача придать указанным

легендам универсальное моральное или философское значение. И

Коран достигает этой цели, не называя имена лиц и мест, которые могли

бы ограничить значимость легенды, придавая ей окраску специфиче­

ского исторического события, а таюке исключая подробности, которые

кажутся относящимися к иному порядку восприятия. Подобный метод

обращения с легендами не является исключительным. Другой пример

25

Naumann J.F. Briefe uber Religion. Berlin, 1916, p. 68.

26

Икбала интересует прежде всего шопенгауэровское учение о воле как сущностной

характеристике личности.

27

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1992, кн. IV, параграф 57.

89

такого же рода — легенда о Фаусте, прикосновение к которой гетев-

ского гения придало ей совершенно иной смысл.

Но вернемся к легенде о падении. Мы находим ее представленной в

различных формах в литературах древнего мира. В самом деле, невоз­

можно определить стадии ее роста и ясно представить человеческие

мотивы, которые должны были действовать в процессе ее медленной

трансформации. Но если ограничиться семитской формой мифа, то

вполне вероятно, что последняя возникла из примитивного желания

человека объяснить свое беспредельно мучительное положение в

неблагоприятной среде, проявляющееся в болезнях и смерти, а также

со всех сторон препятствующей его стремлению к самосохранению. Не

обладая контролем над силами Природы, человек, естественно, смотрел

на жизнь пессимистически. Так, в старой вавилонской надписи мы нахо­

дим змею (фаллический символ), дерево и женщину, предлагающую

мужчине яблоко (символ девственности). Смысл мифа ясен: падение

человека из-за предполагаемого состояния блаженства произошло по

причине первичного полового акта человеческой пары. То, как Коран

преподносит ту же легенду, становится очевидным, когда мы проведем

сравнение с изложением в Книге Бытия. Примечательные точки расхо­

ждения между кораническим и библейским изложениями дают безоши­

бочное указание на цель коранической версии легенды:

1. Коран полностью опускает историю о змее и ребре. Первый про­

пуск, вероятно, преследовал цель освободить легенду от фаллисгского

фона и от первоначально предложенного ею пессимистического взгля­

да на жизнь. Второй пропуск ставил задачу показать, что коранический

рассказ не является историческим, как это имеет дело в Ветхом Завете,

который излагает нам происхождение первой человеческой пары как

предысторию Израиля. Действительно, в аятах, в которых упоминается

происхождение человека, Коран использует слова башар или инсан, а

не Адам, которым человек именуется, выступая в качестве Божьего

наместника на земле. Задача, поставленная Кораном, далее, обеспечи­

вается тем, что собственные имена Адама и Евы, упоминаемые в биб­

лейском рассказе, в нем опущены. Слово «Адам» сохраняется и исполь­

зуется скорее как понятие, чем имя конкретного человеческого инди­

вида. Такое использование данного слова происходит не без разреше­

ния на то самого Корана. Следующий аят явно указывает на это: «Мы

сотворили вас [сначала], потом придали вам облик. Потом Мы велели

ангелам: „Поклонитесь Адаму!»…» (7:11).

2. Коран делит легенду на два отличных эпизода: один связан с тем,

что он описывает просто как «древо вечности» и «вечное царство». Пер­

вый эпизод упоминается в седьмой суре, второй — в 20-й суре Корана28

.

Согласно Корану, Адам и его жена, сбитые с пути Сатаной, функция

Точнее: 7:19^-20 и 20:120-121.

90

которого состоит в порождении сомнений в умах людей, вкусили плоды

обоих деревьев, тогда как в Ветхом Завете человек был изгнан из Рай­

ского Сада сразу после того, как он проявил первый акт неповиновения,

а Бог расположил в восточной части сада ангелов и горящий меч, вра­

щающийся во все стороны так, чтобы удерживать от приближения к

древу жизни.

3. Ветхий Завет проклинает землю за акт неповиновения, совершен­

ный Адамом. Коран же объявляет землю «местом проживания» человека

и «источником выгоды» АЛЯ него, за владение которым он должен быть

благодарен Богу. «Мы дали вам пристанище на земле, о люди, и пред­

ложили вам средства к жизни. Но как мало вы благодарны!» (7:10). Нет

и никакого резона полагать, что слово лжаннат (сад), используемое

здесь, означает сверхчувственный рай, из которого предположительно

человек ниспал на эту землю. Согласно Корану, человек — не чужак на

этой земле. Коран гласит: «[Еще] Он сказал: „На земле вы будете жить,

на ней будете умирать и из нее восстанете [в День воскресения]»» (7:25).

А>каннат, упомянутый в легенде (о падении. — MC), не может означать

вечной обители для праведных. Коран же описывает лжаннат как место,

где праведные «будут передавать друг другу чашу, [содержимое] кото­

рой не развязывает язык и не влечет к греху» (52:23). Он, далее, описы­

вается как место, где «Ничто не будет их там огорчать, и их не изгонят

оттуда» (15:48). Однако в лжаннате, упомянутом в легенде, самым пер­

вым случившимся событием был акт человеческого неповиновения с

последующим его изгнанием. Фактически Коран сам объясняет смысл

данного слова так, как он используется в его собственном изложении.

Во втором эпизоде легенды сад описывается как место, где «не при­

дется ни голодать, ни ходить нагим» (20:118). Поэтому я склонен счи­

тать, что лжаннат в кораническом рассказе есть понятие примитивного

состояния, в котором человек практически не связан со своим окруже­

нием и потому не испытывает мук человеческих желаний, рождение

которых отмечает начало человеческой культуры.

Таким образом, мы видим, что кораническая легенда о падении че­

ловека не имеет ничего общего с появлением последнего на этой пла­

нете. Цель этой легенды, скорее, в том, чтобы указать на возвышение

человека из примитивного состояния инстинктивной страсти к созна­

тельному обладанию свободного «я», способного к сомнению и непови­

новению. Падение тем самым не означает какой-либо нравственной

порочности, это — переход человека от простейшего сознания к пер­

вой вспышке самосознания, своего рода пробуждение от сна природы с

пульсацией индивидуальной причинности в собственном бытии индиви­

да. Не считает Коран и землю чем-то вроде места пыток, где порочный

от природы человек находится в заключении за свой первородный грех.

Первый акт человеческого неповиновения был также актом его свобод­

ного выбора. Вот почему, согласно кораническому повествованию,

91

первый проступок Адама был прошен. Итак, добродетель не является

делом принуждения, это свободная уступка «я» моральному идеалу, и

она возникает из добровольного сотрудничества свободных эго. Суще­

ство, движения которого полностью детерминированы подобно тому,

как это бывает с машиной, не в состоянии продуцировать добродетель.

Однако допустить появление ограниченного эго, обладающего властью

выбора, после учета относительной ценности нескольких направлений

действия, открытых ему, — значит, действительно брать на себя боль­

шой риск, ибо свобода выбирать добро предполагает также свободу

выбора того, что противоположно добру. То, что Бог взял на себя такой

риск, свидетельствует о Его огромном доверии человеку, и теперь чело­

веку предстоит оправдать это доверие. Возможно, только такой риск

позволяет проверить и развить потенции существа, который был сотво­

рен из «прекраснейшего материала», а затем «был сведен к нижайшему

положению». (Икбал, судя по всему, имеет ввиду аяты 4-5 из 95-й суры:

«…Мы сотворили человека в прекраснейшем облике. А потом Мы обра­

тили его в нижайшее из низших [состояние. — М.С.]».) Как утверждает

Коран.- «…и Мы подвергаем вас искушению добром и злом ради испыта­

ния…» (21:36). Поэтому добро и зло, хотя и являются противоположно­

стями, находятся в пределах единого целого. Нет такой веши, как изо­

лированный факт, потому что факты— это системные целостности,

элементы которых должны быть поняты в соотнесенности друг с другом.

Логическое суждение разделяет элементы факта только для того, чтобы

раскрыть их взаимозависимость.

Далее, природа «я» состоит в утверждении себя как «я». Для этого

оно стремится к знанию, к саморазмножению и власти, или, говоря

словами Корана, к «вечному царству». Первый эпизод в коранической

легенде относится к человеческому желанию знать, второй — к его

желанию саморазмножаться и властвовать. В связи с первым эпизодом

необходимо отметить два обстоятельства. Во-первых, эпизод упомина­

ется сразу после аятов, описывающих превосходство Адама над ангела­

ми благодаря его способности удерживать в памяти и воспроизводить

имена вещей. Цель этих аятов, как я показал ранее, выявить концепту­

альный характер человеческого знания. Во-вторых, мадам Блаватская29

,

обладающая удивительным знанием древнего символизма, говорит нам в

своей книге под названием «Тайная доктрина», что для древних дерево

был тайным символом оккультного знания30

. Адаму было запрещено

М.Икбал во время своих лекций в Мадрасе в 1929 г. посетил адьярское отделение

Теософского общества. Примечательно также, что он ссылается на «Reincarnation» Анны

Безант (президента Теософского обшества в 1907-1933 гг., единственной англичанки,

возглавлявшей в качестве президента партию Индийский национальный конгресс в

1917 г.) в своей диссертации «Развитие метафизики в Персии».

3 0

Blavatsky H.P. The Secret Doctrine: The Synthesis of Science, Religion and Philosophy.

6 vols. Adyar (Madras), 1971.

92

вкусить плод от этого дерева, очевидно, потому, что ограниченность его

«я», его чувственного аппарата и его интеллектуальных способностей

были в целом настроены на иной тип знания, а именно на тот, который

требует труд терпеливого наблюдения и признает только медленную его

аккумуляцию. Дьявол же склонил его вкусить запретный плод оккультного

знания, и Адам поддался на это не потол^, что он был по природе поро­

чен, а потому, что был по природе «тороплив» (речь идет об аяте 11 из

суры 17: «…А ведь человек тороплив [по природе]». — MC). Единствен­

ный способ исправить эту склонностьпоставить человека в окружение,

которое, как бы оно ни было мучительно, все же лучше подходило бы к

проявлению его интеллектуальных способностей. Так, помещение Адама в

причиняющее страдание окружение не означало наказания, а, скорее,

преследовало задачу нанести поражение замыслу дьявола, который, буду­

чи врагом человека, ловко пытался удерживать его в неведении о радости

неустанного роста и развития. Однако жизнь ограниченного эго в соз­

дающем препятствия окружении зависит от постоянного расширения

знания, базирующегося на реальном опыте. А опыт ограниченного эго,

для которого открыто несколько возможностей, расширяется только пу­

тем метода проб и ошибок. Поэтому ошибка, которая может быть оха­

рактеризована как своего рода интеллектуальное зло, является обяза­

тельным фактором в наращивании опыта.

Второй эпизод коранической легенды следующий:

«Но шайтан стал нашептывать ему: „О Адам! Не показать ли тебе

дерево [с плодами, дарующими] вечность и вечную власть

[Адам и его супруга] поели [плодов того дерева], и увидели они

свою наготу. Они стали прикрываться сложенными [вместе] ли­

стьями райских деревьев. Так Адам ослушался своего Господа и

сошел с правильного пути.

Потом Господь избрал его [из числа других], простил и направил

на прямой путь» (20:120-122).

Центральная идея здесьпоказать неукротимость жизненной

потребности в независимости, в безграничности жизненного пути

конкретной индивидуальности. Аля бренного существа, страшаще­

гося смерти, открыт единственный путьдостижение некоторого

рода коллективного бессмертия посредством саморазмножения. Вку­

шение запретного плода с древа вечности есть обращение жизни к

половому различию, благодаря которому

Скачать:PDFTXT

Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать, Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать бесплатно, Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать онлайн